Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.  
  Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира.  
  — освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
  Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.
  Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
  Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний (тестирование), что позволяет:
  Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную работу, тестирование выставляется в классный журнал к следующему уроку.
   Курсы «История России» и «Всеобщая история», изложенные в примерной программе основного общего образования «История» раздельно, на практике изучаются синхронно-параллельно. При планировании учебного процесса преподаватель может сам определить оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов, место включения регионального материала.     В ряде случаев целесообразно объединенное изучение сюжетов отечественной и всеобщей истории (темы по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых войн, отдельные вопросы истории культуры и др.).
  Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания уважения ими других людей и культур. Содержание предмета построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы.  
  Рабочая программа предполагает использование цивилизационно - гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенности её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития, цивилизационного, многофакторного, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны. Наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС являются системно-деятельностный, компетентностный, дифференцированный, личностно ориентированный и проблемный подходы.
  Школьный предмет «История Древнего мира» должен ввести обучающегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общими понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни. Это сложная и ответственная задача, которую должен решить учитель в процессе учебного сотрудничества с учащимися 5 класса.
  В соответствии с базисным учебным планом предмет «История Древнего мира» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования.
  Реализация рабочей программы рассчитана на 70 часов (из расчета два учебных часа в неделю).  
  В связи с тем, что авторская программа А.А. Вигасина не содержит раздел «Что изучает история», но согласно инструктивно- методическому письму 2012-2013 года рекомендован для изучения. В связи с этим темы пропедевтического курса добавлены к изучению основных тем:  
  .
   Авторская программа А.А. Вигасина не регулирует перечень дидактических единиц, как это было ранее. Поэтому распределение количества часов, отведенных на изучение курса, на изучение той или иной темы, было распределено самостоятельно в соответствии с рекомендациями инструктивно-методического письма 2012-2013 года.
  Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.  
  Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
  — осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  — освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  Что изучает история. Источники знаний о прошлом. Историческое летоисчисление. Историческая карта. История Отечества- часть Всемирной истории.
  Всеобщая история .
  Первобытное общество. Расселение древнейшего человечества. Орудия труда, занятия первобытного человека. Родоплеменные отношения. Первобытные верования. Зарождение искусства
  Древний Восток (Египет, Передняя Азия, Индия, Китай). Занятия жителей. Возникновение государств. Мир человека древности в зеркале мифов и легенд. Зарождение древних религий. Конфуций. Будда. Культурное наследие Древнего Востока.  
  Древняя Греция. Легенды о людях и богах Полис - город-государство. Свободные и рабы. Афины. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Империя Александра Македонского. Эллинистический мир. Культурное наследие Древней Греции.  
  Древний Рим. Легенды и верования римлян. Патриции и плебеи. Республика. Войны Рима.. Г.Ю. Цезарь. Римская империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Раздел Римской империи на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима.  
  Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
  — сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
  — последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
  — характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
  — на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
  6. Работа с версиями, оценками:
  7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
  Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.
  Содержание раздела программы по истории Древнего мира последовательно отражено в учебнике «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой.
   -Учебник «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М: Просвещение, 2012.
   .
  1. Презентации по истории Древнего мира на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»:
  На сайте можно найти информацию по следующим темам: Древний Египет, Китай, Индия, Персия, Древняя Греция.
  2. Презентации по истории Древнего мира на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»:
  На сайте можно найти информацию по следующим темам: Возникновение христианства; Гражданские войны в Риме. Юлий Цезарь; Жители Древнего Рима; Завоевание Римом Италии.
