Тема: «Природа и архитектура Японии» 4 класс
Цель: способствовать формированию ценностного отношения к культуре и уважения к обычаям, традициям другого народа.
Задачи:
	- Познакомить ребят с отличительными особенностями искусства Японии - связь с природой;
- Раскрыть представление японцев о красоте природы, их умению любоваться каждым её фрагментом;
3. Показать связь природы с жильем;
4.Сформировать творческий подход при выполнении
практического задания.
 Оборудование для учителя:
- презентация по теме урока;
- опорный конспект урока;
- наглядное пособие с примерами живописных пейзажей; построек;
- новые слова на доске;
- персональный компьютер, экран.
Оборудование для учащихся: 
альбом, краски, кисти, карандаши.  
Музыкальный ряд: музыкальная японская композиция «Сакура», звуки природы.
Тип урока: Комбинированный
Методическая основа урока: объяснительно-иллюстративный метод.
Межпредметные связи в ходе урока: живопись, музыка, мифология.
Ход урока:
	- Организационный момент  
- Актуализация знаний и создание проблемной ситуации
- Постановка цели и задач  урока  
- Беседа о Японии.
- Физкультминутка
- Практическая работа  с планированием этапов выполнения композиции пейзажа, характерного для японских художников
- Рефлексия деятельности (итог урока)
	- Организационный момент  
Проверка и организация рабочих мест, психологический настрой учащихся.
 
	- Актуализация знаний и создание проблемной ситуации
Каждый народ создаёт свой прекрасный и мудрый художественный мир – своё искусство. Искусство выражает душу этого народа, его особое лицо, его образ. В культуре каждого народа всё взаимосвязано и не случайно, в ней выражается понимание пользы и красоты, добра и зла, жизни и человечности. Непросто решить, откуда начать наше путешествие. Обратимся, пожалуй, туда, где зарождается  день. Отправимся в страну восходящего солнца. Вы уже, наверное, догадались, куда мы сегодня с вами отправимся. (Ответы учеников: в Японию) (слайд 1).
Учитель читает стихотворение « Япония» М. Шварца
Зашел я раз
К японцам в дом:
Все в доме ходят босиком,
Без стульев у стола сидят
И палочками рис едят.
Чай наливают в пиалу,
Спят на соломенном полу…
Все делают по-своему упрямо,
И даже гору
Называют «яма».
При этом удивительно,
Живут ужасно положительно.
(М. Шварц)
Учитель: Ребята как вы думаете, зачем я прочитала вам это стихотворение?
Ученики: Мы будем знакомиться с Культурой Японии.
Тема нашего урока: «Природа и архитектура Японии» (слайд 2).
	- Постановка цели и задач  урока   
Да,  ближайшие несколько уроков нашей целью будет формирование ценностного отношения к культуре и уважение обычаев, традиций японского народа.
Задачи на сегодняшний урок:  познакомиться   с отличительными особенностями искусства Японии - связь с природой; раскрыть представление японцев о красоте природы, их умению любоваться каждым её фрагментом;
показать связь природы с жильем; сформировать творческий подход при выполнении практического задания (слайд 2).
 
