| Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | 
  |   Мотивация к учебной деятельности | Приветствует учащихся. Читает стихотворение.   
 - Внимание! Проверь дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадки? | Приветствуют учителя, продолжают четверостишие: 
 - Есть у нас девиз такой: всё, что нужно под рукой! | Личностные: уяснять мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. Регулятивные: волевая саморегуляция | 
  | Речевая разминка | - Мы на уроке обучения грамоте. Зачем нам эти уроки? - Поэтому надо размять речевой аппарат. а) «Задуваем свечу» (сначала одну долгим выдохом, затем короткими выдохами задуваем столько свечей, сколько бы их было на торте у вас на дне рождении) 
 | - Учиться читать, составлять предложения, рассказы. 
 
 Дети выполняют | 
 | 
  | Упражнение на внимание | - Сыграем в игру «Летает – не летает» Учитель называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены.   (Самолет, стол, ковер, дом, орел, бабочка, шишка, дверь, вертолет) | Дети играют | 
 | 
  |   Актуализация знаний и пробное учебное действие | Карточки на доскеА, О, Н, Л, И, К, Т, С, Р, М
 -А почему мы так разделили наши буквы?
 - Чем отличаются гласные от согласных букв?
 
 -Что вы можете сказать о гласных звуках, какие они бывают?
 - Что вы можете рассказать о согласных звуках, какие бывают согласные звуки?
 
 
 | 
 
 На гласные и согласные буквы.-Гласные тянутся, поются; при произнесении не встречают преград.
 
 
 -Бывают ударные и безударные.-Согласные не тянутся, встречают во рту преграды. Согласные бывают твердые, мягкие
 
 | Познавательные Регулятивные | 
  | Физкультминутка |   -А теперь давайте немного отдохнём.  Девочки и мальчики    Прыгают как мячики.    Ручками хлопают,  Ножками топают.                       То по кругу побегут,  То присядут, отдохнут.  И давай опять скакать.  Ну никак их не унять!  
 | Дети выходят на коврики | 
 | 
  |   Выявление места и причины затруднения | Ребята, сейчас я прочитаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать: Он коричневый, лохматый.Угадайте-ка, ребята,
 Кто, построив теплый дом,
 Спит всю зиму в доме том?
 
 
 - Какой звук первый в этом слове? -Кто догадался, над каким звуком мы будем работать? 
 | 
 
 Медведь 
 
 
 
 [м] | Познавательные | 
  |   Построение проекта выхода из затруднения | - Попробуйте сформулировать тему урока, продолжив фразу: Тема нашего урока звук ….. и буквы, которые его….. -Сформулируем задачи урока с опорой на фразы: 1. Познакомимся с…. 
 2. Будем учиться находить…. 
 3. Будем учиться читать….. | 
 
 - Тема нашего урока: звук [м] и буквы, которые его обозначают. 
 
 1. Познакомимся со звуком [м], буквами «м». 2. Будем учиться находить звук [м] в словах. 3. Будем учиться читать слоги, слова с буквой «м» | Познавательные: словесное моделирование.   Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи, планирование. | 
  |   Реализация построенного проекта | Работа со звуком а) Звуковой анализ слова «мята» - Что это?- Сколько слогов? (хлопаем в ладоши)
 - Какой слог ударный? - Произнесём 1-ый слог - Какой это звук: твёрдый или мягкий? - Ударный или безударный?   - Произнесём 2-ой слог - Из скольких звуков он состоит? Произнесём поочерёдно, обозначим в схеме. 
 Упражнение на слышание - Я произнесу слова, а вы, если услышите новый звук, хлопните в ладоши: медведь, Тим, сад, дуб, моль, мир, сок, мак, шарф, лист, зуб, муха, крот, море, рис, малыш, плуг, глаз, Маша. - Рассмотрите сюжетную иллюстрацию в Азбуке и назовите все предметы с новым звуком. - А теперь сами подберите слова с новым звуком. - С каким звуком познакомились?   Что про него узнали?   | 
 
 Растение Мя-та, 2 слога Мяяя-та, 1 слог мяяя- Мягкий 
 Ударный -та Из 2: [т/а] 
 
 
 
 Хлопают на слове: медведь, Тим, моль, мир, мак, муха, море, малыш, Маша 
 
 
 Рассматривают сюжетную иллюстрацию и называют слова 
 Приводят примеры своих слов 
 [м] – согласный звук, может быть твёрдым и мягким. | Познавательные: применение методов информационного поиска; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.   Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли. | 
  | Физкультминутка | Физкультминутка «На зарядку»Дети выполняют движения по тексту.
 А теперь ребята, встали!
 Быстро руки вверх подняли,
 В стороны, вперед, назад,
 Повернулись вправо, влево,
 Тихо сели, вновь за дело.
 | Дети выполняют | 
 | 
  | 5.Продолжение реализации проекта | Работа с буквой а) Ознакомление Звук [м] на письме обозначается буквой Мм (показ картинки) - Почему букв две? - На что похожа буква М? - Рассмотрите занимательные картинки на доске: на что ещё похожа буква?    
 
 - Разучим стишок про букву М: Буква М — это Музыка МаМина,  М — Малина бочок заруМянила,  МарМеладка в прохладном Мороженом, Маргаритка на Месте положенном.
 (учитель читает весь стишок, потом по строчке – дети повторяют 2-3 раза, после чего предлагаем рассказать тем, кто запомнил)
 - Так как этой буквой обозначается согласный звук, то поселим её в синий домик ленты букв.   - Вылепим букву М из пластилина 
 
 |         - Заглавная и строчная - Дети предлагают варианты - Дети рассматривают предложенные учителем картинки и отвечают 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Дети слушают, повторяют хором, рассказывают по одному       
 
 Дети лепят букву Дети выполняют задание   
                                 
                           | 
 | 
  |   Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Чтение слогов.-Прочитаем слоги сверху вниз хором.
 -Прочитаем слоги снизу вверх хором.
 -Прочитаем слоги, которые я покажу хором.
 Провести такую же работу индивидуально.
 -Прочитайте слоги с твердым (мягким) согласным. Что указывает на его твердость (мягкость)?
 
 -Назовите слова с любым из слогов.
 | 
 ма,мо,му,ми,ме,мымы,ме,ми,му,мо,ма
 мо.ми,ма,му,ме,мы
 
 
 
 
 Твердый согласный: ма,мо,му,мы; мягкий согласный: ми,ме. Гласная буква указывает на мягкость и на твердость.Составляют слова.
 
 
 | Познавательные Коммуникативные | 
  |   Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Чтение слов-Прочитайте слова на стр. 85
 
 
 
 Лексическая работа-Что различного в столбиках?
 
 
 
 
 -Почему слово Москва написано с заглавной буквы? 
 -Приведите свои примеры.
 Грамматическая работа.
 -Какое слово отвечает на вопрос «Что делали?»
 -Прочитайте слово, называющее один предмет.
 -Прочитайте слово, называющее несколько предметов(людей).
 | мама строилиметро строители
 мир слово
 Москва слова
 Дети читают по одному словуВ первом столбике слова все слова начинаются на букву М, а во втором столбике данной буквы нет
 Имя собственное.
 
 
 
 
 Дети приводят свои примеры.
 
 
 Строили
 
 Мама, метро, мир, Москва, слово.
 
 Строители, слова. | 
 | 
  |   Включение в систему знаний и повторение | Развитие речи-Составьте предложение, используя данные слова.
 Чтение текста
 -Как звали мальчика?
 -Что делал Рома?
 -Какие слова Рома написал мелом?
 Перечитывание
 -Как автор озаглавил этот текст?
 -Сколько предложений в тексте?
 -Составим схему ко 2-ому предложению.
 -Найдите и прочитайте все слова с новом буквой.
 
 -Придумайте рассказ про девочку. Подберите ей имя, которое будет начинаться с новой буквы.
 | 
 Дети составляют предложения.
 
 
 РомаПисал мелом слова
 Мама, Москва, мир
 
 На уроке.
 4
 Составляют схему
 
 
 Находят слова: Рома, мел, мелом, мама, Москва, мир, мы.
 
 Составляют свой рассказ. 
 
       
 
 | Коммуникативные | 
  |   Рефлексия учебной деятельности на уроке | - С каким звуком мы сегодня работали, учились его слышать, выделять? - С какой буквой познакомились? - Кто считает, что он работал хорошо и все понял, поднимите зелёную карточку. Кому ещё нужна помощь - красную. | Отвечают 
 
 Показывают | Познавательные: умение структурировать знания. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка. |