kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по истории на тему "Афины при Перикле" (5 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка данного урока может использоваться в качестве открытого урока. Включает в себя: планирование (цели урока, план урока, литературу), презентацию и ход урока. Цели урока: • Образовательная: сформировать у учащихся представления о выдающемся государственном деятеле Древней Греции Перикле, значение его деятельности. Подвести учащихся к пониманию роли личности в истории, сформировать представление о деятельности народного собрания, о причинах возвышения и расцвета Афин, а также сформировать понимание у учащихся, в чем проявились особенности афинской демократии. Доказать, что правление Перикла, период расцвета афинской демократии. • Развивающие: развивать умения работать с учебником с целью извлечения главного, делать выводы, умение извлекать и понимать исторические термины, формировать временное представление. Развивать умения работать с картиной, как с источником информации. • Воспитательные: способствовать развитию уважение и любви к Родине на примере деятельности Перикла. Понимать важность участия граждан в жизни страны. Понятия урока: демократия, драхма, оратор, народное собрание, должностное лицо Тип урока: Сообщение новых знаний. Оборудование: мультимедиа, Схема «народное собрание» (самодельное наглядное пособие), Самодельное наглядное пособие «источники рабства». План урока: 1. Перикл - вождь Афинской демократии 2. Народное собрание в Афинах 3. Оплата государственных должностей 4. Могущество и богатство Афин 5. Рабы Литература: 1. Уколова, Маринович: «История Древнего мира». 2. Вигасин, Годер: «История Древнего мира». 3. Годер. «Методическое пособие по истории Древнего мира» 4. «Древняя Греция»книга для чтения\\под ред. Калистова, Утченко. 5. «История Древнего мира в художественно-исторических образах». Хрестоматия, пособие для учителя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ход урока»

Ход урока:

Методы и методические приемы

Содержание урока

Виды деятельности учащихся

Предполагаемые ответы

Приветствие учащихся.





Беседа


















Ознакомление с планом































Театрализация





Беседа





















Работа с лентой времени



















Картинное описание и беседа по картине














Работа со схемой, объяснение.









































Комментированное чтение.












































Работа с текстом учебника (самостоятельное чтение)














Работа по карте.












Беседа по картине.











Работа со схемой.

































Заключительная беседа:









Здравствуйте, ребята! Староста, кто отсутствует на уроке, и по какой причине? Проверти, чтобы все принадлежности у Вас были на партах.

Садитесь.

В трагедии поэта Эсхила «Персы» хор поет об афинянах: «Не рабы они у смертных, не подвластны никому!»

Чем, судя по этим словам, гордились афиняне?



Верно, ведь в Персии вся власть принадлежала царю, он распоряжался жизнью и смертью своих подданных, поэтому греки считали их рабами царя.

Между тем в V в. до н. э. в Афинах не было ни царей, ни вельмож. Ни в одной другой стране Древнего мира в управлении государством не участвовало так много людей, так много простых тружеников, как в Афинах.

И так тема нашего сегодняшнего урока: «Афины при Перикле» (Запись на доске).


Мы с вами рассмотрим личность Перикла, узнаем, каким государственным деятелем он был. Затем побываем на Народном собрании и выясним, какие вопросы на нем решались. Далее выясним, как оплачивались государственные должности. После отправимся в Афинский порт Пирей и выясним, почему г. Афины был богатым и могущественным. А так же выясним, какое положение занимал самый угнетенный народ в афинском обществе - рабы.


(Слайд 1) Задание на урок: «Докажите, что в период правления Перикла демократия достигла наивысшего расцвета».

Итак, 1 пункт плана: Перикл- вождь афинской демократии.

(Слайд 2) Перикл, годы его жизни 494-429 гг. до н. э.


Как вы думаете, почему Перикл изображен в шлеме?

Верно, у него голова похожа на луковицу, поэтому его изображали в шлеме.


А о том, каким был он деятелем, мы с вами выясним, побывав в царстве Аида. А Вы должны будете ответить на вопрос: «Какие качества человека и государственного деятеля Вам нравятся в Перикле?» (Слайд 3).


Итак, побывав в царстве Аида и лучше узнав Перикла, ответьте на поставленный раннее вопрос: «Какие качества человека и государственного деятеля Вам нравятся в Перикле?»


-Верно, у народа он также славился как замечательный оратор, он обладал красноречием (умение правильно и убедительно говорить).


