kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый Урок «Курская дуга. Битва под Прохоровкой»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока «Курская дуга. Битва под Прохоровкой» представляет собой комплексную систему обучения, направленную на формирование у учащихся целостного представления о завершающем этапе коренного перелома в Великой Отечественной войне через изучение одного из самых масштабных сражений – танкового сражения под Прохоровкой.

Разработка включает в себя детально проработанный план урока с четким описанием действий преподавателя на каждом этапе, разнообразными формами работы и современными методами обучения, что позволяет эффективно достигать образовательных, развивающих и воспитательных целей, формируя у учащихся не только знания о событии, но и глубокое понимание его исторического значения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый Урок «Курская дуга. Битва под Прохоровкой»»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Ростовской области

«Таганрогский механический колледж»











Методическая разработка открытого урока:

«Курская дуга. Битва под Прохоровкой»

















Выполнил: преподаватель истории Джакели Абесалом Эднарьевич






Технологическая карта урока

Тема урока: «Курская дуга. Битва под Прохоровкой»

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: комбинированный

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный

  • проблемный

  • исследовательский

  • информационно-коммуникативный

Цель урока: формирование целостного представления о значении битвы под Прохоровкой в ходе Курской битвы

Задачи урока:

  • Образовательные: изучить ход и значение танкового сражения под Прохоровкой

  • Развивающие: развивать навыки анализа исторических источников, работы с картой, критического мышления

  • Воспитательные: воспитывать патриотизм, уважение к подвигам предков, формировать гражданскую позицию

Планируемые результаты:

  • Предметные: знать основные события битвы под Прохоровкой, понимать её значение

  • Метапредметные: уметь анализировать исторические события, работать с картой, делать выводы

  • Личностные: осознавать значимость подвига советских воинов

Оборудование:

  • Интерактивная доска

  • Презентационные материалы

  • Карты Курской битвы

  • Видеофрагменты

  • Фотографии и документы периода битвы


Пояснительная записка к методической разработке урока

Общая характеристика методической разработки

Методическая разработка представляет собой комплексное учебно-методическое пособие, направленное на организацию и проведение открытого урока по истории на тему «Битва под Прохоровкой».

Актуальность темы

Актуальность данной методической разработки обусловлена необходимостью формирования у обучающихся целостного представления о ключевых событиях Великой Отечественной войны, в частности о битве под Прохоровкой, которая является одним из важнейших сражений Курской битвы. Особую значимость изучение данной темы приобретает в контексте подготовки специалистов в области правоохранительной деятельности, поскольку формирует патриотические ценности и гражданскую позицию.

Нормативная база

Методическая разработка создана в соответствии с:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования

  • Рабочей программой по истории

  • Учебным планом направления «Правоохранительная деятельность»

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность разработки заключается в:

  • Комплексном подходе к изучению исторического материала

  • Использовании современных образовательных технологий

  • Формировании междисциплинарных связей

  • Развитии профессиональных компетенций через изучение исторического опыта

Цели и задачи методической разработки

Основная цель – создание методического обеспечения для эффективного проведения урока, способствующего формированию у обучающихся:

  • Глубокого понимания исторических событий

  • Навыков аналитического мышления

  • Патриотических ценностей

  • Профессиональной компетентности

Задачи методической разработки:

  • Обеспечить методическое сопровождение урока

  • Представить систему заданий и упражнений

  • Предложить варианты организации учебного процесса

  • Обеспечить связь изучаемого материала с будущей профессиональной деятельностью

Теоретическая база

Методическая разработка базируется на:

  • Современных педагогических теориях

  • Методологии исторического образования

  • Психологических особенностях восприятия учебного материала

  • Специфике профессиональной подготовки специалистов правоохранительной сферы

Практическая значимость

Практическая ценность методической разработки заключается в:

  • Возможности использования на занятиях по истории

  • Возможности адаптации под различные образовательные программы

  • Наличии готовых методических материалов

  • Формировании у обучающихся целостной картины исторических событий

Инновационные подходы

Методическая разработка включает:

