kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по истории на тему "Древняя Спарта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был показан на ММО учителей истории. Были использованы различные приемы и методы для проведения урока. Урок по ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по истории на тему "Древняя Спарта"»

Урок по истории Древнего мира. 5 класс

«Древняя Спарта»


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах

Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый.

Использованные методы: «Синквейн», «Гроздь», «Фишбоун», «Найди ошибки», «Соотнесите»

Приемы: работа с дополнительным материалом, с электронной презентацией, картой

Цель: познакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты и изучить особенности спартанского образа жизни.


Задачи:

образовательные – определить географическое положение Спарты на территории Древней Греции; охарактеризовать социальную структуру общества, раскрыв основные виды деятельности и систему воспитания спартанцев; изучить систему управления Спартой;

развивающие – продолжить формирование умений выделять главное, существенное в изучаемой теме; развитие коммуникативных умений и навыков через диалог и элементы дискуссии;

воспитательные – воспитание милосердия и гуманности, уважения к другому образу жизни; формирование адекватной оценки исторической действительности.


Формирование универсальных учебных действий (УУД) по ФГОС:

личностные – гуманизм, толерантность, уважение к истории другого народа, формирование интереса к учению, умение оценивать ситуации, поступки людей с точки зрения общечеловеческих норм;

регулятивные – определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, корректировать выполнения задания в дальнейшем (заполнение сравнительной таблицы), оценка выполнения своей работы;

познавательные –ориентироваться в материалах документа (письменного источника), отвечать на вопросы учителя, группировать понятия на основе существенных признаков и отличий (положительное и отрицательное), делать самостоятельные выводы;

коммуникативные – участвовать в диалоге и дискуссии (выражать собственное мнение), высказывать свою точку зрения на события и поступки, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.



















Ход урока.


  1. Организационный момент (1 минута)

  2. Мотивация (2 минуты)


Ребята, вам сегодня на уроке я предлагаю представить себя в роли журналистов, которым поручили написать заметку в известный исторический журнал на тему «2 важных полиса в Древней Греции». Для того, чтобы понять о каком полисе вы будете писать работу, обратите внимание на слайд (слайд №1)


Сами греки говорили: наша родина – Эллада – так они называли Грецию – как бы стоит на двух ногах, одной ногой является Афинское государство, а другой…

Как вы думаете, что является другой ногой? Мы можем ответить на этот вопрос?

Я вам помогу: На слайде вы видите ряд понятий. Вы должны определить ключевое слово, которое их объединяет, а лишнее слово будет темой нашего урока.

Гомер, Одиссей, Спарта, Харибда, Пенелопа, Итака


Правильно (слайд №2). Это Спарта. Тема нашего урока «Древняя Спарта».


  1. Актуализация (5 минут)

Но прежде чем, говорить о Спарте, давайте вспомним, что мы уже с вами знаем. Историю какой страны мы с вами изучали на последних уроках? (Древняя Греция). Вспомним, что мы уже с вами изучили? (да)

Фронтальный опрос (работа с картой)

Ваша задача назвать слова или предложения, с которыми ассоциируется у вас Древняя Греция. Кто называет, тот получает жетончик. Каждый зарабатывает жетончики для себя и для команды. В конце урока подсчитаем сколько жетончиков у каждого из вас и у группы в целом (учту их при выставлении оценок). Слова могут быть любые: герои мифов, определения, имена богов, название городов – государств и т.д.


Молодцы! Немного подробнее остановимся на Афинах.

  • Кто покажет на карте, где находятся Афины? Как называется область, в которой расположены Афины?

  • Кто скажет, что такое полис? Афины – это полис или нет?

  • Чем занимались жители Афин?

  • Как назывался простой народ в Греции?

  • Демос в 7 веке до н.э. мог участвовать в управлении государством или нет?

  • Когда все изменилось? (в 594 г Солон – архонт, реформы)

  • Что было установлено в Афинах? (Демократия)


Правильно! Но не забываем, что нам нужно изучить вторую ногу Древней Греции – (еще раз, какую?) полис Древняя Спарта, потому как гласит пословица: «Нога ногу подкрепляет, рука руку усиляет». Без второй ноги в Древней Греции никуда. Вам интересно узнать о Спарте? (да)


Тема нашего урока «Древняя Спарта». А теперь посмотрите на название темы, какова цель нашего урока? Какие задачи нам предстоит сегодня решить (слайды – 4 изображения –географическое расположение, занятия, управление, воспитание) (слайд №3)

Ученики ставят цель урока: узнать - где находится, кто жил, как жил и т.д.



