Урок № 2 § 2. Великие географические открытия.
 1-я и 2-я ЛР. Картина мира в фактах и понятиях. Указывать хронологические рамки эпохи Великих географических открытий.  
 3-я ЛР. Историческое мышление. Характеризовать причины и предпосылки Великих географических открытий. Проводить поиск и анализ информации о плаваниях Колумба и Магеллана в нескольких источниках, сравнивать данные разных источников. Группировать факты плаваний и открытий XV–XVII вв. по признакам, составлять хронологическую таблицу «Великие географические открытия», на основании которой соотносить единичные исторические факты и общие явления. Наносить информацию на контурную карту. Показывать на карте маршруты мореплавателей, открывших Новый Свет и колониальные владения европейцев в Америке, Азии, Африке
 4-я и 5-я ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.
 Дать возможность учащимся оценить личные качества первооткрывателей и их действия. Создать условия для осознания значения Великих географических открытий для современников и потомков.
 Причины и предпосылки Великих географических открытий. Организация принцем Энрике Мореплавателем экспедиций португальцев  к  берегам  Африки.  Плавания  Бартоломеу Диаша и Васко да Гамы. Открытие Америки Колумбом. Первое кругосветное путешествие Магеллана. Тордесильясский договор о разделе мира между Испанией и Португалией. Поиски северо-западного и северо-восточного пути в страны Востока. Открытие Австралии.
  Шелестят паруса кораблей.
 I. Проблема урока: Почему географические открытия, сделанные на рубеже XV–XVI веков, назвали Великими?
 2. Португальцы на пути в Индию
 3. Открытие Америки Колумбом
 4. Первое кругосветное путешествие
 5. Новые поиски, новые открытия
       |   Этапы урока   |    Действия учителя   |    Действия учеников   |    Формирование УУД, технология оценивания   |  
  |   I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.   |    Откройте учебник на стр.14. Прочитайте название параграфа 2.  Что означает слово «великий»? Приведите словосочетания с эти словом  Любого ли человека можно назвать великим?      Какой вопрос напрашивается к названию параграфа?       |            Большой, значимый.    Словосочетания – великий человек, великое событие, и т.д.              Формулируют проблему урока  Почему географические открытия назвали Великими?   |    Регулятивные УУД    1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.  2. Выдвигать версии.  3. Планировать деятельность в учебной ситуации.  4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.  Познавательные УУД  1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, карта).  2. Анализировать (выделять главное).  3. Определять понятия.  4. Обобщать, делать выводы.  5. Выделять причины и следствия.  6. Представлять информацию в разных формах (таблица). Коммуникативные УУД  1. Умение работать в группах  2. Излагать своё мнение, аргументируя его.  3. Создавать устные и письменные тексты.  4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.  Личностные УУД    1. Оценивать свои и чужие поступки.   |  
  |   II. Версии.           |    Какие будут предположения, гипотезы по решению проблемы?   |    Ученики выдвигают любые версии, гипотезы   |  
  |   III. Актуализация знаний.   |    Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вспомнить уже изученный материал.  Выделите и покажите на карте наиболее заметные державы Востока в конце XV века.  Выполните задание №1, предложенное в презентации,  и установите соответствие между страной и ее характеристикой  Назовите отличительные черты деловых людей Западной Европы в конце Средневековья.                  Повторение ранее изученного (рубрика «Вспомните»)  Вспомните, какие земли были открыты норманнами?  Как назывался главный торговый путь, соединявший в Средние века Европу со странами Европы?  Европейцев интересовало, что находится за пределами известного им мира. Для того, чтобы реализовать свои мечты о далеких и богатых землях они потратили немало сил для совершенствования мореплавания. Появился новый тип судов – каравелла.  Первыми бесстрашными мореплавателями стали португальцы и испанцы.   |    Работают с картой  Ученики выполняют задания на основе информации учебника и собственных знаний.  Называют Китай, Индию, Иран, Османскую империю.  Ответ: БВГА              Составляют портрет делового человека Западной Европы  Называют следующие черты: энергичные, уверенные в себе, обладающие широким кругозором, образованные, критически смотрящие на мир.          Истландия, Гренландия, Северная Америка  Великий шелковый путь       |  
  |   IV. Планирование деятельности.   |    Что мы должны сделать, чтобы ответить на проблему урока?         |    Работать с учебником и узнать причины Великих географических открытий, познакомиться с теми, кто их совершил, а также узнать, как Географические открытия изменили представления людей о Земле     |  
  |   V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).   |    1. Причины Великих географических открытий  Работаем с п.1 параграфа 2 стр.14 и называем причины открытий                                      Далее мы будем работать по группам.   |    Читают текст параграфа и    называют причины Великих географических открытий. Фиксируют их в тетради:  1.Рост городов, развитие ремесла и торговли;  2.Дальняя торговля с Востоком;  3.Торговля через посредников делала товары дорогими;  4.Часть торговых путей находилась в руках турок-османов;  5.Стремление найти морские пути, чтобы торговать без посредников.   |  
  |   Работа в 4 группах по 5 человек   Для этого:   1.Выберите руководителя.   2. Прочитайте вслух задание   3. Распределите работу   4. Найдите ответы на предложенные вопросы и обсудите их.   5. Подготовьте связный рассказ по теме.  6. Определите, кто от группы будет представлять рассказ   |         |  
    группа      2.Португальцы на пути в Индию  Проработав текст п.2, группа должна дать ответы на поставленные перед ней вопросы и представить ответ в связном рассказе.  1.Объясните, почему первыми путешественниками были португальцы и испанцы?  2.Назовите цели путешествий.  3.Назовите имена португальских путешественников и их географические открытия. Покажите маршруты путешественников на карте и нанесите их маршрут на контурную карту.  4.Чье открытие вы считаете самым важным? Почему?  5.Как вели себя португальцы по отношению к коренным жителям ?                       |    В рассказе учащихся должны быть отмечены следующие моменты:  1.Португалия и Испания были удачно расположены для плаваний по Атлантике, имели удобные порты, хорошие корабли и опытных моряков.  2.Стремились достичь берегов богатых земель, проложив морской путь вдоль берегов Африки.  3.Португальский принц Энрике Мореплаватель(1418). Его корабли достигли берегов Африки, населенных неграми; Бартоломеу Диаш (1488) достиг южной оконечности Африки, открыл мыс Доброй Надежды; Васко да Гама (1498) достиг берегов Индии.  4. Открытие Васко да Гама самое важное, так как португальцы достигли поставленной цели и открыли морской путь в Индию.    Показывают на карте и наносят маршрут на контурную карту  5. Португальцы захватывали коренных жителей Африки в плен, превращали их в рабов, были жестоки. Они обманывали их, предлагали дешевые товары - стеклянные бусы, дешевую ткань - в обмен на золото и слоновую кость.   |  
  |   Группа 2.    3. Открытие Америки Колумбом  Проработав текст п.3, группа должна дать ответы на поставленные перед ней вопросы и представить ответ в связном рассказе.  1. .С какой целью испанские правители Фердинанд и Изабелла отправили корабли Колумба за океан?  2.Перечислите открытия, сделанные Колумбом. Покажите маршрут Колумба на карте и нанесите его на контурную карту.  3. Оправдались ли надежды испанских правителей?  4..Дайте оценку значения открытия Колумба.           |    В рассказе учащихся должны быть отмечены следующие моменты:  1.Для того, чтобы опередить португальцев на востоке и первыми оказаться в сказочно богатых землях.  2. Колумб в 1492 году переплыл через Атлантику и достиг Багамских островов. Также он открыл острова Кубу и Гаити. Жителей он назвал индейцами.    Еще трижды побывав за океаном он открыл Большие и Малые Антильские острова и часть побережья материка.  Показывают на карте и наносят маршрут на контурную карту  3.Больших богатств Колумб не нашел, поэтому и не оправдал надежд правителей.  4.Тем не менее, Открытие Колумба имеет огромное значение, так как им был открыт совсем еще не ведомый европейцам материк, который условно называли Новый свет.   |  
  |   Группа 3.    4. Первое кругосветное путешествие  Проработав текст п.4, группа должна дать ответы на поставленные перед ней вопросы и представить ответ в связном рассказе.  1.Какую цель ставил перед собой Ф. Магеллан?  2. Покажите на карте маршрут Магеллана и нанесите его на контурную карту.  3. Какие открытия им были сделаны?  4..Дайте оценку значения открытия Магеллана.           |    В рассказах учащихся должны быть отмечены следующие моменты:  1.Чтобы опередить португальцев на пути к Островам пряностей Магеллан решил проплыть вдоль берегов Южной Америки на юг.    2,3..Он открыл пролив, который теперь называют Магелановым проливом и вывел корабли в Южное море (Тихий океан). Такое название морю дал Магеллан. Его корабли достигли Филиппинских островов, а потом Молуккских. Далее на корабле «Виктория» команда пересекла Индийский океан и Атлантику и вернулась в Испанию.  Показывают на карте и наносят маршрут на контурную карту  4.Магеллан проложил западный путь в страны Востока, совершил первое кругосветное путешествие.       |  
  |   Группа 4.  5. Новые поиски, новые открытия  Проработав текст п.5, группа должна дать ответы на поставленные перед ней вопросы и представить ответ в связном рассказе.  1.К чему привели открытия новых земель португальскими и испанскими моряками?  2.Где и когда состоялись первые разделы мира?  3.Какие еще страны пытались добраться до сказочных богатств Востока?    По какому маршруту двигались их мореплаватели? Чего достигли? Нанесите маршруты на контурную карту.  4.Какая страна в XVI веке выступила соперницей Португалии?  5.Какой континент открыли голландцы?  6.Когда завершилась эпоха Великих географических открытий?       |    В рассказах учащихся должны быть отмечены следующие моменты:  1.Открытия новых земель обострили соперничество между странами за контроль над новыми землями и торговыми путями. Началась борьба за раздел мира.  2. В 1494 году в городе Тордесильяс Атлантика была поделена от полюса к полюсу. Все, что находилось в восточной части принадлежало Португалии, а все, что в западной части – Испании.  В 1529 году также от полюса к полюсу был поделен Тихий океан.  В договорах участвовали Испания и Португалия, но другие страны этот договор не признали.  3.Англия, Голландия.  Через Атлантику, двигаясь на северо-запад, в 1497 году английский мореплаватель достиг берегов Северной Америки, но богатств не нашел и поиски прекратились.  В XVI веке англичане и голландцы пытались найти путь на Восток через северо-восточный проход. В результате установили торговые отношения с Россией, голландец Виллем Баренц добрался до Новой Земли. Холод и льды не дали продвинуться дальше.  Показывают на карте и наносят маршрут на контурную карту  4.В XVI веке Голландия захватила многие владения Португалии в Азии..  5.В середине XVI века была открыта голландцами Австралия.  6. В XVII веке все новые морские пути были обнаружены, были открыты новые земли и континенты.   |  
  |   VI. Выражение решения проблемы.   |     Как теперь мы можем ответить на проблему урока?    Каково значение Великих географических открытий   |    Великие – значит значительные. Великие географические открытия изменили представления людей о мире. Благодаря кругосветным путешествиям, европейцы убедились, что земля имеет форму шара. Они открыли для себя Тихий океан и новые континенты – Америку, Австралию.     |         |  
  |   VII. Применение нового знания.   |    Какие страны играли ведущую роль в Великих географических открытиях на начальной и завершающей стадиях? В чем причины изменений?       |         |         |  
  |        |    В работе можно использовать таблицу           |   Имя мореплавателя     |    Цели экспедиции   |    Дата     |    Что было открыто   |    Значение открытия   |     |        |         |         |         |         |     |        |         |         |         |         |     |        |         |         |         |         |           |         |  
  |   VIII. Домашнее задание.   |    1.На стр. 16 рубрика «Мои исторические исследования» ответить на вопрос:  В чем значение открытия Колумба, или Васко да Гамы, или Магеллана – по выбору.  2.Работая дома с текстом параграфа 3, вы узнаете, как были созданы первые колониальные империи; зачем европейцы отправлялись в Америку; как открытия и колониальные захваты повлияли на весь мир.  Нужно вспомнить также значение термина «колония».       |    Используют дополнительную литературу и Интернет, устанавливают основные факты биографии мореплавателя;  Определяют, какую цель он ставил перед собой, и удалось ли ему ее добиться;    Раскрывают важность его открытия для современников и для потомков.   |         |  
  |   IX. Рефлексия   |    Оцените свою работу на уроке   |    Ученики продолжают предложения:  Я узнал…  Я научился …  Меня было интересно, потому что …  Я оцениваю свою работу на    уроке отметкой …  Мне понравилась на уроке работа (назвать имя ученика)           |         |