  • Элементы проблемного обучения

  • Исследовательские методы

  • Информационно-коммуникативные технологии

  • Практико-ориентированный подход

  • Междисциплинарные связи

Ожидаемые результаты

Реализация методической разработки должна способствовать:

  • Усвоению исторических фактов и событий

  • Развитию аналитических способностей

  • Формированию гражданской позиции

  • Укреплению связи между изучаемым материалом и будущей профессиональной деятельностью

  • Развитию навыков командной работы и критического мышления

Рекомендации по использованию

Методическая разработка может быть использована:

  • При проведении уроков истории

  • В рамках профессиональной подготовки специалистов

  • При организации внеклассной работы

  • Для самостоятельного изучения материала

  • При подготовке к контрольным мероприятиям

Данная методическая разработка является целостным продуктом, направленным на повышение качества исторического образования и формирование профессионально значимых качеств у будущих специалистов в сфере правоохранительной деятельности.

Про




План урока «Курская дуга. Битва под Прохоровкой»

1. Введение. Предыстория Курской битвы (10 минут)

  • Общая характеристика стратегического положения на советско-германском фронте к лету 1943 года

  • Планы немецкого командования по операции “Цитадель”

  • Подготовка советских войск к обороне

  • Роль советской разведки в предупреждении о готовящемся наступлении

2. Ход Курской битвы

2.1. Оборонительный этап (5-12 июля 1943 г.) (15 минут)

  • Создание и укрепление Курской дуги

  • Первый день сражения – 5 июля 1943 года

  • Оборонительные действия советских войск

  • Роль инженерных сооружений и противотанковой обороны

  • Значение оперативной паузы для перегруппировки войск

2.2. Наступательный этап (12 июля – 23 августа 1943 г.) (20 минут)

  • Битва под Прохоровкой (12 июля 1943 г.)

    • Концентрация сил сторон

    • Ход танкового сражения

    • Роль генерала П.А. Ротмистрова

    • Тактические особенности сражения

  • Орловская наступательная операция

  • Белгородско-Харьковская наступательная операция

  • Освобождение городов

3. Герои Курской битвы (15 минут)

  • Подвиги советских воинов:

    • Командир танка Т-34 Александр Бурда

    • Командир танкового батальона Зиновий Колобанов

    • Летчик Александр Горовец

    • Артиллерист Иван Фесин

    • Командир самоходки Петр Широнин

  • Примеры массового героизма советских солдат

4. Значение Курской битвы (15 минут)

  • Военные итоги:

    • Разгром наступательной группировки вермахта

    • Переход стратегической инициативы к Красной Армии

    • Крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны

  • Историческое значение:

    • Завершение коренного перелома в войне

    • Укрепление международного авторитета СССР

    • Подрыв морального духа немецкой армии

  • Уроки и выводы:

    • Значение грамотной организации обороны

    • Роль технического превосходства

    • Важность морального духа войск

    • Значение взаимодействия родов войск

5. Практическая работа (15 минут)

  • Работа с картой Курской битвы

  • Анализ боевых действий

  • Составление хронологической таблицы

  • Решение проблемных задач

  • Обсуждение современных оценок битвы

6. Заключительный этап (10 минут)

  • Подведение итогов урока

  • Рефлексия

  • Выставление оценок

  • Домашнее задание:

    • Подготовка сообщения о героях Курской битвы

    • Составление плана-конспекта

    • Изучение дополнительных материалов о технике периода Курской битвы

























1. Введение. Предыстория Курской битвы

Действия преподавателя:

  • Демонстрирует карту советско-германского фронта лета 1943 года

  • Проводит краткий опрос о предшествующих событиях войны

  • Объясняет стратегическое значение Курской дуги

  • Показывает схему оборонительных сооружений

  • Рассказывает о планах немецкого командования по операции “Цитадель”

  • Демонстрирует слайды с дислокацией войск обеих сторон

  • Объясняет роль советской разведки в предупреждении о наступлении

  • Задает вопросы для проверки понимания материала

К лету 1943 года на советско-германском фронте сложилась уникальная ситуация. После поражения под Сталинградом немецкая армия была вынуждена перейти к стратегической обороне. Советское командование, оценивая возможности противника, приняло решение создать мощную оборонительную линию на Курской дуге. Эта линия представляла собой глубоко эшелонированную оборону с многочисленными рубежами, противотанковыми рвами, минными полями и другими инженерными сооружениями.

