Классный час ,посвященный здоровому образу жизни. Медики утверждают , что состояние здоровья современных подростков неуклонно ухудшается. И в то же время результаты социологических исследований показывают, что большинство подростков ставят здоровье в число важнейших жизненных ценностей. В предполагаемом сценарии проблема ЗОЖ рассматривается сквозь призму философии.
Цели:
Расширить представление детей о здоровом образе жизни; формировать позитивную оценку активного , здорового образа жизни, критическое отношение к вредным привычкам; побуждать к самопознанию , саморазвитию, к искоренению вредных привычек.
Форма проведения : час общения.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация , ксерокопии материалов для дискуссии.
План :
- 
	Вступительная беседа. 
- 
	Работа с понятиями. А) Ум и мудрость. Б) Что значит быть здоровым? В) Здоровый образ жизни. 
3. Информационный блок « Хирург из Книги рекордов Гиннеса».
4. Интерактивная беседа.
5. Работа с « Памяткой российскому долгожителю».
6. Дискуссия по теме « Культурная» пьянка или полная трезвость?»
7. Заключительная беседа.
8. Подведение итогов ( рефлексия)
Ход классного часа
- 
	Вступительное слово Классный руководитель. Прочитайте тему классного часа . Здоровье и мудрость- можно ли связать эти понятия? Виноват ли человек в своих болезных? И если да , то в каких? Примерные ответы: -нельзя винить человека во врожденных болезнях; -можно винить в простудных заболеваниях , в кишечных инфекциях, в травмах по неосторожности Классный руководитель. Считаете ли вы себя мудрыми? 
- 
	Работа с понятиями А) ум и мудрость Классный руководитель. Прежде чем о чем-то говорить, нужно определиться с понятиями. Ключевые понятия сегодня : « мудрость», « здоровье», « здоровый образ жизни».Что же такое мудрость? (учитель задает вопросы, дети высказываются) Какая общая противоположность есть у мудрости и ума? ( глупость) Что такое глупость? Может ли умный не быть мудрым , а мудрый не быть умным? Как можно понять выражение : « Мудрость –это поиск лучших мнений в отсутствии точных знаний»? В словаре С.И. Ожигова « мудрость» определяется как « глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт» Можно сказать, что это достаточно полное определение? Б) Что значит быть здоровым? Классный руководитель. Напоминаю , что , по определению Всемирной организации здравоохранения, « здоровье-это состояние физического , духовного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Итак, существует физическое, психическое и нравственное здоровье . Предлагаю раскрыть смысл каждого их этих понятий ( по группам) и объяснить , в чем этот вид здоровья проявляется. ( в течение 3 мин дети обдумываю ответы ) Слушаем ваши объяснения. Примерные ответы: Первая группа : физическое здоровье –это естественное состояние организма , стабильная работа всех органов , хороший иммунитет; проявляется в отсутствии болезней , травм. Вторая группа: психическое здоровье – зависит от состояния головного мозга, от развития мышления, памяти, внимания, от степени развития волевых качеств; проявляется в эмоциональной устойчивости, умении владеть собой. Третья группа : нравственное здоровье- зависит от нравственных принципов человека, от их соответствия норма морали ; проявляется в сознательном отношении к труду, в культурном поведении, в активном неприятии пороков. Классный руководитель. Может ли физически и психически здоровый человек быть нравственным , моральным уродом? В каких случаях это бывает? ( Если он пренебрегает нормами морали) В) Здоровый образ жизни Классный руководитель. А вот еще одно определение здорового образа жизни. Здоровый образ жизни- это образ жизни, который позволяет до глубокой старости сохранять физическое , психическое и нравственное здоровье. Я буду читать вам составляющие ЗОЖ , попробуйте определить, к какому виду здоровья они относятся. - оптимальный режим труда и отдыха ( ф,п); - правильное питание (ф); - достаточная двигательная активность (ф,п); -личная гигиена, закаливание (ф.п); -искоренение вредных привычек (ф,п,н); -любовь к людям, позитивное восприятие жизни (п,н) 
- 