Хорошо. Значит нам нужно познакомиться с общественным и государственным устройством Спарты, особенностями полиса, кроме того мы не забываем, что пишем заметку в журнал о 2 полисах. Об одном мы уже все знаем, а вот о Спарте нет. В ходе урока каждый из вас будет заполнять сравнительную таблицу двух полисов – Афин и Спарты (раздаю таблицы). Колонка Афины у вас уже заполнена, а сегодня мы внесем в нее данные о Спарте. Это нам необходимо, чтобы написать заметку в журнал.

Ребята скажите, пожалуйста, что вы уже знаете о Древней Спарте? (В Спарте детей сбрасывали с обрыва).

Проблема: Молодцы! А почему? Ученики дают разные ответы. Вот это и многое другое мы с вами попытаемся выяснить сегодня.


  1. Изучение нового материала (21 минута)


Перед началом изучения новой темы давайте определимся, по какому плану будем работать. С чего всегда нужно начинать изучение нового государства? (его положением на карте, природными особенностями, населением, проживающим на территории государства и его занятиями, государственной властью, образом жизни и культурой).


(Слайд №4)

План урока:

1) Географическое положение Спартанского государства.

2) Население Спарты

3) Управление Спартой.

4) Воспитание спартанцев.


Посмотрите, вы все состоите в том или ином отделе. Всего 4 отдела: картографический, по работе с населением, управления, образования). Каждый отдел занимается своей сферой деятельности.

Каждой группе раздается дополнительный материал с вопросами. Учащиеся работают с дополнительным материалом. Во время ответов каждый учащийся заполняет таблицу (на работу 7-8 минут)

См. Приложение (слайд № 5 – Ликург, видео, воспитание с ошибками слайд №6)


  1. Первичное закрепление (5 минут)

Молодцы! Все группы работали очень хорошо. Вам всем жетончики (5 на команду).

У вас должна быть у каждого заполнена таблица. Все кроме последнего столбика. Что ценилось в Спарте больше всего (слайд № 7, 8)?

Таким образом, у нас с вами получился большой материал, чтобы написать заметку в журнал и сравнить 2 главных полиса в Древней Греции.

А теперь я проверю, как вы запомнили то, что мы изучили на этом уроке. Сыграем в игру «Да - нет». Я вам читаю утверждение, а вы если согласны с ним хлопаете в ладоши, если нет, то топаете ногами.


Игра «Да – нет»

  1. Спарта находится в Южной Греции, в области Лакония (да)

  2. Известного спартанского законодателя звали Ликург (да)

  3. Основным занятием в Спарте было ремесло (нет)

  4. Илоты были рабами, принадлежавшие Спартанскому государству (да)

  5. Во время войн Спартой управляли 2 царя (да)

  6. Спарту окружали мощные крепостные стены (нет)

  7. Спартанские мальчики упорно занимались грамотой и письмом (нет)

  8. Воспитанием мальчиков до их совершеннолетия занимались родители (нет)

  9. Спартанцев учили говорить кратко, давать точные ответы (да)

  10. В греческих государствах Спарта славилась как страна, в которой все жители подчинялись почти военной дисциплине и строгому порядку (да)


  1. Подведение итогов урока (8 минут)

Мы с вами собрали достаточно материала, чтобы написать заметку в журнал. Я предлагаю вам написать его в стихотворной форме. Каждая команда должна написать синквейн (слайд № 9)

А редакционная комиссия оценить, какой отдел справился лучше всего.

Молодцы. У вас у всех получились очень хорошие заметки про Спарту. Ну а работа отдела… будет напечатана в журнале.


Рефлексия (3 минуты)

Понравилось ли вам путешествие по Спарте?

Давайте оценим нашу работу с помощью голосования. В Древней Спарте оно проводилось при помощи крика, такой способ афиняне насмешливо называли «детским». Мы не будем устраивать шума, а проголосуем как в Древних Афинах. (Это как?). Так как камешек у нас нет, мы возьмем черную и белую бумагу.

Если вы кладете белую бумажку – значит вы работали активно и довольны своей работой. Если черную – значит наоборот.


Организация домашнего задания

(Слайд №10)

Для всех – параграф 31, учить понятия.

По желанию:

На «5» – написать рассказ о жизни спартанского мальчика.

На «4» - подготовить сообщение на тему «Лаконичная речь»




























Приложение


1 группа. Картографический отдел.


Дополнительный материал

Географическое положение Спартанского государства.



