Классный час «Азбука витаминов»
  
 
  Виды витаминов
  Слайд 1 (стихи)
  1.В огороде для Полины
  Поспевают витамины.
  Вот висят на каждой ветке
  Разноцветные таблетки:
  2. Ярко-красные - малина,
  Рыжеватые - рябина;
  Синие - ирги горошки,
  Да смородины серёжки -
  Алые, блестящие.
  Пробуй - настоящие!
  3. У Андрюшки – апельсины.
  У Павлушки – виноград.
  А у Маши – мандарины.
  Каждый фрукту очень рад!
  Витамины, витамины
  Очень важны для ребят.
  Ест бананы Глеб, ест Нина.
  А Серёженька - гранат.
  4. Кто такие витамины?
  Для чего проникли в лук,
  В молоко и в мандарины,
  В черный хлеб, в морковь, в урюк?
  Рассмотрю-ка их в окрошке,
  Через дедовы очки -
  Кто они? Соринки? Мошки?
  Человечки? Паучки?
  Может в перце и петрушке,
  Незаметные на взгляд,
  Очень маленькие пушки
  По бактериям палят?!
  Если так, то Витамины
  Мне нужны наверняка -
  Съем на полдник мандарины,
  На ночь выпью молока!
  Известно около 30 витаминов. Каждый витамин выполняет в организме вполне определенную задачу.
  Слайд 2  
  Витамин А – защищает верхние дыхательные пути от болезнетворных микробов и вирусов, а заодно и поддерживает остроту зрения.  
  Витамином А богаты печень, яйца, сливочное масло, молоко, рыбий жир, горох, зеленый лук, щавель, капуста, облепиха. При нехватке витамина А в организме человека развивается болезнь под названием «куриная слепота» (при отсутствии дневного света человек ничего не видит).
  Слайд 3
  Стих  
  Слайд 4  
  Витамин С – это витамин витаминов. Он поддерживает иммунитет и повышает сопротивляемость организма простудам.  
  Витамина С больше всего в шиповнике, апельсинах, черной смородине, абрикосах, клюкве, капусте, зеленом луке, красном перце, помидорах. В продуктах животного происхождения его почти нет. При нехватке витамина С развиваются болезни под названием «цинга», носовое кровотечение, нарушается рост и развитие костей.
  Слайд 5
  Стих
  Слайд 6
  Витамин РР. Защищает кожу и слизистые оболочки, поднимает настроение. Содержится в мясе, яйцах, молоке, фасоли, фруктах, овощах. При нехватке этого витамина развивается «пеллагра». Поражается кожа. Она сильно шелушится, появляются долго незаживающие язвы. У детей может развиться умственная отсталость. Особенно это относится к людям, которые употребляют однообразную пищу.
  Слайд 7
  Витамины группы В, а также фолевая кислота препятствуют развитию малокровия.
  Витамины группы В: незаменимы для умственного развития, для дыхания и роста клеток, предохраняют от судорог и укачивания, понижают риск сердечных заболеваний. Витамины группы В содержаться в молочных продуктах, крупах, мясе, яйцах, рыбе, свекле, зелени, хлебе. При недостаточном количестве этого витамина развивается одно из заболеваний «бери-бери» (полиневрит) – поражение нервной системы.
  Слайд 8
  Стих  
  Слайд 9
  Витамин D обеспечивает усвоение кальция. Очень необходим нашим зубам и костям, предохраняет от рахита и туберкулёза. Витамин D содержится в рыбьем жире, печени рыб, икре, в малом количестве в яичном желтке. Также витамин D поступает к нам в организм с солнечными лучами. При нехватке этого витамина развивается тяжёлое заболевание с разрушением костей и нарушением нервной системы, рахит.
  Слайд 10
  Стих  
  Слайд 11
  Витамин Е защищает организм от повреждающего воздействия радиации и ядовитых веществ, препятствует преждевременному изнашиванию организма (старению клеток). Защищает сердце и органы кровообращения. Его ещё называют витамином роста. Содержится в подсолнечном масле, яичном желтке, говяжьей и тресковой печени, арахисе, облепихе, черноплодной рябине, крупах (гречке, овсянке). Нехватка витамина Е вызывает преждевременное старение человека.
  Содержится в подсолнечном масле, яичном желтке, говяжьей и тресковой печени, арахисе, облепихе, черноплодной рябине.
  Слайд 12
  Витамины и организм человека
  Организм человека не способен запасать витамины впрок и поэтому должен получать их регулярно в полном наборе и количествах.  
  Недостаток витаминов сказывается на снижении сопротивляемости заболеваниям, ухудшении зрения, ослаблении костей и мышц.
  Под словом «рацион» понимают вид и количество пищи, ежедневно потребляемой человеком. Чтобы человек был здоров, его рацион должен быть сбалансирован.
  В рационе каждого второго школьника не хватает витамина С, а каждого третьего – витаминов А и Е.
  Микроэлементы
  В пище помимо питательных веществ содержатся также микроэлементы (кальций, фосфор, железо, йод, золото и др.), которые участвуют в образовании костной и мышечной ткани, входят в состав крови, нервов, гормонов, клеток внутренних органов.
  У каждого микроэлемента свой фронт работы в организме. Так, железо активно участвует в снабжении клеток и тканей кислородом, способствует нормальному росту и умственному развитию детей, защищает сердце, укрепляет иммунную систему организма, закрывая дорогу болезням. Йод поддерживает функцию щитовидной железы и способствует сохранению нормального обмена веществ, предотвращая задержку развития у детей и умственную заторможенность у взрослых.
  Необходимые человеку микроэлементы содержатся в овощах, фруктах, орехах, морской капусте, а также в некоторых продуктах животного происхождения – коровьем молоке, яйцах, рыбе и др.
  
 
  
 
  
 
  Слайд 13
  На экологическом кружке нами был проведены 2 опыта:
  Опыт 1.  
  Определение витамина А в подсолнечном масле.
  Для этого были взяты разные сорта подсолнечного масла:  
  1.
  2.
  3.
  4
  5.
  Затем в пробирки налили по 1 мл подсолнечного масла и добавили 2-3 капли 1%-ного раствора FeCl3. Опыт проводили в обычном состоянии и при нагревании масла. При наличии витамина А должно было появиться ярко-зеленое окрашивание, но в обычном состоянии цвет масла не изменился, а в нагретом состоянии были только «следы» наличия витамина (бледно-зеленое окрашивание).
  Вывод: в подсолнечном масле витамина А практически нет.
  Слайд 14
  Опыт 2.  
  Определение витамина С в соке.
  Для этого были взяты разные соки разных торговых марок:
  1.
  2.
  3.
  4.
  5.
  Затем в пробирки налили по 2 мл сока и добавили воды на 10 мл. затем влили немного крахмального клейстера (1г крахмала на стакан кипятка). Далее по каплям добавляли 5%-ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10-15 сек. Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет.
  В процессе опыта сок во всех пробирках был интенсивно (сильно) окрашен в синий цвет, особенно яблочный сок, что говорило о наличии в них витамина С.
  Вывод: нужно пить соки, так как они богаты витамином С.
  Слайд15
  А теперь мы предлагаем кроссворд, разгадав который вспомним, в каких продуктах содержатся указанные витамины и микроэлементы.
  Слайд 16
  1.С детства всем всегда твердили:  
  Нужны для жизни витамины!  
  Морковку кушай, жуй салат  
  И будешь ты здоров и рад!  
  2.Чтобы расти здоровыми, красивыми  
  Должны мы подружиться с витаминами.  
  Их очень много - целый алфавит  
  И каждый витамин по своему звучит.  
  3."А"-служит для сиянья наших глаз,  
  "В" -будут нервы крепкие у нас,  
  "С" -полезен для зубов и для костей  
  Им даже можно угощать гостей.  
  4."D"-словно лучик солнышка весеннего  
  Хорошее подарит настроение.  
  Сердечку бодрому и чтобы не скучали  
  Нам нужен "Р" - он есть в зеленом чае.
  Есть и еще ряд, которые играют определенную роль в жизнедеятельности организма. Для предупреждения гиповитаминозов рекомендуется разнообразное питание при обязательном включении в пищу достаточного количества продуктов растительного происхождения.
  Будьте здоровы!
  Рефлексия «Поставь оценку»
  Прежде чем уйти с классного часа, поставьте оценку своему здоровью, напишите свою фамилию и имя в круге под определенной оценкой (варианты на доске в бумажных смайликах под оценками 3,4, 5)
  
 
  
 
  
 
  
 
  
  
 
  
  
 
   7