МБОУ «Мэйикская ООШ» Верхневилюйский улус(район), Республика Саха(Якутия)
 Учитель Саввинов Николай Анисимович
 Конспект урока по истории России 9 класс. ( по технологии развития критического мышления)
  Тема: Династический кризис. Восстание декабристов.
 Цели урока:
 Специальные:
 -познакомить учащихся с причиной династического кризиса;
 -ходом восстания на Сенатской площади;
 -определить причины поражения, итоги и последствия выступления декабристов.
 Общепредметные:
 -развитие аналитического мышления;
 -продолжить формирование основных компетенций:
 *учебно-информационные: обрабатывать информацию;
 *коммуникативных: выступать публично;
 *социальных: определять тему, прослеживать причинно-следственные связи, аргументировано обосновывать свои выводы.
 Оборудование: учебник, рабочий лист к уроку, маршрутный лист для групп.
 План урока: 1. Мотивация. Введение в тему (постановка проблемного вопроса, эвристическая беседа)
 2.Повторение домашнего задания.
 3. Изучение нового материала:
 -династический кризис.
 -выступление 14 декабря 1825 года.
 -следствие и суд над декабристами.
 -историческое значение и последствия восстания декабристов.
 4. Рефлексия (решение проблемного вопроса, самооценка работы учащихся)
 5. Домашнее задание.
 Ход урока:
 На прошлом уроке мы познакомились с зарождением тайных обществ в период правления Александра I. С помощью задания проверим ваши знания по этой теме.
 Верно или неверно.
 1. Крестьяне возлагали надежды на введение конституции в России. (Н)
 2. Общественное движение в России в период правления Александра I носило открытый характер (Н)
 3. "Русская правда - программный документ Южного общества (В)
 4. Основные участники первых тайных обществ были офицеры-дворяне (В)
 5. Первое тайное общество в России это Северное общество (Н)
 6. "Конституция" Н.М.Муравьёва - программный документ Северного общества. (В)
 7. По "Конституции" Н.М.Муравьёва в России нужно ввести парламент "Народное вече" (Н)
 8. П.И.Пестель предлагал отменить крепостное право (В)
 9. Устав "Союза благоденствия" назывался "Зелёная книга" (В)
 10. Участники тайных организаций призывали убить императора (Н)
 I Введение в тему (стадия вызова)
 Заранее подготовленный ученик читает стихотворение А.С.Пушкина "Во глубине сибирских руд"
 Во глубине сибирских руд
 Храните гордое терпенье,
 Не пропадёт ваш скорбный труд
 И дум высокое стремленье.
 Несчастью верная сестра,
 Надежда в мрачном подземелье
 Разбудит бодрость и веселье,
 Придет желанная пора:
 Любовь и дружество до вас
 Дойдут свозь мрачные затворы,
 Как в ваши каторжные норы
 Доходит мой свободный глас.
 Оковы тяжкие падут,
 Темницы рухнут - и свобода
 Вас примет радостно у входа,
 И братья меч вам отдадут.
 -Чему посвящено стихотворение А.С.Пушкина?
 -Какова его главная мысль, если учитывать изученную на прошлом уроке тему?
 -Кто такие декабристы?
 -О каких "высоких стремлениях" говорит А.С.Пушкин?
 -Каким путем декабристы стремились достигнуть этих целей?
 В рабочих листах на партах заполнить таблицу:
 
 
 
 
 
 
 
 
      | Знаю | Хочу узнать | Узнал | 
  | Участники тайных обществ Офицеры дворяне | Династический кризис Планы восставших Причины восстания Причины поражения Дальнейшая судьба декабристов | Предотвратить присягу сенаторов и членов Государственного Совета; Высказать требования о введении конституции в России; Нежелание мириться со свертыванием реформ при Александре I | 
 
 
 
 
 
