«О вы, служительницы Музы!»
  Литературно-музыкальная композиция
  по страницам творчества А.А. Ахматовой
  и М.И. Цветаевой
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Звучит классическая музыка начала ХХ века
  Слайд №1:
   «И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл…»  
  Чтец (на фоне музыки):
  Начало ХХ века для русской поэзии было блистательным, поразительно щедрым и разнообразным. Этот короткий период расцвета русской культуры получил название Серебряного века. За короткий срок на поэтическом небосклоне России засияло множество замечательных поэтических имён: Александр Блок, Андрей Белый, Иван Бунин, Осип Мандельштам, Анна Ахматова, Николай Гумилёв, Сергей Есенин, Марина Цветаева, Игорь Северянин… В этой яркой плеяде звёзд особенным светом горят имена Анны Андреевны Ахматовой и Марины Ивановны Цветаевой.
  
  Слайд №2: Портрет А.А. Ахматовой.
  Чтец:
  «Я научила женщин говорить»,- эти слова Анны Андреевны Ахматовой во многом являются характерными для её творчества. Впервые женщина обрела поэтический голос невиданной силы.
  В то время я гостила на земле,
  Мне дали имя при крещенье – Анна,
  Сладчайшее для губ людских и слуха.
  Так дивно знала я земную радость
  И праздников считала не двенадцать,
  А столько, сколько было дней в году…
  
 
  Слайд № 3. Виды Петербурга, Царского Села.
  Чтец:
  Первые её детские впечатления – царскосельские: зелёное великолепие парков, выгон, куда её водила няня, ипподром, где скакали маленькие пёстрые лошадки:
  По аллее проводят лошадок, 
  Длинны волны расчёсанных грив.
  О, пленительный город загадок,
  Я печальна, тебя полюбив.
  Странно вспомнить: душа тосковала,
  Задыхалась в предсмертном бреду,
  А теперь я игрушечной стала,
  Как мой розовый друг какаду.
  Грудь предчувствием боли не сжата,
  Если хочешь, в глаза погляди.
  Не люблю только час пред закатом,
  Ветер с моря и слово «уйди».
  
 
  Чтец:
  Я к розам хочу в тот единственный сад,
  Где лучшая в мире стоит из оград.
  Где статуи помнят меня молодой,
  А я их под невскою помню водой.
  И замертво спят сотни тысяч шагов
  Врагов и друзей, друзей и врагов.
  А шествию теней не видно конца
  От вазы гранитной до двери дворца.
  Там шепчутся белые ночи мои
  О чьей-то высокой и тайной любви.
  И всё перламутром и яшмой горит,
  Но света источник таинственно скрыт.
  
 
  Чтец:
  «Великая земная любовь» – вот движущее начало всей её лирики. Именно она заставила современников по-иному, реалистически, увидеть мир. В состоянии любви мир видится по-новому. Человек начинает воспринимать мир с удесятерённой силой, действительно достигая в ощущении жизни вершин, и это та сторона жизни, где искусственный термин
  а к м э (вершина) получает свой первозданный смысл. Мир открывается с необычной стороны:
  Ведь звёзды были крупнее,
  Ведь травы пахли иначе…
  
 
  Слайд № 4. Портрет Александра Блока.
  
 
  Чтец:
  Первая её любовь – поэтическая: Муза Ахматовой оказалась повенчана с Музой Александра Блока. С Блоком связан почти весь мир не только ранней, но и поздней лирики Ахматовой:
  И если я умру, то кто же
  Мои стихи напишет вам,
  Кто стать звенящими поможет
  Ещё не сказанным словам.
  
 
  Чтец:
  Я пришла к поэту в гости.
  Ровно полдень. Воскресенье.
  Тихо в комнате просторной, 
  А за окнами мороз
  И малиновое солнце
  Над лохматым сизым дымом…
  Как хозяин молчаливый
  Ясно смотрит на меня!
  У него глаза такие, 
  Что запомнить каждый должен;
  Мне же лучше, осторожной,
  В них и вовсе не глядеть.
  Но запомнится беседа,
  Дымный полдень, воскресенье
  В доме сером и высоком
  У морских ворот Невы.
  
 
  Слайд № 5. Портрет Александра Сергеевича Пушкина
  Чтец:
  Другим её поэтическим кумиром был А.С.Пушкин. Связующим началом стала знаменитая царскосельская статуя-фонтан: первоначально её воспел Александр Сергеевич:
  Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила.
  Дева печально сидит, праздный держа черепок.
  Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
  Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит!
  
 
  Чтец:
  Ахматова дала поэтический ответ:
  
 
  Уже кленовые листы
  На пруд слетают лебединый,
  И окровавлены кусты
  Неспешно зреющей рябины,
  И ослепительно стройна,
  Поджав незябнущие ноги,
  На камне северном она
  Сидит и смотрит на дороги.
  Я чувствовала смутный страх
  Пред этой девушкой воспетой.
  Играли на её плечах
  Лучи скудеющего света.
  И как могла я ей простить
  Восторг твоей хвалы влюблённой…
  Смотри, ей весело грустить,
  
 
  Такой нарядно обнажённой.
  Слайд № 6, изображающий статую – фонтан (обнажённая девушка)
  Чтец: Освоение пушкинского мира продолжалось всю жизнь. Пушкинская тема постоянна у Ахматовой-поэтессы. И любимый эпитет – смуглый, - которым она наделяет сестру-Музу, любим, наверное, потому, что он от него, царскосельского «смуглого отрока».
  Смуглый отрок бродил по аллеям,
  У озёрных грустил берегов,
  И столетие мы лелеем
  Еле слышный шелест шагов.
  Иглы сосен густо и колко
  Устилают низкие пни…
  Здесь лежала его треуголка
  И растрёпанный том Парни.
  
 
  Слайд № 7. Памятник А.С. Пушкину в Царском Селе.
  
 
  Чтец:
  …А там мой мраморный двойник,
  Поверженный под старым клёном,
  Озёрным водам отдал лик,
  Внимая шорохам зелёным.
  И моют светлые дожди
  Его запёкшуюся рану…
  Холодный, белый, подожди,
  Я тоже мраморною стану.
  Чтец:
  Земная слава как дым,
  Не этого я просила.
  Любовникам всем моим
  Я счастие приносила.
  Один и сейчас живой,
  В свою подругу влюблённый,
  И бронзовым стал другой
  На площади оснежённой.
  
 
  Чтец:
  Почти с самых первых стихов вошла в поэзию Ахматовой ещё одна любовь – любовь к мужчине, к родной земле, к Родине, к России, любимому Петербургу:
  
 
   Слайд № 3. Виды Петербурга, Царского Села.
  
 
  Чтец:
  Не будем пить из одного стакана
  Ни воду мы, ни сладкое вино,
  Не поцелуемся мы утром рано,
  А ввечеру не поглядим в окно.
  Ты дышишь солнцем, я душу луною,
  Но живы мы любовию одною.
  
 
  Со мной всегда мой верный, нежный друг,
  С тобой твоя весёлая подруга.
  Но мне понятен серых глаз испуг,
  И ты виновник моего недуга.
  Коротких мы не учащаем встреч.
  Так наш покой нам суждено беречь.
  
 
  Лишь голос твой поёт в моих стихах,
  В твоих стихах моё дыханье веет.
  О, есть костёр, которого не смеет
  Коснуться ни забвение, ни страх.
  И если б знал ты, как сейчас мне любы
  Твои сухие, розовые губы!
  
 
  Чтец:
  В последний раз мы встретились тогда
  На набережной, где всегда встречались.
  Была в Неве высокая вода,
  И наводненья в городе боялись.
  
 
  Он говорил о лете и о том,
  Что быть поэтом женщине – нелепость.
  Как я запомнила высокий царский дом
  И Петропавловскую крепость! –
  Затем что воздух был совсем не наш,
  А как подарок Божий – так чудесен.
  И в этот час была мне отдана 
  Последняя из всех безумных песен.
  
 
  Исполнение романса «Если можешь – прости» (слова И. Аркадьева, музыка А. Островского)
  
 
  Чтец:
  Вновь Исакий в облаченье
  Из литого серебра.
  Стынет в грозном нетерпенье
  Конь Великого Петра.
  Ветер душный и суровый
  С чёрных труб сметает гарь…
  Ах! Своей столицей новой
  Недоволен государь.
  
 
  Чтец:
  Тот город, мной любимый с детства,
  В его декабрьской тишине
  Моим промотанным наследством 
  Сегодня показался мне.
  
 
  Всё, что само давалось в руки,
  Что было так легко отдать:
  Душевный жар, молений звуки
  И первой песни благодать –
  Всё унеслось прозрачным дымом,
  Истлело в глубине зеркал…
  И вот уже о невозвратимом
  Скрипач безносый заиграл.
  
 
  Но с любопытством иностранки,
  Пленённый каждой новизной,
  Глядела я, как мчатся санки,
  И слушала язык родной.
  И дикой свежестью и силой
  Мне счастье веяло в лицо,
  Как будто друг от века милый
  Всходил со мною на крыльцо.
  
 
  Чтец: (музыкальный фон «Адажио»).
  В трудные для Родины годы сердце поэтессы наполняется болью и тревогой, но она остаётся ей верной дочерью, бросает горький упрёк тем, кто изменил Родине:
  Мне голос был. Он звал утешно,
  Он говорил: «Иди сюда,
  Оставь свой край глухой и грешный,
  Оставь Россию навсегда.
  Я кровь от рук твоих отмою,
  Из сердца выну чёрный стыд,
  Я новым именем покрою
  Боль поражений и обид».
  Но равнодушно и спокойно
  Руками я замкнула слух,
  Чтоб этой речью недостойной
  Не осквернился скорбный дух.
  
 
  Чтец:
  Дай мне горькие годы недуга,
  Задыханья, бессонницу, жар,
  Отыми и ребёнка, и друга,
  И таинственный песенный дар – 
  Та молюсь за твоей литургией
  После стольких томительных дней,
  Чтобы туча над тёмной Россией
  Стала облаком в славе лучей.
  
 
  Чтец:
  Не с теми я, кто бросил землю
  На растерзание врагам.
  Их грубой лести я не внемлю,
  Им песен я своих не дам.
  Но вечно жалок мне изгнанник,
  Как заключённый, как больной.
  Темна твоя дорога, странник,
  Полынью пахнет хлеб чужой.
  А здесь, в глухом чаду пожара
  Остаток юности губя, мы ни единого удара
  Не отклонили от себя.
  И знаем, что в оценке поздней
  Оправдан будет каждый час..
  Но в мире нет людей бесслёзней,
  Надменнее и проще нас.
  
 
  Чтец:  
  Анна Андреевна по праву могла сказать о себе:
  Я научилась просто, мудро жить,
  Смотреть на небо и молиться Богу,
  И долго перед вечером бродить,
  Чтоб утомить ненужную тревогу.
  
 
  Когда шуршат в овраге лопухи
  И никнет гроздь рябины жёлто- красной,
  Слагаю я весёлые стихи
  О жизни тленной, тленной и прекрасной.
  
 
  Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
  Пушистый кот, мурлыкает умильней,
  И яркий загорается огонь
  На башенке озёрной лесопильни.
  
 
  Лишь изредка прорезывает тишь
  Крик аиста, слетевшего на крышу.
  И если в дверь мою ты постучишь,
  Мне кажется, я даже не услышу.
  
 
  Романс «Под лаской плюшевого пледа» (слова М. Цветаевой, музыка  
  А. Петрова)
  Слайд №8. Портрет М.И. Цветаевой, её слова: «Возьмите… стихи – это и есть моя жизнь… Каждый стих – дитя любви… незаконнорожденный».
  Чтец:
  
 
  Марина Ивановна Цветаева говорила: «Возьмите… стихи – это и есть моя жизнь,,.». «Каждый стих – дитя любви… незаконнорожденный».
  Она отождествляла себя с Венерой, богиней любви, воплощала в себе любовь: любовь к детям, мужу, Родине, большую поэтическую любовь к Пушкину. Поэтому, как богиня, она бессмертна и воскресает в своих стихах в разных образах:
  Кто создан из камня, кто создан из глины, - 
  А я серебрюсь и сверкаю!
  Мне дело – измена, мне имя – Марина,
  Я – бренная пена морская.
  
 
  Кто создан из камня, кто создан из плоти – 
  Тем гроб и надгробные плиты…
  - В купели морской крещена – и в полёте 
  Своём непрестанно разбита!
  Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
  Пробьётся моё своеволье.
  Меня – видишь кудри беспутные эти? –
  Земною не сделаешь солью.
  
 
  Дробясь о гранитные ваши колена,
  Я с каждой волной – воскресаю!
  Да здравствует пена – весёлая пена –
  Высокая пена морская!
  
 
  Слайд № 9 Картина Боттичелли «Рождение Венеры»
  
 
  Чтец:
  Родилась Марина Ивановна в Москве, и этот город стал одной из ведущих тем её творчества:
  Чтец:
  Красною кистью 
  Рябина зажглась.
  Падали листья.
  Я родилась.
  (Звон колоколов)
  Спорили сотни 
  Колоколов
  День был субботний:
  Иоанн Богослов.
  Мне и доныне 
  Хочется грызть
  Жаркой рябины 
  Горькую кисть.
  Слайд №10. Ветка красной рябины.
  Чтец:
  Образ рябины пройдёт через всё творчество Цветаевой, она будет олицетворять горькую судьбу поэтессы и судьбу русского народа в одну из самых трагических эпох государства. 
  Рябину срубили зорькою.
  Рябина – судьбина горькая.
  Рябина седыми спусками…
  Рябина! Судьбина русская.
  
 
  Чтец:
  А Москву поэтесса любила горячо, преданно. Когда она жила далеко от Москвы, во сне ей снились московские улицы, храмы и купола:
  Слайд № 11. Виды московских храмов, золотые купола церквей.
  Облака – вокруг,
  Купола – вокруг.
  Надо всей Москвой –
  Сколько хватит рук! –
  Возношу тебя, бремя лучшее,
  Деревцо моё
  Невесомое!
  В дивном граде сем,
  В мирном граде сем,………………….………………………………………… 
где и мёртвой мне
  будет радостно – 
  Царевать тебе, горевать тебе,
  Принимать венец,
  О мой первенец!
  Будет твой черёд:
  Тоже - дочери
  Передашь Москву 
  С нежной горечью.
  Мне же – вольный сон, колокольный звон,
  Зори ранние
  На Ваганькове.
  
 
  Чтец:
  Над городом, отвергнутым Петром,
  Перекатился колокольный гром.
  (Колокольный звон)
  Гремучий опрокинулся прибой
  Над женщиной, отвергнутой тобой.
  
 
  Царю Петру и Вам, о царь, хвала!
  Но выше вас, цари, колокола.
  
 
  Пока они гремят из синевы – 
  Неоспоримо первенство Москвы.
  - И целых сорок сороков церквей
  Смеются над гордынею царей!
  
 
  Слайд № 12. Виды Москвы начала ХХ века
  Чтец:
  Из рук моих – нерукотворный град
  Прими, мой странный, мой прекрасный брат,
  
 
  По церковке - все сорок сороков
  И реющих над нами голубков;
  
 
  И Спасские - с цветами - ворота,
  Где шапка православного снята;
  
 
  Часовню звёздную – приют от зол – 
  Где вытертый – от поцелуев - пол;
  
 
  Пятисоборный несравненный круг
  Прими, мой древний, вдохновенный друг.
  
 
  К Нечаянныя Радости в саду
  Я гостя чужеземного сведу.
  
 
  Червонные возблещут купола,
  Бессонные взгремят колокола,
  
 
  И на тебя с багряных облаков
  Уронит Богородица покров,
  И встанешь ты, исполнен дивных сил…
  - Ты не раскаешься, что ты меня любил.
  
 
  Чтец:  
  У меня в Москве – купола горят,
  У меня в Москве – колокола звонят,
  И гробницы, в ряд, у меня стоят, -
  В них царицы спят и цари.
  
 
  И не знаешь ты, что зарёй в Кремле
  Легче дышится – чем на всей земле!
  И не знаешь ты, что зарёй в Кремле
  Я молюсь тебе - до зари.
  
 
  Чтец:
  Любовь к Москве вылилась в большую любовь к Родине:
  Но и с калужского холма 
  Мне открывалася она –
  Даль, - тридевятая земля!
  Чужбина, родина моя!
  
 
  Слайд № 14. Картины русских художников, изображающие природу средней полосы России.
  
 
  
 
  Даль, отдалившая мне близь,
  Даль, говорящая: «Вернись
  Домой!»
  Со всех – до горних звезд –
  Меня снимающая мест!
  
 
  Недаром, голубей воды,
  Я далью обдавала лбы.
  Ты! Сей руки своей лишусь –
  Хоть двух! Губами подпишусь
  На плахе: распрь моих земля –
  Гордыня, родина моя! 
  
 
  Чтец:  
  Стремительно и властно в жизнь будущей поэтессы вошёл Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души.
  
 
  Слайд № 5. Портрет А. С. Пушкина.
  Нет, бил барабан
  перед смутным полком,
  Когда мы вождя хоронили:
  То зубы царёвы над мёртвым певцом
  Почётную дробь выводили.
  Такой уж почёт,
  Что ближайшим друзьям –
  Нет места. В изглавьи, в изножьи,
  И справа, и слева – ручищи по швам –
  Жандармские груди и рожи.
  Не дивно ли – и на тишайшем из лож
  Пребыть поднадзорным мальчишкой?
  На что-то, на что-то, на что-то похож
  Почёт сей, почётно – да слишком!
  Гляди, мол, страна, как,
  молве вопреки,
  Монарх по поэте печётся!
  Почётно – почётно – почётно – архи –
  Почётно – почётно – до чёрту!
  Кого ж это так – точно воры вора
  Пристреленного - выносили?
  Изменника? Нет. С проходного двора –
  Умнейшего мужа России.
  
 
  Слайд № 4. Портрет А. Блока.
  Чтец:
  Поэзия Александра Блока – давнейшее увлечение Марины Цветаевой, которое с годами стало её всепоглощающей любовью. Блок и Цветаева не были знакомы. Только однажды поэтессе посчастливилось увидеть его во время выступления в Москве в 1920 году. Поэзию Блока Ахматова считала явлением общечеловеческим, выходящим за пределы литературы. «Святое сердце Александра Блока», по мнению поэтессы, вобрало в себя все беды и страдания человечества, все тревоги и печали. Оно взывает «криком лебединым» к совести тех, кто причиняет людям страдания. 
  
 
  Чтец:
  
 
  Имя твоё – птица в руке,
  Имя твоё – льдинка на языке.
  Одно-единственное движенье губ.
  Имя твоё – пять букв.
  Мячик, пойманный на лету,
  Серебряный бубенец во рту.
  
 
  Камень, кинутый в тихий пруд,
  Всхлипнет так, как тебя зовут.
  В лёгком щёлканье ночных копыт
  Громкое имя твоё гремит.
  И назовёт нам его в висок 
  Звонко щёлкающий курок.
  
 
  Имя твоё, - ах, нельзя! – 
  Имя твоё – поцелуй в глаза,
  В нежную стужу недвижных век.
  Имя твоё – поцелуй в снег.
  Ключевой, ледяной, голубой глоток.
  С именем твоим – сон глубок. 
  
 
  Чтец:
  Поэзия Цветаевой наполнена большой любовью к своему мужу, Сергею Эфрону:
  Я с вызовом ношу его кольцо!
  - Да, в Вечности – жена, не на бумаге!
  Чрезмерно узкое его лицо
  Подобно шпаге.
  Безмолвен рот его, углами вниз,
  Мучительно-великолепны брови.
  В его лице трагически слились
  Две древних крови.
  Он тонок первой тонкостью ветвей.
  Его глаза – прекрасно-бесполезны! – 
  Под крыльями распахнутых бровей –
  Две бездны.
  В его лице я рыцарству верна,
  - Всем вам, кто жил и умирал без страху! –
  Такие – в роковые времена – 
  Слагают стансы – и идут на плаху.
  
 
  Чтец:
  Стихотворение М. Цветаевой «Генералам двенадцатого года».
  
 
  Чтец:
  Марина Ивановна прожила трудную жизнь. Но любовь к Родине, своему творчеству никогда не оставляли её:
  Пригвождена к позорному столбу
  Славянской совести старинной,
  С змеёю в сердце и с клеймом на лбу,
  Я утверждаю, что – невинна.
  Я утверждаю, что во мне покой
  Причастницы перед причастьем,
  Что не моя вина, что я с рукой
  По площадям стою – за счастьем.
  Пересмотрите всё моё добро,
  Скажите – или я ослепла?
  Где золото моё? Где серебро?
  В моей руке – лишь горстка пепла!
  И это всё, что лестью и мольбой 
  Я выпросила у счастливых.
  И это всё, что я возьму с собой 
  В край целований молчаливых.
  
 
  Слайд №15. Портреты А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой на фоне грозди красной рябины.
  
 
  Звучит романс «Любовь – волшебная страна» (слова Э. Рязанова, музыка А. Петрова)