Немецкое командование разработало операцию “Цитадель” – план прорыва советской обороны на Курской дуге. Целью операции был разгром советских войск и возвращение стратегической инициативы в руки вермахта. Для реализации плана были сосредоточены значительные силы: более 900 тысяч солдат, около 2700 танков и самоходных орудий, более 2000 самолетов.

Советское командование, благодаря успешной работе разведки, получило информацию о готовящемся наступлении. Это позволило провести тщательную подготовку к обороне. На Курской дуге были сосредоточены силы Центрального и Воронежского фронтов, а также Степной военный округ. Общая численность советских войск превышала 1,3 миллиона человек, 3400 танков и САУ, более 2000 самолетов.

2. Ход Курской битвы

2.1. Оборонительный этап (5-12 июля 1943 г.)

Действия преподавателя:

  • Показывает хронологическую таблицу событий

  • Демонстрирует схему наступления немецких войск

  • Рассказывает о действиях советских войск по дням

  • Показывает фотографии оборонительных сооружений

  • Объясняет тактику противотанковой обороны

  • Задает вопросы о роли инженерных войск

5 июля 1943 года немецкие войска начали наступление на Курской дуге. На северном фасе дуги действовала группировка генерала Модель, на южном – генерал-фельдмаршала Манштейна. Советские войска встретили противника мощной обороной. Немецкие части столкнулись с ожесточенным сопротивлением.

Особое внимание уделялось инженерным сооружениям. Были созданы многочисленные противотанковые рвы, установлены минные поля, оборудованы огневые позиции артиллерии. Важную роль сыграли противотанковые ружья и артиллерия, которые наносили серьезный урон немецким танкам.

2.2. Наступательный этап (12 июля – 23 августа 1943 г.)

Действия преподавателя:

  • Демонстрирует схему битвы под Прохоровкой

  • Рассказывает о роли генерала П.А. Ротмистрова

  • Показывает видеоматериалы сражения

  • Объясняет тактические особенности битвы

  • Рассказывает о ходе Орловской и Белгородско-Харьковской операций

  • Показывает карты освобожденных территорий

Кульминацией оборонительного этапа стала битва под Прохоровкой 12 июля 1943 года. Это крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны. С обеих сторон в нем участвовало более 1200 танков и самоходных орудий. Командовал советскими войсками генерал П.А. Ротмистров.

Сражение началось с массированной атаки немецких танков. Советские войска встретили их мощным артиллерийским огнем. В ходе ожесточенного боя советские танкисты проявили исключительное мужество и героизм. Несмотря на большие потери, им удалось остановить немецкое наступление.

После завершения оборонительного этапа советские войска перешли в контрнаступление. Началась Орловская наступательная операция, в ходе которой был освобожден город Орел. Одновременно развернулась Белгородско-Харьковская наступательная операция. Советские войска освободили Белгород и Харьков, нанеся сокрушительное поражение немецким войскам.

3. Герои Курской битвы (продолжение)

Действия преподавателя:

  • Показывает портреты героев

  • Рассказывает о подвигах каждого героя

  • Демонстрирует фотографии боевой техники

  • Задает вопросы о проявлении массового героизма

  • Проводит параллели с современными примерами мужества

Артиллерист Иван Фесин со своим расчетом уничтожил несколько немецких танков, продолжая вести огонь даже после получения ранения. Командир самоходки Петр Широнин в одиночку вступил в бой с группой немецких танков и уничтожил несколько машин.

Массовый героизм проявляли не только отдельные бойцы, но и целые подразделения. Танковые экипажи, летчики, артиллеристы, пехотинцы – все они показали пример мужества и самоотверженности в борьбе с врагом.

Дополнительные материалы для преподавателя:

  • Видеозаписи интервью с ветеранами

  • Фотографии боевой техники с отметками о подбитых танках

  • Документы о награждениях героев

  • Схемы боевых действий отдельных подразделений

4. Значение Курской битвы

4.1. Военные итоги Курской битвы были впечатляющими. Немецкая армия потерпела серьезное поражение. Были разгромлены лучшие части вермахта, потеряно значительное количество техники. Германия лишилась возможности проводить крупные наступательные операции на Восточном фронте.

Действия преподавателя:

  • Показывает статистику потерь обеих сторон

  • Демонстрирует карты продвижения советских войск

  • Объясняет изменение стратегической инициативы

  • Проводит анализ трофейной техники

4.2. Историческое значение битвы трудно переоценить. Она завершила коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Стратегическая инициатива окончательно перешла в руки Красной Армии. Был нанесен серьезный удар по моральному духу немецкой армии.

Действия преподавателя:

  • Проводит параллели с другими битвами войны

  • Объясняет глобальное значение победы

  • Показывает карты фронтов после битвы

  • Рассказывает о международной реакции

4.3. Уроки и выводы Курской битвы показали важность грамотной организации обороны, роль технического превосходства и морального духа войск. Особое значение имело взаимодействие всех родов войск. Танковые части, артиллерия, авиация и пехота действовали слаженно, что обеспечило успех советских войск.

Действия преподавателя:

  • Проводит анализ тактических решений

  • Объясняет значение инженерных сооружений

  • Рассказывает о новых методах ведения боя

  • Демонстрирует схемы взаимодействия родов войск

5. Практическая работа

Действия преподавателя:

  • Раздает карты Курской битвы

  • Объясняет задание по анализу боевых действий

  • Помогает в составлении хронологической таблицы

  • Консультирует при решении проблемных задач

  • Организует дискуссию по современным оценкам битвы

В ходе практической работы студенты работают с картой Курской битвы, анализируют ход боевых действий, составляют хронологическую таблицу основных событий. Особое внимание уделяется анализу танкового сражения под Прохоровкой.

Студенты решают проблемные задачи, связанные с тактическими решениями командования, оценивают эффективность применения различных видов вооружения. Проводится обсуждение современных оценок битвы, рассматриваются различные точки зрения.

6. Заключительный этап

6.1. Подведение итогов

Действия преподавателя:

  • Проводит подробный анализ изученного материала

  • Выявляет ключевые моменты урока

  • Подчеркивает важность каждого этапа битвы

  • Обобщает основные выводы

  • Составляет синквейн по теме урока

  • Проводит “пятиминутное эссе”

6.2. Рефлексия

Формы рефлексии:

  • Метод “Незаконченное предложение”

  • Техника “Светофор” (зеленым - понял, желтым - есть вопросы, красным - не понял)

  • “Дерево достижений” (учащиеся прикрепляют листья разного цвета)

  • “Пирамида успеха” (каждый пишет свой вывод)

  • “Микрофон” (устное высказывание по кругу)

6.3. Контроль знаний

Формы контроля:

  • Тестирование с разноуровневыми заданиями

  • Устный опрос по ключевым датам и событиям

  • Проверка выполнения практической работы

  • Оценка участия в дискуссии

  • Анализ выполнения домашнего задания

6.4. Домашнее задание

Варианты заданий:

  • Подготовить презентацию о героях Курской битвы

  • Написать эссе “Значение Курской битвы в истории”

  • Составить хронологическую таблицу событий

  • Создать макет оборонительных сооружений

  • Подготовить доклад о технике периода Курской битвы

6.5. Методические рекомендации

Методы обучения:

  • Проблемное обучение

  • Проектный метод

  • Исследовательский метод

  • Игровые технологии

  • Информационно-коммуникационные технологии

Приемы работы:

  • Работа с картой

  • Анализ исторических источников

  • Составление ментальных карт

  • Создание исторических реконструкций

  • Проведение дебатов

6.6. Междисциплинарные связи

Связь с другими предметами:

  • География (анализ местности и ее влияния на ход битвы)

  • Обществознание (историческое значение событий)

  • Математика (анализ статистических данных)

  • Черчение (работа с военной картой)

  • Искусство (анализ художественных произведений о войне)

6.7. Материально-техническое обеспечение

Необходимые ресурсы:

  • Мультимедийный проектор

  • Интерактивная доска

  • Компьютер с доступом в интернет

  • Видеоматериалы

  • Фотодокументы

  • Карты боевых действий

  • Модели военной техники

6.8. Оценка деятельности учащихся

Критерии оценивания:

  • Полнота и точность ответов

  • Умение анализировать исторические события

  • Качество выполнения практической работы

  • Активность участия в дискуссии

  • Оригинальность подхода к решению задач

  • Правильность использования исторических терминов

6.9. Рекомендации по дальнейшей работе

Направления развития темы:

  • Изучение послевоенного периода

  • Анализ последствий битвы для региона

  • Исследование мемориальных комплексов

  • Работа с архивными материалами

  • Встреча с ветеранами

  • Участие в патриотических мероприятиях

6.10. Перспективы применения знаний

Практическое применение:

  • Участие в исторических реконструкциях

  • Создание школьных музеев

  • Проведение экскурсий

  • Написание исследовательских работ

  • Участие в конкурсах и олимпиадах

  • Разработка туристических маршрутов

6.11. Заключительное слово преподавателя

Основные моменты:

  • Подчеркивание важности сохранения памяти о подвиге народа

  • Обсуждение современных уроков истории

  • Призыв к изучению истории своей страны

  • Мотивация к дальнейшему самостоятельному изучению темы

  • Благодарность за активное участие в уроке


Литература и источники:


  1. Артемов, В. В. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. — 15-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2019. — 448 с.

  2. Касьянов, В. В. История: учебное пособие / В. В. Касьянов, П. С. Самыгин, С. И. Самыгин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. — 528 с. — (Среднее профессиональное образование).

  3. Оришев, А. Б. История: учебник / А. Б. Оришев, В. Н. Тарасенко. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2021. — 276 с. — (Среднее профессиональное образование).

  4. Самыгин, С. И. История: учебник / С. И. Самыгин, П. С. Самыгин, В. Н. Шевелев. — 4-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2017. — 306 с. — (Среднее профессиональное образование).

  5. Трифонова, Г. А. История: учебное пособие / Г. А. Трифонова, Е. П. Супрунова, С. С. Пай, А. Е. Салионов. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. — 649 с. — (Среднее профессиональное образование).

  6. Замулин, В. Н. Оборонительные бои советских сухопутных войск на южном фасе Курской дуги: обоянское и прохоровское направления (5-16 июля 1943 года): автореф. дис. … канд. ист. наук. — 2009. — 28 с.

  7. Замулин, В. Н. Мифы и легенды Огненной дуги / В. Н. Замулин, В. В. Замулин. — Сб. ст. — М.: Эксмо, Яуза, 2022. — 736 с. — ISBN 978-5-00155-320-5.

  8. Лопуховский, Л. Н. Прохоровка. Без грифа секретности. — М.: Эксмо, Яуза, 2005. — 624 с. — ISBN 5-699-09358-3.

  9. Олейников, Г. А. Прохоровское сражение (июль 1943). — СПб.: Нестор, 1998.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый Урок «Курская дуга. Битва под Прохоровкой»

Автор: Джакели Абесалом Эднарьевич

Дата: 02.06.2025

Номер свидетельства: 670971

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока по истории "Коренной перелом" "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-po-istorii-koriennoi-pierielom"
    ["file_id"] => string(6) "164717"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422691321"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства