Тема урока: Древняя Греция.
  Назначение урока: проверка и систематизация знаний.  
  Цель урока: обобщить особенности античной культуры древней Греции.
  Задачи урока:  
   Сформировать у учащихся представление о простых материальных объектах: амфора, маска, орхестра, щит;
  О сложных: полис, Акрополь, портик, театр;
  О конкретных личностях: Демосфен, Одиссей, Перикл, Фемистокл;
  О типичных представителях: демоса и илота, стратега и илота, архонта и демоса, богов и демоса;
  О типичных отношениях: демоса и илота, стратега и илота, архонта и демоса, богов и демоса;
  Сформировать у учащихся понятие:
 
  По содержанию:
    Социально- политические: демос, тирания, аристократия, деспотия;
  Экономические: натуральное хозяйство;
  Культурно - исторические: портик, фреска;
  Продолжить формировать понятия: полис, оратор, стратег, ипподром, комедия, трагедия;
 
 
   Развивающие задачи:
   Сформировать у учащихся умение находить отличительные черты древнегреческих богов. (Карточка №.2а).
  Сформировать у учащихся умение систематизировать повседневную жизнь Греков.
  Сформировать умение у учащихся делать выводы на основе государственного устройства Греков.  
  Сформировать у учащихся умение сравнивать деятельность богов и демоса;
  Сформировать у учащихся умение анализировать культуру древней Греции;
  Сформировать у учащихся умение работать с историческим документом (карточка № 7а,7б, - художественная литература + иллюстрация).
  Сформировать у учащихся умение отвечать на вопросы текста.
  Сформировать у учащихся умение характеризовать историческую личность по портрету. ( Карточка № 6а, 6б);
  Сформировать у учащихся умение за короткое время ответить на вопросы, правильно и без ошибок.
  Сформировать у учащихся умение работать с датами (Карточка №1).
  Сформировать у учащихся умение соотносить даты и события (Карточка №3).
  Сформировать у учащихся умение проявить литературные способности (придумать девиз).
  Сформировать у учащихся умение проявить художественные способности (нарисовать эмблему).
 
  Воспитательные задачи:
   Сформировать у учащихся представление о патриотизме напримере, Саламинского сражения (Карточка №7).  
  Сформировать у учащихся понимание категории трагического, на сюжете трагедии Антигона.
  Сформировать у учащихся представление о труде на примере подвигах Геракла.
  Сформировать у учащихся представление о религиозном мире на примере поклонение греков олимпийским богам (приношение в жертву, возведение храмов, создание сказаний).
 
  Методическое описание урока: Повторительно-обобщающий урок-игра по теме «Древняя Греция». Данный урок проводится в 5 классе как заключительный после прохождения программного материала по теме «Древняя Греция». Урок построен в форме игры – путешествие , как наиболее эффективного метода для усвоения материала. Урок охватывает весь материал рассматриваемого периода, его содержание соответствует содержанию данной темы. Урок ведет учитель, ему помогает ученик-Глашатай.  
  Урок требует предварительной подготовки. Класс оформлен в виде Олимпийского стадиона. Столы установлены друг напротив друга, где будут располагаться команды. Учащиеся получили задание разделиться на команды, одна из Афин, другая из Спарты. Каждая, из них в ходе игры будет работать над специальными заданиями, объединенными общей темой и сравнительно одинаковыми по сложности.  
  Учащиеся должны придумать себе название, приготовить эмблемы, сочинить девиз, выбрать капитана- стратега. Капитан команды следит за активностью игроков, руководит обсуждением вопроса, делает выбор - кому отвечать от имени команды.  
  Предварительно выбирается жюри-ареопаг, члены которого – архонты – наблюдают за ходом игры, оценивают каждый этап по установленной ими системе и оглашают свои результаты как после каждого конкурса, так и непосредственно в заключении. По ходу урока учащиеся должны отвечать на систему вопросов используя свои знания.  
  К уроку готовится дидактический материал: на припоминание дат, на понимание терминов, игры на основе текстовой методики, игры на основе символов. По ходу изложения информации проводятся АПД (на припоминание).  
  Содержание информации:  
   Ход урока.
  
