конспект урока на тему "Древние корни народного искусства"
Конспект урока на тему "Древние корни народного искусства"
Обобщающий урок за 1 четверть 5 класс по программе Б.М.Неменского
Учитель изобразительного искусства Кусабаева Иляна Олеговна (г.Миасс, п. Н-Атлян, СОШ №35)
Тема: Древние корни народного искусства
Цели:
Обобщить знания, полученные на уроках 1 четверти.
Развивать творческую и познавательную активность.
Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.
Оборудование и материалы:
Лучшие работы учащихся.
Иллюстрации интерьера русской избы.
Пословицы и поговорки о труде.
Кроссворд., карточки
Музыкальный ряд: русские народные песни.
План урока
Организационный момент.
Объявление темы урока. Класс делится на 4 команды.
Выполнение заданий.
Подведение итогов.
Ход урока
Ребята! Давайте поговорим о нелегком крестьянском труде, о том, как люди справлялись с повседневными заботами с помощью песен, поговорок, обрядов.
Звучит русская народная песня «Уж я сеяла, я сеяла ленок»
Мы сегодня будем вспоминать, что изучали на уроках изобразительного искусства в 1 четверти с помощью игры: Я исследую древние корни народного искусства.
1 конкурс: Поговорки и пословицы о труде.
Древние славяне всегда трудились. Крестьянин никогда не сидел без дела. Каждому времени года – своя работа. Весна – время пашню пахать и сеять. Лето – покос да огородные работы. Осень – уборка урожая. Зима – ткачество, прядение, рукоделие. В народе придумано множество пословиц и поговорок о труде, давайте вспомним их. Каждая команда говорит поодной поговорке или пословице о труде (аукцион).
Примеры пословиц и поговорок:
-Труд человека кормит, а лень портит.
-Долог день до вечера, коли делать нечего.
-Смотри дерево в плодах, а человека в делах.
-Земля заботу любит.
-Доброе дело само себя хвалит.
2 конкурс: изобразительный
1 команда: изобразить с помощью солярных знаков СОЛНЦЕ.
2 команда: изобразить с помощью солярных знаков ВОДУ.
3 команда: изобразить с помощью солярных знаков ПРОРОСТАЮЩЕЕ СЕМЯ.
4 команда: изобразить с помощью солярных знаков ЗАСЕЕННОЕ ПОЛЕ.
3 конкурс: вопросы командам
- Почему на Руси почитали воду?
- Почему на Руси почитали солнце?
- Почему на Руси почитали землю?
- Кто был главой семьи в славянских семьях?
- Отчего пошла поговорка «После дождичка в четверг»?
- Что означает выражение «распоясался»?
- Почему говорят: догадлив крестьянин, на печи избу поставил?
- Что означало выражение при постройке дома: идти во все четыре стороны?
- Почему маленького ребенка до одного месяца называли «вода»?
- Почему молодых мужа и жену называли «вьюнец» и «вьюница»?
- Для чего нужны наличники на окнах домов?
- Для чего служит у русской печи шесток?
- Какие на Руси были семьи? (патриархальные)
- Как выбирали место для строительства дома?
-С чего начинали строительство дома?
- Почему хозяйка, входя в свой дом, вытирала ноги о порог, а гости переступали через порог?
4 конкурс: кроссворд «Искусство». Ключевое слово «искусство»
Все слова по горизонтали:
Отапливаемая часть дома.
Место в печи, где пекут калачи.
Верхняя часть дома.
То, что заменяло в русской избе шкаф.
Верхняя часть прялки, на которую привязывалась кудель.
Слово, от которого произошло слово «крестьянин».
Рогач, с помощью которого доставали пироги из русской печи.
Эта мебель днем служила сидением, а ночью кроватью.
Нижняя часть прялки, на которой сидела рукодельница.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему "Древние корни народного искусства" »
Обобщающий урок за 1 четверть 5 класс по программе Б.М.Неменского
Учитель изобразительного искусства Кусабаева Иляна Олеговна (г.Миасс, п. Н-Атлян, СОШ №35)
Тема: Древние корни народного искусства
Цели:
Обобщить знания, полученные на уроках 1 четверти.
Развивать творческую и познавательную активность.
Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.
Оборудование и материалы:
Лучшие работы учащихся.
Иллюстрации интерьера русской избы.
Пословицы и поговорки о труде.
Кроссворд., карточки
Музыкальный ряд: русские народные песни.
План урока
Организационный момент.
Объявление темы урока. Класс делится на 4 команды.
Выполнение заданий.
Подведение итогов.
Ход урока
Ребята! Давайте поговорим о нелегком крестьянском труде, о том, как люди справлялись с повседневными заботами с помощью песен, поговорок, обрядов.
Звучит русская народная песня «Уж я сеяла, я сеяла ленок»
Мы сегодня будем вспоминать, что изучали на уроках изобразительного искусства в 1 четверти с помощью игры: Я исследую древние корни народного искусства.
1 конкурс: Поговорки и пословицы о труде.
Древние славяне всегда трудились. Крестьянин никогда не сидел без дела. Каждому времени года – своя работа. Весна – время пашню пахать и сеять. Лето – покос да огородные работы. Осень – уборка урожая. Зима – ткачество, прядение, рукоделие. В народе придумано множество пословиц и поговорок о труде, давайте вспомним их. Каждая команда говорит поодной поговорке или пословице о труде (аукцион).
Примеры пословиц и поговорок:
-Труд человека кормит, а лень портит.
-Долог день до вечера, коли делать нечего.
-Смотри дерево в плодах, а человека в делах.
-Земля заботу любит.
-Доброе дело само себя хвалит.
2 конкурс: изобразительный
1 команда: изобразить с помощью солярных знаков СОЛНЦЕ.
2 команда: изобразить с помощью солярных знаков ВОДУ.
3 команда: изобразить с помощью солярных знаков ПРОРОСТАЮЩЕЕ СЕМЯ.
4 команда: изобразить с помощью солярных знаков ЗАСЕЕННОЕ ПОЛЕ.
3 конкурс: вопросы командам
- Почему на Руси почитали воду?
- Почему на Руси почитали солнце?
- Почему на Руси почитали землю?
- Кто был главой семьи в славянских семьях?
- Отчего пошла поговорка «После дождичка в четверг»?
- Что означает выражение «распоясался»?
- Почему говорят: догадлив крестьянин, на печи избу поставил?
- Что означало выражение при постройке дома: идти во все четыре стороны?
- Почему маленького ребенка до одного месяца называли «вода»?
- Почему молодых мужа и жену называли «вьюнец» и «вьюница»?
- Для чего нужны наличники на окнах домов?
- Для чего служит у русской печи шесток?
- Какие на Руси были семьи? (патриархальные)
- Как выбирали место для строительства дома?
-С чего начинали строительство дома?
- Почему хозяйка, входя в свой дом, вытирала ноги о порог, а гости переступали через порог?
4 конкурс: кроссворд «Искусство». Ключевое слово «искусство»
Все слова по горизонтали:
Отапливаемая часть дома.
Место в печи, где пекут калачи.
Верхняя часть дома.
То, что заменяло в русской избе шкаф.
Верхняя часть прялки, на которую привязывалась кудель.
Слово, от которого произошло слово «крестьянин».
Рогач, с помощью которого доставали пироги из русской печи.
Эта мебель днем служила сидением, а ночью кроватью.
Нижняя часть прялки, на которой сидела рукодельница.