1. Пояснительная записка
  Рабочая программа по истории для 5 класса разработана на основе следующих документов: 
  Учтены Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса.
  История является одним из основных гуманитарных предметов гимназического образования и предполагает воспитание обучающихся, способных учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию, работать с различного вида информацией, критически относиться к ней, участвовать в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других национальностей.
  Рабочая программа по истории для 5а класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по истории 5 – 9 класс (2004), Примерной программы по учебным предметам. История. 5-9 классы и авторской программы С.В. Колпакова, М.В. Пономарева, В.А. Рогожкина, С.В. Тырина «Программа по всеобщей истории. 5 – 9 класс».
  Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю в 5 классе, обучающиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
  - многофакторный подход к истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многомерность истории, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период;
  - направленность содержания на развитие патриотических чувств учащихся, воспитание у них гражданских качеств, толерантности мышления;
  - внимание к личностно-психологическим аспектам истории, которые проявляются прежде всего в раскрытии влияния исторических деятелей на ход исторического процесса;
  - акцент на сравнение процессов, происходивших в истории какой-либо страны, с аналогичными явлениями в других странах, показ общеисторических тенденций и уникальной специфики в мировой истории;
  - ориентация учащихся на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы мировой истории, формирование собственной позиции при оценке ключевых исторических проблем.
  1. Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
  2. Историческое пространство – историческая карта мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
  3. Историческое движение:
  - эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;
  - формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);
  - образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;
  - история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
  - развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственности); проблема войны и мира в истории.
  В 5 классе рассматривается История Древнего мира, в которую включены разделы «Первобытное общество», «Древний Восток», «Древняя Греция и эллинистический мир», «Древний Рим». 
  При реализации данной программы учителем используется проблемно-диалогический метод обучения, деятельностный подход.
  Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства. Древний Египет 
  Природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.
  Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.
  Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.
  Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.
  Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока. 
  Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».  
  Полис - город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.
  Македонские завоевания в IV в. до н.э Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.
  Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. 
  Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление.Римское право.
  Культурное наследие Древнего Рима.Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.
  Вклад древних цивилизаций в историю человечества.
          |  Тематическое планирование курса «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» 5 класс   | 
  | № урока |  ТЕМА |  СРЕДСТВА |  Планируемые результаты | 
  | Учебник (стр.) | ТПО (стр.) | Личностные  |  Метапредметные |  Предметные | 
  |   | Введение (1 час) | 
  |  1 | Что такое история? Счёт лет в истории. Умение решать хронологические задачи. |  8-12 | 4-6 | Представление и применение информации. | Познавательные: решение учебно-исследовательских задач по алгоритму; работа с разными источниками информации.Регулятивные: самооценка и саморегуляция.
 Коммуникативные: развитие речевой деятельности, приобретение опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетенции.
 
 
 | Формирование понятий о хронологии, умение решать хронологические задачи. | 
