Исследовательская работа «Войной украденное детство»
Исследовательская работа «Войной украденное детство»
Исследовательская работа «Войной украденное детство» посвящена детям военного времени. В первой части рассказывается, как жили дети, неся на своих хрупких плечах и горечь поражений, и радость побед.
Вторая часть - материалы о нашей односельчанке, Белогорцевой Ольге Васильевне, которой суждено было, ещё будучи ребёнком, испытать все тяготы военного времени.
В работе использованы рассказы участников ВОВ; документальные материалы; рассказы близких людей.
Работа поможет расширить кругозор учащихся об участниках Великой Отечественной войны, о детях войны, об их вкладе в Победу, будет сопутствовать воспитанию патриотизма у подрастающего поколения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Войной украденное детство»»
Муниципальный этап
XXXVII Всероссийского туристско-краеведческого движения
«Отечество»
Номинация « Дети и война »
Исследовательская работа
«Войной украденное детство»
Работа выполнена:
Стрелковым Романом обучающимся
МОУ СОШ № 5
села Журавского
Руководитель:
Чернова Наталья Александровна
учитель истории и обществознания
2024 год
Аннотация
Исследовательская работа «Войной украденное детство» посвящена детям военного времени. В первой части рассказывается, как жили дети, неся на своих хрупких плечах и горечь поражений, и радость побед.
Вторая часть - материалы о нашей односельчанке, Белогорцевой Ольге Васильевне, которой суждено было, ещё будучи ребёнком, испытать все тяготы военного времени.
В работе использованы рассказы участников ВОВ; документальные материалы; рассказы близких людей.
Работа поможет расширить кругозор учащихся об участниках Великой Отечественной войны, о детях войны, об их вкладе в Победу, будет сопутствовать воспитанию патриотизма у подрастающего поколения.
Содержание
стр.
1
Введение……………………………………………………………………..
4-5
2
Глава 1. «Дети и война» - одна из самых трагических страничек Великой Отечественной войны…………………………………………….
6-8
3
Глава 2. Война в судьбе Белогорцевой Ольги Васильевны……………...
8-11
2.1 Войной украденное детство……………………………………………
8-9
2.2 Жизнь после войны……………………………………………………..
9-11
4
Заключение………………………………………………………………….
11-13
5
Использованная литература………………………………………………..
14
6
Приложения…………………………………………………………………
15-19
Введение
Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбежек в глазах.
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.
Светлана Сирена
Время стремительно бежит вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. В 2024 году исполнится 79 лет со дня ее окончания. За это время выросло несколько поколений взрослых людей, для которых орудийный гром и взрывы бомб – это только слова, и уже только поэтому послевоенные поколения - поколения счастливых людей.
Война ушла из нашей жизни, но она не должна стереться из людской памяти, потому что история – это судьба каждого, кто вынес на себе тяжелые испытания, годы ожидания и надежды, кто проявил поразительное, беспримерное мужество, поэтому я считаю, что выбор данной темы актуален.
Цель работы:
раскрыть теоретически и обосновать практически жизненную позицию советских детей в годы Великой Отечественной войны;
показать степень участия детей в тылу, истоки их героизма;
узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны;
воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения, любви к малой родине.
Сохранить исторические сведения очевидцев для потомков.
Для реализации поставленных целей использовались следующие задачи :
изучение материалов школьного музея;
проведение поисковой работы по сбору материала ;
выявить влияние событий Великой Отечественной войны на жизнь и быт детей военного времени.
побеседовать с людьми села Журавского, чье детство выпало на годы Великой Отечественной войны.
Объект исследования: наше село во время Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: жизнь детей на территории нашего села во время Великой Отечественной войны.
Для решения поставленных целей и задач использовал следующие методы :
методы эмпирического исследования(беседы, интервью).
методы теоретического исследования (анализ, обобщение имеющегося опыта.)
работа с документами.