  3. Прочие ресурсы по истории Древнего мира по различным темам:
  • Электронная библиотека исторических источников от вавилонских глиняных табличек до Библии с комментариями «Древняя история мира»:
  • Мировая художественная культура. Древний мир: от первобытности до Рима:
               |  № п/п |  Наименование раздела и тем |  Дом. задание |  Содержание урока |  Характеристика УУД |  Дата | 
  |  личностные  
 |  регулятивные |  коммуникативные |  познавательные |  план |  факт | 
  |  1 |  Введение.    Что изучает наука история.    Источники исторических знаний.   |  Выучить определения |  Что изучает история. Источники знаний о прошлом. |  Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. |  Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. |  Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. |  Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник. |  03.09. |  
 | 
  |  
 |  Раздел I. Жизнь первобытных людей. |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 | 
  |  
 |  Тема 1. Первобытные собиратели и охотники. |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 | 
  |  2 |  Древнейшие люди.  Историческая карта.  
 |  §1пересказать и ответить на вопросы |  Историческая карта. История Отечества- часть Всемирной истории. Первобытное общество. Расселение древнейшего человечества. Орудия труда, занятия первобытного человека. |  Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни. |  Показывать на карте места расселения древнейших людей. |  Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе. |  Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. |  04.09. |  
 | 
  |  3 |  Родовые общины охотников и собирателей.  Знать своих предков – знать историю. |  §2 пересказ, ответить на вопрос №4 |  Родоплеменные отношения |  Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе. |  Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. |  Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Характеризовать новые способы охоты. |  Исследовать на исторической карте и в мультимедиа ресурсах географию расселения первобытных людей. |  10.09. |  
 | 
  |  4 |  Возникновение искусства и религии.    Археология – помощница истории.  
 |  §3 пересказ, заполнить таблицу |   Первобытные верования. Зарождение искусства |  Освоение общемирового культурного наследия.   |  Охарактеризовать первобытные верования людей. |  Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождения. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах |  Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников. |  11.09. |  
 | 
  |  
 |  Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. |  
 |   
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 | 
  |  5 |  Возникновение земледелия и скотоводства. |  §4 пересказ, ответить на вопрос №3 |  
 |  Уважение к труду, ценностям семьи, любовь к природе. Ориентация в системе моральных норм и ценностей. |  Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека.   
 |  Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла. |  Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. |  17.09. |  
 | 
  |  6 |  Появление неравенства и знати. |  §5 пересказ, повторить основные понятия |  
 |  Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями. |  Находить на карте районы, где предположительно появилась металлургия. |  Выделять и сравнивать признаки родовой и соседской общин.   |  Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства.    Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати. |  18.09. |  
 | 
  |  7 |  Повторение по теме «Жизнь первобытных людей»    Как работать с учебным материалом по истории. |  
 |  
 |  Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов. |  Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. |  Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. |  Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, обобщать понятия, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. Делать умозаключения и выводы на основе аргументации. |  24.09. . |  
 | 
  |  
 |  Тема 3. Счёт лет в истории. |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 | 
  |  8 |  Измерение времени по годам. |  Ответить на вопросы 3-4 на с.30 |  Историческое летоисчисление. |  Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени. |  Уметь определять историческое время по ленте времени. |  Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. |  Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. |  25.09. |  
 | 
  |  
 |  Раздел II. Древний Восток. |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 | 
  |  
 |  Тема 4. Древний Египет. |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 | 
  |  9 |  Государство на берегах Нила. |  §6 пересказ |  Древний Восток (Египет, Передняя Азия, Индия, Китай). Возникновение государств. |  Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору. |  Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян. |  Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды. |  Раскрывать значение понятий и терминов: государство, папирус, дельта, оазис, ил, рельеф, фараон. |  01.10. |  
 | 
  |  10 |  Как жили земледельцы и ремесленники.  Наука о народах и наука о прошлом. |  §7,8 пересказ, составить рассказ по вопросу №3 на с.39 |  Занятия жителей |  Экологическое сознание. |  Оценивать достижения культуры. |  Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. |  Комментировать понятия: вельможи, писцы, налоги, шадуф, и самостоятельно формулировать их.   |  02.10. |  
 | 
  |  11 |  Жизнь египетского вельможи. |  §8, пересказ |  
 |  Ориентация в особенностях и ценностей и их иерархизации. отношений и взаимодействий, в системе моральных норм |  Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной. |  Учиться работать в малой группе над общим заданием.  
 |  Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. |  08.10. |  
 | 
  |  12 |  Военные походы фараонов. |  §9 составить рассказ по вопросу №6 на с.48 |   
 |  Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III. |  Анализировать завоевание египтян и давать им соответствующую оценку. |  Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. |  Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства и территории походов фараонов. |  09.10. |  
 | 
  |  13 |  Религия древних египтян. |  §10, подготовить сообщение об одном из достижений искусства древних египтян. |  Зарождение древних религий. |  Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа. |  Характеризовать религию древних египтян.   |  Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян.  
 |  Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе. |  15.10. |  
 | 
  |  14 |  Искусство древних египтян. |  §10, подготовить сообщение об одном из достижений искусства древних египтян. |  Мир человека древности в зеркале легенд и мифов. |   Освоение общекультурного наследия древних египтян. |  Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды. |  Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. |  Подготовить презентации в Power Point по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями).   |  16.10. |  
 | 
  |  15 |  Письменность и знания древних египтян. |  §11, ответить на вопросы |  Культурное наследие Древнего Востока |  Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах. |  Осуществлять познавательную рефлексию. |  Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. |  Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам. |  22.10. |  
 | 
  |  16 |  Повторение по теме «Древний Египет»  Географические названия - свидетели прошлого. |  
 |  
 |  Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов. |  Анализировать достижения в земледелии. |  Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца. |  Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). |  23.10. |  
 | 
  |  
 |  Тема 5. Западная Азия в древности |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 | 
  |  17 |  Древнее Двуречье. |  §13 пересказ |  
 |  Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех проявлениях жизни. |  Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья.   |  Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. |  Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки. |  29.10. |  
 | 
  |  18 |  Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. |  §14 пересказ, ответить на вопросы |  
 |  Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации. Уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим |  Объяснять почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов. |  Работа в группах по изучению законов вавилонского царя Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения. |  Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Характеризовать свод законов Хаммурапи.   |  30.10. |  
 | 
  |  19 |  Финикийские мореплаватели |  §15 пересказ |  
 |  Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам. |  Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. |  Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. |  Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей |  12.11. |  
 | 
  |  20 |  Библейские сказания. |  §16 пересказ, подготовить пересказ одного из библейских сказаний |  
 |  Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам. |  Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен |  Проводить аналогию и устанавливать какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям |  Объяснять значение принятие единобожия древнееврейскими племенами |  13.11. |  
 | 
  |  21 |  Древнееврейское царство. |  §17 пересказ, ответить на вопросе на с.81. |  
 |  Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам. |  Дать оценку поступков Давиду и Самсону |  Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное (работа в группах) |  Уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи |  19.11. |  
 | 
  |  22 |  Ассирийская держава. |  §18 пересказ |  
 |  формировать отрицательное отношение к любому проявлению грубости, жестокости, насилия.    
 |  Уметь самостоятельно находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят» |  Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала |  Определять причины падения Ассирийской державы |  20.11. |  
 | 
  |  23 |  Персидская держава «царя царей». |  §19 подготовить пересказ близкий к тексту. |  
 |  Составить свое личное отношение к изучаемым событиям, рассказывать кратко легенды о персидских царях |  Работать с исторической картой и дополнительным источниками по вопросу расширения территории державы |  Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей. |  Установить причины возникновения Персидской державы |  26.11. |  
 | 
  |  
 |  Тема 6. Индия и Китай в древности |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 | 
  |  24 |  Природа и люди Древней Индии. |   §20 пересказ, подготовить сообщение о поклонении в Индии животным. |  
 |  Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа |  Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии |  Выяснить, каких животных почитали индийцы и почему( работа в группах) |  Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру   |  27.11. |  
 | 
  |  25 |  Индийские касты. |  §21 пересказ, ответить на вопрос 33 на с. 100. |  Будда. |  Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа |  Дать собственную оценку буддисткой религии; составлять простой план пунктов параграфа по плану |  Подготовить сообщение о жизни Будды |  Доказывать, что брахманы – хранители знаний, сравнивать основные положения брахманизма и буддизма |  03.12. |  
 | 
  |  26 |  Чему учил китайский мудрец Конфуций. |  §22 пересказ |  Конфуций. |  Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа |  Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом |  Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая |  Определять и формировать особенности китайской религии |  04.12. |  
 | 
  |  27 |  Первый властелин единого Китая. |  §23 пересказ, подготовить сообщение о Китайской стене. |  
 |  Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа |  Дать собственную оценку своеобразию древней китайской цивилизации |  Составлять кроссворды по тематике урока |  Рассказывать об отношениях Китая с соседями, объяснять причины возведения Великой Китайской стены |  10.12. |  
 | 
  |  28 |  Повторение по теме «Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру» |  
 |  
 |  Формировать уважение к другим народам и принятие их культуры, традиций и обычаев |  Перечислять наиболее известные сооружения, называть материалы для письма в Египте, Индии, Китае |  Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала по группам |  Искать дополнительную информацию, используя ресурсы библиотек и Интернета |  11.12. |  
 | 
  |  
 |  Раздел III. Древняя Греция. |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 | 
  |  
 |  Тема 7. Древнейшая Греция. |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 | 
  |  29 |  Греки и критяне. |  §24 пересказ, подготовить постановку Мифа о Тесее и Минотавре. |  Древняя Греция. легенды о людях и богах. |  Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа |  Работать с картой, заданиями рабочей тетради |  Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст ( работа в группах) |  Называть отличительные признаки критской культуры |  17.12. |  
 | 
  |  30 |  Микены и Троя.   |  §25 составить конспект |  
 |  Определить вклад микенской культуры в развитие греческой цивилизации |  Показывать по карте местоположение Микен |  Работать в малых группах по дифференцированным заданиям, на ленте времени обозначать разные события и даты |  Выделять различия между микенской и критской культурой |  18.12. |  
 | 
  |  31 |  Поэма Гомера «Илиада». |  §26, 27 пересказ |  
 |  Развивать интерес к истории Древнего мира, к памятникам античной литературы, греческой цивилизации.    
 |  Характеризовать образы основных героев «Илиады» |  Принимать участие в ролевой игре. |  Раскрывать кратко суть поэмы Гомера |  24.12. |  
 | 
  |  32 |  Поэма Гомера «Одиссея». |  §28 пересказ |  
 |  Воспитывать уважительное и бережное отношение ко всей античной литературе на примере поэмы Гомера «Одиссея» |  Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея и составить план его путешествия |  В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку, выделяя основные вехи пути Одиссея домой |  Читать текст, выделяя основные понятия, определения и события |  25.12. |  
 | 
  |  33 |  Религия древних греков. |  §29 пересказ, выучить понятия |  
 |  Дать оценку влияния греческой мифологии на культуру античного мира, средневековья, нового и новейшего времени. |  Давать нравственную оценку героическим поступкам героям древних мифов (работа в группах) |  Выполнять задания по технике диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка» |  
  Объяснять связь с явлениями природы и греческими богами |  13.01. |  
 | 
  |  
 |  Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 | 
  |  34 |  Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. |  §30 пересказ |  Полис - город-государство. Свободные и рабы. |  Сформировать личностное отношение учащихся к событиям, происходящим в Древней Греции |  Дать собственную оценку борьбе земледельцев Аттики за собственное благополучие и нормальную жизнь |  Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским (работа в группах) |  Выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос, общество в целом |  15.01. |  
 | 
  |  35 |  Зарождение демократии в Афинах. |  §31 пересказ, ответить на вопрос №3 на с. 144 |  Афины |  Выразить свое собственное отношение к демократическим процессам, происходящим в древней Греции |  Дать собственную оценку поступкам Солона |  Вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем |  Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении жизни основной массы населения |  20.01. |  
 | 
  |  36 |  Древняя Спарта. |  §30-31, заполнить сравнительную таблитцу |  Спарта |  Определять роль дисциплины в воспитании и обучении спартанцев, определять свое отношение к спартанскому воспитанию |  Показывать на карте расположение Спарты |  Составлять рассказ о жизни спартанского мальчика.  Анализировать ответы одноклассников. |  Сравнивать общественно-политическое устройство Афин и Спарты |  22.01. |  
 | 
  |  37 |  Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. |  §32, Вопрос №2 (работа с картой) |  Греческие колонии. |  Осознавать принадлежность греков к единой культуре |  Описывать места возникновения греческих колоний, используя легенду карты |  Составлять план «Причины переселения греков» |  Объяснять причины и значение возникновения колоний   |  27.01. |  
 | 
  |  38 |  Олимпийские игры в древности. |  §33 вопрос №4 на с.154 |  
 |  Пробудить желание заняться каким-либо видом спорта, осознавать положительное влияние спорта на человека |  Описывать основные правила проведения Олимпийских игр |  С опорой на текст учебника составлять рассказ от имени участника или зрителя |  Раскрывать значение Олимпийских игр в жизни Греции |  29.01. |  
 | 
  |  39 |  Победа греков над персами в Марафонской битве. |  §34 пересказ |  Греко-персидские войны. |  Понимать причины героических усилий греков отстоять независимость своего государства |  Описывать ход боевых действий между персами и греками |  Делать выводы о значении победы греков в Марафонской битве |  Объяснять причины победы греков в Марафонской битве |  03.02. |  
 | 
  |  40 |  Нашествие персидских войск на Элладу. |  §35 пересказ вопрос №3 на с.163 |  Греко-персидские войны. |  Описывать чувства человека-защитника своего государства |  Составлять рассказ об одном из сражений греков с персами от имени участника сражения |  Доказывать сложность положения греков, используя текст учебника |  Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства |  05.02. |  
 | 
  |  
 |   Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии. |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 | 
  |  41 |  В гаванях афинского порта Пирей. |  §36. Заполнить сравнительную таблицу «Население Афин» |  
 |  Высказывать собственное мнение о понятии «гражданин», «гражданский поступок» |  устно описывать торговый порт Афин |  Сравнивать положение различных слоев афинского общества, на основе анализа документа |  Делать выводы о роли Афин в истории Древней Греции |  10.02. |  
 | 
  |  42 |  В городе богини Афины |  §37,39 Подготовить сообщение об Акрополе. |  
 |  Объяснять за что афиняне любили свой город, какими постройками и статуями гордились |  Объяснять в чем состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие |  Описывать произведения древнегреческой архитектуры |  Характеризовать особенности городской застройки, основные занятия жителей |  12.02. |  
 | 
  |  43 |  В афинских школах и гимнасиях. |  §38 пересказ. Вопрос №3 на с.176 |  
 |  Описывать собственные представления о важности образования |  Описывать особенности древнегреческого воспитания |  Сравнивать воспитание в Афинах и Спарте |  Рассказывать о развитии наук и образовании в Древней Греции |  17.02. |  
 | 
  |  44 |  В театре Диониса. |  §37,39 Подготовить сообщение об Акрополе. |  
 |  Высказывать суждения о роли театра в жизни греков |  Объяснять отличия трагедий и комедий |  Сравнивать современный театр и древнегреческий |  Рассказывать о развитии древнегреческого тетра |  19.02. |  
 | 
  |  45 |  Афинская демократия при Перикле. |  §40 пересказ |  
 |  Объяснять значение участия граждан в управлении государством |  Рассказывать об особенностях развития демократии при Перикле |  Сравнивать различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте |  Характеризовать афинскую демократию при Перикле |  24.02. |  
 | 
  |  
 |  Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 | 
  |  46 |  Города Эллады подчиняются Македонии |  §41 пересказ. Подготовить реферат о Филиппе Македонском. |  Империя Александра Македонского. |  Описывать значение потери Грецией независимости |  Показывать на карте места сражений |  Характеризовать македонское войско |  Объяснять причины подчинения городов Эллады Македонии |  26.02. |  
 | 
  |  47 |  Поход Александра Македонского на Восток |  §42 пересказ Подготовить реферат об Александре Македонском. |  Империя Александра Македонского. |  Рассказывать о важности личных качеств для достижения поставленных целей |  Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра македонского |  Составлять исторический портрет(характеристику)Александра Македонского |  Объяснять причины гибели Персидского царства и образование державы Александра Македонского |  02.03. |  
 | 
  |  48 |  В Александрии Египетской. |  §43 пересказ. Повторить понятия. |  Империя Александра Македонского. |  Описывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока |  Определять сходство и различие между Александрийским музеем и музеями наших дней |  Составлять рассказ- описание города Александрия |  Объяснять причины распада державы Александра Македонского |  04.03. |  
 | 
  |  49 |  Повторение по теме «Древняя Греция» |  
 |  Эллинистический мир. Культурное наследие Древней Греции |  Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа |  Планирование последовательности действий |  Называть самое известное в древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения. |  Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры. |  09.03. |  
 | 
  |  
 |  Раздел IV. Древний Рим. |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 | 
  |  
 |  Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 | 
  |  50 |  Древнейший Рим. |  §44 пересказ. Сравнит природные условия Греции и Италии. |  Древний Рим. Легенды и верования римлян. Патриции и плебеи. |  Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию |  Планирование последовательности действий |  Участие в обсуждении проблем и сотрудничество со сверстниками |  Сравнивать природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй, занятия   |  11.03. |  
 | 
  |  51 |  Завоевание Римом Италии. |  §45 пересказ. |  Войны Рима. |  Формирование мотивации к обучению и познанию |  Планирование последовательности действий |  Организация и планирование работы в группе |  Исследовать по карте территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения. |  16.03. |  
 | 
  |  52 |  Устройство Римской республики. |  §46 пересказ. Составить план пересказа. |  Республика |  Формирование активной позиции в учебной деятельности |  Организация самоконтроля и самооценивания |  Овладение средствами решения коммуникативных задач |  Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом |  18.03. |  
 | 
  |  
 |  Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 | 
  |  53 |   Карфаген – преграда на пути к Сицилии.   Вторая война Рима с Карфагеном. |  §47 составить опорный конспект |   
 |  Характеризовать цели и поступки Ганибала |  Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность |  Анализировать ответы одноклассников |  Называть причины и характер карфагенских войн. Формирование умений работы с исторической картой. |  23.03. |  
 | 
  |  54 |  Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье. |  §48 Подготовить пересказ с использованием иллюстраций параграфа. |   
 |  Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере    
  
 |  Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность |  Работать с картой в процессе изучения событий. |  Формирование умений сообщать отдельные события, формулировать выводы по теме |  06.04. |  
 | 
  |  55 |  Рабство в Древнем Риме. |  §49 пересказ. Ответить на вопрос №3 на с.230 |   
 |  
 |  Составление плана и последовательности действий |  Определение цели, функций участников и способы взаимодействия в группах |  Формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника |  08.04. |  
 | 
  |  
 |  Тема 13. Гражданские войны в Риме. |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 | 
  |  56 |  Земельный закон братьев Гракхов. |  §51 пересказ |  
 |  Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян |  Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач |  Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями |  Формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных групп |  13.04. |  
 | 
  |  57 |  Восстание Спартака. |  §52 пересказ. Подготовить развернутый ответ на вопрос №2 на с.238 |  
 |  Давать характеристику событиям и их участникам. Познакомить с героической личностью Спартака |  Участие в коллективном проекте темы: «Поход Спартака в Альпы», «Красс против Спартака» |  Составлять рассказ от имени Спартака, Красса. Участвовать в ролевых играх. |  Понимание причин начала восстания Спартака и причин его поражения   |  15.04. |  
 | 
  |  58 |  Единовластие Цезаря. |  §53 пересказ. Подготовить сообщение о Юлии Цезаре |  . Г.Ю. Цезарь.   |  Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря |  Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы |  Умение работать в группе |  Подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме. |  20.04. |  
 | 
  |  59 |  Установление империи. |  
 |  
 |  Рассказывать о судьбах знаменитых римлян |  Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины |  Организация и планирование работы в группе   |  Формирование умений работать с исторической картой. |  22.04. |  
 | 
  |  
 |  Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры. |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 | 
  |  60 |  Соседи Римской империи. |  §54 Составить план пересказа. |  Римская империя и соседние народы.   |  Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другим народам    
 |  Умение составлять простой план |  Обмениваться в группе результатами поиска |  Изучить особенности правления Октавиана Августа. Переработка и структурирование информации   |  27.04. |  
 | 
  |  61 |   Рим при императоре Нероне. |  §55 Пересказ. Подготовить сообщении об императоре Нейроне. |   
 |  Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем |  Планирование и организация деятельности |  Планирование учебных действий |  Уметь самостоятельно составлять рассказ, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, давать оценку государственному деятелю Нерону |  29.04. |  
 | 
  |  62 |  Первые христиане и их учение. |  §56 пересказ |   Возникновение и распространение христианства. |  Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан |  Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины |  Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями |  Формировать умения составлять рассказ, работать с текстом учебника и историческими документами |  04.05. |  
 | 
  |  63 |  Расцвет Римской империи во II в. |  §57 Подготовить сообщение о бетоне, арке, амфитеатре. |   
 |  Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях |  Формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты |  Умение слушать и вступать в диалог |  Постановка и решение проблем. Самостоятельное создание способов решения творческого характера   |  06.05. |  
 | 
  |  64 |  «Вечный город» во времена империи и его жители. |  §58 пересказ . Подготовить реферат о Колизее, Пантеоне, цирке (по выбору) |  
 |  Развитие эстетического сознания |  Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы |  Анализировать ответы одноклассников |  Инсценирование выртуальной экскурсии по Риму с использованием ИКТ, иллюстраций учебника, рассказов учащихся. Изучение культурной жизни в Древнем Риме   |  11.05. |  
 | 
  |  
 |  Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 | 
  |  65 |  Римская империя при Константине |  §59 |  Раздел Римской империи на Западную и Восточную.   |  Умение выражать и отстаивать свою позицию |  Осознание учамися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |  Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении |  Выбор наиболее эффективных способов решения задач в конкретных условиях |  13.05. |  
 | 
  |  66 |  Взятие Рима варварами. |  §60 |  Падение Западной Римской империи. |  Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Аллариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей |  Организация самоконтроля и самооценивания |  Интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать со сверстниками и учителем |  Умение структурировать знания, строить речевые высказывания |  18.05. |  
 | 
  |  67 |  Повторение по теме «Древний Рим» |  
 |  Культурное наследие Древнего Рима |  Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом и ради чего она осуществляется |  Осознание учащимися качества и уровня усвоения |  Планирование учебных действий |  Рефлексия способов и условий действия |  20.05. |  
 | 
  |  68 |  О прошлом рассказывают гербы.  
 |  
 |  
 |  Формирование уважения к государственной символике.   |  Устанавливать целевые приоритеты, уметь самостоятельно принимать решения в проблемной ситуации. |  Планировать общие способы работы. |  Давать определение науки геральдика. |  25.05. |  
 | 
  |  69 |  Знамя и флаг сопровождают историю.    Из истории гимнов. |  
 |  
 |  Формирование гражданского патриотизма, чувства гордости за свою страну. |  Устанавливать целевые приоритеты, уметь самостоятельно принимать решения в проблемной ситуации. |  Планировать общие способы работы. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. |  Давать определения понятиям по теме. |  27.05. |  
 |