|  БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | 
  |  Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность | 
  |  Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) | 
  |  Высказывание писателя В.С. Розанова. «Я даже не знал, что это называется нэп, я просто с детским восторгом наблюдал, как преображалась наша бедная, голодная, ободранная жизнь, как все начинало сверкать и смеяться. Дешевизна установилась неслыханная! Всяких товаров и продуктов — видимо-невидимо! И это сразу же после жестокого голода. И хотя мы жили бедно, но наша бедность нэпа по сравнению с предыдущими годами казалась великолепным пиршеством». Предположите, о чем мы будем говорить. На какие вопросы нам предстоит ответить? «Понятийное колесо»  Какие ассоциации возникают у вас с понятием «новая экономическая политика»? 
  Проблемный вопрос: Чем отличилась новая экономическая политика от «политики военного коммунизма»?  
 
 | 
  |  Этап 1.2. Актуализация опорных знаний | 
  |  Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового Работа по вопросам: 1. Назовите главные последствия для России периода «великих потрясений». 2. Какие события современники назвали «малой Гражданской войной»? 3. Каковы были причины крестьянских выступлений в начале 1920-х гг. 4. Почему Ленин считал, что Кронштадтский мятеж был опаснее для большевистской власти, чем Деникин, Юденич и Колчак, вместе взятые? | 
  |  
  
 
 | 
  |  Этап 1.3. Целеполагание | 
  |  Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься   
 | 
  |  формирование представления об особенностях экономического развития России в 20-е годы на основе анализа  важнейших событий и проблем российской истории первой половины XX века.  
 
 | 
  |  БЛОК 2. Освоение нового материала | 
  |  Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала | 
  |  Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.   
 | 
  |  Вопрос о сущности НЭПа рассматривается через работу с историческими документами.  Организуется работа с рубрикой учебника «Изучаем документы» и дополнительными источниками   1) Из наказа СНК о проведении в жизнь начал новой экономической политики.   9 августа 1921 г.  …4. Предотвращая дальнейшее падение народного хозяйства необходимо перестроиться на следующих началах:  а) Государство в лице Высшего Совета Народного Хозяйства и его местных органов сосредоточивает в своем непосредственном управлении отдельные отрасли производства и определенное число крупных или почему-либо с государственной точки зрения важных, а также подсобных к ним предприятий, взаимно дополняющих друг друга; б) Эти предприятия ведутся на началах точного хозяйственного расчета…   Предприятия, не вошедшие в вышеуказанные группы, должны быть на основах, предусмотренных декретом об аренде и инструкциями Высшего Совета Народного Хозяйства, сдаваемы в аренду кооперативам, товариществам и др. объединениям, а также частным лицам… Предприятия, оставшиеся не сданными в аренду и ведение которых государство и его органы не берут на себя, подлежат закрытию, а рабочие и служащие распределяются между работающими предприятиями, по государственным работам и Советским хозяйствам; оставшиеся же без работы поступают на учет Отделов Труда и получают помощь от государства. Рассматривая кустарную и мелкую промышленность как подсобную к крупногосударственной и крестьянскому хозяйству, признать необходимым создание условий, при которых кустари и ремесленники могли бы правильно развивать свое производство и свободно распоряжаться продуктами своего труда…   …С другой стороны, развития товарообмена между городом и деревней требуют интересы восстановления народного хозяйства вообще и денежного обращения в частности. В виду всего этого должны быть приняты меры к развитию государственного и кооперативного товарообмена, причем не следует ограничиваться рамками местного оборота и переходить, где это возможно и выгодно, к денежной форме обмена. Новая экономическая политика   В тех же целях для поднятия и устойчивости нашего рубля необходимо проведение ряда мер к обратному приливу денег в кассы государства… В ряду принимаемых мер надо обратить внимание на открытие ссудосберегательных касс, разрешение кредитной кооперации, переход к ведению коммунальных предприятий на началах оплаты и т.п. Для развития торговых сношений с заграницей хозяйственным органам должно быть предоставлено право участия в заключении сделок и реализации таковых, а также право иметь свои представительства при заграничных органах Народного Комиссариата Внешней Торговли… 
 2) Постановление IX Всероссийского съезда Советов по вопросам НЭПа и промышленности  28 декабря 1921 г.  …В интересах оздоровления рынка должен быть принят ряд срочных финансовых мер, направленных к восстановлению денежного обращения на основе золотой валюты. Первым шагом к этому должно явиться неуклонное проведение плана быстрейшего сокращения выпуска бумажных денег путем систематического проведения налоговой политики и платности хозяйственных услуг государства.  …Хозяйственный расчет и общегосударственный план промышленности, основанный на точном учете ресурсов производства и бюджета каждого государственного предприятия в отдельности и всех их вместе, должны лежать в основе ведения всей государственной промышленности.  …Интересы восстановления народного хозяйства в Советской России требуют облегчения прилива иностранного капитала в различные области хозяйства как в форме концессий, так и в форме займов… 
 