 
  Вводное слово учителя (беседа).
  Две тысячи с лишним лет назад,
  Чему не только греки рады,
  Старт взял огонь Олимпиад
  Под солнцем пламенной Эллады.
  Тема нашего урока Древняя Греция. Чтобы оживить ваши первоначальные представления об истории Древней Греции, я предлагаю вам провести олимпиаду, в различных состязаниях . На протяжении длительного времени мы с вами изучали историю Древней Греции. Вы узнали немало интересного, многому научились.  Она пройдет в игровой форме, и будет носить состязательный характер. Вас тут 2 команды, одна из Афин, другая из Спарты. Капитаны команд следите за активностью игроков, руководите обсуждением вопроса, делайте выбор - кому отвечать от имени команды.
  В каждом конкурсе команда зарабатывает очки, в конце урока мы подведем итог и наградим достойнейших. Все участники команды-победительницы получают оценку “отлично”, также оценку “отлично” получат ребята, которые покажут наилучшие знания в отдельных конкурсах и заработают большое количество очков для команды.  
  Члены жюри «Ареопаг» ведут подсчет баллов за каждое задание - состязание, подводят итоги в конце игры и называют победителя. В игре судьи будут записывать, активных участников, проверят правильность выполнения заданий, оценят оригинальность, эрудицию и смекалку команд. Все задания объединены одной целью - дать правильный, аргументированный ответ и быстрый ответ. Не забывайте, что от слаженности всех участников команды зависит результативность каждого состязания и всей игры в целом. Помните о поддержке, взаимовыручке, взаимопомощи. Представляю вам моего помощника (ученик из класса). В роли глашатого.  
  
 
  Олимпийские игры открываются, объявляется программа состязаний.
  
 
   Состязание «Приветствие».
  Состязание «Разминка».
  Состязание «Подвиги Геракла».
  Состязание «Соотнеси События».
  Состязание «Крылатые фразы».
  Состязание «Капитан-стратег».
  Состязание «Гонка за лидером».
 
  
 
  Итак, мы начинаем.
  
 
  Учитель:
  АПД (припоминание):  
  1.Где находится Древняя Греция? (На Юге Европы, на Балканском полуострове.)
  2. Как древние Греки называли свою Родину? (Элладой)
  3.В каком году были первые олимпийские игры? (776г до н. э.
  
 
  Учитель: Внимание, начнем нашу встречу с приветствия команд.  
  
 
  
 
  Глашатай объявляет первое состязание: «Приветствие».
  
 
  
 
  Учитель: Из истории Олимпийских игр, вы уже знаете, выйдя на стадион, каждый участник вынимал из серебряной урны жетон, на котором стояла буква греческого алфавита (цифр не знали). Элланодик отбирал жетоны и определял порядок выступления. В игре Вы также можете тащить букву, то есть номер своего выступления.  
  
  Учитель:
  Капитаны представьте свои команды. Произнесите девиз, представьте эмблемы.
  В первый день приносили жертвы богам и произносили клятвы у алтарей. Давайте и мы будем соблюдать правила Олимпийских игр.
  Глашатай:
  1 задание.  Выберите бога или богиню – покровителя вашей команды. Объясните свой выбор.  
  
 
  2 задание. Составьте текст клятвы и произнесите ее хором.  
  Учитель:
  Уважаемое жюри, давайте оценим Приветствие команд. Черный жетон ( 0,5 балла) - против, белый (1 балл) – за!
  
 
  Глашатай объявляет второе состязание: « Разминка».
  Проведем разминку команд. Среди принятых за обедом развлечений греков была игра в вопросы и ответы.
  Учитель: В этом конкурсе задача команды назвать термины, определение которых я буду зачитывать. Судья следят за правильностью ответов.
  Вопросы для 1 команды.  В скобках правильный ответ.
  
 
  1. Как называли греков в крито-микенскую эпоху? (ахейцы)
  2. Человек, умеющий говорить красноречиво и убедительно? (оратор)
   Свободное население Афин, простой народ? (демос)
  Сосуд с двумя ручками, выпуклыми боками овальной формы, узким горлом для хранения жидкостей? (амфора)
  Место для состязания колесниц? (ипподром)
  Небольшое самостоятельное государство? (полис)
  Корабль с трехъярусным расположением гребцов по каждому борту? (триера)
  На каком острове находится древняя Греция? (Балканский полуостров)
  Рабы в Спарте? (илоты)
  Главный порт Афинского государства? (Пирей)
 
  
 
  Вопросы для 2 команды.
  