-Благодаря таким качествам в 443 г. до н. э. Перикла избрали на высшую должность в полисе – должность первого стратега.


-Давайте вспомним, что такое полис?




-Мы с Вами узнали, что Перикла в 443 г. д.э. избрали на должность первого стратега. И я сейчас начерчу на доске, а вы в тетрадях «ленту времени»

К доске пойдет…

Отметьте 443 г. до н. э.

Когда были проведены реформы Солона?

А как мы это отметим на ленте времени раннее или позже?

Отметьте.

-443 г. до н.э. – это какой будет век?


Ребята, вспомните, как афиняне называли управление в своем государстве?

А скажите, кто считался афинским гражданином?





Кому принадлежала верховная власть в Афинах?


Верно, и мы переходим ко второму пункту плана - Народное собрание в Афинах (Слайд 4).


Верховная власть в Афинах принадлежала Народному собранию. Оно собиралось 3-4 раза в месяц. Слева на рисунке – скиф в остроконечной шапке и с кнутом в руке, он следит за порядком. В Афинах городскими стражниками были скифские рабы, принадлежавшие государству.

-Предположите, кого прогоняет с собрания стражник?


Верно, на изображении видно, как с собрания прогоняют переселенца. Он не мог участвовать в обсуждении государственных дел, не мог даже слушать, о чем идет речь.

В Народном собрании могли присутствовать только граждане – мужчины начиная с 20-ти летнего возраста.

-Далее мы рассмотрим, с помощью схемы, чем же занималось народное собрание?


-Верно, горожане поднятием рук выражали свою волю. На рисунке, возможно, изображены выборы стратегов. Народное собрание 15 раз, начиная с 443 г. до н. э. выбирало на должность первого стратега Перикла. В его обязанности входило руководство армией, флотом, ведать отношениями с другими государствами. Поэтому если бы Перикл совершил ошибку, он бы потерял доверие демоса и не был бы избран на новый срок.

-Следующая функция народного собрания?



-Верно, народное собрание принимало подобные решения тайным голосованием. Так было при решении войны или мира со Спартой. Борьба Афин со Спартой вылилось в открытую вражду еще при жизни Перикла. Оба государства готовы были начать вооруженную борьбу за господство в Элладе.


-А еще, какие функции выполняло Народное собрание?


-Верно, за счет чего пополнялась казна?


-Верно, а еще какую функцию выполняло Народное собрание?


-Верно, любой гражданин мог предложить новый закон.

Итак, -Кому в Афинах принадлежала верховная власть?

-Как часто собиралось Народное собрание?

-Кто участвовал в Народном собрании?


-Кому не разрешалось даже слушать, чем занималось Народное собрание?

А теперь обратимся к документу «Из речи Перикла перед согражданами»

Откройте учебник на стр. 184

Читаем первый абзац


-Что означают эти слова Перикла?


-Вспомните, кто считался гражданином?





Читаем следующий абзац.

-Давало ли знатное происхождение или богатство какие-либо преимущества по управлению Афинами?



Читаем следующий абзац.

-Против чего направлены эти слова?


Читаем следующий абзац и выделяем главную мысль.

- О чем идет речь в этом абзаце?






Читаем следующий абзац.

-Кто мог приехать в Афины?



Верно. Читаем следующий абзац.

Почему Перикл называл Афины школой Эллады?




-Как афинский гражданин мог «проявить свою личность»?


Верно.

-Перикл сделал все возможное, чтобы лучше «жилось» и он ввел оплату должностным лицам.

Откройте учебник на стр. 183 (В.И. Уколова, Л.П. Маринович) пункт № 5.

Самостоятельно прочитав пункт «введение оплаты» вы должны будете ответить на вопрос «Как изменилось положение граждан и бедняков в V в. до н.э.?»






Во время правления Перикла, Афины достигли небывалого расцвета. Превратились в самый богатый город Греции.

И мы переходим к следующему пункту плана: Богатство и могущество Афин?

И сегодня мы побываем в главном порту Афин Пирее, но для этого мы должны вспомнить карту (Слайд 6).

Покажите на карте Аттику, г.Афины.


Спасибо, садись.

(Слайд 7) Перед Вами карта Афин и порта Пирей. При Перикле было завершено строительство стен от Афин до Пирея, их называли «Длинными стенами» (показ по карте).


(Слайд 8)

-Благодаря чему порт развивался? (Вопрос ко всем учащимся).


Итак, перед вами картина, изображающая порт Пирей. К порту прибыли иностранные караваны, и мы видим, как развернулась здесь же торговля.

-Что ввозили в порт Пирей?


-А что вывозили ?


-Как и в других городах Эллады в Пирее торговали рабами, как скотом. И мы переходим к следующему пункту плана – «Рабы» (Слайд 9).

Ребята давайте подумаем, каковы же были источники рабства?



-Верно во время военных походов.


-Ведь, эта страна имеет выход к морю.



-Все так считают?

Действительно, долгового рабства не было, так как оно было отменено Солоном.


-Где же применялся труд рабов?




-Как вы думаете, где был самый тяжелый труд?

-Верно, самые тяжелые работы велись на рудниках.



А теперь давайте немного отвлечемся и запишем домашнее задание (Слайд 10)

§ 38 читать, знать.

Дома составьте мини-рассказ: «Как я работал на рудниках». Он должен быть составлен от первого лица, т.е. речь будет идти от вашего имени.


Ребята мы побывали сегодня в самом цветущем полисе Древней Греции - Афинах и узнали личность выдающегося государственного деятеля античности- Перикла.

Так, давайте, же сравним, каковы были различия в управлении в Афинах и, например в Египте?

-Кто стоял во главе государства в Египте и в Афинах?



-На что опиралась власть главы государства в Египте и в Афинах?



-Какое из этих государств кажется Вам наиболее справедливым? Объясните почему?






(Слайд11 - задание на урок)

-Итак, теперь Вы можете выполнить задание, которое было дано в начале урока: «Докажите, что в период правления Перикла демократия достигла наивысшего расцвета».



-Можно ли считать афинское государство во времена Перикла образцовым?



- Какая часть населения Афин не принимала участия в управлении?


Вывод:

Таким образом, ребята демократия в Афинах действительно достигла своего наивысшего расцвета, хоть она и не была в полной мере совершенной, тем не менее, афинское государство для того времени было образцовым и немаловажную роль в этом сыграл Перикл.

И наше путешествие подошло к концу. Мы с вами узнали много нового и интересного.

Вы все хорошо поработали на уроке, молодцы.

Но на этом наше знакомство с Афинами не заканчивается, на следующем уроке мы с вами отправимся в Афинский Акрополь (Слайд 12).

Всем спасибо. До встречи!









Отвечают на вопросы














Записывают в тетрадях













Ребята записывают




Ребята записывают














Отвечают на вопросы












Отвечают на вопросы








Отмечает на доске.






Отвечают на вопросы















Рассматриваем рисунок «Народное собрание в Афинах»












Отвечают на вопросы
































Отвечают на вопросы







Учащиеся по очереди (по абзацу) читают отрывок из речи Перикла.

Отвечают на вопросы











































Отвечают на вопрос











Работа по карте.



Один ученик выходит к карте















Отвечают на вопрос




































Отвечают на вопросы













Отвечают на вопросы









Тем, что греки победили персов и отстояли свою независимость.
































-Неправильная форма головы.
























-Полис – это небольшое независимое государство. Центром полиса был город.








-594 г. до н. э.


Раннее


V в. до .н.э.


Демократия


-Афинским гражданином считался, человек который родился в Афинах и родители которого, были тоже гражданами Афин.


-Народному собранию












-Переселенца.

-Иностранца.











-Народное собрание выбирало стратегов











-объявляло войну и утверждало мирные договоры









-ведало казной



-торговли, пошлин и т. д.


-принятие законов





Народному собранию


3-4 раза в месяц

Только граждане – мужчины начиная с 20-ти летнего возраста.

Переселенцам, иностранцам






-То, что власть принадлежит гражданам.

-Афинским гражданином считался, человек который родился в Афинах и родители которого, были тоже гражданами Афин.


-Нет, не давало, т.к. все граждане независимо от происхождения или богатства были равноправными


- Против безделья и попрошайничества.



-О том, что каждый гражданин может высказывать свои идеи на народном собрании.

-Также нужно иметь терпение.


-В Афины могли приехать иностранцы, переселенцы.



-Потому что г. Афины, был центром развития греческой культуры, государственности (демократии).

- Участием в жизни государства, с помощью народного собрания.








-Государство стало оплачивать судей

-Стали платить всем кто приходил на заседание и беднякам

-Установили пенсии сиротам и инвалидам


















-Благодаря международной торговли.