В ходе работы мною была использована следующая литература:
Будущее не придёт само…/Духовная биография героического поколения в прозе 20-30 годов, М. «Просвещение» 1987 год.
Великая Отечественная война 1941-1945г. Энциклопедия. М.: Современная энциклопедия, 1995г.
Венок славы. Антология художественных произведений о ВОВ в 12 томах.
Война. Народ. Победа./М. 1984 г., составитель Таратута Ж.В. Статьи. Очерки. Воспоминания.
Всемирная история: Вторая мировая война. Под ред. А.Н.Бадан, И.Е.Войнович и др. М.:АСТ, 2000г.
Колычев В.Г. Истоки мужества, М. «Просвещение» 1985 г.
Мамонтов М.С. История Новоселицкого района, Ставрополь, 2000 г.
В те далекие годы трудно было всем: и старым, и малым, и солдатам, и их близким. Но особенно страдали дети. Страдали от голода и холода, от невозможности наслаждаться детством, от кромешного ада бомбежек и страшной тишины сиротства…
Невозможно спокойно смотреть кадры военной хроники, потому что мальчишки и девчонки на своих неокрепших плечах вынесли столько, сколько не под силу иному взрослому. Выстояли, отдав свои жизни ради победы!
Мне кажется, у любого нормального человека сердце начинает биться по-другому, когда пытаешься поставить рядом несовместимое: пороки и детскую невинность; сумасбродство взрослых и обманутую доверчивость ребёнка. Это ужасно, когда мишенью зла становятся дети, самые чистые существа на земле! О минувшей Великой Отечественной войне можно говорить по-разному: скорбно и торжествующе, с любопытством школьника и бесстрастием учёного. Но тема детей войны вызывает однозначно острую душевную боль.
У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия - невосполнимая потеря счастливого мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны восхищает, ими пережитое выходит за рамки человеческого понимания, их трудовые подвиги и отчаянная храбрость достойны безмерного уважения и вечной памяти.
Горькое сиротство, разрушенные дома, вражеские лагеря, бесправное голодное существование на оккупированных территориях – вот что стало уделом сотен тысяч детей. Детство – самая счастливая пора в жизни каждого ребенка, но так случилось, что смертельным ураганом пронеслось оно мимо целого поколения. И шагнула в жизнь невинных созданий злая мачеха по имени Взрослость.
Глава I
«Дети и война» - одна из самых трагических страничек Великой Отечественной войны.
Давайте мысленно унесёмся в жаркое лето 1941 года и представим себе беззаботную жизнь таких же ребят, как мы. Каникулы. Свобода. Тепло. И вдруг – ВОЙНА. Мне кажется, что я и сейчас слышу звуки пикирующих бомбардировщиков и людской плач, орудийные раскаты и раздирающий душу детский крик: «Мама, мамочка, помоги!!»
Враг в начале войны наступал стремительно. Шла спешная эвакуация западных районов нашей страны. Срочно вывозилось оборудование заводов, чтобы оно не досталось врагу. Вывозили стариков и детей. Эвакуация была столь поспешной, что ребятишек вывозили детсадовскими группами, пионерскими лагерями, где они на тот момент отдыхали. Многие семьи оказались разлучёнными и разбросанными по самым разным уголкам страны. Некоторые - по разные линии фронта.1
Однако не всем удалось покинуть свои родные места до прихода врага. Многие дети остались на захваченных врагами землях: те, кто постарше, отважно боролись с оккупантами, защищая, как могли, родной дом, семью.
Нечеловечески трагична судьба детей, которых угоняли, как и взрослых, на территорию Германии. Многие из них мученически погибли в концлагерях. Некоторых, кому «повезло», разбирали немецкие помещики, и они становились батраками, но как же трагично сложилась и их жизнь!
Можно годами рассказывать о жизни детей в тылу во время Великой Отечественной войны. Сколько людей, столько и судеб.