  |   | Раздел 1. От первобытности к цивилизации (6 часов) | 
  |  2 | Древнейшие люди Работа с версиями и оценками. | 14-15 | 5-8 | Уважение к культуре своего и других народов | Познавательные: | Умение работать с версиями и оценками. | 
  |  3 | Систематизация информации из различных источников .Появление «человека разумного». | 16-17 | 14-15 | . Уважение к культуре своего и других народов. | 
 | Умение изучать и систематизировать информацию из разных исторических источников | 
  |  4 | Рождение религии и искусства Формирование понятий :религия, искусство. | 18-19 | 16-17 | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества. | 
 | Овладение целостными представлениями об историческом пути предков, формирование понятий религия и искусство. | 
  |  5 | Древние земледельцы и скотоводы. Описание образа жизни и быта. | 20-21 | 18-19 | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | 
 | Способность раскрывать сущность и значение событий, явлений прошлого. | 
  |  6 | От неолита к медному веку. Первые очаги цивилизации. Знание терминологии. | 22-23 | 
 | Представление и применение информации. | 
 | Знание терминологии по теме, составление схемы управления племенем. | 
  |  7 | Повторение раздела « От первобытности к цивилизации».. | 24-26 | 20 | Формирование умений анализировать и делать выводы, умение пользоваться различными источниками информации.  | 
 | Соотнесение единичных исторических фактов с общими явлениями. | 
  |   | Раздел 2. «Древний Восток» (20 часов) | 
  | 
 | Тема 1. «Древнейшие цивилизации Месопотамии» | 
  |  8 | Междуречье : рождение цивилизации. Определение местоположения на карте, формирование понятия государство. | 28-29 | 
 | Умение работать в большой группе | . | Умение работать с различными видами карт, умение составлять простейшие схемы. Формирование понятий: государство, монархия, чиновник, ирригация, цивилизация, культура. Умение работать с текстом учебника. | 
  |  9 | Культура Шумера . Стратегия смыслового чтения. Выделе -ние понятий: государство, монархия, чиновник. | 30-33  | 24-25 | Контроль процесса и результатов деятельности. | . | Формирование понятий: государство, монархия, чиновник, ирригация, цивилизация, культура. Умение работать с текстом учебника. | 
  |  10 | Древний Вавилон. Анализ тек-ста законов Хаммурапи. | 34-35 | 
 | Контроль процесса и результатов деятельности | . | Умение анализировать древние тексты законов Хаммурапи, умение соотносить события и время. | 
  | 
 | Тема2.«Древний Египет» | 
  |  11 | Страна на берегах Нила и ее жители. Определять на карте местоположение Египта. | 36-37 | 25-28 | Ориентация на помощь другим, создание условий для децентрации. | 
 |  Умение работать с картой, текстом учебника, историческими документами, ТПО. | 
  |  12 | Мир пирамид. | 38-39 | 
 | Создание условий для децентрации. | 
 | Умение составлять небольшие сообщения на исторические темы. | 
  |  13 | Могущество Древнего Египта. Выявлять причины могущест-.ва Египта. | 40-41 | 28-29 | Создание условий для децентрации | 
 | Формирование представления об эволюции, письменности, умения выявлять причины и следствия исторических событий. Умение видеть общее в язычестве и особенное в религиях различных стран. | 
  |  14 | Сравнение религий различных стран. Верования древних египтян. | 42-45 | 
 | Нравственное и эстетическое воспитание | . | Умение видеть общее в язычестве и особенное в религиях различных стран | 
  | 
 | Тема 3. «Восточное Средиземноморье в древности» | 
  |  15 | Стратегия смыслового чтения. Финикия страна – мореплавателей. | 46-47 | 
 | Контроль процесса и результатов деятельности. | 
 | Умение выделять главное в тексте; вклад финикийцев в мировую культуру. | 
  |  16 | Стратегия смыслового чтения. Древняя Палестина. | 48-49 | 
 | Освоение гуманистических традиций, уважение прав и свобод человека. | 
 | Умение изучать и систематизировать информацию из различных источников. | 
  |  17 | Библейские пророки. Значение перехода к монотеиэму. | 50-51 | 
 | Формирование навыков нравственного поведения. | 
 | Применение исторических знаний в социальной среде, умение проводить исторические параллели между религиями различных стран. | 
  | 
 | Тема 4. «Великие военные империи Ближнего Востока» | 
  |  18 | Ассирийская империя. Рассказывать о культуре Древней Ассирии. | 52-53 | 