	- Беседа о Японии.
Япония - страна, понять которую нужно не только душой, а всем телом. Ее называют так неспроста. В Японии пальто подаёт женщина, кошки без хвостов, пишут сверху вниз, в машине руль с правой стороны, едят палочками, едят и спят на полу, а траурным является белый цвет. Желтая хризантема на государственном гербе и солнечный круг на флаге - символизируют восходящее солнце. Поэтому Японию называют страной восходящего солнца.
     Есть легенда у японцев, как появилась их удивительная страна. Слушайте:
     Когда бог Изаначи спускался с небес, он ударил своим богатырским копьем по зыбко колыхающейся внизу пучине. И тогда с его выдернутого назад копья упала вереница капель, образовав изогнутую цепь островов (слайд 3).
Эта древняя легенда о сотворении Японии еще не завершена. Капли упавшие с исполинского копья еще не застыли, молодая еще суша то и дело ходит ходуном из-за землетрясений.
Японцам приходится жить, словно на вздрагивающей спине дракона. Япония - это страна, где постоянно дает о себе знать необузданность стихийных сил, но где на каждом шагу видишь следы упорного человеческого труда. Труд и умение наслаждаться красотой и создавать красоту сделали страну такой великой и всемирно известной державой.
Природа Японии порой жестока к людям, скупа - достаточно побывать на этих островах, чтобы понять, почему населяющий их народ обожествляет эту природу, делает ее мерилом своих представлений о красоте. Понятие живописности выражается у народов Востока словами «горы и воды». В Японии такие элементы природной красоты поистине вездесущи. Это страна лесных гор и морских заливов.
Сама натура: сосны на прибрежных скалах, зеркальная мозаика рисовых полей, сумрачные вулканические озера учат человека ценить и понимать прекрасное.
Бамбук, склонившийся под тяжестью снега, цветущая сакура, азалия или слива, багряная листва горных кленов и полная луна -во всем этом японцы находят радость (слайд 4-7).
Свое отношение к красоте природы японцы раскрывают через удивительные явления японской культуры - икэбану, бонсай, ландшафтные сады.
Бонсай - миниатюрные деревца в плошках (слайд 8). Бонсаисты -художники на маленьком пространстве отражают бесконечность природы. Маленькое деревце должно иметь гармоничные пропорции большого дерева, свободно растущего в лесу, на морском берегу или горном склоне и исхлестанного ветрами. Этому искусству более 15 веков. Разведение миниатюрных деревьев приближает человека к природе, дает ему возможность творческого отдыха в узких рамках его городской квартиры с балконом, террасой или лоджией. В пейзажных композициях, называемых пейзажами в  плошках,  где  из  деревьев,  травы.
камышей, песка, а иногда и воды создаются миниатюрные картины природных пейзажей, передается характер местной природы. Миниатюрные деревца в плошках ценятся так же высоко, как картина или скульптура. Многим бонсаям более 100 лет, около них останавливаются люди в немом восхищении. Они передаются из поколения в поколение. Бонсай имеет и свою символику: неистребимое стремление человека к счастью, семей ной гармонии, Спокойной старости, достижение душевного равновесия и мудрой отрешенности и печали.
Икэбана - композиция из цветов (слайд 9). Это самостоятельный вид изобразительного искусства. Цель икэбаны - выражать красоту природы, создавая композиции из цветов, веток, керамики и др, это и украшение и средство самовыражения. Икэбана создана нацией, которая веками воспитывала в себе умение обращаться к природе как к неисчерпаемой сокровищнице прекрасного.
Любовь японцев к природе воплощается в своеобразных чертах национального быта. Японский дом - это, прежде всего, крыша, опирающаяся на каркас из деревянных стропил и опор, это кровля, возведенная над пустотой (слайд 10). Здесь нет ни окон, ни дверей в нашем понимании, ибо в каждой комнате три стены из четырех можно в любой момент раздвинуть или вовсе снять. Наружные створки - окна, оклеиваются белой рисовой бумагой, похожей на папирусную и называются седзи. Внутренние перегородки служат одновременно дверьми и оклеиваются плотной раскрашенной бумагой и именуются фусума. Никакой мебели внутри нет. Видишь лишь: обнаженное дерево опорных столбов и стропил, потолок из выструганных досок, решетчатые переплетные седзи, рисовая бумага которых мягко рассеивает приближающийся свет.
Под разутой ногой слегка пружинит татами - жесткие, пальца в три толщиной маты из, простеганных соломенных циновок. Пол, составленный из этих золотистых прямоугольников, совершенно пуст.
Раздвинутые стены дома несомненно воплощают и стремление его обитателей быть ближе к природе, вместо того, чтобы отгораживаться от него, такие постройки учитывают потребность человека быть в постоянном контакте с природой.
Стремление к гармонии с природой - главная черта японского искусства. Народ Японии ценит, любит и понимает прекрасное, это воспитывается с детства, в школах Японии на это обращают большое внимание. В погожий день директор школы вправе отменить все занятия, чтобы детвора отправилась на воздух рисовать с натуры или слушать объяснения учителя о том, как распознавать красоту в природе (слайд 11-12).
    Тайна японского искусства состоит в том, чтобы вслушиваться в несказанное, любоваться невидимым. В быту японцев прочно укоренился обычай коллективно любоваться наиболее поэтическими явлениями природы. Зимой принято любоваться свежевыпавшим снегом; весной - цветением сливы,  вишни, азалии; осенью - багряной листвой горных кленов и полной луной. В Японии хризантема - национальный цветок, символ императорской власти, чести, мужества, благородства, счастья и мудрости, поэтому её часто можно увидеть в работах японских художников.
	- Физкультминутка 
Физкультминутка для глаз;
 6. Практическая работа  с планированием этапов выполнения  
Сейчас ребята вы должны придумать свою композицию, через детали характерные для японских художников (слайд 13):
	- ветка дерева с птичкой;
- цветок с порхающей бабочкой;
- трава с кузнечиком или стрекозой;
- японские постройки, связанные с природной средой;
- сосна на прибрежных скалах;
- бамбук, склонившийся под тяжестью снега;
- цветение сакуры, сливы или азалии;
- багряная листва кленов (слайд 14-17).
Этапы работы:
	- продумываем сюжет будущей композиции: 
- наносим цветовые пятна, обозначающие будущие элементы рисунка:
- прорисовываем характерные детали рисунка (слайд 18).
7.Рефлексия деятельности (итог урока) 
    В конце урока устраивается коллективный просмотр и обсуждение детских работ. При этом обращается внимание на то, кто лучшим образом раскрыл выбранную композицию, отмечаются положительные и отрицательные моменты в работе. Для ответа  ребята могут использовать клише, которое они видят на слайде  или составляют свое предложение.
            Я  -  узнал,  понял,  удивился, научился, выполнил …-  
Домашнее задание: карандаш, резинка, краски, кисти, тряпочка. Собрать материал о культуре Японии.
Используемая литература:
	- Учебник  изобразительное искусство «Каждый народ  художник» 4 класс, Л.А.Неменская, Москва, Просвещение, 2012 год
- Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1-4 классы, разработанной под руководством народного художника России Б.М.Неменского, Москва, Просвещение, 2014 год
- Журнал «Пионер», июль 1991 год:
- Журнал «Япония сегодня»
- Интернет ресурсы: https://www.google.ru/search?tbm=isch&tbs=rimg%3ACU6HtcJGQl3SIjhMgGVXvBeOrrrygBi0nPi-btlf8G0UxKF-
- https://yandex.ru/yandsearch?&clid=2186617&text
- https://yandex.ru/yandsearch?&clid=2186617&text
- https://yandex.ru/yandsearch?text=картинки кимоно&clid=2186617&lr=78&suggest_reqid=120605892141568115839788929712384&csg=10
- https://yandex.ru/yandsearch?text=картинки японки&clid=2186617&lr=78&suggest_reqid=120605892141568115840178456302305&csg=21
- https://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&q=картинки японки&gws_rd=ssl#newwindow=1&hl=ru&q=картинки+японские+празд
- https://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&q=картинки японки&gws_rd=ssl#newwindow=1&hl=ru&q=картинки+японские+куклы
            
