Учебник – Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX века, 2013 год.
          |  № п/п |  Этап урока | Формируемые УУД. | Деятельность | ЭОР |  Время  (мин.) 
 | 
  | учитель | учащиеся | 
  | 1 |  Организационный момент Цель- – активизация учащихся. | Уметь организовываться к работе | Проверяет готовность к уроку, настраивает детей на работу. Проверка посещаемости. | Приветствуют учителя. Эмоциональный настрой на работу. | 
 | 1 | 
  | 2 |  Проверка домашнего задания Цель- проверка усвоения пройденного материала.   | Уметь оценить выполненные задания | Раздает листочки с заданиями по вариантам, открывает слайд 1. Через 6 минут предлагает поменяться листочками и провести взаимопроверку. Собирает листочки. | Выполняют задание на листочках, меняются листочками. Проверяют ошибки товарища по парте, выставляют оценки. |  Презентация (слайд 1,2) | 7 | 
  | 3 |  Создание проблемной ситуации   Цель- мотивировать учеников изучать Отечественную войну как важнейшее событие в истории России. | Умение ставить учебные цели |  Организует обсуждение возникших затруднений:  ? Посмотрите оглавлении учебника и найдите особенность в рассмотрении тем автором? ? Определите проблемный вопрос урока? |  Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем  ! Внутренняя политика Александра I делится на 2 части – до и после Отечественной войны!  ! Почему ОВ 1812 года делит правления Александра I на две части! Цель урока: определить влияние ОВ 1812 года на политику Александра I и дальнейшее развитие России. | 
 | 2 | 
  | 4 |  Изучение нового материала Цель- изучить одно из важнейших событий истории России |  Работать с новой информацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно, использовать в речи новые термины |  Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника.  
  ? Какие ещё условия содержал Тильзитский мирный договор?  
  
  
  
  
  
  
  
  
  ? - Какие из условий были выгодны России, какие – нет?  
  
  
  
  Александр I начал царствование с решительных действий против наполеоновской Франции, но силой обстоятельств был вынужден заключить союз с ней. Условия Тильзитского мирного договора были невыгодны России. Тильзитский мир был вынужденным, а, следовательно, непрочным. Очень скоро Россия начала нарушать условия этого мирного договора: не предпринимала активных действий против противника Франции Австрии, вела торговлю с Англией. В апреле 1811 г. произошёл разрыв франко-русского союза, и началась усиленная подготовка обеих стран к неизбежной войне. ! Если война началась, значит тому были свои причины. Одну из низх мы выявили – отказ России выполнять условия Тильзитского мира. Но были ли еще причины и цели Наполеона.   |  Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новые понятия, сверяют свои формулировки    ! Россия признавала все завоевания Наполеона, заключала с Францией военный союз и обязывалась вступить в войну с Англией, присоединялась к «континентальной блокаде» Англии; Пруссия и герцогство Варшавское становились зависимыми от Франции государствами; России предоставляли свободу действий против Турции, Ирана  и Швеции!  ! + Франция не вела с Россией войну, - экономический кризис из-за разрыва отношений с Англией!  Открывают учебники и самостоятельно записывают причины ОВ.   Отказ Александра выдать замуж за Наполеона сестру Анну. Повышение таможенных пошлин на французские товары.    Цели Наполеона:    1 – превращение России в зависимую от Франции страну  2 – отторжение части территории  3 – завоевание Индии с помощью России, чтобы ослабить Англию 
 | 
 | 9 | 
  | 5 |  Первичное применение нового знания Цель- уметь воспринимать наглядно-образное изображение, | Формирование умения смыслового чтения, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля |  ! В ночь на 12 июня 1812 г. войска Наполеона численностью около 420 тыс. человек начали вторжение в пределы России. Их возглавляли сам император и его про-славленнне полководцы, покорившие всю Европу.  Русская армия состояла лишь из 210 тыс. солдат и офицеров. К тому же она была разделена на три части и рассредоточена вдоль западной границы. Главную силу русских войск составляла 1-я армия под командованием военного министра М. Б. Варклая де Толли, размещенная вдоль реки Неман. Южнее ее, в Белоруссии, располагалась 2-я армия П. И. Багратиона. Еще южнее 3-я армия А. П. Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев.  Организует работу по закреплению первичных знаний.  ? в чем особенность первого этапа войны? (внимание на контурные карты)  ? Для чего была выбрана именно такая тактика М. Барклаем – де –Толи, а позже и М.И. Кутузовым? |  Самостоятельно выполняют задания: изучают пункт 2, отмечают на контурных картах движение армии Наполеона и Александра I; делают записи в тетрадях об основных событиях и их результатах.  1-я армия – М. Б. Барклай де Толли  2-я армия – П. И. Багратион  3-я армия – А. П. Тормасов.  
  
