Просмотр содержимого документа
«Применение интерактивных методов обучения при работе со слабослышащими детьми на уроках истории и обществознания»
Применение интерактивных методов обучения при работе со слабослышащими детьми на уроках истории и обществознания
Выполнила учитель истории и обществознания: Сумченко Л.В.
Классы 7Д и 9Д
Особенности обучения детей с нарушениями слуха:
На развитие обучающихся данной категории серьезное влияние оказывает состояние функций слуховых органов, по которому выделяют: глухих, слабослышащих(тугоухих) и позднооглохших.
Как свидетельствуют исследования дефектологов, отклонения в развитии детей , связанные с нарушением слухового анализатора сказывается на их т речи.
Главные трудности детей с нарушенным слухом- это усвоение слов на слух и понимание речи в целом.
Для всестороннего развития слабослышащих детей , их социализации, важно применять интерактивные методы обучения. Интерактивный(inter- это взаимный , act- действовать)- означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные методы обучения- это методы, которые стимулируют учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом, способствуют развитию познавательных интересов и способностей, формированию умений и навыков самообразования.
Новую тему я обычно объясняю детям с помощью презентации, так как эти дети любят красочный, иллюстративный материал
На уроках истории преподаватель формирует основные исторические понятия. Исторические понятия- это стержень системы научных знаний. Легче всего учащимися усваиваются понятия, отражающие конкретные события истории и имеющие опору на наглядно-чувственный опыт ребенка (например исторические памятники)
На примере памятника Кириллу и Мефодию в Москве усваиваем такие важные понятия, как монумент, письменность, православие, азбука
Сложности вызывают понятия, характеризующие власть, политические положения людей, общественные отношения. Например, слово «царизм» - царский режим, политический строй монархии во главе с царем . Изучая это историческое понятие необходимо показать генеалогическое дерево династии Романовых (в кабинете есть таблицы по данной тематике), объяснить основные особенности царской власти в России, сделать краткие сообщения, показать иллюстрации о наиболее ярких представителях власти
Словарная работа
Самыми сложными для усвоения являются понятия обществоведческого характера. Эти понятия обладают наиболее высоким уровнем обобщения. Давая определение термину «государство» , необходимо поработать с разными словарями, используя интернет-ресурсы и библиотечные издания. И в завершении работы сами учащиеся выводят свое определение с опорой на разные источники информации.
Повторение раздела можно провести с помощью игры.
Игровые технологии относятся к интерактивным методам обучения и направлены на активизацию и интенсификацию деятельности учащихся. По-моему мнению, данная технология наиболее полно подходит данному контингенту учащихся с ОВЗ. Я стараюсь различные игры на уроках истории и обществознания. Хочу представить те, которые слабослышащие дети любят, они наиболее применимы на практике и более других нравятся современным детям.
Игра «Морской бой»
Цель: закрепление материала изученного по теме. Развитие коммуникативных навыков.
Я игру провожу при закреплении материала. Каждый ребенок в ходе игры сам формулирует и задает вопрос по теме и отвечает на вопросы других.
Результат каждого выстрела сразу фиксируется на доске.
Этапы игры:
Ребята разбиваются на команды. Учитель проверяет подготовленность каждого из игроков к «бою» - наличие вопросов (у каждого по три вопроса торпеды).
С помощью жребия организатор и капитаны разыгрывают очередность «боя».
Если ответа на вопрос нет, корабль противника потоплен, задающий должен дать ответ сам. Если он не знает ответа, то его корабль потоплен (подорвался на своей мине). Ответ тогда может дать любой поднявший руку.
Когда каждый участник задал свои вопросы и все ответили, подводится итог. В какой команде больше осталось кораблей, та и выиграла. Оценки получают только те, чей корабль «выжил» в «бою».
Физкультминутка «да/нет»
«Отвечая» на утверждение учителя «да/нет», ребята стоящие рядом с партами, выполняют определенные движения (например, ответ «да» предполагает поднятие рук вверх, ответ «нет» - приседания).
Пример: устная викторина на уроке истории по теме «Религия древних греков»
Греки считали, что боги живут в золотых дворцах на вершине горы Олимп. (Да)
Зевс был верховным богом и владыкой подземного царства мертвых. (Нет).
Автором поэм «Илиада» и «Одиссея» ученые считают Гомера. (Да)
Гера, Афина, Афродита не поделили между собой золотую оливку. (Нет).
Прием «Верны-неверные утверждения»
Описание: утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными предположениями.
Задача ученика – согласится или не согласится с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус».
Пример:
Вельмож хоронили в гробницах (да)
Обед вельмож состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбой (нет)