| 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Постановка проблемы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Изучение нового материала, усвоение новых знаний и способов действия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 |  Демократия в Греции в V-IV вв до н. э. создала условия, способствующие расцвету и развитию культуры, скульптуры, ремесла, строительству храмов, театров, появлению Олимпийских игр. Сегодня продолжаются XXII Зимние Олимпийские игры. Мы конечно же все болеем за нашу команду. А как вы думаете, где афиняне получали знания? (Конечно, в школе) 
 Ребята, сегодня мы узнаем о греческой системе образования, о том, как велось обучение, какие предметы изучались, кто посещал школы, какие школьные принадлежности использовались, где школьники могли продолжить образование, проанализируем и выясним, в чём сходства и различия обучения в афинской школе и современной?
 
 У вас на партах лежит таблица, вы по ходу урока будете ее заполнять, работая в парах, а в конце урока мы подведем итоги.   
 2. Древнегреческий алфавит, письменность. Греки стали называть себя эллинами, а свою родину – Элладой. Их объединяли общий язык, обычаи, религия, единая письменность. Нам трудно представить современную жизнь без письменности. Вспомните, кто создал первый алфавит? (Финикийцы) В X в. до н.э. финикийцы, создали алфавит, состоявший из 22 знаков – букв. На основе этого алфавита в VIII в. до н.э. греки создали свой алфавит, в нем насчитывалось 24 буквы, и среди них и гласные и согласные. Как вы считаете, какая система письма была более удобной и простой? Таким образом, греческая система письма была более простой. Их алфавит лег в основу латинского алфавита и стал прототипом европейских языков. Овладеть письмом можно было за короткий срок, поэтому все свободные мужчины Греции были грамотны. А получали знания, в уровневых учебных заведениях. В Греции было три типа учебных заведений. 
 7-11лет 12-16лет с 16-18лет Давайте заглянем в афинскую школу.   Школа.  Дети, придя в школу, рассаживались на свои места, во главе класса стоял учитель, который держал плетку из бычьего хвоста. Дети писали на специальных дощечках, натертых воском. Буквы выдавливали острым концом металлической или костяной палочки - стилем и затирали написанное плоским концом, в случае ошибки. В школах учили читать, считать, рисовать. Прививали любовь к стихам Гомера, обучали игре на флейте и других инструментах, искусству хорового пения. Школу посещали только мальчики. А где обучались девочки?   Откройте учебник стр. 182, 5 абзац сверху.   Для девочек школ не было. Мамы обучали девочек дома. Учили их грамоте, пению, танцам, домоводству.   Обратите внимание на этот рисунок, кто здесь изображен?   Афинский стратег Перикл узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: “Вот еще одним педагогом стало больше!” Что он имел в виду? Кого в Греции называли педагогами? А кого называют педагогами в наши дни? Правильно. Это педагог. Учеников в 7 лет приводили в школу рабы – педагоги. Это слово в переводе с греч. означает «сопровождающий, ведущий ребенка». Педагогами становились рабы, уже состарившиеся или получившие увечья. Они несли школьные принадлежности и музыкальные инструменты, обучали хорошим манерам.   Представьте, что вы археологи. Прочитайте исторический документ «Жалобу раздраженной матери учителю на прогульщика сына» в учебнике на стр. 183 и ответьте на вопросы.   1.Что нового вы узнали об образовании в афинской школе? (образование было платным, непослушных детей наказывали розгами) 2. Почему гречанка во что бы то ни стало хочет дать образование сыну? (Писцы освобождены от повинности и тяжелой работы, их не били прутьями и почитали) 3.Отрицали ли родители телесные наказания своих чад? Путешествие в школу закончилось, наш путь лежит в палестру    2 Палестра Палестра («пале» - борьба) – с 12 лет мальчики посещали еще одну школу – школу борьбы (гимнастическую). Перессказ страницы 182. Почему занятие гимнастикой считалось важным делом?   Ведь гражданин должен быть и воином. Кому нужны такие воины, которые дрожат на морозе, слабеют от холода, задыхаются от пыли, слабы и неповоротливы? В палестрах стояли статуи знаменитых атлетов - работы великих греческих мастеров Мирона, Поликлета. Скульптор показывает, каким должен быть каждый юноша: физически сильным, прекрасным, готовым к подвигу. Давайте, выполним несколько несложных упражнений Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться,
 Три - в ладоши три хлопка,
 Головою три кивка.
 На четыре - руки шире,
 Пять - руками помахать,
 Шесть - на место тихо сесть
 А дальше наш путь лежит в афинский гимнасий 3.Гимнасий–учебное заведение, которое посещали взрослые афиняне, желавшие продолжить образование. Гимнасии - центры интеллектуальной жизни, где были места для отдыха, занятия спортом и библиотеки. Некоторые оставались там до глубокой старости. В гимнасиях выступали известные ученые. Они излагали свои взгляды на строение Вселенной, обучали искусству красноречия – умению правильно и красиво говорить, выступать с речами в Народном собрании и судах.   С какой целью взрослые греки обучались умению правильно и красиво говорить, отстаивать свое мнение? Искусство красноречия необходимо гражданину для выступления в Народном собрании. | Слушают, отвечают на вопросы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Слушают объяснения учителя, отвечают на вопросы, заполняют таблицу. 
 
 
 
 
 
 
 Отвечают на вопрос. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Работа с учебником 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Работа с учебником 
 
 
 
 
 
 Работа с иллюстрацией, беседа.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Слушают объяснение учителя 
 
 
 
 
 
 Исследовательская работа с историческим документом 
 
 
 
 Беседа   
 
 
 
 
 
 
 Учащиеся выполняют комплекс спортивных упражнений 
 
 
 
 
 
 
 Формулируют определение, работают с учебником, дополнительной литературой записывают определение в тетрадь 
 
 
 Беседа Отвечают на вопросы 
 
 
 | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 14 мин | 
  |  5 |  Подведение итогов урока    
 
 |  А сейчас ребята, посмотрите в свои таблицы и ответьте на вопрос:    В чём сходства и различия обучения в афинской и современной школах?Таблица
      | Вопросы для сравнения | Афинская | Современная |   | Различия |   | 1.Алфавит | 22 буквы | 33 буквы |   | 2.Средства для письма | Дощечки, натертые воском, стиль | Бумага, ручка |   | 3.Состав учащихся | Только мальчики | И мальчики и девочки |   | 4.Предметы | Счет, чтение, рисование, музыка. Большее внимание спорту | Предметов больше |   | 5.Педагог | Раб, сопровождающий ученика в школу | Человек, ведущий учебный процесс |   | Сходства |   | 1.Обучение начинается с 7 лет  2.Всестороннее развитие личности  3.Учиться можно в любом возрасте |   
  Сегодня мы познакомились с системой обуче-ния и воспитания Древней Греции, побывали в школах, палестрах и гимнасиях Древней Греции, и, наверное, вы поняли, что, несмотря на различные способы обучения, цель была одна - получение знаний, стремление к совершенство-ванию, воспитанию всесторонне развитого человека.     Действительно, прав был древнегреческий философ Платон:    «...Только благодаря образованию человек становится самым прекрасным и самым божественным из существ...»  
 
 | 
 
 
 Анализируют, выделяют главное, сравнивают, делают выводы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | 4 мин |