Спарта расположена на территории полуострова Пелопоннес в Южной Греции. Предками спартанцев были племена дорийцев пришедших с севера Балканского полуострова. Во II тыс. до н.э. дорийцы вторглись в южную часть Пелопоннеса, и подчинили себе Лаконику, где и основали свое государство Спарту, а себя стали называть лакедемоняне или спартанцы. Покоренный народ, проживавший на территории Лаконики, дорийцы превратили в рабов- илотов. Спустя некоторое время спартанцы завоевали близлежащую территорию Мессении.

Область Лакония, где располагалась Спарта, представляла собой плодородную, спускающуюся к побережью долину, которую прорезала река Еврот. Гаваней удобных для мореплавания, в Спарте не было. Со всех сторон долина была окружена труднопроходимыми горами. В Спарте имелись запасы железной руды.


Задание: работа с картой (показать на карте расположение Спарты).

Заполнить схему.
































2 группа. Отдел по работе с населением.


Дополнительный материал

Население Спарты (стр. 147-148 пункт 1)


Спартанцы не занимались ни земледелием, ни скотоводством, ни ремеслом. У них не были развиты ни наука, ни искусство. Спартанцы преуспели только в одном – в военном деле.

Греческие племена, завоевавшие Лаконию, основали город-государство Спарту. Мужчины-победители, захватившие власть в стране, создали привилегированный социальный слой, который занимался исключительно военным делом. Их называют спартанцами. Местное население они превратили в периэков (политически бесправных, но граждански свободных) и илотов (рабов).

Спартанцы.

Спартанцы (дорийцы) – полноправные граждане государства. Основное занятие – военное дело. После завоевания Лаконики каждый спартанец – воин получил надел земли с проживавшими на ней рабами – илотами, которые ее обрабатывали. Сам участок земли принадлежал не воину, а государству. Если спартанец нарушал законы государства, рабов и землю у него отбирали. Спартанцев было во много раз меньше, чем илотов и периэков, поэтому им нужна была сильная армия. Спартанцы презирали роскошь, привыкли обходиться лишь самым необходимым. Были мужественны и доблестны. Должны были говорить кратко, ясно и только по необходимости, то есть – лаконично.

Илоты.

Покоренное спартанцами ахейское население на территории Лаконики и Мессении было обращено в рабов, которых называли – илотами. На завоеванной территории каждый спартанец получил землю с проживавшими на ней илотами. Именно илоты должны были обрабатывать земли спартанцев. Они выращивали хлеб и овощи, оливки и виноград, ухаживали за скотом и привозили в Спарту все необходимые спартанцам продукты. Илоты отдавали хозяину половину урожая, а остальной его частью могли распоряжаться самостоятельно. Но так как илотов было намного больше, чем спартанцев, то их жизнь не ценилась, и за любую провинность илота могли убить. Илоты были лишены всех гражданских прав.

Периэки.

Жители гористых территорий Лаконики и Мессении сумели отстоять свою свободу. Спартанцы стали называть их периэками – соседями. Периэками называли и тех ахейцев, которые добровольно признали власть спартанцев. Они сохранили землю, свободу, но при этом не имели гражданских прав и не могли участвовать в народном собрании. Так, как спартанцам запрещено было посвящать себя какому-либо делу, кроме военного они не могли заниматься ни ремеслом, ни торговлей. Все ремесленники в Спарте были периэками. Периэки создавали прочную и удобную обувь, одежду, посуду. Ремесленники обеспечивали армию вооружением. Изготовленное в Спарте оружие считалось лучшим в Греции.


Задание: соотнести названия, определения и занятия населения Древней Спарты в порядке важности (от самых знатных к бесправному населению)

Вопрос: Это общество напоминает нам общество еще одной древней страны, где люди были поделены на группы, члены которых не имели права переходить в другую группу. Что это за страна?









3 группа. Отдел управления.


Управление Спартой (стр. 148-149 пункт 2)


Задание: на листе с изображением скелета рыбы необходимо вписать недостающие элементы Органы власти и его характеристика, функции).

Как вы считаете, можно ли считать справедливым такое государственное устройство


ВИДЕО!!!!!

4 группа. Отдел образования.


Дополнительный материал

Воспитание спартанцев (стр. 149-150), видео


«С момента появления на свет ребёнок в Спарте попадал в распоряжение государства. Имеет ли он право на жизнь или обречён на смерть решали не его родители, а специальная комиссия. В установленный срок родители приносили новорожденных детей на осмотр старейшинам. Ребёнка, которого признавали физически неполноценным, бросали в пропасть, а здоровых детей возвращали родителям.