 | Формирование толерантного отношения к другим культурам. | 
 | Умения работать с картой, характеризовать место, обстоятельства и участников события. | 
  |  19 | Нововавилонское царство. Выявление причинно-следственных связей причин падения крупных держав древнего мира. | 54-55 | 
 | Контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности. | 
 | Умение работать с хронологией, выявлять причины падения крупных держав древнего мира. | 
  |  20 | Умение работать с картой, объяснять систему управления Персидской державой. | 56-57 | 
 | Контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности. | 
 | Умение работать с картой, объяснять систему управления. | 
  |  21 | Повторение тем: «Древнейшие цивилизации Месопотамии», «Древний Египет», «Восточное Средиземноморье в древности», «Великие военные империи Ближнего Востока». Итоговое тестирование по теме..   | 
 | 22-25 | Умение работать в группах, ориентация на помощь другим. | 
 | Умение показывать на карте местоположение древнейших государств Востока, раскрывать значение основных понятии по темам, описывать предметы материальной культуры. | 
  | 
 | Тема 5. «Древняя Индия» | 
  |  22 | Ранние цивилизации Древней Индии. | 58-59 | 
 | Формирование толерантности к образу жизни и культуре других народов. | 
 | Умение показывать на карте место расположения Индии, характеризовать условия жизни. | 
  |  23 | Устройство общества в Древней Индии. | 60-61 | 
 | Умение самостоятельно работать с учебником. | 
 | Умение характеризовать положение представителей различных вари и каст, значение религии в жизни индейцев. | 
  | 
 | Тема 6. «Древний Китай» | 
  |  24 | Первые китайские государства. | 62-63 | 30-32 | Понимание культурного многообразия мира | 
 | Умение объяснять значение понятий: империя, конфуцианство, характеризовать занятие и положение населения Древнего Китая. Называть изобретения и достижения древних китайцев, их вклад в мировую культуру. | 
  |  25 | Древняя мудрость и изобретения китайцев. | 64-65 | 30-32 | Освоение гуманистических традиций. | 
 | Умение объяснять значение понятий: империя, конфуцианство, характеризовать занятие и положение населения Древнего Китая. Называть изобретения и достижения древних китайцев, их вклад в мировую культуру. | 
  |  26 | Цивилизации Древнего Китая | 64-65 | 
 | Освоение гуманистических традиций. | 
 | Умение объяснять значение понятий: империя, конфуцианство, характеризовать занятие и положение населения Древнего Китая. | 
  |  27 | Повторение тем: «Древняя Индия», «Древний Китай»..   | 66 | 
 | Понимание культурного многообразия мира. | 
 | Умение объяснять понятие «цивилизация, представлять основные особенности цивилизаций Древнего Востока. | 
  | 
 | Раздел 3. «Античность»(40 часов) | 
  | 
 | Тема 1. «Древняя Греция » | 
  |  28 | Природа и население Греции. | 70-71 | 46 | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, культурного многообразия мира. | 
 | Умение показывать на карте место расположения Греции, характеризовать условия жизни и занятия населения. | 
  |  29 | Боги греков. | 72-74 | 46 | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, культурного многообразия мира. | 
 | Умения характеризовать религиозные верования греков, влияние религий на жизнь греческого общества.  | 
  |  30 | Герои греков. Зпщитта проекта | 74-76 | 
 | Понимание культурного многообразия мира. | 
 | Знание греческой мифологии, пантеона греческих богов. | 
  |  31 | Первые государства на Крите | 76-77 | 
 | Понимание культурного многообразия мира. | 
 | Умение рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Греции, влияние религий на жизнь людей. | 
  |  32 
 | Ахейская Греция | ?8-79 | 48 | Понимание культурного многообразия мира. | 
 | Умения раскрывать понятия: троянская война, дорийское завоевание, Микены. | 
  |  33 | Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» | 80-81 | 48 | Формирование нравственных качеств. | 
 | Умение рассказывать о событиях, описанных в мифах и преданиях. | 
  | 
 | Тема 2. «Полисы Греции и древнегреческая демократия» | 
  |  34 | Возникновение полиса | 82-83 | 
 | Контроль процесса и результата действия. | 
 | Умения раскрывать понятия: полис, демос, аристократ, гоплит, акрополь; умение работать с картой. | 
  |  35 | Рождение демократии в Афинах | 86-87 | 
 | Контроль процесса и результата действия. | 
 | Умения раскрывать понятия: ареопаг, архонт, реформы, гражданин, демократия, тирания. Знать смысл реформ Солона. | 
  |  36 | Олигархическая Спарта Урок-исследование. | 88-89 | 
 | Умение работать в группах. | 
 | Умение сравнивать государственное устройство Спарты и Афин, видеть особенности жизни Спартанского общества. | 
  |  37 | Выявлять причины и последствия Греко-персидских войн. | 90-91 | 47 | Гражданско-патриотическое воспитание. | 
 | Знания хронологических событий греко-персидских войн, причин и итогов войн, умение работать с картой, иллюстрированным материалом. | 
  |  38 | Нашествие персидских войск на Элладу | 91-93 | 47-48 | Гражданско-патриотическое воспитание. | 
 | Знания хронологических событий греко-персидских войн, причин и итогов войн, умение работать с картой, иллюстрированным материалом. | 
  | 
 | Тема 3. «Расцвет Греции» | 
  |  39 | Афины при Перикле Урок-исследование. | 94-97 | 50(5) | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества.  | 
 | Уметь характеризовать афинскую демократию при Перикле, объяснять, что значило понятие гражданин.  | 
  |  40 | Афинский Акрополь Защита проекта по теме «Культура». | 98-100 | 58(5) 62(9) | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества | 
 | Уметь описание произведений различных видов древнегреческого искусства, аргументировать свои оценочные суждения, уметь объяснять, в чем состоял вклад древних греков в мировую культуру. | 
  |  41 | Театр. Трагедии и комедии. Защита проекта «Греческий театр».  | 101 |  60(7) | Понимание культурного многообразия мира, уважение культурных традиций других народов. | 
 | Уметь описание произведений различных видов древнегреческого искусства, аргументировать свои оценочные суждения, уметь объяснять, в чем состоял вклад древних греков в мировую культуру. | 
  |  42 | Олимпийские игры Защита проекта «Олимпийские игры в прошлом и настоящем». | 104-105 
 | 
 | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | 
 | Уметь описание произведений различных видов древнегреческого искусства, аргументировать свои оценочные суждения, уметь объяснять, в чем состоял вклад древних греков в мировую культуру. | 
  |  43 | Как учили детей в Древней Греции. Рассказывать о том каким было образование в Греции. | 102-103 | 
 | Способность к определению своей позиции и ответственному поведению. | 
 | Уметь рассказывать о развитии науки, образования Древней Греции. | 
  |  44 | Повседневная жизнь греков Уметь рассказывать о быте древних греков. | 106-107 | 50(6 зад.) | Способность к определению своей позиции и ответственному поведению. | 
 | Уметь приводить примеры гражданских поступков греков. | 
  | 
 | Тема 4. «Упадок Греции» | 
  |  45 | Города Греции подчиняются Македонии | 108-109 | 
 | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | 
 | Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни Демосфена, Филиппа, Александра Македонского. | 
  |  46 | Александр Македонский и завоевание Востока | 110-111 | 66(5) | Способность к определению своей позиции к тому или иному историческому событию. | 
 | Уметь составлять исторический портрет Александра Македонского, показывать на карте направление походов, уметь объяснять причины распада державы А. Македонского. | 
  |  47 | Восток и Греция после Александра Македонского | 112-113 | 
 | Понимание культурного многообразия мира, уважение культурных традиций других народов, толерантность. | 
 | Уметь раскрывать понятия «эллинизм», называть и описывать памятники культуры этого периода. | 
  |  48 | Повторение тем :«Древняя Греция». | 114 | 
 | Понимание культурного многообразия мира, уважение культурных традиций других народов, толерантность | 
 |  Уметь высказывать и обосновывать суждения о значении падения Древней Греции. | 
  | 
 | 
  | 
 | 
  |  49  | Предшественники римлян | 116-117 | 
 | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | 
 | Уметь показывать на карте место расположения древнейших государств Италии, рассказывать об условиях жизни и занятиях населения. | 
  |  50 | Рим эпохи царей | 118-119 | 
 | Овладение целостными представлениями общеисторического пути различных стран Древнего мира. | 
 | Уметь раскрывать понятия: патриций, плебей, республика, монархия. | 
  | 
 | 
  |  51 | Ранняя республика | 120-121 | 