	Информационный блок « Хирург из книги рекордов Гиннеса» Классный руководитель. Есть болезни , которыми модно заразиться. Но , оказывается , заразить может и положительный пример. Человек, сохранивший здоровье и долголетие , может стать образцом для подражания, примером мудрого отношения к своему здоровью. Рассказ о таком человеке подготовили ( ФИ учеников). Ведущий 1.Наш герой –доказательство истины , что здоровье –привилегия мудрых. Представление о долгожителях у нас связано с Кавказом или Тибетом –там можно встретить столетних богатырей. А у нас , в России мужчины в среднем живут до 60 ,женщины до 77 лет. Поэтому герой нашего рассказа –человек уникальный . Можно сказать, единственный в мире. Его имя было занесено в Книгу рекордов Гиннеса Это легенда отечественной хирургии академик Федор Григорьевич Углов. В начале 21 века он был самым пожилым оперирующим хирургом мира. Скончался он в июне 2008г, в возрасте 1-3 лет. Но до последнего он продолжал работать, поражая всех ясностью ума и прекрасной физической формой. Углов- профессор медицинских наук, председатель Союза борьбы за народную трезвость, член Союза писателей России,автор многих книг. Ведущий 2 Стать хирургом он решил еще в юности. Большое влияние на него оказала мать, простая русская женщина. Она научила его терпению и доброму отношению к людям. Эти заповеди помогли Федору в его врачебной практике. Он выезжал на самые разные операции и днем и ночью, и в выходные. Тогда он взял себе за правило – ни капли спиртного , ведь непростительная слабость хирурга может стоить жизни больному. Ведущий 1 Постепенно приходил опыт и знания , росло мастерство молодого хирурга. Это человек первым начал делать такие операции , на которые не решались другие . Это универсальный хирург. Он оперировал раненых в годы ВОВ , спасал жизни в блокадном Ленинграде. Ведущий 2 Но в Книгу рекордов Гиннеса Углов попал по другой причине. Он был единственным в мире практикующим хирургом старше 90 лет. До 97 лет он проводил сложные операции! Вот что он говорил о секретах своего долголетия. « Я поставил себе цель и всю жизнь к ней стремился, это мне и помогло. Я и сейчас постоянно работаю, ложусь спать в половине двенадцатого ночи, встаю в половине восьмого. Днем никогда не сплю. От обеденного стола сразу же перехожу к рабочему. И, конечно же, веду здоровый образ жизни. Не пью, не курю. Обливаюсь холодной водой прями на снегу. Двадцать лет таких процедур , и я напрочь забыл дорогу в аптеку. Чтоб сохранить бодрость, не обойтись и без спорта . сейчас , когда есть свободное время , люблю гулять пешком по лесу – общение с природой помогает восстановить силы. Я и сейчас с удовольствием делаю домашнюю работу- колю дрова, убираю снег. Но главное –делать людям добро. Этому меня учила мама» 
- 
	Интерактивная беседа Классный руководитель. Биография этого человека поучительна. Это и правильный выбор своего пути, и целеустремленность, и любовь к своему делу. Легко ли ему подражать? Примерные ответы: -он жил во времена , когда государство предоставляло все возможности для самореализации; - подражать ему трудно, потому что нужно много работать над собой, не прощать своих слабостей; -для этого нужно лучшие годы жизни посвятить учебе, работе – а ради чего ? Чтобы попасть в книгу рекордов Гиннеса? - и т.д. 
- 
	Работа с « Памяткой российскому долгожителю» Классный руководитель . Из всех своих рекомендаций Федор Углов составил « Памятку» . некоторые правила , казалось бы , не имеют отношения к здоровью и нуждаются в разъяснении. Однако этих разъяснений академик не дал, предоставляя нам самим делать выводы. Постараемся объяснить , как выполнение каждого их этих правил скажется на улучшении нашего здоровья и о каком именно здоровье идет речь? ( Учитель читает правило, желающие высказываются) 
- 
	Люби Родину. И защищай ее. Безродные долго не живут. 
- 
	Люби работу . И физическое тоже. 
- 
	Умей владеть собой. Не падай духом ни при каких обстоятельствах. 
- 
	Никогда не пей и не кури, иначе бесполезны будут все остальные рекомендации. 
- 
	Люби семью .Умей отвечать за нее 
- 
	Сохрани свой нормальный вес, чего бы тебе это ни стоило. Не переедай. 
