Работа с контурной картой на уроках истории  Древнего мира в 5 классе.   Автор – учитель истории высшей квалификационной категории  МБОУ «Бородинская СОШ»  Позднякова Наталья Валерьевна 
!  В истории знай точно даты и года, 
 И помни: ты без карты никуда. 
 
    
Цели: 
- сформировать у учащихся 5 класса историко-географические представления и понятия, т.к без картографических знаний политическая история древних государств не может быть понята и усвоена. 
 - показать какую роль в жизни людей в древности играла географическая среда. 
 - объяснить, как знание карты помогает установить преемственность между древним миром и нашим временем. 
 -  сформировать представление о единстве исторического процесса. 
 - научить учащихся читать карту и работать с контурными картами.  
 
    
Задачи. 
- изучить историко-географические понятия, нужные для изучения курса «История Древнего мира». 
 - научиться читать историческую карту с опорой на легенду. 
 - выполнять практические и самостоятельные работы на контурной карте с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.  
 
    
Организация познавательной деятельности учащихся при работе с картой. 
У 
М 
Е 
Н 
И 
Я 
приёмы 
задания 
Локализация исторических событий на карте 
Покажите объект на карте и определите словами его местоположение. 
Чтение и составление легенды карты. 
Придумайте условные знаки для игрового сюжета по карте. 
Вычерчивание объектов на карте. 
Нарисуйте и подпишите объекты на контурной карте по предлагаемым ориентирам. 
    
Чем ценна работа с контурной картой: 
    
- Контурная карта — одно из средств практического обучения истории. 
 - Работа с контурной картой носит оттенок творчества, которое чаще всего проявляется в оформлении карты. 
 - Контурная карта побуждает учащихся работать с картами учебника (или атласом по истории). 
 - Работа с контурной картой помогает учащимся в усвоении и закреплении знаний, в выработке у них умений работы с историческими картами.  
 
    
Древний Египет. 
- Данная глава включает в себя 7 тем: 
 
- Государство на берегах Нила. 
 - Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. 
 - Жизнь египетского вельможи. 
 - Религия древних египтян. 
 - Искусство Древнего Египта. 
 - Письменность и знания древних египтян. 
 - Военные походы фараонов.   
 
    
Географическое положение Египта определяется сначала на знакомой пятиклассникам физической карте полушарий. 
    
Задания в контурной карте выполняются по мере прохождения теоретического материала. 
    
Тема 1. Государство на берегах Нила. 
Цель: формирование представлений об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положения и природных условий. 
Задача: выполнить в контурной карте задания №1. 
    
№ 1. Надпишите название реки, протекающей через Египет, и обозначьте на ней 1-й порог. 
    
Тема 2. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. 
Цель: формирование представления о труде основных представителей на Древнем Востоке – крестьян-общинников. 
Задача: выполнить в контурной карте задание №2. 
    
№ 2. Закрасьте зелёным цветом районы земледелия в Египте (границы 
районов обозначены значком -..-..-..-..). 
    
5 класс. 
Урок истории. 
    
Тема 3:Жизнь египетского вельможи.   
Цель: подвести учащихся к пониманию того, что древнеегипетское государство действовало, прежде всего, в интересах государственных служащих. 
Задача: выполнить в контурной карте задания №3, №4. 
Задание №4 – 
 домашнее задание. 
    
№ 3. Надпишите названия морей, омывающих Египет. 
    
№ 4. Найдите две столицы Египетского царства и надпишите их названия. 
    
Темы 4,5,6. Религия древних египтян.  Искусство Древнего Египта.  Письменность и знания древних египтян.   
Цели: 
 1. показать и раскрыть причины обожествления сил природы в египетской религии. 
2. раскрыть мысль о высоких художественных достоинствах искусства Древнего Египта. 
3. сформировать у учащихся представление о том, что древнеегипетская школа была полностью подчинена общегосударственной задаче подготовки писцов-чиновников. 
Задача: выполнить в контурной карте задания №5. 
    
№ 5. Обозначьте значком район пирамид. 
    
Тема 7: Военные походы фараонов . 
Цель:  определить одну из важнейших функций древневосточного государства – ограбление соседних народов – и показать, что агрессивная политика, выгодная верхам египетского общества, разоряла остальное население. 
Задача: выполнить в контурной карте задания №7, №8. 
    
№ 6. Начертите направления завоевательных походов египетских фараонов. 
№ 7. Обведите границы Египетского царства около 1500 г. до н.э. 
    
Задание №6 – творческое задание. 
Проведите путь по воде из города Фивы в Красное море. Это задание выполняется пятиклассниками самостоятельно дома. 
 
    
Задание №6 – творческое задание. 
Проведите путь по воде из города Фивы в Красное море. 
    
 При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения. Неаккуратно выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда. 
    
Требования к выполнению практических работ на контурной карте:    
    
Требования к выполнению практических работ на контурной карте: 
- Все задания выполняются с использованием школьного учебника и карт школьного атласа. 
 
- Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами. 
 
- Закраска должна быть бледной, в противном случае под густой краской не будут видны картографические знаки и надписи. Контурная карта закрашивается совсем не для красоты, цветом на карте выделяется территория, чем-то отличающаяся от окружающих земель. 
 
  
  
    
- Не допускайте того, чтобы карандаш вылезал за границы закрашиваемого участка. 
 
- Все действия с контурными картами выполняются шариковой ручкой или хорошо заточенным простым карандашом.  
 - Кружки, обозначающие города, следует закрасить, а названия этих городов следует располагать поблизости от условного знака – кружка.  
 - Легенду карты надо составлять следующим образом: если выбрали для обозначения района пирамид условный знак — «треугольник». Нарисуйте этот знак на карте в нужном месте и второй раз нарисуйте его рядом с текстом задания: тогда каждый поймет, что означает на карте знак «треугольник». 
 - Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания.  
 
    
Умение читать карту. 
 В 5 классе учащиеся продвигаются в умении читать карту. В чем оно заключается? 
- 1. В умении определить направление от одной точки на карте до другой точки. 
 
    
2. В умении работать с картографическими знаками. Каждая карта имеет условные знаки, расположенные в каком-нибудь месте на карте  (легенда карты).    В учебном процессе распространены два пути осмысления условных знаков на карте: 
- От карты к её условным знакам. 
 -  От легенды к карте.  
 
    
Правила показа историко-географических объектов на карте.   
- Первое правило показа – «Стань так, чтобы не заслонять собой карту. Указку возьми в ту руку, которая ближе к карте». 
 - При показе города на карте не нужно водить указкой по буквам, достаточно только дотронуться до условного знака (кружек) на карте. 
 - Реки надо показывать по течению от начала (исток) до конца (устье). 
 - Ученик должен не по памяти, а самостоятельно определить словами местоположение объекта. 
 
    
Виды заданий. 
- Повторить действия и слова учителя, связанные с показом на карте. 
 - Самостоятельно найти объект на карте по его словесному описанию. 
 - Самостоятельно определить словами местоположение показанного на карте и названного учителем объекта.