 | Овладение целостными представлениями общеисторического пути различных стран Древнего мира. | 
 | Уметь раскрывать понятия: патриций, плебей, республика, монархия, объяснять, кому принадлежала власть в Римской республике. | 
  |  52 | Римская семья, нравы и религия | 122-125 | Учебник 125 | Освоение гуманистических традиций прошлого. | 
 | Уметь характеризовать верования древних жителей Италии, особенности уклада жизни римлян. | 
  |  53 | Рим завоевывает Италию | 126-127 | 
 | Овладение целостными представлениями общеисторического пути различных стран Древнего мира. | 
 | Уметь раскрывать понятия: консул, трибун, сенат, диктатор. | 
  | 
 | 
  |  54  | Пунические войны | 128-129 | 70(1-7) | Уважение культурных традиций других народов, толерантность | 
 | Знать основные даты в рамках Пунических войн, уметь работать с картой, характеризовать причины и итоги войн. | 
  |  55 | Рим превращается в мировую державу | 130-131 | 
 | Освоение гуманистических традиций современного мира, толерантность. | 
 | Уметь использовать карту, знать устройства римской армии; терминологию, связанную с устройством армии, выявлять причины и последствия войн. | 
  | 
 | 
  |  56 | Земельные реформы братьев Гракхов | 132-133 | 74(5) | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | 
 | Уметь рассказывать о хозяйственной жизни в Древнем Риме, положении трудового населения; характеризовать политическую жизнь, ее участников, основные события, причины реформ Гракхов. | 
  |  57 | Рабство в эпоху Поздней республики | 134-135 | 
 | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | 
 | Умение рассказывать о положении рабов в Риме, характеризовать личности Спартака, Краса, Помпея. | 
  |  58 | Гибель республики | 136-137 | 
 | Осознание своей идентичности как гражданина страны, региональной общности. | 
 | Умение оценивать деятельность различных исторических деятелей, знать хронологию гражданских войн, основную терминологию: республика, гражданская война, триумвират. | 
  |  59 | Диктатура Цезаря | 138-139 | 75(6) | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | 
 | Умение оценивать роль личности в истории, давать характеристики Цезарю, Цицерону, уметь выявлять причины падения республики, знание терминологии.  | 
  |  Тема 4. «Возникновение и расцвет Римской империи» | 
  |  60 | Рим становится империей | 140-141 | 
 | Уважение гуманистических традиций, прав и свобод человека. | 
 | Знать понятия: император, провинция, гражданская война диктатура, триумвират, отличие империи от республики. | 
  |  61 | Преемники Августа | 142-143 | 
 | Уважение гуманистических традиций, прав и свобод человека. | 
 | Умение оценивать личности политиков, последствия установления единовластия. | 
  |  62 | Возникновение христианства | 144-147 | 
 | Уважение гуманистических традиций, прав и свобод человека. | 
 | Объяснить предпосылки появления новой религии, уметь рассказать о судьбах первых христиан. | 
  |  63 | «Золотой век» римской империи | 148-149 | 
 | Понимание культурного многообразия мира. | 
 | Умение рассказывать о культурной жизни в Древнем Риме, о вкладе римлян в мировое культурное наследие. | 
  |  64 | Римляне в повседневной жизни | 150-151 | 
 | Усвоение социально – нравственного опыта предков | 
 | Умение рассказывать о быте и досуге римлян. | 
  | Тема 5. «Поздняя империя» | 
  |  65 | Империя в 3-нач. 4 века | 152-153 | 
 | Усвоение социально – нравственного опыта предков | 
 | Умение выявлять причины ослабления империи: социальные, экономические, политические причины разделения империи на Восточную и Западную. | 
  |  66 | Падение Западной Римской империи | 154-155 | 77(10) | Осмысление социально-нравственного опыта предков, уважение прав человека. | 
 | Умение выявлять причины исторического явления, работать с хронологией, знание терминологии: готы, вандалы, великое переселение народов.  | 
  |  67 | Римское право | 
 | 
 | Осмысление социально-нравственного опыта предков, уважение прав человека. | 
 | Знать о вкладе римлян в современную правовую систему. | 
  |  68  | Повторение курса истории Древнего Мира.(2 часа) | 
 | Тетрадь – экзаменатор (34-40) Тест №1 | Осмысление социально-нравственного опыта предков. | 
 | Повторение, основных событий из истории Древнего мира. | 
  | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 |