                                    Просмотр содержимого документа
                                                    
                    «Природа и архитектура Японии»
                            
            
                                                              Тема: «Природа и архитектура Японии» 4 класс
  
 
  Цель: способствовать формированию ценностного отношения к культуре и уважения к обычаям, традициям другого народа.
  
 
  Задачи:
  -  Познакомить ребят с отличительными особенностями искусства Японии - связь с природой; 
-  Раскрыть представление японцев о красоте природы, их умению любоваться каждым её фрагментом; 
 3. Показать связь природы с жильем;
  4.Сформировать творческий подход при выполнении
практического задания.
  
 
  Оборудование для учителя:
  - презентация по теме урока;
  - опорный конспект урока;
  - наглядное пособие с примерами живописных пейзажей; построек;
  - новые слова на доске;
  - персональный компьютер, экран.
  Оборудование для учащихся:  
  альбом, краски, кисти, карандаши.  
  Музыкальный ряд: музыкальная японская композиция «Сакура», звуки природы.
  Тип урока: Комбинированный
  Методическая основа урока: объяснительно-иллюстративный метод.
  Межпредметные связи в ходе урока: живопись, музыка, мифология.
  
 
  
 
  Ход урока:
  -  Организационный момент    
-  Актуализация знаний и создание проблемной ситуации   
-  Постановка цели и задач урока   
-  Беседа о Японии. 
-  Физкультминутка   
-  Практическая работа с планированием этапов выполнения композиции пейзажа, характерного для японских художников 
-  Рефлексия деятельности (итог урока)   
 
  -  Организационный момент    
 Проверка и организация рабочих мест, психологический настрой учащихся.
  
 
  -  Актуализация знаний и создание проблемной ситуации 
 Каждый народ создаёт свой прекрасный и мудрый художественный мир – своё искусство. Искусство выражает душу этого народа, его особое лицо, его образ. В культуре каждого народа всё взаимосвязано и не случайно, в ней выражается понимание пользы и красоты, добра и зла, жизни и человечности. Непросто решить, откуда начать наше путешествие. Обратимся, пожалуй, туда, где зарождается день. Отправимся в страну восходящего солнца. Вы уже, наверное, догадались, куда мы сегодня с вами отправимся. (Ответы учеников: в Японию) (слайд 1).
  Учитель читает стихотворение « Япония» М. Шварца
  Зашел я раз
К японцам в дом:
Все в доме ходят босиком,
Без стульев у стола сидят
И палочками рис едят.
Чай наливают в пиалу,
Спят на соломенном полу…
Все делают по-своему упрямо,
И даже гору
Называют «яма».
При этом удивительно,
Живут ужасно положительно.
(М. Шварц)
  Учитель: Ребята как вы думаете, зачем я прочитала вам это стихотворение?  
  Ученики: Мы будем знакомиться с Культурой Японии.
  Тема нашего урока: «Природа и архитектура Японии» (слайд 2).  
  
 
  -  Постановка цели и задач урока   
 
 
  Да, ближайшие несколько уроков нашей целью будет формирование ценностного отношения к культуре и уважение обычаев, традиций японского народа.  
  Задачи на сегодняшний урок:  познакомиться с отличительными особенностями искусства Японии - связь с природой; раскрыть представление японцев о красоте природы, их умению любоваться каждым её фрагментом;
  показать связь природы с жильем; сформировать творческий подход при выполнении практического задания (слайд 2)..
  
 
  -  Беседа о Японии. 
 
 
  Япония - страна, понять которую нужно не только душой, а всем телом. Ее называют так неспроста. В Японии пальто подаёт женщина, кошки без хвостов, пишут сверху вниз, в машине руль с правой стороны, едят палочками, едят и спят на полу, а траурным является белый цвет. Желтая хризантема на государственном гербе и солнечный круг на флаге - символизируют восходящее солнце. Поэтому Японию называют страной восходящего солнца.
  Есть легенда у японцев, как появилась их удивительная страна. Слушайте:
  Когда бог Изаначи спускался с небес, он ударил своим богатырским копьем по зыбко колыхающейся внизу пучине. И тогда с его выдернутого назад копья упала вереница капель, образовав изогнутую цепь островов (слайд 3).
  Эта древняя легенда о сотворении Японии еще не завершена. Капли упавшие с исполинского копья еще не застыли, молодая еще суша то и дело ходит ходуном из-за землетрясений.
  Японцам приходится жить, словно на вздрагивающей спине дракона. Япония - это страна, где постоянно дает о себе знать необузданность стихийных сил, но где на каждом шагу видишь следы упорного человеческого труда. Труд и умение наслаждаться красотой и создавать красоту сделали страну такой великой и всемирно известной державой.
  Природа Японии порой жестока к людям, скупа - достаточно побывать на этих островах, чтобы понять, почему населяющий их народ обожествляет эту природу, делает ее мерилом своих представлений о красоте. Понятие живописности выражается у народов Востока словами «горы и воды». В Японии такие элементы природной красоты поистине вездесущи. Это страна лесных гор и морских заливов.
  Сама натура: сосны на прибрежных скалах, зеркальная мозаика рисовых полей, сумрачные вулканические озера учат человека ценить и понимать прекрасное.
  Бамбук, склонившийся под тяжестью снега, цветущая сакура, азалия или слива, багряная листва горных кленов и полная луна -во всем этом японцы находят радость (слайд 4-7)..
  Свое отношение к красоте природы японцы раскрывают через удивительные явления японской культуры - икэбану, бонсай, ландшафтные сады.
  Бонсай - миниатюрные деревца в плошках (слайд 8). Бонсаисты -художники на маленьком пространстве отражают бесконечность природы. Маленькое деревце должно иметь гармоничные пропорции большого дерева, свободно растущего в лесу, на морском берегу или горном склоне и исхлестанного ветрами. Этому искусству более 15 веков. Разведение миниатюрных деревьев приближает человека к природе, дает ему возможность творческого отдыха в узких рамках его городской квартиры с балконом, террасой или лоджией. В пейзажных композициях, называемых пейзажами в плошках, где из деревьев, травы.
  камышей, песка, а иногда и воды создаются миниатюрные картины природных пейзажей, передается характер местной природы. Миниатюрные деревца в плошках ценятся так же высоко, как картина или скульптура. Многим бонсаям более 100 лет, около них останавливаются люди в немом восхищении. Они передаются из поколения в поколение. Бонсай имеет и свою символику: неистребимое стремление человека к счастью, семей ной гармонии, Спокойной старости, достижение душевного равновесия и мудрой отрешенности и печали.
  Икэбана - композиция из цветов (слайд 9).. Это самостоятельный вид изобразительного искусства. Цель икэбаны - выражать красоту природы, создавая композиции из цветов, веток, керамики и др, это и украшение и средство самовыражения. Икэбана создана нацией, которая веками воспитывала в себе умение обращаться к природе как к неисчерпаемой сокровищнице прекрасного.
  Любовь японцев к природе воплощается в своеобразных чертах национального быта. Японский дом - это, прежде всего, крыша, опирающаяся на каркас из деревянных стропил и опор, это кровля, возведенная над пустотой (слайд 10).. Здесь нет ни окон, ни дверей в нашем понимании, ибо в каждой комнате три стены из четырех можно в любой момент раздвинуть или вовсе снять. Наружные створки - окна, оклеиваются белой рисовой бумагой, похожей на папирусную и называются седзи. Внутренние перегородки служат одновременно дверьми и оклеиваются плотной раскрашенной бумагой и именуются фусума. Никакой мебели внутри нет. Видишь лишь: обнаженное дерево опорных столбов и стропил, потолок из выструганных досок, решетчатые переплетные седзи, рисовая бумага которых мягко рассеивает приближающийся свет.
  Под разутой ногой слегка пружинит татами - жесткие, пальца в три толщиной маты из, простеганных соломенных циновок. Пол, составленный из этих золотистых прямоугольников, совершенно пуст.
  Раздвинутые стены дома несомненно воплощают и стремление его обитателей быть ближе к природе, вместо того , чтобы отгораживаться от него, такие постройки учитывают потребность человека быть в постоянном контакте с природой.
  Стремление к гармонии с природой - главная черта японского искусства. Народ Японии ценит, любит и понимает прекрасное, это воспитывается с детства, в школах Японии на это обращают большое внимание. В погожий день директор школы вправе отменить все занятия, чтобы детвора отправилась на воздух рисовать с натуры или слушать объяснения учителя о том, как распознавать красоту в природе (слайд 11-12)..
  Тайна японского искусства состоит в том, чтобы вслушиваться в несказанное, любоваться невидимым. В быту японцев прочно укоренился обычай коллективно любоваться наиболее поэтическими явлениями природы. Зимой принято любоваться свежевыпавшим снегом; весной - цветением сливы,  вишни, азалии; осенью - багряной листвой горных кленов и полной луной. В Японии хризантема - национальный цветок, символ императорской власти, чести, мужества, благородства, счастья и мудрости, поэтому её часто можно увидеть в работах японских художников.
  