 
  
 
  1. Афинский военачальник? (стратег)
   Одноглазый великан? (Циклоп)
  Легендарный зодчий, построивший лабиринт на острове Крит? (Дедал)
  Холм с крутыми и обрывистыми склонами или «верхний город»? (Акрополь)
  Независимое государство, проводящее самостоятельную политику? (колония)
  Боевой порядок пехоты - плотно сомкнутый ряд в несколько шеренг? (фаланга)
  Высшее должностное лицо в Афинах? (архонт)
  Район гончарных мастерских в Афинах? (Керамик)
  Место для бесед и отдыха греков, представляющее собой несколько рядов колонн, поддерживающих крышу? (портик)
  Старшая из богинь, жена Зевса? (Гера)
 
  
 
  Учитель: Пока «Ареопаг» подсчитывает правильные ответы.
  АПД (припоминание). Каковы причины появления Олимпийских игр?
  Устно, индивидуально.
  Учитель: следующее задание, этого состязания:
  3 задание: Кто больше назовет исторических событий, связанных с историей Древней Греции, используя цифры. (Карточка № 1).
  
 
  Глашатай: Переходим к следующему состязанию: «Подвиги Геракла»
  Учитель:   
  Геракл - мифический герой, получеловек – полубог, сын Зевса и смертной женщины. Геракла почитали как героя всей Греции. Наделённый необычной силой, Геракл совершил множество подвигов, из которых наиболее известны 12.  
  Перед вами изображение 12 подвигов Геракла. Соотнесите рисунки с названиями подвигов (Карточка №1а). 
  Ответы:
  1-1; 2-5; 3-9; 4-6; 5-3; 6-12; 7-2; 8-7; 9-11; 10-10; 11-8; 12-4.
  
 
  4 задание:
  Учитель: Следующее задание: «Театроведенье»
  АПД (припоминание): Какие массовые зрелища, дошедшие до нас, были изобретены в Древней Греции?  
  В честь какого бога устраивались театральные представления? Назовите, из чего состояло здание театра?
  В этом состязание мы вспомним древнегреческий театр.
  Задание: Какой вид представления изображен на учебной картине?  
  Что вы можете об это жанре сказать? (Карточка № ).
  
 
  
 
  
 
  
 
  Учитель: Давайте послушаем уважаемый «Ареопаг». Скажите результаты за два состязания. Какие жетоны получили команды.
  
 
  Глашатай: Следующее состязание «Знатоки греческих богов».
  АПД (припоминание), устно, индивидуально.
  Назовите гору, где по приданию обитали греческие боги? (Олимп)
  
 
  Учитель:  Совершенно верно, самой высокой горой в Элладе была гора Олимп. Древние греки верили, что там живут всесильные боги, которые иногда спускаются к людям и общаются с ними. В многочисленных легендах и мифах, дошедших до наших дней, мы узнаем не только о богах, но и о подвигах героев, по силе и смелости порой равных могучим богам. Командам в этом конкурсе предлагается вспомнить предложенных богов.
  
 
  Учитель: Перед вами изображения греческих богов. ( Карточка №2.) Что в этих рисунках неправильно? Каждой команде раздаются иллюстрации с изображениями богов; нужно как можно быстрее найти ошибки.
  
 
  5 задание:
  Задание следующее: команды по очереди называют имена греческих богов и богинь, выигрывает команда, которая последней назвала имя.
 
  
 
  Глашатай: Пятое состязание называется «Соотнеси события».  
  Без событий и дат – история мертва!
  Учитель: В этом состязание проверим быстроту и правильность ответов.
  1 – а 6 – е 
  2 – и 7 – в 
  3 – к 8 – б 
  4 – ж 9 – г 
  5 – з 10 – д
  
 
  (Карточка № 3.) На это задание дается одна минута. За это время нужно правильно соотнести события.  
  