Молодёжь, дети и подростки активно участвовали в производстве для фронта. Их количество за годы войны увеличивалось, и это значительно компенсировало недостаток рабочих рук на заводах и фабриках. Так, на большинстве предприятий основной работающей категорией была именно молодёжь. Если в 1939 году удельный вес рабочих в возрасте до 18 лет составлял 6% общей численности рабочих, занятых в промышленности, то в 1942 году он увеличился до 15%.2
Подростков от 14 до17 лет, занятых в промышленности, строительстве и на транспорте к концу 1945 года было10,5% от общего числа работающих. Они трудились с большим желанием, однако были физически слабыми и быстро уставали. Поэтому часто было так, что на одном станке работали двое подростков и сменяли друг друга через каждый час.3
Осенью 1941 года в ходе подготовки к Октябрю, появились первые комсомольские молодежные фронтовые бригады. Согласно специальному решению правительства с начала 1943 года при некоторых школах и детских домах стали открываться учебно-производственные мастерские, где школьники выполняли особые заказы для фронта.4
Были установлены нормы выработки на полях, где трудились дети: тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тонны намолоченного зерна.
С четырёх часов утра до 10 часов вечера продолжался рабочий день на севе, а во время уборки урожая не редкостью была ночная молотьба. Самые младшие школьники выходили на поля собирать колоски.
Успехи советской экономики были достигнуты ценной мобилизации максимума людских и материальных ресурсов.
Глава II
Я хочу рассказать о нашей односельчанке – Белогорцевой Ольге Васильевне (Весниной). У меня кровь в жилах стынет от осознания того, что пришлось пережить Ольге Васильевне и тысячам таких, как она.
Родилась Ольга Васильевна 8 марта 1928 года в селе Журавском, в простой крестьянской семье. Отец – Веснин Василий Иванович был бригадиром в огородней бригаде колхоза «Красный воин». В семье было трое детей: старший сын – Михаил, сестра Мария и маленькая Оля.5
В 1933 году в семью непрошенным гостем нагрянул страшный голод, со двора забрали единственную кормилицу Буренку. Есть было нечего, стыли от холода. Из своего пятилетнего детства Ольга Васильевна вспоминала это постоянное желание хоть раз почувствовать себя сытой. А жизнь готовила девочке очередные испытания. В 1937 году неизвестно куда, без объяснений забрали отца Ольги Васильевны. Как потом выяснилось, забрали по 58 статье как врага народа. Сколько было горя, слез!!! Куда только ни ходила, ни ездила мама Оли, но все было бесполезно. Ждали, что отец вернется, но больше так никогда и не открылась дверь дома, не показалась в проёме фигура отца, и детям так и не пришлось броситься в «папкины» крепкие руки.
В этом же году маленькая Оля пошла в первый класс. Книжек не было, тетрадей тоже, писали на обрывках газет, писали углями. Но очень хотелось учиться и дружить. Всё прервала начавшаяся Великая Отечественная война. Детство закончилось 22 июня 1941 года.
В том же году, в ноябре, на фронт забрали брата Ольги Васильевны – Михаила, он был водителем, а через три года, в ноябре 1944, день в день, пришла незваная гостья - похоронка. Вслед за ней пришло письмо от друга погибшего брата, который писал, что Михаил подорвался на мине в городе Белостоке. Там находится его могила. Так в семью пришло ещё одно горе – большое, непоправимое.
Оставшись одни, женщины работали день и ночь. Ольге Васильевне тогда было 13 лет. Вместе со своими сверстниками она трудилась в колхозном огороде с раннего утра до позднего вечера. За продуктами Ольга Васильевна ходила в соседнее село на базар, за 20-25 километров, особенно тяжело было ходить зимой. Но судьба не спрашивала о возрасте, не делила на взрослых и детей. Война в одночасье сделала всех одинаково взрослыми. Девочке приходилось ухаживать за своей больной мамой, которая после похоронки тяжело заболела. Но и Ольгу Васильевну болезнь не обошла стороной, она очень сильно тосковала за братом и заболела тифом. Болезнь протекала очень тяжело, но несмотря ни на что, Ольга Васильевна выздоровела.
