филиал МОУ "СОШ села Куриловка Новоузенского района Саратовской области" в с. Бессоновка
 образовательная – обобщить и систематизировать знания по теме (понятия, даты, географические названия, имена);
 воспитательная – способствовать формированию уважения к культурному наследию прошлого, желанию посещать музеи и читать дополнительную литературу;
 здоровьесберегающая – использовать разнообразные формы и приемы обучения для сохранения здоровья учащихся (физического и эмоционального состояния)
  В результате изучения темы учащиеся смогут давать определение понятий фараон, дельта, пирамида; назвать не менее 3 богов Древнего Египта; формировать умения работать с историческими источниками, документами; развивать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах.
        | № | Этап урока | Действия учителя | Действия ученика | Формируемые УУД | 
  | 1. | Этап мотивации к учебной деятельности | Приветствует учащихся. - Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Давайте настроимся на урок. Я уверена, что сегодняшний урок будет плодотворным. Мы с вами отправляемся в путешествие по стране, которую изучали на протяжении последних 7 уроков. Кто скажет, как называется эта страна? | Показывают готовность к уроку и усвоению учебного материала. 
 
 
 
 Отвечают на вопросы | Л – формирование стартовой мотивации 
 
 
 
 
 М – умение выражать свои мысли | 
  | 2. | Этап актуализации и пробного учебного действия. | Выясняет степень усвоения материала прошлого урока. -Друзья, прежде чем отправиться в Древний Египет, давайте вспомним, на каком континенте он расположен. -Однако, Африка очень большой континент. Надо уточнить, где располагался Древний Египет? - По берегам какой реки расположен Древний Египет? - Куда впадает Нил? - Как называется место, где Нил впадает в Средиземное море? - Где в Египте располагались плодородные земли, пригодные для земледелия? -Чем могли заниматься жители Древнего Египта? | Вступают в диалог с учителем, показывают степень усвоения материала. | 
 
 
 
 
 
 
 
 П - находить на карте объекты и устно комментировать события 
 
 
 
 К – владеть навыками монологической и диалогической речи. | 
  | 3. | Этап локализации индивидуальных затруднений.   | Подводит учащихся к значимости происходящих событий. - Символом нашего урока является пирамида, а почему? (Пирамида – символ Древнего Египта.) Что вы знаете о самой знаменитой из них?(рисунок пирамиды Хеопса) -Путешествовать по Древнему Египту мы будем по реке Нил. На нашем пути будут встречаться пороги. Что такое порог ? - Поэтому повторяя мы будем шаг за шагом преодолевать пороги, на каждом пороге вы будите выполнять довольно сложные задания. Подумайте, какие вещи нам понадобятся в древнем Египте? Какая погода в Древнем Египте? -Корабль наш может тронуться в путь, только если вы правильно сделаете вычисления. Нам нужно узнать насколько лет назад нам нужно переместиться. Что для этого нужно сделать? (ответы детей).   -Какие даты нам нужно знать? (3000 г.до н.э. – образование единого   государства Египет и дату текущего года)   -Молодцы, итак, мы перемещаемся на 5020 лет назад и на своем корабле отправляемся в путешествие. | Выстраивают собственные точки зрения, пробуют дискуссировать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Обучающиеся индивидуально производят расчеты, один из них у доски на ленте времени показывает решение   3000 + 2020 =5020 лет назад 
 | П - формирование представления о событиях 
 | 
  | 4. | Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Динамическая пауза. 
 
 
 | -На нашем пути встречается 1-й порог. Нас встречает бог солнца Амон – Ра .   (учитель читает текст с ошибками).   «Египет. Так называется страна, которая располагалась в Юго-Западной Африке. Там простираются огромные пустыни, в которых нет оазисов. По этой земле несѐт свои воды одна из самых больших рек в мире – Нил. По берегам реки растут кокосы, высокие сосны. Впадая в Чѐрное море, река разделяется на несколько рукавов, образующих огромный квадрат – дельту»   
 -Вы согласны с этим текстом? В тексте допущены исторические ошибки. Задача  найдите ошибки исправьте их. Сколько исторических ошибок тексте?(5).Назовите ошибки в тексте 
 «Вот в Египет мы попали». Ну-ка, дети, дружно встали Вот в Египет мы попали. Чтоб писать хватило сил,   Руки мы опустим в Нил. А потом посмотрим в небо,   Покачаем головой, Повернемся вправо, влево И продолжим урок свой. |  Находят и исправляют ошибки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Выполняют упражнения под восточную музыку | М – полно и точно выражать свои мысли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Л – формирование мотивации к здоровому образу жизни | 
  | 5. | Этап реализации построенного проекта. 
 
 
 
 
 
 
 
 | -Мы преодолели 1-й   порог, и славные воды Нила несут нас к следующему порогу. Здесь нас встречает бог земледелия Осирис.   -Бог Осирис хочет, чтобы вы вспомнили всех фараонов    1. Хеопс    2. Тутмос ІІІ    3. Тутанхамон    4. Рамзес    - Кто из перечисленных фараонов совершил самые крупные завоевания? Какие страны были завоеваны? - С какой целью совершали военные походы?   | Ученики выполняют задание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | П - формировать логические рассуждения, умозаключения 
 
 
 
 
 
 
 П - находить на карте объекты и устно комментировать события 
 | 
  | 6. | Этап обобщения затруднений во внешней речи. | У 3 -го порога нас встречает бог земли Геб. Он предлагает вспомнить, какое население проживало в Египте, чем оно занималось. | Вступают в диалог с учителем, показывают степень усвоения материала. | М - создавать устные тексты. 
 
 | 
  | 7. | Этап самостоятельной работы. 
 
 | Но мы плывем дальше. Порог 4. Нас встречает писец. Он просит поработать переводчиками с египетского. Необходимо соотнести слова в левом и правом столбиках таблицы. | Работают с таблицей, заполняют пропуски. 
 | П - формировать логические рассуждения 
 | 
  | 8. | Этап решения заданий творческого уровня. |  Нацеливает на работу с заданиями. Плывем дальше. Нас встречает у 5 –го порога бог мудрости Тот. Он предлагает составить синквейн со словом «Фараон» | Составляют синквейн Фараон – Великий, могущественный Повелевает, царствует, завоевывает. Мы прославляем тебя фараон Фараон – наш Бог! | П – самостоятельно ориентироваться в учебном материале, выделять необходимую информацию. | 
  | 9. | Рефлексия.   Д/З. | Подводит итог урока. Наш урок подошел к концу и мне хотелось бы узнать , что вам больше всего запомнилось из истории Древнего Египта. Предлагает поделиться впечатлениями об уроке. Продолжите, пожалуйста, следующие фразы: -Что было самым интересным на уроке?   -Что осталось непонятным? -Что хотели бы узнать?   - Как вы оцениваете свою работу? Домашнее задание.   Рисунок «Древние египтяне и их жилище», стр 65 – вопросы к главе 4. з.45 -тетрадь. | Завершают фразы предложенные учителем 
 
 Дети отвечают на вопросы. Делают самоанализ и дают самооценку своей работе. 
 
 
 Записывают в дневники задание. | П -  выявлять главное, обобщать, делать выводы. |