 
  Учитель: Теперь «Ареопаг» проверит правильность выполнения задания. Подсчитает правильные ответы и скажет количество заработанных жетончиков.  
  6 задание:
  Командам предлагаются разные по содержанию тексты с историческими ошибками, которые необходимо найти и исправить. (Карточка №4).
  Помните время ограничено!!!
  Ошибки текст 1.
1. Местом обитания богов считалась гора Олимп на северо-востоке Греции, область Олимпия расположена в Южной Греции. Олимпия не считалась священным местом.
2. На Олимпийских играх запрещалось присутствовать женщинам.
3. Автором «Истории» являлся Геродот, а не Фукидид.
4. Победители в качестве награды получали не лавровые, а оливковые венки.
5. Награждались победители не в храме, а перед ним.
6. Прозвище Олимпиец Перикл заслужил за ораторское искусство, а не за спортивные достижения.
7. Гонки на колесницах устраивали не на стадионе, а на ипподроме.
8.  За победу в гонках колесниц лавры победителей получали не возничие, а владельцы колесниц.
  Ошибки текст 2.
1. Первое нашествие персов на Элладу было организовано персидским царем Дарием I. С именем Ксеркса связано второе нашествие.
2. Фермопильское сражение произошло в 480 г. до н.э., во время второго похода персов против греков.
3. Персы отправились в Афины морским путем, а не по суше.
4. Командование войсками было в руках стратегов, а не архонтов.
5. Длинные стены были построены в период правления Перикла, после греко-персидских войн.
6. Сражение проходило в Марафонской долине.
7. Спартанцы не принимали участия в Марафонском сражении. Помощь оказали жители города Платеи.
8. Грекам не удалось прорвать центр противника, наоборот, персы смяли центр греческого войска, однако греки сжали персов с флангов.
  АПД (припоминание), устно, фронтально.
  Какие полезные растения хорошо росли на почвах Греции, назовите их
  Учитель: Древняя Греция дала миру много крылатых выражений, которые мы употребляем в нашей речи до сих пор. На уроках истории мы знакомились со значением таких выражений.  
  Глашатай: Следующее состязание «Крылатые фразы».
  Учитель:  
  АПД (припоминание).  Какие слова Гомер назвал “крылатыми”?
  Ответ: Слова, которые быстро срываются с уст говорящего и летят к уху слушателя.
  Учитель: Командам раздаются задание на карточках. Подберите к каждому рисунку соответствующее крылатое выражение и скажите, что они обозначают.
  Для 1 команды
   Ахиллесова пята (слабое, уязвимое место)
  Нить Ариадны (путеводная нить, помогающая выйти из затруднительного положения)
  Сизифов труд (выполнение бессмысленной, бесконечной работы)
 
  Для 2 команды
   Сизифов труд (выполнение бессмысленной, бесконечной работы)
  Яблоко раздора (причина ссоры, вражды)
  Троянский конь (символ изощрённого коварства и беспримерной хитрости).
 
  (Карточка №5.)  
  Помните что время ограничено, всего лишь одна минута.
  Задания с ответами отдаем жюри для проверки. У пусть справедливое жюри, оценит задание по достоинству.  
  
 
  7 задание.
  Учитель: я зачитаю высказывания знаменитостей. Задача команды: В течение 30 секунд дать правильный ответ. Задача «Ареопага следить за правильностью ответов, и ставить оценки.
  
 
  1. Афиняне! Я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мои старые глаза ослепли, чем видеть этот страшный цвет парусов! Мой сын погиб. Я жить больше не хочу! (Эгей)
  
 
  2.Обманом разлучили меня с любимой дочерью! Так пусть завянут все цветы, засохнут все деревья! (Деметра)
  
 
  3. Не осуждайте несчастного отца. Да, мне некого винить в смерти сына. Знаю, что человек не птица. Но как прекрасен мир с высоты птичьего полета. (Дедал)
  
 
  4. Благодаря мне жилища людей стали светлыми. Я помог им преодолеть холод. За что же меня так карает Зевс. (Прометей).
  
 
  5. Приятно, когда именем твоего отца назвали на века море. Но как бы я хотел, чтобы этого не произошло… (Тесей)
  
 
  6. Вы говорите, что я слишком много денег потратил на строительство. Я верну в казну деньги, но на каждом здании будет таблица с моим именем. (Перикл).
  
 
  После этого конкурса слово снова предоставляется «Ареопагу», который сообщает о итогах предыдущего конкурса.
  