 II Стадия Осмысление.
 Постановка проблемного вопроса: Почему поэт А.С.Пушкин назвал деятельность декабристов «скорбной»?
 Далее организуется работа в группах: каждая группа получает маршрутный лист.
 1 группа: Династический кризис.
 Учебник п.9, стр. 59
 -В чем вы видите главную причину династического кризиса в России?
 -Предположите, что могло бы произойти, если бы у Александра были дети – наследники престола?
 2 группа: Выступление на Сенатской площади.
 Учебник п.9 стр. 60-61
 -В чем заключался план декабристов?
 -Насколько этот план был реален?
 -Почему декабристы не рассказали выведенным ими на Сенатскую площадь солдатам об истинных причинах выступления?
 3 группа: Следствие и суд над декабристами.
 Учебник п.9, стр. 61-62
 -причины поражения декабристов
 -Как Николай I решил судьбу декабристов?
 -В чем состояло историческое значение восстания декабристов?
 Итог: выступление от каждой группы с ответом (занести в соответствующий столбец таблицы в рабочем листе ученика).
 III Рефлексия: Сегодня на уроке я……
 На доске начертить линию, попросить ребят отметить себя на этой линии кто как поработал от 1 до 10.
 Д/З: п.9 задания в рабочей тетради к п.9. По желанию подготовить сообщения:
 - о женах декабристов. -о сибирской ссылке декабристов - о личности Николая1.
 Маршрутный лист группы № 1
 Династический кризис.
 Учебник п.9 стр. 59
 -В чем вы видите главную причину династического кризиса в России?
 -Предположите, что могло бы произойти, если бы у Александра1 были дети наследники?
 Заполните соответствующую графу в таблице в рабочем листе.
 Маршрутный лист группы № 2
 Выступление на Сенатской площади.
 Учебник п.9 стр. 60-61.
 -В чем заключался план декабристов?
 -насколько этот план был реален?
 -Почему декабристы не рассказали выведенным ими на Сенатскую площадь солдатам об истинных причинах выступления?
 Заполните соответствующую графу в таблице в рабочем листе.
 Маршрутный лист группы № 3
 Следствие и суд над декабристами.
 Учебник п.9 стр. 61-62
 -причины поражения декабристов.
 -Чем можно объяснить военное поражение восставших?
 -Как Николай 1 решил судьбу декабристов?
 -в чем состояло историческое значение восстания декабристов?
 Заполните соответствующую графу в таблице в рабочем листе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рабочий лист к уроку.
 ФИО ученика 9 класса_________________________________________________________________________________
 I Верно или неверно.
 1. Крестьяне возлагали надежды на введение конституции в России.
 2. Общественное движение в России в период правления Александра I носило открытый характер
 3. "Русская правда - программный документ Южного общества
 4. Основные участники первых тайных обществ были офицеры-дворяне
 5. Первое тайное общество в России это Северное общество
 6. "Конституция" Н.М.Муравьёва - программный документ Северного общества.
 7. По "Конституции" Н.М.Муравьёва в России нужно ввести парламент "Народное вече"
 8. П.И.Пестель предлагал отменить крепостное право
 9. Устав "Союза благоденствия" назывался "Зелёная книга"
 10. Участники тайных организаций призывали убить императора
 II – Чему посвящено стихотворение А.С.Пушкина?
 - какова его главная мысль, если учитывать изученную на прошлом уроке тему?
 -О каких «высоких стремлениях» говорит А.С.Пушкин?
 -Каким путем декабристы стремились достигнуть этих целей?
  
 
 
 
 Работа в группах:
      | Династический кризис | Выступление на Сенатской площади | Суд и следствие над декабристами | 
  | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | 
 | 
 | 
 
 
 
 
 
 III Составить синквейн:
 1. В первой строчке тема – называется одним словом (существительное)
 2. Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательное)
 3. Третья строчка – описание действия в рамках этой темы (глагол)
 4. Четвертая строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
 5. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы (существительное)