 
  -  Физкультминутка   
 Физкультминутка для глаз;
  
 
  6. Практическая работа с планированием этапов выполнения  
  
  Сейчас ребята вы должны придумать свою композицию, через детали характерные для японских художников (слайд 13):
  -  ветка дерева с птичкой; 
-  цветок с порхающей бабочкой; 
-  трава с кузнечиком или стрекозой; 
-  японские постройки, связанные с природной средой; 
-  сосна на прибрежных скалах; 
-  бамбук, склонившийся под тяжестью снега; 
-  цветение сакуры, сливы или азалии; 
-  багряная листва кленов (слайд 14-17). 
 Этапы работы:
  -  продумываем сюжет будущей композиции:   
-  наносим цветовые пятна, обозначающие будущие элементы рисунка: 
-  прорисовываем характерные детали рисунка (слайд 18). 
 
  7.Рефлексия деятельности (итог урока)  
  
 
  В конце урока устраивается коллективный просмотр и обсуждение детских работ. При этом обращается внимание на то, кто лучшим образом раскрыл выбранную композицию, отмечаются положительные и отрицательные моменты в работе. Для ответа ребята могут использовать клише, которое они видят на слайде  или составляют свое предложение.
  Я - узнал,  понял, удивился, научился, выполнил …-   
  Домашнее задание: карандаш, резинка, краски, кисти, тряпочка. Собрать материал о культуре Японии.
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Используемая литература:
  -  Учебник изобразительное искусство «Каждый народ художник» 4 класс, Л.А.Неменская, Москва, Просвещение, 2012 год 
-  Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1-4 классы, разработанной под руководством народного художника России Б.М.Неменского, Москва, Просвещение, 2014 год 
-  Журнал «Пионер», июль 1991 год:   
-  Журнал «Япония сегодня» 
-  Интернет ресурсы: https://www.google.ru/search?tbm=isch&tbs=rimg%3ACU6HtcJGQl3SIjhMgGVXvBeOrrrygBi0nPi-btlf8G0UxKF-   
-  https://yandex.ru/yandsearch?&clid=2186617&text 
-  https://yandex.ru/yandsearch?&clid=2186617&text 
-  https://yandex.ru/yandsearch?text=картинки кимоно&clid=2186617&lr=78&suggest_reqid=120605892141568115839788929712384&csg=10 
-  https://yandex.ru/yandsearch?text=картинки японки&clid=2186617&lr=78&suggest_reqid=120605892141568115840178456302305&csg=21 
-  https://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&q=картинки японки&gws_rd=ssl#newwindow=1&hl=ru&q=картинки+японские+празд 
-  https://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&q=картинки японки&gws_rd=ssl#newwindow=1&hl=ru&q=картинки+японские+куклы