| I. Мотивация к учеб- ной деятельности 
 | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися 
 | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать 
 | Фронтальная работа 
 | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | 
 | 
  | II. Актуализация знаний 
 | 7 | Беседа | 1. Учитель сообщает тему урока, его цель, обращает внимание на форму проведения   Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну, расположенную рядом с Египтом, в Древнее Двуречье. В разное время эту страну называли Междуречьем, Месопотамией или Вавилонией. Древнее Двуречье находится на территории Передней Азии, в долине которой протекают реки Тигр и Евфрат, там издревле существовали очаги земледелия. Примерная дата возникновения государства 7000 лет. О древнейшей истории Двуречья знаем довольно мало, так как на месте многих поселений, городов не сохранилось ни руин, ни гробниц подобных Египетским пирамидам, ни остатков храмов - лишь глиняные холмы.   - На землях Древнего Двуречья не было ни строительного камня, ни леса, ни полезных ископаемых, а страна была богатой. Почему? | 1. Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, записывают план в тетради   Дети выполняют первое индивидуальное задание.   Используют описания сделанные Геродотом, путешествуя по Древнему Двуречью. Учащиеся работают с источником, отвечают на поставленный вопрос | Фронтальная работа. 
 
 Индивидуальная | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.   Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы | 1. Работа в тетради 
 Устные ответы 
 
 
 
 | 
  | III. Изучение нового материала 
 
 | 17 | 1. Работа с картой 
 
 
 
 
 
 
 
 2. Работа с учебником 
 3. Работа с терминами 
 
 
 
 
 4. Работа с учебником стр.65 чтение мифа о потопе 
 
 
 5. работа с иллюстрациями в учебнике 
 
 
 
 
 
 
 6. Работа с презентацией и иллюстрацией в учебнике стр.64-65 | 1. Географическое положение и природа Двуречья  -Определите по карте, в какой части света находится новая страна?   -Как называются реки, которых мы достигли? -Через какие страны мы добрались до этой реки? Почему река течёт в другую сторону? Покажите на карте территорию Двуречья, и реки, протекающие по её территории. Почему такое название получила эта страна? 2. Занятия жителей Двуречья. А) Проблема: Почему именно земледелие стало главным занятием жителей Двуречья? -Чем природа Двуречья похожа на природу Древнего Египта? Докажите, что природные условия благоприятны для занятия земледелием? Посмотрите на схему, и скажите, какие приспособления использовали жители Двуречья, чтобы заниматься земледелием? Такое земледелие называется ирригационным. -Почему в Древнем Двуречье  возник миф о потопе?   Б) Рассказ с использованием видео-презентации о занятиях жителей Двуречья. -О каких ещё занятиях жителей Двуречья мы узнали? (Обобщающий слайд: земледелие, скотоводство, ремесло, торговля).  3. Возникновение городов. (Секрет).  Мы археологи, отыскавшие в разных концах Двуречья крупные поселения, в каждом из которых были сделаны открытия. (Презентация, иллюстрации в учебнике стр. 64-65) -Почему в городах существовали строгие законы в отношении строителей? Как мы озаглавим этот этап урока: «Возникновение городов-государств» 4. Религия Двуречья. -Как называется религия Двуречья?  -Каких богов мы узнали? -Как религия Двуречья связана с его природой? 5. Культура Двуречья. (рассказ учителя с использованием презентации и иллюстраций в учебнике на страницах 64-66) | 1. Робота учащихся по карте 
 Азия   
 р. Евфрат, р. Тигр – Двуречье   По ходу описания природных условий Двуречья, на доску выписываются слова-сигналы: солнце,  вода, почва.   
 
 С опорой на слова-сигналы учащиеся отвечают на вопросы 
 
 3. Запись терминов в тетрадь 
 
 
 4. Чтение мифа о потопе Учащийся по ходу рассказа учителя записывают виды занятий в тетрадь   
 
 
 
 
 
 Вывод: эти поселения – города-государства.   
 Анализ отрывка из законов Хаммурапи 
 
 Анализ слайда презентации и рисунка в учебнике Язычество - вера во множество богов. | Индивидуальная работа. Фронтальная работа. 
 | Личностные: оценивают жизненные ситуации (поступки своих родных, их вклад в историю, развитие нашего государства, влияние истории на судьбы родственников) с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют план |  Устные ответы.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Запись в тетради 
 
 
 
 Устное задание   
 
 
  Устные ответы. 
 
 
 
 
 
 
 Записи в тетради | 
  | IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Работа с заданиями в рабочей тетради | 1. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль. 
 | 1. Выполнение заданий в рабочей тетради. 2. Рассуждают, отвечают на вопросы | 1.Индивидуальная работа. 2.Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Проверка выполнения заданий в рабочей тетради | 
  | V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: – Как называется письменность в Двуречье?          (Клинопись) -На каком материале писали? Почему? -На письменность, какой страны похожа письменность Двуречья? -Какие открытия были сделаны в Двуречьи? (заполнение пробелов в презентации) -Кто был любимым героем Двуречья?  (Гильгамеш) Почему бык был любимым сюжетом в искусстве Двуречья? -Что вы узнали о школе Двуречья? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа 
 | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала   | Оценивание учащихся за работу на уроке |