"инновационные возможности музейной педагогики в системе дополнительного образования детей"
"инновационные возможности музейной педагогики в системе дополнительного образования детей"
О раскрытии особенностей музейной педагогики как инновационной среды для организации образовательного процесса в учреждении дополнительного оразования. Проанализированы ведущие принципы организации обучения на основе музейной педагогики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"инновационные возможности музейной педагогики в системе дополнительного образования детей"»
Федотова Людмила Юрьевна, методист,
Государственного бюджетного учреждения
дополнительного образования
«Дворец учащейся молодёжи Санкт-Петербурга»
FedotovaLyudmilaYuryevna, methodist,
The State budgetary institution of additional education
"The Palace of students of St. Petersburg"
ИННОВАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Аннотация: в статье раскрываются особенности музейной педагогики как инновационной среды для организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования, проанализированы ведущие принципы организации обучения на основе музейной педагогики в дополнительном образовании, выделены различные варианты организации работу с учениками в дополнительном образовании в контексте музейной педагогики.
Ключевые слова: дополнительное образование, педагогика, музейная педагогика, принципы музейной педагогики, формы организации учебного процесса, образовательная технология.
AND INNOVATIVE POSSIBILITIES OF MUSEUM PEDAGOGY IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN
Annotation: the article reveals the features of Museum pedagogy as an innovative environment for organizing the educational process in an institution of additional education, analyzes the leading principles of organizing training based on Museum pedagogy in additional education, identifies various options for organizing work with students in additional education in the context of Museum pedagogy.
Keywords: additional education, pedagogy, Museum pedagogy, principles of Museum pedagogy, forms of organization of the educational process, educational technology.
Одним из значимых социальных институтов, способствующих культурному развитию и социализации личности, является музей. Он выступает особой образовательной средой, которая формирует у ребёнка представления о мире, развивает способность наблюдать, систематизировать, классифицировать, синтезировать и генерировать полученную информацию в процессе собственной жизни и деятельности. Изменение представлений о значении образования приводит к необходимости создания новых форм образовательного процесса в дополнительном образовании, одной их, которых является музейная педагогика. Ей в последнее время уделяется всё больше внимания в теории и практике образования. Она обладает рядом потенциальных возможностей. Преимущества воспитания учащихся в учреждении дополнительного образования средствами музейной педагогики состоят в том, что она позволяет восполнить пробелы в воспитании, решить множество проблем в образовании и усилить практико-ориентирующую составляющую образования в современной образовательной организации, реализовать образовательную, воспитательную, развивающую, социокультурную функции учреждения дополнительного образования в целом и отдельных образовательных программ, реализуемых в учреждении.
Основной целью музейной педагогики является приобщение подрастающего поколения к деятельности музея и создание условий для развития творческой личности путём включения в многообразную его деятельность. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Отличительными чертами обучения музейной педагогики является не традиционность и добровольность, а особенностью – возможность максимально реализовать способности учащихся и удовлетворить их интересы. Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются: − массовые (экскурсии, факультативные занятия, нестандартные занятия, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, поездки по музеям и городам); − групповые (ученические конференции, исследовательская деятельность детей, а также их участие в различных конкурсах, олимпиадах и фестивалях).
Благодаря средствам музейной педагогики процесс усвоения знаний становится увлекательным и интересным, а предмет оживает на глазах у детей. При организации и проведении мероприятий, занятий в пространстве музея в системе дополнительного образования, необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы музейной педагогики: принцип интерактивности: человек воспринимает только то, что делает; принцип комплексности: «включение» всех типов восприятия; принцип программности: обеспечение усвоения информации и приобретения умений, компетенций; принцип «музейных диалогов»: создание атмосферы радости общения, которая помогает насладиться произведением искусства для «совершенствования души и тела» (А.Лихтварк); принцип индивидуализации: внимательное отношение к интересам и возможностям каждого ребёнка.
Интерактивность – основной методологический приём в работе учреждения дополнительного образования с современным музеем, когда он перестаёт быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания. Поэтому наиболее логично и эффективно использовать интерактивность на занятиях, а также в рамках различных досуговых мероприятий. Это, безусловно, открывает новые возможности обучения и воспитания. Музейная технология даёт неограниченные возможности педагогу для проведения нестандартных занятий. Это занятие в музее, занятие-описание экспоната музея, занятие защита проекта, презентация поискового материала, интегрированные занятия с использованием музейных материалов.
К интерактивным, современным формам в Санкт-Петербургском музее истории профессионального образования Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Дворца учащейся молодёжи Санкт-Петербурга» на основе музейной педагогики можно отнести: интегрированные тематические экскурсии, основанные на междисциплинарных (предметных) связках; мастер-классы, конкурсы, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж; − тематические встречи на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: доброты, мужества, мудрости, презентация.
Одно из фундаментальных требований музейной технологии – это развитие исследовательской деятельности, которая способна помочь ребёнку стать творческой личностью, сформировать систему ценностей, где главными оказываются не показатели достатка, а человеческие отношения. Ежегодное участие в научно-практических конференциях помогает как педагогу, так и детям овладевать новыми знаниями, совершенствовать уже накопленный опыт и формировать гармонично развитую личность. Успешность музейной педагогики в учреждении дополнительного образования зависит от того, насколько владеет педагог умениями развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, групповой ответственности. Характер педагогической деятельности постоянно ставит педагога в 154 коммуникативные ситуации, требуя проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким качествам можно отнести эмпатию, рефлексию, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству. Именно эти качества стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска. В то же время эти качества составляют гуманистический потенциал педагога и способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность педагогического взаимодействия, повышение качества образования, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения – главной цели современного дополнительного образования, выполняющего социальный заказ общества.
Привлечение педагогами музейных материалов в учебный процесс делает занятия более интересными, выразительными, запоминающимися. Но главное то, что у детей повышается мотивация к учебной деятельности. Отличается обычное занятие от экскурсии, проведённой в музее, или виртуальной экскурсии с использованием музейного экспоната, когда музейные предметы – вещи, ценности – выступают в качестве источника информации о людях и событиях, способны воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как позволяют проникнуть в дух прошлого, в мир творца. Только так можно обеспечить индивидуальный темп формирования жизненных ориентиров, приобщения к общечеловеческим ценностям жизни. В этом суть музейной технологии. Взяв музейный предмет в руки, ребенок может почувствовать свою сопричастность с прошлым, что вызывает эмоциональный всплеск, поскольку предмет хранит энергию того или иного исторического события.
Музейные экспонаты расширяют возможности учебного процесса, способствуют формированию духовной культуры детей. Таким образом, музейная педагогика как инновационная педагогическая технология помогает ребёнку войти ему в сферу культуры, где нет места вандализму. Эффективность образовательно-воспитательного воздействия музея в целом во многом зависит от того, насколько ученики подготовлены к восприятию информации. Речь идёт об определённом уровне «музейной культуры», то есть способности ориентироваться в музейной среде и, пользуясь музейным языком, видеть экспозицию.
Порождая разнообразные эмоции у школьников, музеи одновременно создают основу для воспитательного воздействия. Ведь познание через эмоции – самый эффективный путь в воспитании убеждений, моральных ценностей и норм, эстетических идеалов.
Список литературы:
1. Буров В.Н. Педагогическая культурология музейной деятельности. – СПб., 2009.
2. Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. М., 2009.
4. Соколова М. В. Музейная педагогика: учеб. пособие / М.В. Соколова. – Ярославль, 2002. 5. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. М., 2004. 6. Троянская С.Л. Музейная педагогика и её образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: Учебное пособие. Ижевск, 2007.