 
  
 
  Учитель:
  АПД (припоминание), устно, фронтально.
  Какие массовые зрелища, дошедшие до нас, были изобретены в Древней Греции?
  Глашатай: Следующее состязание « Капитан – стратег».  
  Учитель: Капитаном из каждой команды дается карточка с заданием, где нужно по характеристике исторической личности и по портрету, определите, о каком историческом деятеле идет речь. ( КАРТОЧКА № 6) Давайте пожелаем капитанам удачи в их нелегком «бою».  
  Учитель: остальные участники команд отвечают на мои вопросы. И зарабатывают жетоны.  
  АПД (припоминание), устно, индивидуально.
   Что такое демократия?  
  Один из самых опытных греческих стратегов, который принимал участие в сражении 490 г. до н.э. на Марафонской равнине?
  Кто мог участвовать в олимпийских играх?
 
  Карточки сдаются на оценку « Ареопагу».
  
 
  Учитель: Пока «Ареопаг» считает, мы проведём игру на личное первенство.
  
 
  Учитель: наступает решающий этап наших Олимпийских игр.
  Глашатай: Решающее состязание «Гонка за лидером».
Этот конкурс начинает команда, которая набрала большее количество жетончиков - баллов.  
  Учитель: последнее испытание самое сложное. Командам дается карточки с задание, внимательно прочитайте их и ответе на вопросы (Карточка 7).
  8 задание. От «А» до «Я».
  Последнее задание самое интересное, после чего мы подведем итоги, выявим лидера нашей олимпиады.
  Каждой команде выдаётся листок с кроссвордом; кто быстрее и правильнее его выполнит. (Карточка № 8)
  
 
  Ответы: Апельсины, Борей, Вакх, Гермес, дым, Елена, жрец, змея, Илиада, кипарис, лира, Минотавр, некрополь, орхестра, педагог, рапсод, стратег, Талия, Уран, Фетида, хаос, циклоп, человек, Шумный, шит, Эос, Юпитер, Ясон.
  
 
  
 
  Уважаемый «Ареопаг» давайте подведем итоги нашей олимпиады.  
  Наша олимпиада подходит к концу, и как вы все знаете,  какие почести и привилегии ожидают героев на родине: «Встречать олимпионика выйдет весь город. Правители устроят в его честь пиршество, на главной площади поставят мраморную стелу с хвалебной надписью. Победители смогут быть избранными на высшие государственные должности, им будут предоставляться почетные места в театре, их освободят от налогов и до конца жизни будут кормить за общественный счет. Поэты Греции прославят атлетов в своих стихах, а лучшие скульпторы высекут из мрамора и отольют из бронзы статуи героев олимпиад. »  
  Учитель: На этом уроке мы повторили историю Древней Греции: древнегреческих богов, военачальников, известных людей и события, произошедшие в те далекие времена, надеюсь это останется в вашей памяти.
  Награждаются победители игры - получает венок из листьев лаврового дерева, как символ находчивости, остроумия, желания одержать победу и продемонстрировать свои знания по истории Античного мира. Также все активные получать оценку «отлично».
  Спасибо за участие в игре!
  Список использованной литературы
   Боги и люди Древнего мира. Краткий словарь. М., 1994.  
  А.А. Вигасин, Г.И. Годер. История древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений – М. «Просвещение» 1999 г.
  История и религия. Минск, 1995.
  . Камышанова З.А., Камышанов К.А. 300 вопросов и ответов по истории и культуре Древнего мира. Ярославль, 1998.
  Кишенкова О.В., Короткова М.В. История для любознательных. В 2 кн. Кн. 1. М., 1996
  Кулагина Г.А. 100 игр по истории.- М.: Просвещение,1967.- 277с
  Мифология. Большой энциклопедический словарь. М., 1998.
  НемировскийА.И., Ильинская Л.С., Уколова В.И. Античность: история и культура. М., 1994.  
  Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2 т. М., 1990
  Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира. М., 1994.
 
  11.М.А. Субботина, И.Б. Горячева. Игры и занимательные задания по истории / - М.: «Дрофа» 2003г
  12. Трухина Н.Н. История Древней Греции. М.,1996.
  
  13. И.Е. Уколова. История Древнего мира: задания, тесты, задачи. – М. ООО «Издательство «Россмен-Пресс», 2005
  
 
   Энциклопедия школьника. Всемирная история в лицах Древний мир-2. М., 2002.