-Зерно, золото, медь, предметы роскоши.

-Масло, посуду.






-Дети рабыни


-Пленные



-Пиратство



-Долговое рабство

-нет, оно было отменено Солоном



- на рудниках.

-в сельском хозяйстве

- в ремесле


-на рудниках.




















-В Египте - фараон

В Афинах - Народное собрание (народ).


-В Египте – на чиновников и армию

-В Афинах – на народ

-В Афинах, т.к. граждане могли принимать участие в управлении государством, должности оплачивались, выплачивались пенсии сиротам и инвалидам.


-У бедняков впервые появилась возможность на деле участвовать в управлении государством. Государство всячески заботилось о своих гражданах.

- Для того времени – да, но все же не все могли принимать участия в управлении.


-Женщины и переселенцы.



Просмотр содержимого документа
«планирование»

Тема: Афины при Перикле.

Цели урока:

  • Образовательная: сформировать у учащихся представления о выдающемся государственном деятеле Древней Греции Перикле, значение его деятельности. Подвести учащихся к пониманию роли личности в истории, сформировать представление о деятельности народного собрания, о причинах возвышения и расцвета Афин, а также сформировать понимание у учащихся, в чем проявились особенности афинской демократии. Доказать, что правление Перикла, период расцвета афинской демократии.

  • Развивающие: развивать умения работать с учебником с целью извлечения главного, делать выводы, умение извлекать и понимать исторические термины, формировать временное представление. Развивать умения работать с картиной, как с источником информации.

  • Воспитательные: способствовать развитию уважение и любви к Родине на примере деятельности Перикла. Понимать важность участия граждан в жизни страны.

Понятия урока: демократия, драхма, оратор, народное собрание, должностное лицо

Тип урока: Сообщение новых знаний.

Оборудование: мультимедиа, Схема «народное собрание» (самодельное наглядное пособие), Самодельное наглядное пособие «источники рабства».

План урока:

  1. Перикл - вождь Афинской демократии

  2. Народное собрание в Афинах

  3. Оплата государственных должностей

  4. Могущество и богатство Афин

  5. Рабы



Литература:

  1. Уколова, Маринович: «История Древнего мира».

  2. Вигасин, Годер: «История Древнего мира».

  3. Годер. «Методическое пособие по истории Древнего мира»

  4. «Древняя Греция»книга для чтения\\под ред. Калистова, Утченко.

  5. «История Древнего мира в художественно-исторических образах». Хрестоматия, пособие для учителя.



Просмотр содержимого презентации
«ПериклПерикл»

ПЛАН:

ПЛАН:

  • Перикл-вождь афинской демократии.
  • Народное собрание в Афинах.
  • Оплата государственных должностей.
  • Могущество и богатство Афин.
  • Рабы.
Задание на урок: «Докажите, что в период правления Перикла демократия достигла наивысшего расцвета».

Задание на урок:

«Докажите, что в период правления Перикла демократия достигла наивысшего расцвета».

Перикл 494-429 г. до н. э.

Перикл

494-429 г. до н. э.

Народное собрание в Афинах

Народное собрание в Афинах

Домашнее задание:    учебник, § 38 читать, знать.  Составить мини-рассказ: «Как я работал на рудниках»

Домашнее задание: учебник, § 38 читать, знать. Составить мини-рассказ: «Как я работал на рудниках»

Задание на урок: «Докажите, что в период правления Перикла демократия достигла наивысшего расцвета».

Задание на урок:

«Докажите, что в период правления Перикла демократия достигла наивысшего расцвета».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Разработка урока по истории на тему "Афины при Перикле" (5 класс)

Автор: Вохмина Оксана Валерьевна

Дата: 05.01.2015

Номер свидетельства: 150503

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Методическая разработка урока по истории на тему " Афинская демократия при Перикле" согласно рекомедациям ФГОС ООО"
    ["seo_title"] => string(112) "mietodichieskaiarazrabotkaurokapoistoriinatiemuafinskaiadiemokratiiapripierikliesoghlasnoriekomiedatsiiamfgosooo"
    ["file_id"] => string(6) "295103"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455783228"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "презентация к методической разработке урока по истории на тему: " Афинская демократия при Перикле""
    ["seo_title"] => string(96) "priezientatsiiakmietodichieskoirazrabotkieurokapoistoriinatiemuafinskaiadiemokratiiapripieriklie"
    ["file_id"] => string(6) "295108"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455783781"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства