Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
  МБОУ Игринская СОШ №3  
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  «Воспитание любовью»
  Родительское собрание
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
  Автор: Шульгина О.В.
  учитель первой категории
  
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  2014 г.
  Организационно-методическая информация.
  
 
     |  Форма проведения мероприятия |  Родительское собрание с мультимедийным сопровождением  
 | 
  |  Тема |  «Воспитание любовью»  
 | 
  |  Актуальность |  В настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих политики сохранения здоровья нации. В наш век задача воспитания становится особенно трудной в связи со многими причинами: ритм жизни современного общества «ворует» у родителей много времени, необходимого для воспитания; разрушаются семьи, и дети оказываются только, с одним из родителей. | 
  |  Цель |  Формирование мотивации на преобразование взаимоотношений между родителями и ребенком. | 
  |  Задачи |   Познакомить родителей со стилями воспитания. Рассмотреть положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка. Довести до сознания родителей необходимость проявления своей безусловной родительской любви. | 
  |  Краткое содержание |  Данный мультфильм нацеливает родителей на общение и размышления о правильном воспитании детей. Родители актуализируют знания об основных стилях воспитания, которые они применяют при воспитании детей. Работая в группах, родители узнают как происходит процесс взаимодействия между родителями и детьми, какой тип воспитания преобладает в их семье. | 
  |  Необходимое оборудование |  Ноутбук, медиапроектор, экран, мультфильм «Облака», презентация «Что такое любовь?», карточки с описанием стилей воспитания и педагогической ситуацией, анкеты для родителей и детей, письма-пожелания детей к родителям, памятки для родителей на детских ладошках для проведения рефлексии. | 
  |  Группа |  Родители начальных категории, классов | 
  |  Авторы |  Шульгина О.В.. учитель первой категории | 
  |  Образовательное учреждение |  МБОУ Игринская СОШ №3 | 
 
  
 
  
 
  Ход собрания
  Вступительное слово учителя: сегодня мы собрались, чтобы обсудить важную тему, как для взрослых, как и для детей. Чтобы определить тему нашего собрания предлагаю посмотреть мультфильм «Облака» (видео 1)
  О чем вы задумались? На какие размышления нацелил вас этот фильм?
  Высказывания родителей
  В этом сложном мире в самом бедственном положении оказываются дети. Им больше всего на свете необходима любовь. И поэтому тема нашего собрания называется «Секретный мир родительской любви». (слайд 2,3)
  А что такое любовь в вашем понимании? (слайд 4,5,6)
  Высказывания родителей
  Любить своего ребенка - это говорить ему: «Я тебя люблю». Именно эти слова ребенок хочет слышать из уст самых близких людей. Это очень важные слова, они питают все существование малыша, а потом и существование повзрослевших юношей и девушек. Говорите своему ребенку их каждый день. Слова нужно сопровождать и объятиями. Считается, что ласковые слова и четыре объятия совершенно необходимы каждому ребенку просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день. А для того, чтобы ребенок развивался интеллектуально – двенадцать раз.
  Такой же вопрос я задала детям. Давайте ознакомимся с высказываниями детей.  
  Американские психологи провели опрос среди детей 4-7 лет ( видео 2)
  Дети очень чутко чувствуют любовь родителей. Ребятам был предложен ряд вопросов. Вот их ответы.(результаты обработки анкеты)
  (См. приложение 1)
  Предлагаю и вам ответить на вопросы анкеты «Какой Вы родитель?» (См. приложение 2)
  Формирование личности ребенка, становление его характера зависит не только от врожденного темперамента, но и от методов воспитания в семье. Педагоги и психологи выделяют несколько стилей воспитания. (См. приложение 3)
  Работа в группах. Каждая из пяти групп получает описание одного из стилей и одинаковую педагогическую ситуацию, которую должны разыграть согласно своему стилю. (См. приложение 4)
  Выступление групп
  Итак, мы познакомились с разными стилями семейного воспитания. Конечно, на практике часто происходит их смешение.  
  В зависимости от стилей воспитания психологи выделяют несколько ролей ребенка в семье.
  Учитель знакомит родителей с ролями:
  позитивные:
   Как бы себя ребенок не вел, он вызывает всеобщее восхищение домашних. Любая прихоть ребенка немедленно выполняется.
   Схоже с кумиром, но ребенок является личным кумиром мамы или папы. Это свидетельствует о том, что между родителями соперничество. «Кого ты больше любишь?» - такой вопрос травмирует ребенка, воспитывает лицемерие и изворотливость.  
   Всех радует воспитанный, примерный, послушный ребенок. От ребенка ждут соблюдение приличий. За это следует вознаграждение. А какова внутренняя жизнь ребенка никого не интересует. Зачастую такой ребенок неожиданно совершает противоправные поступки.
   Долго болевший ребенок выздоровел и хотел бы чувствовать себя равным со всеми детьми, однако в семье его упорно продолжают считать слабым.
  негативные:
   Родители видят только отрицательные стороны ребенка, ругают, наказывают. В результате ребенок становится «козлом отпущения»
   Взрослые разряжают на нем свою агрессивность. Ведь это безопаснее, чем друг на друга. Ребенок становится забитым.
   Прислуга в доме. К сожалению, эта ситуация не разрешима, как в сказке Ш. Перро, а ребенок вырастает приниженным, неуверенным в себе, завистливым, несамостоятельным.  
  Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняется ошибками семейного воспитания, главная из которых отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.  
  В заключение разрешите вручить вам памятки в виде детской ладошки. Пусть они напоминают вам о том, что папа и мама не имеют права выпускать из своей большой ладони детскую, т.е. оставить своего ребенка без поддержки, понимания и заботы. (слайд 7,8)
  
 
  
 
  Любите своего ребенка за то, что он есть. Ведь ребенок ждет любви, он в ней нуждается.  
  Правила эффективного общения
  -  Слушая ребенка, дайте ему убедиться, что вы понимаете его состояние, чувства связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает 
-  Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение выражению лица, позе, жестам, тону голоса. 
-  Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку. 
-  Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. 
-  Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» 
 
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Приложение 1
  Анкета для родителей
  -  Сколько раз тебе повторять? 
-  Посоветуй мне, пожалуйста. 
-  Не знаю, что бы я без тебя делала? 
-  И в кого ты такой уродился? 
-  Какие у тебя замечательные друзья! 
-  Ну на кого ты похожа? 
-  Я в твое время! 
-  Ты моя опора и помощница(к). 
-  Ну что за друзья у тебя! 
-  О чем ты только думаешь? 
-  .Какая ты у меня умница! 
-  А ты как считаешь, сынок (доченька)? 
 13.У всех дети как дети, а ты
  14. Какой ты у меня сообразительный(ая)!
  
 
  Ключ к тесту
  
      |  1-2 |  6-2 |  11-1 | 
  |  2-1 |  7-2 |  12-1 | 
  |  3-1 |  8-1 |  13-2 | 
  |  4-1 |  9-2 |  14-1 | 
  |  5-1 |  10-2 |  
 | 
 
    7-8 баллов - вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности;
  9-10 баллов - вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств;
  11 -12 баллов - вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.
  13 -14 баллов - вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушивайтесь к его словам.
  
 
  
  Приложение 2
  Анкета для детей
  
 
  -  Я люблю, когда родители ________________________ 
-  Я не люблю, когда родители __  
-  Ты всегда делаешь то, что тебе велят родители?________________________  
-  Бывает ли так, что родители делают за тебя то, что ты должен сделать сам?  
-  Радуешься ли ты, когда родителей нет дома, или это тебя огорчает?_________ 
 Обижаешься ли ты, когда тебя родители справедливо наказывают? 
   -  Хочется ли тебе поделиться с родителями своими проблемами; тайнами и даже лакомствами?  
-  Если родители переживают, сочувствуешь ли ты им? Как? ________________ 
 9. Помогаешь ли ты родителям, когда они выполняют какую-то работу? 
  10.Благодарны ли тебе родители тебе за твою помощь? _____________________
  11. Нравится ли тебе, когда родители тебе советуют, как поступить в той или иной ситуации? ___________________________________________
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Приложение 3
  
 
  
 
  Стили воспитания
  
 
  Демократический стиль (в терминологии других авторов — «авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
  Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.
  Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.
  Попустительский стиль (в терминологии других авторов — «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.
  Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
  Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания.
  Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.
  При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.
  Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.
  Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как- то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
  
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Приложение 4
  
 
  Педагогическая ситуация
  Папа читает газету. Мама готовит ужин. А ребенок? Он ждет общения со взрослыми.
  — Знаешь, папа, Коля говорит, что «Жигули» лучше, чем «Москвич». Правда? После папиного молчания опять следует вопрос: —А почему?
  —Потому, — отвечает папа, не отрывая глаз от газеты. — Не мешай, дай мне спокойно почитать. Спроси у мамы. —Мама, а Миша говорит...
  —Не мешай мне, я вам с папой ужин готовлю. Спроси у папы.
  
 
     10