- 
	Будь осторожен на дороге. Сегодня это одно из самых опасных мест 
- 
	Не бойся вовремя пойти к врачу. 
- 
	Избавь своих детей от разрушающей здоровье музыки 
- 
	Режим труда и отдыха заложен в самой основе работы твоего тела. Люби свое тело, щади его. 
- 
	Индивидуальное бессмертие недостижимо, но продолжительность твоей жизни во многом зависит от тебя самого. 
- 
	Делай добро. Зло, к сожалению, само получится. 
- 
	Дискуссия по теме « Культурная пьянка» или полная трезвость?» Классный руководитель. Углов сделал за свою долгую жизнь множество операций, СПС тысячи человеческих жизней. Но еще больше людей он спас без скальпеля- он помог им избавиться от алкогольной , наркотической и табачной зависимости. Книги профессора Углова были особенно убедительны –ведь он, как хирург, своими глазами видел разрушительную работу алкоголя, табака и наркотиков. Доктор выступал против воспитания « культуры пития», он боролся за полный отказ от алкоголя и курения –за трезвый образ жизни. Предлагаю обсудить этот вопрос: какой путь кажется вам более оптимальным для нашей страны ? ( дети высказываются) Примерные аргументы сторон: 
Абсолютная трезвость
« Культурное» питие
Алкоголь-наркотик, сильнодействующий яд
Алкоголь- пищевой продукт
« Культурное « питие- самый страшный враг. Все, кто употребляет алкоголь сокращают себе жизнь на 15-20 лет
Вокруг много людей , которые всю жизнь употребляют спиртное и доживают до преклонных лет
Даже малые дозы алкоголя остаются в организме до 20 дней, особенно страдают высшие сферы психики.
Небольшие дозы алкоголя стимулируют творческий процесс , снимают стресс
Мозг человека не имеет биологической защиты от алкоголя: насытившись , человек не будет есть еще. А пьяный может и на ногах не стоять , но тянуться к рюмке…
Культурный человек знает меру и может остановиться.
Классный руководитель. Наша дискуссия подошла к концу, сторонникам абсолютной трезвости было трудно отстаивать свою точку зрения – ведь выпивка уже прочно вошла в нашу жизнь, и уже 13-летние не могут обходиться без бутылки пива. Может быть, дополнительным аргументом в защиту трезвости станет вот эта информация из газеты
« всемирная организация здравоохранения установила , что 8 л чистого спирта на душу населения- это предельный рубеж алкоголизации страны. За ним начинаются тяжелые последствия_ болезни, инвалидизация, рождение ущербных детей, потери в экономике, культуре и т.д.
Можно сказать, что Россия этот рубеж уже перешагнула . И мы наблюдаем результаты. В стране миллионы зарегистрированных алкоголиков. Ширится детский алкоголизм.
В последнее время с алкоголем связаны:
-72% убийств;
-42 % самоубийств;
-52% смертей от травм, аварий и т.д.;
-67 % смертей от цирроза печени;
-23 % смертей от сердечно- сосудистых заболеваний.
От алкоголя умирают 500-750 тысяч человек в год. Алкоголь- это и аварии, и порча оборудования, и психозы, и отравления, это болезни , инвалидности, безнадзорные дети и множество других страшных явления.»
- 
	Заключительная беседа. Классный руководитель. Здоровье –привилегия мудрости. Чтобы сохранить здоровье , нужно проявить мудрость. Как это сделать? Примерные ответы: -найти цель, обрести смысл жизни; -отказаться от излишеств; -избегать того , что может навредить; -соблюдать меру во всем; -сначала думать , а потом делать. Классный руководитель. Философы говорят, что ум дается человеку от природы, разум дается обучение, мудрость приобретается самосознанием и самовоспитанием. Вот и получается, что здоровье- это непрестанная работа над собой, воспитание себя. И опыт Ф.Г. Углова это наглядно подтверждает. 
- 
	Подведение итогов ( рефлексия) Классный руководитель . Что в сегодняшнем разговоре показалось вам интересным и полезным ? С чем вы не согласны? 






 
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
         
	 
     
                                     
                                     
                                     
                                    