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ! Движение и русских и французских войск в одну сторону! ! Руководители русской армии заманивали французов вглубь России, понимая, что вести войну на чужой территории на много сложнее. К тому же, в помощь русской армии выступило народное ополчение. | 
 |  
  7  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
 | 
  | 6 |  Самостоятельная работа в парах Цель- умение работать с тестом учебника, помогать товарищу. | Умение работать в парах, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь |  Открывает слайд 5: 26 августа 1812 год – Бородинское сражение. Показывает вопросы к данному подпункту и предлагает рассмотреть его в парах.  Просмотр анимированной карты и ответы на вопросы  -  В чём выгода выбранной Кутузовым позиции? (был затруднён обход русской позиции, т. к. справа её прикрывали обрывистые берега реки Колочи, а слева болотистые леса.  Французам надо было атаковать в лоб).  - Какие укрепления были построены? (Шевардинский редут, Багратионовы флеши, батарея Раевского)  - Для чего было необходимо сражение у д. Шевардино? (Русские имели возможность лучше подготовиться)  - Каким было соотношение сил противников? (равное, у России – преимущество в артиллерии)  - Что свидетельствует об упорстве сражающихся? (Багратионовы флеши 7 раз переходили из рук в руки)  - Каковы итоги сражения?   Оценка сражения Наполеоном, Кутузовым и современными историками. (Слайд № 18)  - Какие точки зрения существуют на итог Бородинского сражения? - Почему? | Самостоятельно выполняют задание по рабочим тетрадям. Оказывают взаимопомощь и проверяют задания с другой парой. |  Слайд 5, анимированная карта | 10 | 
  | 7 |  Коллективная работа с доской Цель- умение работать источником, слушать мнение других, аргументация собственной позиции.   | Умение работать с документом, применять полученные знания. |  Организует работу источником.  Анализ документа:  „С потерей Москвы не потеряна ещё Россия... Первой обязанностью поставляю сохранить армию и сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление... Самым уступлением Москвы приготовлю неизбежную гибель неприятелю... Посему я намерен, пройдя Москву отступить по Рязанской дороге... Знаю, вся ответственность обрушится на мою седую голову, но я жертвую собой для блага отечества... Приказываю отступать!“ (М. И. Кутузов)  Кутузов поставил вопрос: дать ли под стенами древней столицы еще одно сражение или отступить без боя?  Многие генералы настаивали на сражении. Барклай возражал: в случае неудачи армия не сможет быстро отступить по узким улицам большого города и произойдет катастрофа.  Как вы думаете, какое решение было принято?  Кутузов тоже не бил доволен позицией, занятой русской армией. «Пока будет еще существовать армия и находиться в состоянии противиться неприятелю, — сказал он, — до тех пор останется еще надежда с честью окончить войну, но при уничтожении армии не только Москва, но и вся Россия была бы потеряна».. И закрыл совет.  На следующий день русская армия вышла из Москвы.  О том, чем закончится Отечественная войн 1812 года вы узнаете на следующемуроке.  А сейчас повторим главное . 
 |  Анализируют источник, отвечают на вопросы, аргументируя свою точку зрения. | Слайд 6. | 4 | 
  | 8 |  Итог урока Цель- закрепить изученный материал. | Осуществлять познавательную рефлексию |  Подводит итог урока. ? Кто участвовал в Отечественной войне 1812 года? ? Каков был первоначальный план Наполеона? Почему его не удалось осуществить? ? Когда и где состоялось главное сражение Отечественной войны? Каковы его итоги? ? Каков вопрос решался на военном совете в деревне Фили? Какое решение было принято и почему?  
 Выставление оценок. | Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям   | 
 | 2 | 
  | 9 |  Инструктаж домашнего задания Цель- закрепить изученный материал. | 
 | Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж; параграф 4 читать, ответит на вопрос «Какова роль партизанского движения в Отечественной войны 1812 года». Дополнительное задание отдельным ученикам: подготовить доклад о В. Кожиной, Д. Давыдове, А. Сеславине, А. Фигнере.   | Задают вопросы по тексту заданий | 
 | 1 |