 | 
  |  Этап 2.2. Проверка первичного усвоения   | 
  |  Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) | 
  |  
  Используя представленные источники, назовите основные мероприятия нэпа. 
 | 
  |  БЛОК 3. Применение изученного материала | 
  |  Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях | 
  |  Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).   | 
  |  Сущность нэпа.  Класс делится на группы и выполняет следующие задания  -внести изменения в «военный коммунизм» с позиции  I. группа - рабочих  II. группа - крестьян  III. группа – предприниматели  
  Карточка №1  Для управления предприятиями угольной промышленности Донбасса еще 1920 году создается ЦПКП. Этому аппарату предстояло управлять сотнями «разнокалиберных» предприятий расположенных на территории 29 тысяч квадратных верст, с более чем сотней тысяч рабочих. Донецкую губернию разделили на четыре горных района. Эта громоздкая структура не могла эффективно управлять отраслью. Решение проблемы было найдено в комбинировании различных отраслей производства –потребителей угля- с угольной промышленностью.  Руководство ЦПКП издает приказ №229,который разрешал сдавать шахты в аренду артелям, кооперативам и отдельным лицам.  Рабочие стали получать заработную плату в «товарных рублях», которые давали возможность устанавливать реальную зарплату.  
  Карточка №;2.    В соответствии с решениями Х съезда РКП(б) в марте 1921 года были разработаны нормы продовольственного налога, объявлено об упразднении продразверстки, разрешено торговать сельскохозяйственной продукцией, что способствовало повышению трудовой активности крестьян.  
  Карточка № 3  Артели и частников принуждали содержать на свои средства шахткомы, устраивать на мелких предприятиях больницы и оплачивать их медперсонал, угрожая в противном случае отдать арендаторов под суд.  Некоторые рудничные комитеты требовали выдачи рабочим арендных шахт зарплаты только с разрешения профсоюза и только после выплаты на государственных рудниках.  
  Каждая группа предлагает свои положения по изменению “военного коммунизма” и причины этих изменений. 
 | 
  |  Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни   | 
  |  Подберите соответствующие учебные задания | 
  |  Из рассказа М. Булгакова «Сорок сороков»:   «Панорама первая. Голые времена. Это было в конце сентября 1921 -го года... Я шел по Москве и видел панораму. Окна были в пыли. Они были заколочены. Но кое-где уже торговали пирожками. На углах обязательно помешалась вывеска «Распределитель N...». Убейте меня, и до сих пор не знаю, что в них распределяли. Внутри не было ничего, кроме паутины и сморщенной бабы в шерстяном платке с дырой на темени. Баба, как сейчас помню, взмахивала руками и сипло бормотала: — Заперто, заперто, и никого, товарищи, нетути! И после этого провалилась в какой-то люк. Возможно, что это были героические времена, но это были голые времена... Панорама четвертая. Сейчас. ...Днем стоит большой театр желтый и грузный, облупившийся, потертый. Трамваи огибают Малый, идут к нему. «Мюр и Мерилиз» (теперь — ЦУМ. — Т.К.), лишь начнет темнеть, показывает в огромных стеклах ряды желтых огней. На крыше его вырос круглый щит с буквами: «Государственный универсальный магазин». В центре щита лампа загорается вечером. Две огненные строчки то гаснут, то вспыхивают: «Сегодня банкноты 251». В Столешниковом на экране корявые строчки: «Почему мы советуем покупать ботинки только в...». На Страстной площади на крыше экран-объявления, то цветные, то черные, вспыхивают и погасают... Все больше и больше этих зыбких, цветных огней на Тверской, Мясницкой, на Арбате, Петровке. Москва заливается огнями с каждым днем все сильней. В окнах магазинов всю ночь не гаснут дежурные лампы... До полуночи торгуют гастрономические магазины МПО (Московское потребительское общество. — Т.К.). Москва спит теперь, и ночью не гася всех огненных глаз. С утра вспыхивает гудками, звонками, разбрасывает по тротуарам волны пешеходов. Грузовики, ковыляя и погромыхивая цепями, ползут по разъезженному, рыхлому, бурому снегу. В ясные дни с Ходынки летят с басовым гудением аэропланы. На Лубянке вкруговую, как и прежде, идут трамваи... Мимо первопечатника Федорова, под старой зубчатой стеной они один за другим валят под уклон вниз к «Метрополю». Мутные стекла в первом этаже «Метрополя» просветлели, словно с них бельма сняли, и показали ряды цветных книжных обложек. Ночью драгоценным камнем над подъездом светится шар «Госкино-II». Напротив через сквер неожиданно воскрес Тестов и высунул в подъезде карточку «Крестьянский суп». В Охотном ряду вывески так огромны, что подавляют магазинчики. Но Параскева Пятница выглядит печально и тускло. Говорят, что ее снесут... (церковь Параскевы Пятницы XVII века будет снесена в 1928 г. — Т.К.) Часовню, что была на маленькой площади, там, где Тверская скрещивается с Охотным и Моховой, уже снесли (часовня Александра Невского, снесена в 1922 г.- Т.К.). Торговые ряды на Красной площади, являвшие несколько лет изумительный пример мерзости запустения, полны магазинов. В центре у фонтана гудит и шаркает толпа людей, торгующих валютой. Их симпатичные лица портит одно: некоторое выражение неуверенности в глазах. Это, по-моему, вполне понятно: в ГУМе лишь три выхода... Эпидемически быстро растут трактиры... Извозчики теперь оборачиваются с козел, вступают в беседу, жалуются на тугие времена, на то, что их много, а публика норовит сесть в трамвай. Ветер мотает кинорекламы на полотнищах поперек улицы. Заборы исчезли под миллионами разноцветных афиш. Зовут на новые заграничные фильмы, ...десятки диспутов, лекций, концертов. Завалили киоски журналами и десятками газет... И вот брызнуло мартовское солнце, растопило снег. Еще басистей загудели грузовики, яростней и веселей. К Воробьевым горам уже провели ветку, гам роют, возят доски, там скрипят тачки — готовят Всероссийскую выставку. 1923». 
 Задания:   Используя отрывок, объясните причины происходящих перемен.   Перечислите приметы новой экономической политики.   Какие противоречия нэпа подметил автор?   Сравните приметы нэпа с приметами современной экономической политики. 
 
 | 
  |  Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) | 
  |  Подберите соответствующие учебные задания | 
  |  Установите соответствие между датой и событием     |  Дата |  Событие |   |  А) 1922г. Б) март 1921г. В) октябрь 1921г. Г) 1921-1922гг. Д) 28 февраля – 18 марта 1921г. Е) 1929г. |  1) хлебозаготовительный кризис 2) восстание матросов Кронштадта 3) отмена карточной системы 4) засуха и голод 5) X съезд РКП (б), переход к новой экономической политике 6) денежная реформа |   К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.  
    Установите соответствие между политикой советской власти и ее особенностями     |  Политика советской власти |  Особенности политики |   |  А) политика «военного коммунизма» Б) нэп 
 
 |  1) денационализация части промышленности 2) создание трудармий 3) введение продналога 4) право использования наемной рабочей силы 5) запрещение свободной торговли 6) национализация банков и всей промышленности 7) начало планирования экономического производства 8) натурализация хозяйственных отношений |   К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.  
  Расположите в хронологической последовательности события  А) появление первого советского автомобиля   Б) хлебозаготовительный кризис   В) отмена карточной системы   Г) провозглашение на X съезде РКП(б) новой экономической политики (нэп)   Д) засуха и голод в Поволжье   Е) достижение Россией уровня 1913 года по основным показателям производства зерновых и развитию животноводства   
  Назовите положения, являющиеся целями нэпа  1) улучшение социально-экономического состояния общества  2) поиск новых путей построения экономических основ социализма  3) обобществление средств производства  4) преодоление политического кризиса большевиков  5) получение средств на индустриализацию  6) централизованное управление хозяйством  Ответ: _________________  
  Назовите черты, характеризующие основные направления нэпа  1) централизация управления хозяйством  2) допущение вкладывания в экономику иностранного капитала  3) национализация мелкой и части средней промышленности  4) запрет на использование наемной рабочей силы  5) замена продразверстки продналогом  6) отмена всеобщей трудовой повинности  Ответ: _________________ 
 
 
 | 
  |  Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности | 
  |  Подберите соответствующие учебные задания | 
  |  Задание: найдите в тексте допущенные исторические ошибки.  
  В конце 1920г. произошли многочисленные крестьянские восстания, мятеж военных моряков в Кронштадте, покушение эсеров на главу правительства В.И.Ленина. XV съезд РКП(б) в марте 1921г. принял решение о замене продразверстки продналогом и о ликвидации монополии внешней торговли. Размер продналога был в два раза меньше по сравнению с продразверсткой. Остатки продукции можно было продавать на рынке.  Частные лица получили право открывать и брать в аренду промышленные предприятия. Начался процесс создания крупных промышленных частных и акционерных обществ. Уже в 1923г. Путиловский завод в Петрограде, текстильная фабрика «Трехгорная мануфактура» в Москве принадлежали частным лицам. В крупной промышленности был допущен и иностранный капитал, что позволило в свою очередь, провести финансовую реформу, автором которой был Г.Шляпников. Она заключалась в том, что правительство объявило недействительными все имевшие хождения многочисленные «совзнаки» и в течении одно месяца произвело обмен на вновь выпущенные купюры.  Правительство пошло на отмену знаменитого Декрета о земле, принятого II съездом Советов. Была разрешена продажа земли (но не более 5 десятин на хозяйство), вновь был разрешен наем рабочей силы частными лицами.  
 | 
  |  Этап 3.5. Систематизация знаний и умений | 
  |  Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами | 
  |  
  Заполнить таблицу «Отличие нэпа от «политики военного коммунизма»  
 
     |  ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ   продразверсткаотсутствие денег, натурализация заработной платынационализация всей промышленностизапрещение частной торговлизапрещение арендывведение трудовой повинностицентрализация в снабжении и распределении. |  НЭП   продналогвведение твердой валюты переход к денежной зарплате, отмена бесплатных услугденационализация мелких и средних предприятийразрешение частной торговлиразрешение арендыотмена трудовой повинностиразвитие торговли. |   
 | 
  |  БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков | 
  |  Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика | 
  |  Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания | 
  |  
 К каждому заданию на уроке формируется четкие критерии, по которым учащиеся могут сами объективно оценить результат своей работы 
 
 | 
  |  БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание | 
  |  Этап 5.1. Рефлексия | 
  |  Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | 
  |  
 Что мы изучали сегодня на уроке? Какие вопросы вызвали у вас затруднения? Каким образом вы их преодолели? Что в новом материале вас заинтересовало?  Как вы оцениваете свою работу  
 | 
  |  Этап 5.2. Домашнее задание | 
  |  Введите рекомендации по домашнему заданию. | 
  |  Подготовьте обоснованный ответ: «Каковы были положительные и отрицательные последствия нэпа? Чем они объяснялись? Аргументируйте выводы».  
  
 |