
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
  
 
  
 
  
 
  
  Провела:  
  Классный руководитель  
  2 В класса  
  Мишнева Е. В.
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  2012
  Цели:
  образовательная - уточнить представление детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях;
  
 
  развивающая - развивать связную речь: расширять объем зрительного и слухового внимания и памяти;
  
 
  воспитывающая - воспитывать умение наблюдать за окружающим миром, любовь к родной природе.
  Оборудование: презентация «Зимующие птицы»
  
 
  Ход занятия
  
 
  1. Организационный момент.
  
 
  2. Беседа по теме. Слайд 2.
   
 
  Появляется иллюстрации зимнего леса.
  
 
  Звучит аудиозапись концерта А. Вивальди «Зима».
  
 
  Сегодня мы отправляемся с вами в зимний лес. Тихо в лесу зимним утром. Чернеют стволы и сучья голых деревьев. На зеленых лапах елей и сосен лежат пухлые подушки снега. Ни шелеста, ни звука. И кажется: нет никого во всем лесу. Слайд 3.
  
 
  Звучит аудиозапись пения птиц  
  
 
  - Скажите, чьи голоса мы услышали? Почему в зимнем лесу раздается пение птиц?
  
 
  - Каких зимующих птиц вы знаете?
  
 
  - Какие птицы живут зимой в лесу?
  
 
  - Какие живут рядом с человеком, в городах, деревнях и селах?
  
 
  - А каких вы знаете птиц, которые прилетают с наступлением зимы к нам?
  
 
  - Подумайте, а зачем летят зимой птицы к человеку?
  
 
  - Правильно, птицы летят зимой в города и поселки, чтобы кормиться. И это понятно. Но не нужно думать, что в лесу их вовсе не остается. Слайд 4.
  
 
  Загляните в ближайшую рощу: птиц там немало. Вон под деревом мелкие крестики крошечных птичьих следов. Три пальца вперед и один назад. А по бокам две тонкие линии. Здесь черкнула птичка крыльями, когда взлетела.
  Вон там, на березе, пара птичек: они прицепились к висящим веточкам, одна даже вниз головой. Бойко перескакивают они с одного сучка на другой в поисках пищи. Желтогрудая, маленькая птичка с белыми щечками и зеленоватой спинкой. Вы ее, конечно, узнали.
  
 
  Появляется иллюстрация синицы. Звучит пение синички. Слайд 5.
  
 
  - На зиму эти птицы не улетают в теплые страны, но в поисках корма стайки синиц появляются вблизи жилья даже в городах. Там, где корма много, синицы задерживаются. Подкармливая, их можно удержать в своем саду. Птички заметили нас и улетают. Но если мы остановимся, и не будем двигаться, синицы быстро успокаиваются. Может быть, через несколько минут они даже вернутся на то же дерево. Что за беспокойные птички? На минуты не посидят. Все движения их порывисты и быстро. Никогда нельзя знать, что они сделают в следующую секунду. Как вы думаете, сто они могут находить на этих березовых ветках? Вспомните, чем питаются синицы летом?
  
 
  Верно, летом синицы питаются насекомыми. А зимой подбирают любое семечко, какое попадется. Но недаром шныряют они по веткам.Там находят они приклеенные к веткам яички каких-нибудь бабочек, оцепеневших гусениц в трещинах коры, куколок, прикрепленных к сучкам паутинками.
  
 
  Торопливо шныряют синицы по деревьям, производя самый зоркий осмотр стволов и ветвей от зимующих здесь насекомых, среди которых немало вредителей. Какую же полезную работу для леса выполняют синицы? Правильно, за один день синица успевает побывать на сотнях, а может быть, и на тысячах веток. И там они съедают множество зимующих яичек, куколок и гусениц. Скажите, а чем питаются синички в городе? Трудно ли им зимовать? Чем мы можем помочь им? Как можем подкармливать их? Где развешивать кормушки? Верно, голодом страшна зима птицам, а не холодом. Если сыта птичка - и тепло ей под пухом и перьями. Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза. При этом семена лучше раздавливать. Нельзя давать птицам жареные семена. Также их можно кормить крошками белого хлеба. Охотно птицы едят творог и маргарин. А синицы любят клевать несоленый жир и мясо.
  
 
  3. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. 
  Мы кормушку смастерили.
  Мы столовую открыли.
  Воробей, снегирь - сосед,
  Будет вам зимой обед!
  В гости в первый день недели
  Две синицы прилетели,
  А во вторник - снегири,
  Ярче утренней зари!
  Три вороны были в среду
  Мы не ждали их к обеду.
  А в четверг со всех краев -
  Десять жадных воробьев.
  В пятницу в столовой нашей
  Голубь лакомился кашей.
  А в субботу на пирог
  Прилетело семь сорок.
  
 
  4. Беседа по теме.
  
 
  Звучит аудиозапись стука дятла. Слайд 6.
  
 
  - Чей голос мы слышим? Что вы знаете об этой птице? Опишите ее.
  
 
  Появляется иллюстрация дятла.
  
 
  Вот затихли удары, и из-за толстого ствола сосны показалась голова большого пестрого дятла. Поглядел и спрятался снова. Вот дятел неожиданно исчезает за стволами деревьев, но не надолго. Через мгновенье он возвращается, держа в клюве шишку.
  Ловко засовывает он ее в глубокую ямку в стволе дерева и, укрепив, принимается за работу. Один за другим сыплются удары крепкого клюва- Падают легкие семена.
  Дятел предпочитает расклевывать шишки на определенных местах.
  Их называют кузницами. 'Кузница' - это ямка, выдолбленная дятлом в стволе ели или сосны, в которую он вставляет шишку, прежде чем ее разбить. Расклюет одну шишку - летит за другой, принесет в клюве, вставит в расщелину, а старую, пустую шишку выбросит. Поэтому на снегу под 'кузницей' дятла валяется целая куча пустых шишек.
  А почему дятла называют лесным доктором? Правильно, питаются дятлы и насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, стучит дятел, - значит, будут уничтожены насекомые-вредители и лес будет жить.
  
 
  5. Повторение изученного материала.
  
 
  - О каких птицах мы сегодня говорили?
  
 
  - Какое полезное дело для леса делают синицы?
  
 
  - Какую птицу называют лесным доктором?
  
 
  - Как называется место, где дятлы расклевывают шишку?
  
 
  - Почему дятлов и синиц надо охранять?
  
 
  - Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму? Слайд 7-9.
  
 
  6. Составление связных описательных рассказов о зимующих птицах.
  А теперь попробуйте сами рассказать о дятле или синице: об их внешнем виде повадках, питании и пользе, которую они приносят нашему лесу. Дети составляют рассказы.
  
 
  7. Итог занятия и оценка деятельности детей. Слайд 10.
  - Что нового, интересного вы сегодня узнали?
  О каких зимующих птицах вы хотели бы поговорить на следующем занятии?
  
 
  Литература:
  
 
  1. Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему? /Пер. К. Мишиной, А Зыковой. – М.: Эксмо, 2003. – 512с.
  
 
  2. Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. – Ярославль: «Академия развития», 1998 – 256с.
  
 
  3. Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов /В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998 – 224с.
  
 
  4. Храбрый В.М. Школьный атлас-определитель птиц: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1988.
  
 
  5. Я познаю мир. Птицы: Детская энциклопедия. /В.В. Иваницкий. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 397с.
  
 
  6. [Электронный ресурс]// Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2005
  
 
  Интернет- ресурсы:
  
 
  http://www.fotoparus.com/golosa_ptic.shtml - голоса птиц
  www.sunhome.ru –дятел
  papa-vlad.narod.ru -синица
  http://images.yandex.ru/ - фотографии леса
  http://pedsovet.su - источник шаблона: Волошенко С. А. МОУ «СОШ №25 п. Зарождение
 
   6