kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План мероприятий по профилактике национального экстремизма в школьной библиотеке ГБОУ ЛНР « ССШ № 6-ВШ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими и экстремистскими  проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Особенно важно проведение такой профилактической работы в среде молодёжи.Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими и экстремистскими  проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Особенно важно проведение такой профилактической работы в среде молодёжи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План мероприятий по профилактике национального экстремизма в школьной библиотеке ГБОУ ЛНР « ССШ № 6-ВШ»»

План мероприятий

по противодействию терроризму и обеспечению антитеррористической безопасности,

по гармонизации межнациональных отношений и профилактике национального экстремизма в школьной библиотеке « ССШ № 6-ВШ»


Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими и экстремистскими  проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Особенно важно проведение такой профилактической работы в среде молодёжи.    Хотим мы того или нет, но в современных социальных условиях молодёжь России выступает потенциальным резервом экстремизма к терроризма, а не только высоких порывов души и благородных поступков.

Экстремизм и терроризм являются природой развития, как общества, так и личности, а потому, по отношению к его явлениям, необходима постоянная профилактика и сдерживание.

     Таким образом, учитывая актуальность проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является создание условий для формирования у подростков устойчивых жизненных установок.

     Настоящие методические рекомендации предложены в помощь библиотечным работникам при организации и проведении мероприятий, посвящённых профилактике экстремизма и терроризма.

     Экстремизм – это приверженность крайним взглядам и в особенности мерам. Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие – либо компромиссы, переговоры, соглашения. Идеология экстремизма отрицает инакомыслие, жестко утверждает собственную систему политических и религиозных взглядов. От своих сторонников экстремисты требуют слепого повиновения и исполнения любых, даже самых абсурдных приказов и инструкций. Аргументация экстремизма обращена не к разуму, а к предрассудкам и чувствам людей.

     Терроризм – это крайняя мера, с помощью которой отдельные лица или политические партии пытаются добиться своих требований, зачастую чуждых демократическому обществу, Всегда такие меры сопровождаются насилием, касающимися жизней мирного населения. Экстремизм и терроризм в любых фермах своих проявлений превратились в одну из самых опасных проблем современности, и представляет реальную угрозу национальной безопасности страны: похищение людей, захват заложников, взрывы бомб в государственных учреждениях и общественных местах.

Поэтому проблема противодействия терроризму и экстремизму – это одно из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне. Мировой и отечественный опыт антитеррористической борьбы говорит о том, что для успеха в противостоянии этому злу необходимо деятельное участие всего общества.   Каждому гражданину необходимо обладать антитеррористическими знаниями и навыками обеспечения личной и общественной безопасности.

Организация работы в библиотеке по профилактике экстремизма и терроризма, как и любая профилактическая работа в библиотеке должна начинаться с анализа исходной ситуации. Для этого проводятся социологическое исследование, анкетирование, интервью и другие способы опроса читателей, с целью выяснения наличия либо отсутствия проблемы, её глубины, актуальности, осведомлённости по данной теме и т.п.

     Следующим этапом организации профилактической работы в библиотеке является планирование деятельности с читателями по трём направлениям:

1.     Информационно – просветительская деятельность – деятельность, направленная на пропаганду знаний социального и психологического характера среди читателей.

2.     Интерактивная деятельность – деятельность, которая построена в режиме активного общения и ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значительных для каждого читателя задач.

3.     Альтернативная деятельность – это деятельность, организованная в свободное время и направленная на развитие позитивной активности всех читателей и не упоминает впрямую данное социальное явление, грамотно спланированные и организованные на высоком уровне мероприятия позволяют:

- укоренить дух нетерпимости к агрессии, насилию, межнациональной розни, выработать умения решать конфликты ненасильственным путём;

-выработать терпимое, доброжелательное отношение к людям, независимо от их национальности, вероисповедания, социальной принадлежности, вкусов и интересов;

-воспитывают понимание недопустимости экстремистских настроений, так как они ведут к терроризму, локальным войнам и расколу общества, противостояние в котором может привести к непоправимым последствиям;

- воспитывать навыки понимания красоты и мудрости национальных обрядов посредством изучения культурологических традиций, уклада жизни, особенностей разных народов.

     Таким образом, данные мероприятия помогут в определённой степени снизить тот негативный эффект, который испытывает общество и государство в связи с проявлениями экстремизма. Ведь от того, как эффективно публичные  библиотеки будут строить профилактическую работу, во многом зависит будущее России.

     Условиями эффективной профилактики в библиотеке являются: организация ранней профилактики, её системность и целенаправленность, сочетание индивидуальных форм работы и комплексного подхода к проведению воспитательных и профилактических мер, направленность на всех читателей. В современных условиях наиболее эффективным является использование интерактивных методов – например, модели открытого обсуждения, развивающей в детях умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путём. Это:

- тренинговые занятия, деловые игры, диспуты, дискуссии, проблемные семинары, семинары – практикумы, конференции, творческие лаборатории, конкурсы творческих работ, волонтёрское движение и т.п.;

- формирование ориентации читателей на ценности ненасилия, толерантности, справедливости, законности как нравственную основу поведения в социальных конфликтах и как принцип их конструктивного разрешения;

- воспитание терпимости к чужому мнению, формирования коммуникативных связей в семье, социуме;

- формирования системы нравственных ценностей на основе распространения этнокультурных традиций всех читателей.

     Цели проведения мероприятий:

- осмысление слушателями важности и значимости проблематики экстремизма и терроризма в современном обществе. Предоставление информации о причинах, истории и последствиях экстремизма и терроризма, а также о действия, которые должен предпринимать гражданин в случае возникновения экстремистских и террористических угроз;

- привитие толерантности и дружеских отношений в учебных  микроколлективах и уважения к традициям различных народов;

- воспитание у детей уважения к ценностям мирной жизни и увековечение памяти погибших в экстремистских и террористических актах, направленных против мирных жителей и защитников нашей Родины;

- пропаганда ценности человеческой жизни и каждого человека;

- проведение спортивно – массовых мероприятий с целью объединения усилий всех здоровых слоёв общества в противодействии терроризму и религиозно – экстремистской идеологии, привлечение внимания к необходимости развивать традиционные общенародные ценности добра, справедливости и миролюбия, воспитания подрастающего поколения в духе уважения интересов друг друга и гармоничного развития в едином великом государстве – России. Демонстрация и пропаганда достижений известных спортсменов разных национальностей и религий (представителей сборных команд республик, России, Олимпийских сборных);

- привлечь внимание общества к проблеме экстремизма и терроризма;

- достижение в обществе мира и согласия на основе межнациональной дружбы и налаживания нормальных  межличностных отношений.

Мероприятие по профилактике экстремизма и терроризма:

- беседы

- конкурсы

- викторины

- презентации

- выставки

- митинги

- акции

- буклеты

Названия мероприятий по профилактике экстремизма и терроризма

- «Уроки Холокоста путь к толерантности»

- «Что такое экстремизм?»

- «Терроризм – зло против человечества»

- «Опасные грани жизни и пути их преодоления»

- «Земля без войны»

- «Защита от угрозы террористических воздействий»

- «Учимся жить в многоликом мире»

- «Скажи экстремизму – НЕТ!»

- «Мир без насилия»

- «Молодёжь – за культуру мира, ПРОТИВ терроризма»

- «Возьмёмся за руки, друзья!»

- «В семье единой»

- «Профилактика и разрешение конфликтов»

- «Богатое многообразие мировых культур»

- «Мы жители многонационального края!»

- «Мы против насилия и экстремизма»

- «Наша истинная национальность – человек»

Деятельность школьной библиотеки « ССШ № 6-ВШ» по профилактике проявлений идеологии

экстремизма и терроризма

Работа по реализации государственной политики противодействия

идеологии экстремизма и терроризма является одним из аспектов

деятельности школьной библиотеки.

В настоящее время необходимо сосредоточить внимание на

усилении профилактической деятельности библиотеки, которая заключается в проведении мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию,

гармонизации межэтнических отношений, анализе содержания документного

фонда библиотеки на предмет наличия псевдорелигиозной и запрещенной

экстремистской литературы.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что проблема целенаправленного героико-патриотического воспитания граждан является

актуальной. Не остаться в стороне от решения этой проблемы – важнейшая

задача школьной библиотеки, заинтересованной в формировании системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

В настоящее время деятельность библиотеки по созданию системы

патриотического воспитания детей, подростков и молодежи активизируется.

Процесс гражданско-патриотического воспитания осуществляется по

следующим направлениям:

  • духовно-нравственное – осознание личностью высших ценностей,

идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной

жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих

принципов в практической деятельности и поведении;

  • историческое – познание исторического прошлого, осознание гордости

за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической

ответственности за выполнение конституционного и воинского долга,

политических и правовых событий и процессов в обществе;

  • патриотическое – воспитание важнейших духовно-нравственных

качеств, отражающих специфику формирования и развития нашего общества

и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и

судьбы россиян;

  • профессионально-трудовое – формирование добросовестного и

ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству,

стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в

интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных

задач;

  • психологическое – формирование у молодежи высокой

психологической устойчивости, необходимой для успешной жизни и

деятельности, готовности к выполнению сложных и ответственных задач.

Героико-патриотическое направление в работе школьной библиотеки заключается в его многоаспектности и охватывает практически все стороны библиотечной деятельности:

- изучение и формирование информационных потребностей

определенных категорий пользователей ( учащихся, учителей и т.д.);

- формирование и использование документного фонда библиотеки

(исторической, художественной, краеведческой и др. литературы) в помощь

патриотическому воспитанию;

- координация деятельности библиотеки с библиотеками других школ;

- развитие краеведения как составной части историкопатриотического воспитания;

- участие библиотеки в сфере патриотических начинаний, военномемориальных, культурно-воспитательных и других мероприятий, в том числе таких, как поддержка ветеранов войн, правоохранительных органов, молодежных движений и их начинаний, празднование памятных дат военной истории России.

Школьная библиотека, определившись со своими реальными возможностями, с одной стороны, и, приняв во внимание интересы и запросы своих читателей, с другой – успешно решают такие задачи:

- формирование героико-патриотических взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной службы;

- воспитание верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;

- развитие и совершенствование системы патриотического воспитания молодых граждан с учётом современных условий и потребностей

российского общества;

- создание условий для воспитания патриотического сознания посредством изучения истории родного края и опыта старшего поколения.

Систематизировать работу библиотеки по формированию активной

гражданской позиции и патриотизма, особенно среди обучающихся позволяют библиотечные проекты. Проектная деятельность является наиболее перспективной формой работы библиотек как информационного,

просветительского и культурно-досугового центра и включает:

- проведение социокультурных исследований по выявлению особенностей формирования патриотических чувств, особенно у детей и юношества (например: «Социокультурный портрет подростка», «Родина и я:

нравственность и патриотизм в мировоззрении подростков» и т.д.);

- использование обновленных форм массовой работы, издание различных видов информационных материалов: списков, буклетов, указателей, дайджестов;

- реализацию функций библиотеки по сохранению и передаче духовного наследия от поколения к поколению: «История страны через историю семьи», «Твоя родословная» (генеалогическое древо);

- создание собственных информационных ресурсов на электронных носителях, методических материалов, организации информационноиздательских центров по формированию собственных ресурсов на электронных носителях;

- обеспечение доступа пользователей к электронным информационным ресурсам, необходимых для познания культуры, обычаев и нравов людей разных национальностей в целях воспитания культуры межнационального общения.

Важным аспектом работы школьной библиотеки по профилактике

проявления экстремизма и противодействия распространению идеологии

терроризма является деятельность по гармонизации межнациональных

отношений, которая включает следующие компоненты: сохранение и

популяризация культурных традиций разных национальностей, знакомство

читателей с многообразием литературы и культуры народов мира.

Традиционно многочисленные инициативы библиотекаря направлены на формирование культуры межнационального общения, поддержку духовных основ общества, воспитание уважительного отношения к культуре, традициям, языку различных этносов. Особое внимание в проведении этой работы необходимо уделять сотрудничеству с работой школьных библиотек города.

Многочисленные инициативы библиотекаря необходимо направить на проведение массовых мероприятий, в том числе, с использованием современных технологий.

Многоплановая и разносторонняя работа библиотек области может

пополниться проведением:

- устных журналов «Искусство жить вместе», познавательных

круизов «Учись смотреть на мир с любовью», этнокультурных экскурсий;

- библиотечных акций «Будь толерантным!», «Возьмемся за руки,

друзья», тренингов для молодежи «Толерантная личность», «Толерантность –

дорога к миру», посвященных Международному дню толерантности;

- информационных часов «Многонациональное разноцветье», Дней

народов Оренбуржья «Родной Земли многоголосье», «Мы – россияне», «Под

небом Родины», тематических круглых столов «Мы разные, но равные»,

«Россия – Земля согласия»;

- уроков национальной литературы «Многонациональное Оренбуржье», литературных вечеров «Это имя излучает свет», посвящённых творчеству писателей России, тематических программ «Хоровод культур» и т.д.

Основы толерантного мировоззрения могут быть представлены в

интересной и увлекательной форме литературных и музыкальных вечеров:

«Шедевры этнической музыки», «Поэзия наших земляков», Дней

национальной культуры, а также презентаций этнографических книжных

выставок «Память народа культура хранит».

Библиотекарю необходимо систематически анализировать содержание

книжного фонда (особенно книг, принятых библиотекой в дар).

Участие библиотекаря в межкультурных диалогах, акциях,

фестивалях, выездных мероприятиях, направленное на сохранение и

популяризацию культурных традиций представителей разных

национальностей, знакомство читателей с многообразием литературы и

культуры народов мира, организацию библиотечного обслуживания

этнических меньшинств и мигрантов, позиционирует библиотеки как центры

формирования толерантного сознания и перспективные площадки

мультикультурного сотрудничества.

Библиотека является важной составляющей общегосударственной системы противодействия идеологии экстремизма и терроризма. Формат библиотечных мероприятий по профилактике распространения идеологии экстремизма и терроризма, особенно среди молодежи, может включать:

- проведение акций «Скажем терроризму – нет!»,

- информационных диалогов «Терроризм – зло против человечества», бесед «Терроризм – угроза обществу», «Осторожно: терроризм!», уроков безопасности «Терроризм, как себя вести?», «Вместе против терроризма», «Такое трудное слово –толерантность», «Чувствуя взгляды друг друга» и т.д.;

- дней информации «Жить всегда в мире», устных журналов

«Толерантность – дорога к будущему», актуальных диалогов «Уважение к

национальным различиям»;

- участие библиотекаря в родительских собраниях «Как говорить,

чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили»;

- оформление интерактивных стендов «Осторожно, терроризм!»;

- просмотр видеоматериалов, созданных координационным Советом

по противодействию терроризму при Общественной палате Российской

Федерации;

- организацию видео-просмотров на тему «Скажем нет, терроризму!», «Терроризм – угроза обществу», «Путь в никуда»;

- презентации книжных выставок и тематических полок «У нас друзья на всей Планете», «Мир такой родной и разный», «21 век – век толерантности», «Время понимания» и т.д.

Успешная реализация задачи по профилактике проявления экстремизма

и предотвращении участия молодежи в организациях и неформальных

движениях, осуществляющих социально-негативную деятельность, на

практике невозможна без мобилизации творческого потенциала библиотекаря, творческому сотрудничеству с библиотекарями школ района.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Школьному библиотекарю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Винокурова Татьяна Петровна

Дата: 29.04.2025

Номер свидетельства: 669198


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства