| Цели урока |  Образовательная:    1. Дать сведения ученикам о причинах возникновения Холерного бунта в Ташкента, его участниках и итогах;    Воспитательная:  2. Воспитание интереса к предмету, чувства гордости за Родину и патриотизм; э  Развивающая  3. Развить навыки и умения использования исторического материала, а также умение анализировать и синтезировать полученную информацию используя наиболее распространенные педагогические технологии, умение строить логическую цепь из полученного материала. | 
  | Методы обучения |  беседа, рассказ, конспект, табличный метод, метод оценивания с помощью геометрических фигур, интерактивные методы обучения («Мозговой штурм», кластер и т.д.) | 
  | Средства обучения |    мел, доска, наглядные пособия, раздаточные материалы, электронная доска, видеоклипы по теме урока. Учебник «История Узбекистана», § 21. Материалы из серии «Великие просветители». Технические средства, видео- проектор, компьютер. Изображения великих мыслителей и исторических памятников Историческая карта.  
 | 
  | Тип урока | комбинированный | 
 
  — карточки с основными понятиями и терминами по теме.
  Изучение новой темы. 10 мин.
  Для объяснения новой темы ученикам, используется учебник, технические средства и дополнительные источники, схемы из методического пособия для учителей.
  -     
 
-   ЗАДАНИЕ 2.ГРУППЕ для обсуждения. ЗАДАНИЕ 2.ГРУППЕ для обсуждения.
 
-  1.Как изменилась жизнь местных дехкан с установлением колониализма в Центральной Азии? 
 
-  2.Укажите факторы, повлекшие обнищание народа? 
-  3.Цели и задачи осуществляемой царской администрацией политики в Туркестане? 
-   
 
-   
-  Задание группе: ребята высказывают свою точку зрения по вопросам . 
-   
-   ЗАДАНИЕ 3.ГРУППЕ для обсуждения. ЗАДАНИЕ 3.ГРУППЕ для обсуждения.
 
-  1.Каким образом осуществлялась деятельность судов казиев и биев? 
-  2.какие возможности были предоставлены переселенцам? 
-  3.Кто проживал в новых городах, появившихся в туркестанском крае? 
-   
-     
 
-   
-  ОСНОВНОЙ ЭТАП (25 мин): Учитель проводит краткую лекцию. 
-   
-   
 
-   
-  В 1892 году произошло одно из сильных движений народных масс в Ташкенте, или «Холерный бунт». До Ташкента дошла эпидемия холеры. Администрация, закрыв 12 городских кладбищ, запретила хоронить умерших от холеры в пределах города. Это послужило поводом для бунта, настоящими причинами которого был гнет царизма знати, разорение ремесленников из-за ввоза товаров из России. 23 июня 1892 года начальник Ташкента Путинцев в Джума мечети говорил о пользе прививок, а Казий Шариф-ходжа прочел молитву за Царя. Ночью аксакалу города доложили о тайных могилах в городе, он пригрозил ох вскрыть. Население, вышедшее на улицы, взбунтовалось, начало громить управление, разрушило дом аксакала – Ма-Якуба. После приказа Граденого стрелять, население скрылось. Состав восставших был следующим: рабочие ташкентских предприятий, местные ремесленники, торговцы. Аксакалы и кази были отстранены от должностей, 60 восставшим сулил военный суд. 
-   
-   Из архивных документов! Из архивных документов!
 
-  (работа с текстом архивных документов) 
-  С половины июня 1872 года до половины августа существовала в Ташкенте холера. По официальным данным, заболело 3978, из них 2515 умерло, в том числе было 254 смертных случая в русской части города. Эти цифры, разумеется, много ниже действительного числа заболевших и действительного количества смертных случаев, так как сарты больных от русских властей скрывали, да и врачебный персонал был настолько мал, что следить за всеми случаями заболеваний не мог [Впервые по русским источникам упоминается о существовании холеры в Ташкенте в 1827—1829 годах. См. «Холера 1829—1833 годов в Оренбургском крае» врача А. В. Попова, Оренбург, 1910 года.]. 
-   
-     
 
-   
-   Из архивных документов! Из архивных документов!
 
-  (работа с текстом архивных документов) 
-   
-  Крупнейшим национально-освободительным восстанием этого периода было Андижанское восстание 1898 года. Основной причиной восстания было «Положение об управлении Туркестанским краем», утвержденное в 1886 году. Колониальная политика царизма заключалась в хищнической политике в области хлопководства, изъятии земель у населения, угнетении народных масс колонизаторами и местной властью, а следствием явилось увеличение числа задолжников-батраков. Новая система поземельно-податного обложения, приведшая к увеличению налогов в 2-3 раза, явилась предпосылкой восстания. Оно началось в Андижане, переросло за его пределы в Ош, Наманган, на всю Ферганскую долину 
-   Из архивных документов! Из архивных документов!
 
-  (работа с текстом архивных документов) 
-   
-   Заболело Умерло Выздровело 
-  в русской части 417 217 200 
-  в туземной части 1462 1440 22 
-  Всего 1879 1657 222 
-  было предано суду 60 человек. Дело слушалось в Ташкенте в военно-окружном суде в декабре того же, 1892, года и резолюция вынесена 10 декабря в 11 часов вечера. Было приговорено: 8 человек к смертной казни, 2 к ссылке в разные места, в том числе Иногам-ходжа в Иркутскую губернию, 15 в арестантские роты на два года и 2 на полугода, остальные оправданы. Этот приговор значительно смягчен начальником края: смертная казнь заменена каторгой на разные сроки, Иногам-ходже ссылка заменена арестантскими ротами на четыре года, и некоторым другим уменьшено наказание. Так кончилась одна из печальных страниц в истории города Ташкента. 
-   
 
-   
 
-   В 1904 году холера в Ташкенте существовала с 8 ноября до 31 декабря. Заболело 68, умерло 36 человек. 
-   
-  В 1907 году ожидалось появление холеры в Ташкенте, почему городским самоуправлением на улучшение санитарного состояния города израсходовано 676 руб. 10 коп. 
-   
-  Холерная эпидемия 1910 года началась 12 июля, последнее заболевание было 4 ноября и последний больной выписан из холерной больницы 9 декабря 
-   
-   
-  Составление кластера: 
-    -  400 человек -  1825 год 
-     
 -  ХОЛЕРНЫЙ БУНТ   
-   
-     
 -  24 июня -  Повстанцы 
-    ![]() 
 
-    -  12 кладбищ 
-    -  Путинцев 
-    -  Мухаммад Якуб 
-   
-   
-   
-  «Рыбий скелет» (построение определенно хода событий с использованием скелета рыбы):  -  Вывод 
-    -  Название проблемы 
-  Определение проблемы 
-     
 
-  Предпосылки и причины проблемы 
-   
-   
-  ЗАКРЕПЛЕНИЕ (6 мин): Учитель задает вопросы для закрепления.   
-  Самостоятельная работа по учебнику: 
-  Мухаммад Якуб - … 
-  Причины восстания - … 
-  Начальник города Путинцев С. - … 
-  Повстанцы состояли из - …   
-  18 июня 1892 год - … 
-  24 июня 1892 год - … 
-   
-  Территория «под усиленной охраной» - …. 
-  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (1 мин): прочитать параграф, пересказ текста. 
-   
-   
-   
-   
-   
-   
-   
-   
-