План мероприятий по профилактике национального экстремизма в школьной библиотеке ГБОУ ЛНР « ССШ № 6-ВШ»
План мероприятий по профилактике национального экстремизма в школьной библиотеке ГБОУ ЛНР « ССШ № 6-ВШ»
Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими и экстремистскими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Особенно важно проведение такой профилактической работы в среде молодёжи.Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими и экстремистскими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Особенно важно проведение такой профилактической работы в среде молодёжи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План мероприятий по профилактике национального экстремизма в школьной библиотеке ГБОУ ЛНР « ССШ № 6-ВШ»»
План мероприятий
по противодействию терроризму и обеспечению антитеррористической безопасности,
по гармонизации межнациональных отношений и профилактике национального экстремизма в школьной библиотеке « ССШ № 6-ВШ»
Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими и экстремистскими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Особенно важно проведение такой профилактической работы в среде молодёжи. Хотим мы того или нет, но в современных социальных условиях молодёжь России выступает потенциальным резервом экстремизма к терроризма, а не только высоких порывов души и благородных поступков.
Экстремизм и терроризм являются природой развития, как общества, так и личности, а потому, по отношению к его явлениям, необходима постоянная профилактика и сдерживание.
Таким образом, учитывая актуальность проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является создание условий для формирования у подростков устойчивых жизненных установок.
Настоящие методические рекомендации предложены в помощь библиотечным работникам при организации и проведении мероприятий, посвящённых профилактике экстремизма и терроризма.
Экстремизм – это приверженность крайним взглядам и в особенности мерам. Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие – либо компромиссы, переговоры, соглашения. Идеология экстремизма отрицает инакомыслие, жестко утверждает собственную систему политических и религиозных взглядов. От своих сторонников экстремисты требуют слепого повиновения и исполнения любых, даже самых абсурдных приказов и инструкций. Аргументация экстремизма обращена не к разуму, а к предрассудкам и чувствам людей.
Терроризм – это крайняя мера, с помощью которой отдельные лица или политические партии пытаются добиться своих требований, зачастую чуждых демократическому обществу, Всегда такие меры сопровождаются насилием, касающимися жизней мирного населения. Экстремизм и терроризм в любых фермах своих проявлений превратились в одну из самых опасных проблем современности, и представляет реальную угрозу национальной безопасности страны: похищение людей, захват заложников, взрывы бомб в государственных учреждениях и общественных местах.
Поэтому проблема противодействия терроризму и экстремизму – это одно из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне. Мировой и отечественный опыт антитеррористической борьбы говорит о том, что для успеха в противостоянии этому злу необходимо деятельное участие всего общества. Каждому гражданину необходимо обладать антитеррористическими знаниями и навыками обеспечения личной и общественной безопасности.
Организация работы в библиотеке по профилактике экстремизма и терроризма, как и любая профилактическая работа в библиотеке должна начинаться с анализа исходной ситуации. Для этого проводятся социологическое исследование, анкетирование, интервью и другие способы опроса читателей, с целью выяснения наличия либо отсутствия проблемы, её глубины, актуальности, осведомлённости по данной теме и т.п.
Следующим этапом организации профилактической работы в библиотеке является планирование деятельности с читателями по трём направлениям:
1. Информационно – просветительская деятельность – деятельность, направленная на пропаганду знаний социального и психологического характера среди читателей.
2. Интерактивная деятельность – деятельность, которая построена в режиме активного общения и ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значительных для каждого читателя задач.
3. Альтернативная деятельность – это деятельность, организованная в свободное время и направленная на развитие позитивной активности всех читателей и не упоминает впрямую данное социальное явление, грамотно спланированные и организованные на высоком уровне мероприятия позволяют:
-выработать терпимое, доброжелательное отношение к людям, независимо от их национальности, вероисповедания, социальной принадлежности, вкусов и интересов;
-воспитывают понимание недопустимости экстремистских настроений, так как они ведут к терроризму, локальным войнам и расколу общества, противостояние в котором может привести к непоправимым последствиям;
- воспитывать навыки понимания красоты и мудрости национальных обрядов посредством изучения культурологических традиций, уклада жизни, особенностей разных народов.
Таким образом, данные мероприятия помогут в определённой степени снизить тот негативный эффект, который испытывает общество и государство в связи с проявлениями экстремизма. Ведь от того, как эффективно публичные библиотеки будут строить профилактическую работу, во многом зависит будущее России.
Условиями эффективной профилактики в библиотеке являются: организация ранней профилактики, её системность и целенаправленность, сочетание индивидуальных форм работы и комплексного подхода к проведению воспитательных и профилактических мер, направленность на всех читателей. В современных условиях наиболее эффективным является использование интерактивных методов – например, модели открытого обсуждения, развивающей в детях умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путём. Это:
- тренинговые занятия, деловые игры, диспуты, дискуссии, проблемные семинары, семинары – практикумы, конференции, творческие лаборатории, конкурсы творческих работ, волонтёрское движение и т.п.;
- формирование ориентации читателей на ценности ненасилия, толерантности, справедливости, законности как нравственную основу поведения в социальных конфликтах и как принцип их конструктивного разрешения;
- воспитание терпимости к чужому мнению, формирования коммуникативных связей в семье, социуме;
- формирования системы нравственных ценностей на основе распространения этнокультурных традиций всех читателей.
Цели проведения мероприятий:
- осмысление слушателями важности и значимости проблематики экстремизма и терроризма в современном обществе. Предоставление информации о причинах, истории и последствиях экстремизма и терроризма, а также о действия, которые должен предпринимать гражданин в случае возникновения экстремистских и террористических угроз;
- привитие толерантности и дружеских отношений в учебных микроколлективах и уважения к традициям различных народов;
- воспитание у детей уважения к ценностям мирной жизни и увековечение памяти погибших в экстремистских и террористических актах, направленных против мирных жителей и защитников нашей Родины;
- пропаганда ценности человеческой жизни и каждого человека;
- проведение спортивно – массовых мероприятий с целью объединения усилий всех здоровых слоёв общества в противодействии терроризму и религиозно – экстремистской идеологии, привлечение внимания к необходимости развивать традиционные общенародные ценности добра, справедливости и миролюбия, воспитания подрастающего поколения в духе уважения интересов друг друга и гармоничного развития в едином великом государстве – России. Демонстрация и пропаганда достижений известных спортсменов разных национальностей и религий (представителей сборных команд республик, России, Олимпийских сборных);
- привлечь внимание общества к проблеме экстремизма и терроризма;
- достижение в обществе мира и согласия на основе межнациональной дружбы и налаживания нормальных межличностных отношений.
Мероприятие по профилактике экстремизма и терроризма:
- беседы
- конкурсы
- викторины
- презентации
- выставки
- митинги
- акции
- буклеты
Названия мероприятий по профилактике экстремизма и терроризма
- «Уроки Холокоста путь к толерантности»
- «Что такое экстремизм?»
- «Терроризм – зло против человечества»
- «Опасные грани жизни и пути их преодоления»
- «Земля без войны»
- «Защита от угрозы террористических воздействий»
- «Учимся жить в многоликом мире»
- «Скажи экстремизму – НЕТ!»
- «Мир без насилия»
- «Молодёжь – за культуру мира, ПРОТИВ терроризма»
- «Возьмёмся за руки, друзья!»
- «В семье единой»
- «Профилактика и разрешение конфликтов»
- «Богатое многообразие мировых культур»
- «Мы жители многонационального края!»
- «Мы против насилия и экстремизма»
- «Наша истинная национальность – человек»
Деятельность школьной библиотеки « ССШ № 6-ВШ» по профилактике проявлений идеологии
экстремизма и терроризма
Работа по реализации государственной политики противодействия
идеологии экстремизма и терроризма является одним из аспектов
деятельности школьной библиотеки.
В настоящее время необходимо сосредоточить внимание на
усилении профилактической деятельности библиотеки, которая заключается в проведении мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию,
гармонизации межэтнических отношений, анализе содержания документного
фонда библиотеки на предмет наличия псевдорелигиозной и запрещенной
экстремистской литературы.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что проблема целенаправленного героико-патриотического воспитания граждан является
актуальной. Не остаться в стороне от решения этой проблемы – важнейшая
задача школьной библиотеки, заинтересованной в формировании системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
В настоящее время деятельность библиотеки по созданию системы
патриотического воспитания детей, подростков и молодежи активизируется.
Процесс гражданско-патриотического воспитания осуществляется по
следующим направлениям:
духовно-нравственное – осознание личностью высших ценностей,
идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной
жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих
принципов в практической деятельности и поведении;
историческое – познание исторического прошлого, осознание гордости
за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической
ответственности за выполнение конституционного и воинского долга,
политических и правовых событий и процессов в обществе;
патриотическое – воспитание важнейших духовно-нравственных
качеств, отражающих специфику формирования и развития нашего общества
и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и
судьбы россиян;
профессионально-трудовое – формирование добросовестного и
ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству,
стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в
интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных
задач;
психологическое – формирование у молодежи высокой
психологической устойчивости, необходимой для успешной жизни и
деятельности, готовности к выполнению сложных и ответственных задач.
Героико-патриотическое направление в работе школьной библиотеки заключается в его многоаспектности и охватывает практически все стороны библиотечной деятельности:
- изучение и формирование информационных потребностей
определенных категорий пользователей ( учащихся, учителей и т.д.);
- формирование и использование документного фонда библиотеки
(исторической, художественной, краеведческой и др. литературы) в помощь
патриотическому воспитанию;
- координация деятельности библиотеки с библиотеками других школ;
- развитие краеведения как составной части историкопатриотического воспитания;
- участие библиотеки в сфере патриотических начинаний, военномемориальных, культурно-воспитательных и других мероприятий, в том числе таких, как поддержка ветеранов войн, правоохранительных органов, молодежных движений и их начинаний, празднование памятных дат военной истории России.
Школьная библиотека, определившись со своими реальными возможностями, с одной стороны, и, приняв во внимание интересы и запросы своих читателей, с другой – успешно решают такие задачи:
- формирование героико-патриотических взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной службы;
- воспитание верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;
- развитие и совершенствование системы патриотического воспитания молодых граждан с учётом современных условий и потребностей
российского общества;
- создание условий для воспитания патриотического сознания посредством изучения истории родного края и опыта старшего поколения.
Систематизировать работу библиотеки по формированию активной
гражданской позиции и патриотизма, особенно среди обучающихся позволяют библиотечные проекты. Проектная деятельность является наиболее перспективной формой работы библиотек как информационного,
просветительского и культурно-досугового центра и включает:
- проведение социокультурных исследований по выявлению особенностей формирования патриотических чувств, особенно у детей и юношества (например: «Социокультурный портрет подростка», «Родина и я:
нравственность и патриотизм в мировоззрении подростков» и т.д.);
- использование обновленных форм массовой работы, издание различных видов информационных материалов: списков, буклетов, указателей, дайджестов;
- реализацию функций библиотеки по сохранению и передаче духовного наследия от поколения к поколению: «История страны через историю семьи», «Твоя родословная» (генеалогическое древо);
- создание собственных информационных ресурсов на электронных носителях, методических материалов, организации информационноиздательских центров по формированию собственных ресурсов на электронных носителях;
- обеспечение доступа пользователей к электронным информационным ресурсам, необходимых для познания культуры, обычаев и нравов людей разных национальностей в целях воспитания культуры межнационального общения.
Важным аспектом работы школьной библиотеки по профилактике
проявления экстремизма и противодействия распространению идеологии
терроризма является деятельность по гармонизации межнациональных
отношений, которая включает следующие компоненты: сохранение и
популяризация культурных традиций разных национальностей, знакомство
читателей с многообразием литературы и культуры народов мира.
Традиционно многочисленные инициативы библиотекаря направлены на формирование культуры межнационального общения, поддержку духовных основ общества, воспитание уважительного отношения к культуре, традициям, языку различных этносов. Особое внимание в проведении этой работы необходимо уделять сотрудничеству с работой школьных библиотек города.
Многочисленные инициативы библиотекаря необходимо направить на проведение массовых мероприятий, в том числе, с использованием современных технологий.
Многоплановая и разносторонняя работа библиотек области может
пополниться проведением:
- устных журналов «Искусство жить вместе», познавательных
круизов «Учись смотреть на мир с любовью», этнокультурных экскурсий;
- библиотечных акций «Будь толерантным!», «Возьмемся за руки,
друзья», тренингов для молодежи «Толерантная личность», «Толерантность –
дорога к миру», посвященных Международному дню толерантности;
- информационных часов «Многонациональное разноцветье», Дней
народов Оренбуржья «Родной Земли многоголосье», «Мы – россияне», «Под
небом Родины», тематических круглых столов «Мы разные, но равные»,
«Россия – Земля согласия»;
- уроков национальной литературы «Многонациональное Оренбуржье», литературных вечеров «Это имя излучает свет», посвящённых творчеству писателей России, тематических программ «Хоровод культур» и т.д.
Основы толерантного мировоззрения могут быть представлены в
интересной и увлекательной форме литературных и музыкальных вечеров:
«Шедевры этнической музыки», «Поэзия наших земляков», Дней
национальной культуры, а также презентаций этнографических книжных
выставок «Память народа культура хранит».
Библиотекарю необходимо систематически анализировать содержание
книжного фонда (особенно книг, принятых библиотекой в дар).
Участие библиотекаря в межкультурных диалогах, акциях,
фестивалях, выездных мероприятиях, направленное на сохранение и
популяризацию культурных традиций представителей разных
национальностей, знакомство читателей с многообразием литературы и
культуры народов мира, организацию библиотечного обслуживания
этнических меньшинств и мигрантов, позиционирует библиотеки как центры
формирования толерантного сознания и перспективные площадки
мультикультурного сотрудничества.
Библиотека является важной составляющей общегосударственной системы противодействия идеологии экстремизма и терроризма. Формат библиотечных мероприятий по профилактике распространения идеологии экстремизма и терроризма, особенно среди молодежи, может включать:
- проведение акций «Скажем терроризму – нет!»,
- информационных диалогов «Терроризм – зло против человечества», бесед «Терроризм – угроза обществу», «Осторожно: терроризм!», уроков безопасности «Терроризм, как себя вести?», «Вместе против терроризма», «Такое трудное слово –толерантность», «Чувствуя взгляды друг друга» и т.д.;
- дней информации «Жить всегда в мире», устных журналов
«Толерантность – дорога к будущему», актуальных диалогов «Уважение к
национальным различиям»;
- участие библиотекаря в родительских собраниях «Как говорить,
чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили»;
- просмотр видеоматериалов, созданных координационным Советом
по противодействию терроризму при Общественной палате Российской
Федерации;
- организацию видео-просмотров на тему «Скажем нет, терроризму!», «Терроризм – угроза обществу», «Путь в никуда»;
- презентации книжных выставок и тематических полок «У нас друзья на всей Планете», «Мир такой родной и разный», «21 век – век толерантности», «Время понимания» и т.д.
Успешная реализация задачи по профилактике проявления экстремизма
и предотвращении участия молодежи в организациях и неформальных
движениях, осуществляющих социально-негативную деятельность, на
практике невозможна без мобилизации творческого потенциала библиотекаря, творческому сотрудничеству с библиотекарями школ района.