kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Как повысить мотивацию детей?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекторий для родителей "Как повысить мотивацию детей?"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Как повысить мотивацию детей?"»

«Как повысить мотивацию?» (Лекторий для родителей)


И учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Одним из критериев, обеспечивающим качество обучения является учебная мотивация учащихся. Ученые считают, что результаты деятельности

человека на 20-30% зависят от интеллекта, и на 70-80%-от мотивов (если человек хочет, то он всё добьется).

Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием? Мотивация – (от лат., означает "двигать" внутреннее побуждение, интерес, заинтересованность, желание, стремление к чему-то), т.е. это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели.

Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. Если ребенок не желает учиться, его мозг заперт и перегружается от внутреннего сопротивления. И наоборот, неуёмное желание познавать приводит к колоссальным успехам без всякой перегрузки.

Учебная мотивация у различных возрастных групп школьников проявляется по-разному. Принято выделять три периода: младший школьный возраст (7—10 лет, учащиеся начальных классов), средний школьный возраст, или подростковый (10—15 лет, учащиеся 5—9 классов), старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15—17 лет, учащиеся 10—11 классов).

Подростковый школьный возраст характеризуется следующими объективными изменениями в жизни школьника: негативное отношение к формам жесткого контроля со стороны учителя; сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути (например, по аналогии с товарищем); недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с

препятствиями, замещение учебной деятельности развлекательными компьютерными играми.(играть всегда легче, чем учиться)

Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается?

Давайте попробуем ответить на несколько вопросов…С какой целью вы отдали ребенка в школу? (Чтобы был грамотным, поступил на бюджет, мог самоопределиться, получил знания, научился писать, считать, читать).

Чтобы добиться этой цели нужно выполнять ряд действий. Каких? (Ходить в школу, слушать учителя, выполнять все задания, читать, делать уроки).

Но чтобы человек начал выполнять действия необходимо, чтобы он захотел их выполнять? Как раз это желание и называется мотивом.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования.

Каковы же причины снижения мотивации у школьников? На снижение мотивации влияют самые различные факторы, идущие как от специфики устройства российского общества в целом и принятых в культуре стилей воспитания, так и от содержания, методов и форм обучения (например, пропаганда гламурного (легкого) образа жизни; научно-технический прогресс, в том числе Интернет, телевидение и т.д). А вот на следующие факторы необходимо обратить внимание:

  1. Причина – неумение учиться. Действие взрослого – выявление слабых сторон. Поэтапная ликвидация слабых звеньев. Отмечать успехи. Показывать ученику его продвижение вперед.

  2. Причина – недостающие средства учения (плохо развитые познавательные способности). Действия взрослого – ориентация на то, что ребенок может, игровой деятельностью, нестандартными заданиями.

  3. Поведение родителей. Всем известно, что ребенок с малолетства начинает подражать родителям. К тому же очень важно отношение родителей к учебе. Если ребенок слышит от них фразы “а ну ее, эту школу”, “мучиться скоро пойдешь” и т.п., то вряд ли он заинтересуется тем, что не нравится даже его родителям, которым его “дабы пристроить”. Действия взрослого – поменять отношение к школе и учению в целом.

  4. Другими причинами можно назвать недостаток в новых ощущениях, слишком большая опека родителей, хорошая обеспеченность ребенка всем необходимым раньше, чем он этого захочет. Такие дети растут апатичными, неинициативными, пассивными.

  5. Отсутствие познавательных ценностей в семье. А видел ли ребенок вас с книгой, или в моменты, когда вы занимались какой-либо познавательной деятельностью. Действия взрослого – покажите ребенку пример вашей познавательной деятельности.

  6. Дефицит внимания со стороны взрослого. Действия взрослого – постарайтесь проанализировать сколько времени вы проводите в совместной деятельности с ребенком.

Можно сформировать у школьника желание учиться. Как сформировать у школьника желание учиться?

Чтобы понять, как сформировать у ребенка мотивацию к обучению, нужно понять, что мешает пробуждению у него интереса к учебе и не дает ему полноценно использовать свои ресурсы. Среди таких факторов выделяются следующие:

    • Отсутствие самостоятельности в принятии решений и последствий собственных действий;

    • Отсутствие реальной помощи при понимании сложных учебных процессов;

    • Отсутствие единой системы поведения взрослых в требовании по отношению к себе и к ребенку.

Установив для себя правила приведенные выше, вы сможете дать своему ребенку возможность быть ответственным за свои действия, научите его доверять вам, и сможете контролировать ситуацию. Проговаривайте спорные моменты с детьми, не решайте их в одностороннем порядке. Ребенку необходимо создать установку на результат, которого не бывает без труда. В чем же заключается самостоятельность школьника?

По мнению многих педагогов, самостоятельность школьника заключается, прежде всего, в умении ставить перед собой различные учебные задачи и решать их без побуждения извне, когда учитель или родители стоят над душой и повторяют: «Делай это…», «Делай так…». Ребенок должен делать что-то по собственному осмысленному побуждению: «Мне нужно это сделать…», «Мне это интересно». Здесь важны такие качества ребенка, как интерес, инициатива, познавательная активность, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Именно в этом случае мотивация к обучению у школьника сможет быть сформирована.

Очень важен в учебной деятельности и формировании у школьника желания учиться навык самоконтроля. Ведь не секрет, что многие ошибки у детей возникают из-за невнимательности. И если ребенок научился проверять себя после того или иного вида деятельности, количество ошибок резко сокращается – а если ошибок меньше, то и мотивации к новым достижениям становится больше. Поиграйте вместе ребенком в игры, где он педагог и проверяет ваше задание, очень важно, чтобы родители не дергали, не понукали свое чадо, не раздражались.

Большую роль играет обдуманная система поощрений ребенка за успехи, причем не те успехи, которые достаются ребенку легко, в зависимости от его способностей, а те, которые трудны и полностью зависят от тех усилий, которые затратит ребенок на выполнение этого вида деятельности. Хвалите ребенка за его старание, даже если он не добился чего-то особенного. Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, видит реальные результаты своего труда.

Ученик проявляет интерес к изучаемому предмету только понимая нужность, важность, целесообразность изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. С. Л Рубинштейн отмечал: “для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им”, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося, и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

В этих случаях, эффективны оказываются разнообразные совместные занятия детей и родителей. Читайте с ним вместе познавательные книги, листайте энциклопедии, смотрите научно-популярные фильмы. Если в семье интерес к знаниям недостаточный, то и детская мотивация к учебе остается низкой. Но в ваших силах это изменить!

Также очень важным моментом является то, верит ребенок в свои успехи или нет. Учитель и родители должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем более сильной должна быть поддержка со стороны тех, кто занимается его воспитанием детей. Ведь если ребенка, который и так чувствует свою слабость, еще и понукать - Вы не только не сможете сформировать у него мотивацию к обучению, но и уничтожите весь интерес к учебе, который у него был. Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.

Вера в собственные способности.


Может, ваш ребенок утратил веру в себя. Может быть, вы ставите перед ним практически недостижимые задачи? Тогда нежелание учиться — это психологическая защита от неспособности отвечать слишком высоким требованиям.

Основа любой мотивации – влияние окружения.


Ваш ребенок в школе вынужден взаимодействовать с другими детьми. Возможно, его нежелание учиться вызвано «давлением одноклассников». Ведь если отовсюду слышна популярная фраза «не хочу учиться», а успехи в учебе считаются немодными, трудно противостоять общему влиянию. В таком случае позаботьтесь о создании более подходящего окружения для своего сына. Особенно полезным будет общение со старшим по возрасту ребенком с познавательной направленностью.

Воспитание трудолюбия.


Конечно, учение не всегда доставляет удовольствие, часто оно требует большой работоспособности и силы воли. И то и другое у ребенка необходимо тренировать. Поручите ему какие-нибудь обязанности по хозяйству. Когда дети привыкают регулярно выполнять определенные работы по дому, то они спокойно относятся к тому, что домашние задания тоже нужно ежедневно выполнять. И главное, не надо идти на поводу у мифа, что родители должны делать с ребенком уроки и другие его дела. Дети, с которыми до конца школы родители делают уроки, вырастают безынициативными, слабохарактерными, пассивными, невозможными к самостоятельной жизни.

Известно, что способности развиваются в эмоционально- благоприятной обстановке. Очень важно школьнику постоянно чувствовать психологическую поддержку наставников, слышать слова одобрения, видеть их доброжелательные лица и осознавать, что он будет принят ими с любыми своими индивидуальными особенностями и недостатками.

А в заключение хотелось бы сказать, что кнопки, с помощью которой можно было бы включить желание учиться, не существует. Однако, окружающие ребенка люди, через конкретное воспитание могут помочь ему повысить веру в собственные способности и пробудить в нем познавательные интересы. Ведь только имея мотивацию к обучению и развитию, ребенок сможет вырасти целеустремленным человеком, способным на ответственные решения.

В преддверии экзаменов, в экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом - абсолютно нормальная реакция организма. Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие. Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям - оказать своему ребенку правильную помощь. ОГЭ - лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.

Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные. Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.

Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ОГЭ. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, ваш ребенок обязательно сдаст экзамены. Именно Ваша поддержка нужна выпускнику, прежде всего.

Организация занятий


Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при обучении в 9 классе и подготовке во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень и т. д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех! Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности. В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.

Учиться одному – трудно, а вместе – интересно. Напоминайте чаще детям, что учатся они не ради оценки, а ради воспитания в себе интересной личности.



Приложение 1


Памятка для родителей


  1. Поговорите с ребенком о его отношении к учебе: почему он учится, чего боится больше всего (разочаровать родителей, сделать ошибку, не получить желаемого результата и т.д.).

  2. Развивайте его познавательные интересы, его потребность в интеллектуальной активности.

  3. Расскажите ему, что оценка, которую он получает, не так важна, как важно то, о чем он узнает. Об оценках забудут, а знание останется.

  4. Отмечайте его достижения, акцентируя внимание не на отметку, а на полученные знания, умения. Ребенок должен почувствовать, что не оценка играет решающую роль, а то, за что он ее получил.

  5. Учите ребенка планировать свою деятельность. Если он научится ставить перед собой конкретное задание, то это будет сильнее побуждать его к деятельности.

  6. Поощряйте любые его начинания, даже если результат не будет соответствовать вашим ожиданиям.

  7. Поддерживайте и формируйте интерес к информации.

Приложение 2


Анкета для оценки уровня школьной мотивации


  1. Тебе нравится в школе? не очень, нравится, не нравится


  1. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

-чаще хочется остаться дома,


-бывает по-разному,


-иду с радостью


  1. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

    • не знаю,


-остался бы дома,


-пошел бы в школу


  1. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?


    • не нравится,


-бывает по-разному,


-нравится


  1. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?


-хотел бы,

-не хотел бы,


-не знаю


  1. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?


-не знаю,


-не хотел бы,


    • хотел бы


  1. Ты часто рассказываешь о школе родителям?


    • Часто,


-редко,


-не рассказываю


  1. Ты хотел бы, чтобы у тебя были менее строгие учителя?


-точно не знаю,


-хотел бы,


    • не хотел бы


  1. У тебя в классе много друзей?


-Мало,


-много,


-нет друзей


  1. Тебе нравятся твои одноклассники?


-Нравятся,


-не очень,


-не нравятся


Ключ


Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.



№ вопроса

оценка за 1-й

ответ

оценка за 2-й

ответ

оценка за 3-й

ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0



Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Как повысить мотивацию детей?"

Автор: Заварыкина Галина Юрьевна

Дата: 23.11.2025

Номер свидетельства: 677635

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Как повысить мотивацию детей к учёбе"
    ["seo_title"] => string(39) "kak_povysit_motivatsiiu_detei_k_uchiobe"
    ["file_id"] => string(6) "666125"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1741081933"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "«Можно ли ,через использование групповой работы, повысить активность учащихся» "
    ["seo_title"] => string(84) "mozhno-li-chieriez-ispol-zovaniie-ghruppovoi-raboty-povysit-aktivnost-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "170513"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423565513"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Интерактивные игровые технологии как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(80) "interaktivnye_igrovye_tekhnologii_kak_sredstvo_razvitiia_poznavatelnogo_interesa"
    ["file_id"] => string(6) "578238"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1618478155"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "«ВЛИЯЕТ ЛИ ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ НА МОТИВАЦИЮ УЧАЩИХСЯ»"
    ["seo_title"] => string(62) "vliiaietliformativnoieotsienivaniienamotivatsiiuuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "279348"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453218936"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(291) "Мастер-класс « Использование 7 модулей Программы повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан в практику преподавания и обучения» "
    ["seo_title"] => string(172) "mastier-klass-ispol-zovaniie-7-moduliei-proghrammy-povyshieniia-kvalifikatsii-piedaghoghichieskikh-rabotnikov-riespubliki-kazakhstan-v-praktiku-priepodavaniia-i-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "101621"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402424041"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства