|   Педагогическая цель   |    Способствовать формированию представлений о законах Хаммурапи как уникальном источнике по социально-политическим отношениям в древневавилонском обществе; создать условия для ознакомления обучающихся с устройством древневавилонского общества, социальными группами, положением рабов .   |  
  |   Тип и вид урока   |    комбинированный   |  
  |   Планируемые  результаты    (предметные)   |    Овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого   |  
  |   Личностные  результаты   |    Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде   |  
  |   Метапредметные  результаты   |    Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях   |  
  |   Основное содержание темы, понятия и термины   |    Образование Вавилонского царства. Вавилон - центр ремесла и торговли. Правление Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). Появление законов Хаммурапи. Устройство вавилонского общества по законам Хаммурапи. Законы, ростовщик, раб-должник   |  
  |   Образовательные ресурсы   |    1) Учебник: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб для общеобразоват. учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер,И.С.Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2014 г.    2) История Древнего мира. 5 класс : технологические карты уроков по учебнику А. А. Вигасина, Г. И. Годера,  И. С.Свенцицкой/ авт.-сост. Т. В. Ковригина. - Волгоград: Учитель, 2014 г.  3) Презентация «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»   |  
 
          |   Этапы урока   |    Формы,методы, методические приемы   |    Деятельность учителя   |    Деятельность обучающихся   |    Форма  контроля   |  
  |   характеристика основных видов деятельности   |    формируемые УУД   |  
  |   I. Организационный момент   |    Фронтальная.    Словесный.  Слово учителя.   |    Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку.   |    Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.   |    Быстрое включение в деловой ритм   |         |  
  |   II.Актуализация знаний обучающихся   |    Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учителя, беседа.       |    Осуществляет контроль знаний, карточки с индивидуальными заданиями. (Приложение3)   |    Представляют результаты своего труда     |    Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи   |    Письмо от жителя Древнего Двуречья   |  
  |   III. Постановка учебной задачи   |    Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учителя, беседа   |    Слайд 2-3: предлагает обучающимся сформулировать тему и цель урока           |    Целеполагание   |    Регулятивные: формулируют учебную задачу, цели урока   |         |  
  |   IV. Усвоение знаний и способов действий.   Образование Вавилонского царства. Вавилон - центр ремесла и торговли       |    Фронтальная. Словесный, наглядный, творческий. Работа с текстом, беседа, рассказ проблемный. Рассказ учителя, работа с картой, схемой, беседа       |    В ходе рассказа о возвышении Вавилона в Двуречье организует работу с картой.  Предлагает, вспомнив природные условия, предположить, что покупали и продавали купцы в Вавилоне.  Организует со схемой (Приложение 1)                                |    Находят на карте Вавилон, описывают его местонахождение. Называют природные условия Вавилона, выдвигают предположения продаваемых и покупаемых товаров.                   |    Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу,  Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.  Коммуникативные: слушают и понимают речь других.   |    Беседа по вопросам, рассказ.   |  
  |   Вавилонский царь Хаммурапи       |    Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя. Работа с текстом учебника, иллюстрацией, беседа.   |    Знакомит с царем Вавилона Хаммурапи и временем его правления.  Организует работу с текстом (п. 2 § 14), иллюстрацией. Предлагает составить план текста   |    Под руководством учителя характеризуют вавилонского царя Хаммурапи. Составляют план текста.   |    Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану. Познавательные: находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях   |    Работа с текстом, беседа по вопросам, план текста   |  
  |   Законы Хаммурапи   |    Фронтальная, групповая, коллективная. Словесный, исследовательский, практический. Работа с документом, таблицей, беседа   |    Формулирует задания для работы с текстом § 14 (п. 3-5), документами «Из законов Хаммурапи», «Из вавилонской таблички». Проводит беседу, организует заполнение таблицы    (См. Приложение 2)   |    Проводят поиск необходимой информации в текстовых источниках   |    Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; осуществляют анализ; строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: высказывают свое мнение   |    Работа с документом, беседа по вопросам   |  
  |   V. Закрепление званий и способов действий   |    Словесный, практический, тест   |    - Подсчитайте, что было раньше, - правление Хаммурапи в Вавилоне или Тутмоса в Египте? На сколько лет раньше? Отметьте на «линии времени» даты правления Хаммурапи и Тутмоса.  Организует работу с контурной картой, беседу по вопросам в конце §14    |    Отмечают на «линии времени» даты правления царей, правильно устанавливают последовательность и длительность исторических событий.   |    Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других   |    Работа с «линией времени», беседа по вопросам, контурная карта   |  
  |   VI. Рефлексия   |    Фронтальный. Словесный. Беседа   |    - Что запомнили из сегодняшнего урока?  - Что показалось сложным?  - Что показалось легким?  - Чему мы сегодня научились?   |         |    Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества.   |    Беседа по вопросам.   |  
  |   VI. Информация о домашнем задании   |    Фронтальная.  Словесный.  Сообщение  учителя   |    Комментирует задание.  Дом.зад. П.14 стр.70 № 1-3. Контурная карта   |    Воспринимают задание, уточняют   |    Регулятивные: принимают учебную задачу   |    Задания в рабочей тетради   |  
 
      |   Вавилон - центр ремесла и торговли   |  
  |    Привозное сырье: камень; металлы (железо, медь, бронза, олово, свинец, серебро, золото, элект); строевой лес (кедр, кипарис, дуб, бук и др. )             бук и др.)   |         |    Местное сырье: глина, тростник, кожа, шерсть, лен, нефть   |  
  |    Вавилон-торговый и ремесленный центр Древнего Востока   (Здесь можно было купить и продать любой товар, известный древнему миру)   |  
  |    Вывозили в соседние страны: полированную мебель с инкрустациями из золота, серебра, слоновой кости, драгоценных камней; косметику, парфюмерию; вино; изделия, украшенные стеклянной глазурью (бирюзовой, синей, желтой, белой, зеленой, коричневой, красной и др.); флаконы и другие изделия из стекла; поделки из синего стекловидного сплава, имитировавшего лазурит; шерстяные и льняные ткани; зерно.       |         |    Использовали в быту: сырую нефть для заправки светильников; асфальт и битум как растворы для кладки кирпича и средство для придания водонепроницаемости; циновки, ковры, корзины, сумки, сосуды из тростника и пальмовых волокон; обувь; кожаные предметы вооружения (колчаны, щиты, панцири, шлемы) и конской упряжи (уздечки, ремни, вожжи, хомуты, шлеи, поводья, бичи); кожаные мехи для хранения жидкостей и бурдюки, надувавшиеся воздухом, на которых переправлялись через реку; глиняную посуду.   |  
 
 Подумайте, останавливало ли такое жестокое наказание рабов от желания бежать из неволи? Обоснуйте свой ответ.
 4. В Древнем Вавилоне преступников заставляли испытывать то же самое, что они причинили своей жертве. Подумайте, мог ли данный метод наказания остановить преступников? Обоснуйте свой ответ.