А в это время фашисты зашли в родное село: они ехали на машинах, мотоциклах, танках. Евреев, проживающих в селе, расстреляли у большой ямы, немного присыпав землей. Все, кто находился недалеко от этого страшного места, говорили, что сутки были слышны стоны, но подойти никто не решался, потому что боялись. В доме Ольги Васильевны тоже жилы немцы, ей приходилось топить им печь. Вели они себя нагло и уверенно: играли на гармошке, пели песни, ели досыта: шоколад, рис, картошка голодной девчонке казались райской едой, но даже мысли не было попросить что-то или дотронуться до остатков пищи, которые фашисты выбрасывали на помойную яму. Сытые, с иголочки одетые, они, забыв обо всём, бежали, когда наши войска освобождали село. Было столько радости, слез, гордости за наших солдат, хотя они шли в рваных шинелях, в разорванных сапогах, голодные, но гордые и достойные.
Не за горами была и Великая Победа для нашего народа. Жизнь потихоньку начала налаживаться.
В 1949 году Ольга Васильевна встретила молодого красивого парня, который пришел с фронта весь в орденах и медалях. Вышла за него замуж. Её мужем стал Белогорцев Григорий Сергеевич. После войны он поднимал колхоз «1 Мая», работал парторгом. Затем стал работать председателем сельского совета – был народным депутатом, пенсионером республиканского значения.
В 1950 году – в семье Ольги Васильевны и Григория Сергеевича родился старший сын Александр. А через три года у супругов появился второй сын Владимир. Но особой радостью стало рождение в 1957 году дочери Галины.6
Трудовая деятельность Ольги Васильевны была связана с работой на почте. До ухода на заслуженный отдых она работала почтальоном. Очень гордилась тем, что за время работы ни в одну семью не принесла плохую новость.7
Вот только свою отгородить от бед не смогла: война напоминала о себе - в 1988 ушел из жизни муж, полученные раны дали о себе знать. И жизнь после утраты сумела наладить, и внуки взрослели…
Но беда не приходит одна. В 2009 году в результате тяжелой болезни скончался её старшенький первенец Сашенька, а через пять лет судьба послала ещё одно испытание - в автокатастрофе погибает второй сын Володя.
Долго стояла на коленях мать и жена, спрашивая у Небес, за что ей всё это. Но молчало всё вокруг перед горем этой женщины. Тяжело и болезненно перенесла эти утраты Ольга Васильевна.
Наперекор всему, набравшись мужества, она заставила себя жить дальше. Её опорой и поддержкой являлась дочь Галина.8 У Ольги Васильевны шесть внуков и тринадцать правнуков. Она говорила: «Я прожила трудную жизнь, в которой было много хорошего и плохого, но мне не стыдно ни за один прожитый день». Ольга Васильевна награждена юбилейными медалями и имеет награду «Ветеран труда».9
К сожалению в феврале 2023 года Ольги Васильевны не стало. Она умерла на 95 году жизни.
Заключение
Память – наша история. Какой будет взгляд на неё ребенка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Каждый человек хранит в комнате какой-то момент свой жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытие в самом себе и других людях. Война живет в душе переживших ее, и они никогда не смогут забыть её, как не смогут забыть, что родились когда-то.
По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, через призму памяти каждый из нас видит смысл своей жизни, память не позволит быть одиноким и беспомощным. Поэтому войну надо помнить, писать о ней, как сохранили в летописях наши предки все детали древней истории. Это необходимо человеку, чтобы оправдать свое существование на земле.
Память истории – это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью будут писать о своих прадедушках и прабабушках. Великая Отечественная война не должна быть забыта не только для того, чтобы не случилось более страшного, но и для того, чтобы люди помнили - человек способен на многое, если не будет терять веру в себя…
Сейчас мало кто придает значение такому факту, как лишение детства детей, родившихся до войны. Теперь они уже глубокие старики. Война узурпировала их детский быт. Росли они, не зная каждодневной ласки родителей. Их мамы, постоянно находившись на работе, не имели возможности встречаться с ними ежедневно. Младших детей опекали старшие. Очень многие из них воспитывались без отцов. Ни о какой радости в те годы и говорить не приходилось. Их детство сопровождалось слезами матерей по погибшим на фронтах войны отцов да съедающими душу переживаниями: как будем дальше жить, чем кормиться, где брать топливо для обогрева хат, как учить и во что одевать детей.
Все что вынесло поколение людей военных лет- это подвиг, самопожертвование во имя Победы правого дела советского народа. Все – от стариков, женщин, подростков до детей военных лет – стяжали себе право называться ветеранами войны. Старшие ковали победу на фронте, дети пожертвовали своим детством и материнскими ласками, а с ним и уютом домашнего очага во имя разгрома фашистской Германии.
Людям, чье детство украла война, до сих пор снится то страшное время. Дети войны- самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Но пришел грозный час, и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нем есть любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Их повзрослевшее детство наполнено тяжелыми испытаниями, такими, что придумай их даже очень талантливый писатель, в них трудно было бы даже поверить. Но это было, было в истории нашей сраны.
Мне в своей работе хотелось, как можно больше узнать о детях войны, о том, что им пришлось пережить в те годы. В основу своей работы я положил воспоминания жительницы нашего села. Многие факты стали для меня настоящим потрясением.
В наследство от героев нам досталось неимоверное богатство: мирное небо, радостный смех. В ответ нам необходимо сохранить память и признательность тем, кто сохранил нам наш народ, нашу страну, нашу историю. Это не должно повториться, а значит забывать об этом нельзя.
Пускай сегодня знают люди
Про тех, кто вырос в дни войны.
Мы никогда не позабудем,
Что были дважды рождены…
Список использованных источников и литературы
Будущее не придёт само…/Духовная биография героического поколения в прозе 20-30 годов, М. «Просвещение» 1987 год.
Великая Отечественная война 1941-1945г. Энциклопедия. М.: Современная энциклопедия, 1995г.
Венок славы. Антология художественных произведений о ВОВ в 12 томах.
Война. Народ. Победа./М. 1984 г., составитель Таратута Ж.В. Статьи. Очерки. Воспоминания.
Всемирная история: Вторая мировая война. Под ред. А.Н.Бадан, И.Е.Войнович и др. М.:АСТ, 2000г.
Воспоминания Белогорцевой Ольги Васильевны.
Колычев В.Г. Истоки мужества, М. «Просвещение» 1985 г.
Мамонтов М.С. История Новоселицкого района, Ставрополь, 2000 г.
Фотоматериалы из архива семьи Белогорцевых.
Приложение 1
Белогорцева Ольга Васильевна 1936г. (8 лет)
Белогорцева Ольга Васильевна 1931г. (3 года)
Приложение 2
Супруги Белогорцевы 1949г.
Ольга Васильевна с мужем и с детьми Александром,
Владимиром и Галиной
Приложение 3
Белогорцева Ольга Васильевна 1953г.
Коллектив Отделения связи.
Белогорцева Ольга Васильевна
(третий ряд снизу, вторая слева) 1965г.
Приложение 4
Ольга Васильевна со снохой Тамарой
Белогорцева Ольга Васильевна со своей дочерью и внуком
Приложение 5
Юбилейные медали Белогорцевой Ольги Васильевны
«Ветеран труда»
1 Великая Отечественная война 1941-1945г. Энциклопедия. М.: Современная энциклопедия, 1995г.
2 Всемирная история: Вторая мировая война. Под ред. А.Н.Бадан, И.Е.Войнович и др. М.:АСТ, 2000г.
3 Колычев В.Г. Истоки мужества, М. «Просвещение» 1985 г.
4 Война. Народ. Победа./М. 1984 г., составитель Таратута Ж.В. Статьи. Очерки. Воспоминания.