До семи лет ребёнок жил в родительском доме под надзором женщин. Затем мальчиков отбирали от родителей и объединяли в небольшие отряды. Здесь их воспитывали всех вместе, приучая к суровой дисциплине. Грамоте мальчиков учили так, чтобы они умели подписать своё имя или прочитать приказ. Остальное обучение сводилось к воспитанию безоговорочного повиновения. Спартанцы должны были терпеливо переносить лишения и побеждать в битве. Главными занятиями детей были борьба, бег, метание диска и копья.

И зимой, и летом мальчики ходили босиком, одетые в короткий плащ. Постелью им служила подстилка из тростника. Детей плохо кормили, чтобы приучить к самостоятельному добыванию пищи путём воровства или набегов на земли илотов. Попавшегося беспощадно били плетью, как неловкого вора, и заставляли голодать.

Про выносливость спартанских детей ходили легенды. Однажды спартанский мальчик украл лисёнка и спрятал его под плащом. Зверёныш начал царапать и кусать мальчика, который стоя в строю, боялся даже пошевелиться. Мальчик молчал, пока, обливаясь кровью, не упал мёртвым.

В конце обучения молодым спартанцам устраивали «экзамен». Им не предлагали написать сочинение по литературе или решить задачу по математике. Юноши вооружались короткими мечами и тайно покидали город Спарту. Незаметно ночью подбирались они к деревушкам, где жили илоты и убивали застигнутых врасплох людей. Если юноша не убьёт ни одного илота, старики засмеют его: «Ты не спартанец, ты жалкий трус!»

У спартанцев запрещалось плакать и причитать на похоронах. Отправляясь в сражение, спартанцы надевали одежду красного цвета, чтобы легче было скрыть кровь из раны.

Спартанцы обучались грамоте ради самых необходимых потребностей – подписаться и прочитать.

Многоречие и пустословие в Спарте презирали так же, как и трусость. Спартанцы смеялись над состязаниями ораторов в Афинах. А сами старались говорить кратко, но веско. Так, в ответ на замечание, что у спартанцев короткие мечи, один из них ответил: « Зато мы хорошо достаём ими неприятеля».


Задание: найти в сокращенном тексте ошибки и исправить их.

Что вам понравилось в системе воспитания спартанцев, а что нет. Почему?






Воспитание спартанцев



Греки утверждали, что дети в Спарте принадлежат не родителям, а государству. Имеет ли ребенок право жить или обречён на смерть решали его родители. Ребёнка, которого признавали физически неполноценным, бросали в пропасть.

До десяти лет ребёнок жил в родительском доме под надзором женщин. Затем мальчиков отбирали от родителей и объединяли в небольшие отряды. Здесь их воспитывали всех вместе, приучая к суровой дисциплине. Особое внимание в обучении детей уделялось чтению и письму. Остальное обучение сводилось к воспитанию безоговорочного повиновения.

И зимой, и летом мальчики ходили босиком, одетые в короткий плащ. Постелью им служила подстилка из тростника. Но при этом детей очень хорошо кормили, так как спартанцы считали, что их дети должны быть всегда сытыми.

В конце обучения молодым спартанцам устраивали «экзамен». Он состоял в том, что юноши вооружались короткими мечами и тайно покидали город Спарту. Незаметно ночью подбирались они к деревушкам, где жили спартанцы и убивали застигнутых врасплох людей.

Юных спартанцев учили говорить кратко, давать меткие и четкие ответы. Такая речь называется красноречивой.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по истории на тему "Древняя Спарта"

Автор: Машненкова Любовь Игоревна

Дата: 15.02.2017

Номер свидетельства: 392053

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект и презентация урока на тему "Древняя Спарта""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt_i_priezientatsiia_uroka_na_tiemu_drievniaia_sparta"
    ["file_id"] => string(6) "386165"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1485881243"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "комбинированный урок по теме "Древняя Спарта" "
    ["seo_title"] => string(48) "kombinirovannyi-urok-po-tiemie-drievniaia-sparta"
    ["file_id"] => string(6) "163390"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422468043"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "древняя спарта "
    ["seo_title"] => string(17) "drievniaia-sparta"
    ["file_id"] => string(6) "165046"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422731657"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок по истории Древней Греции 5 класс "Древняя Спарта""
    ["seo_title"] => string(60) "urok-po-istorii-drievniei-grietsii-5-klass-drievniaia-sparta"
    ["file_id"] => string(6) "318939"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460703355"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Конспект урока "Древняя Спарта""
    ["seo_title"] => string(33) "konspiekt_uroka_drievniaia_sparta"
    ["file_id"] => string(6) "383572"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485329636"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства