kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Образование СССР"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока посвящен важному этапу в истории страны - образованию Союза Советских Социалистических Республик., Это событие объединило большую часть бывших территорий Российской империи, что укрепило политическую и экономическую мощь Советского Союза, сделав его значимой силой на международной арене. Обучающиеся узнают на уроке об успехах в создании многонационального государства, политике коренизации и административных реформах этого периода.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Образование СССР"»

Класс _10_ Дата:__________

Тема урока: Образование СССР. Влияние революционных событий в России на общемировые процессы ХХ в.

Цель: показать причины объединения советских республик в единое государство и позна­комить с основными чертами национальной политики СССР в 1920-е гг.

Планируемые результаты:

предметные: описывать предпо­сылки создания и укрепления союзного советского государства; познакомить с дискуссиями в руководстве большевистской пар­тии по вопросу о принципах образования единого государства; показать результаты политики «коренизации» в национальных республиках;

метапредметные УУД:

- коммуникативные: орга­низовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; находить необходимую инфор­мацию в тексте учебника;

- регулятивные: соотносить свои действия с планируемым результатом;

- познаватель­ные: устанавливать причинно-следственные связи, использовать таблицы и схемы для получения информации; анализировать материал учебника;

личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению прошлого своей страны, ува­жительное отношение к историческому наследию.

Оборудование: учебник; презентация; раздаточный материал; карточки.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

  1. Мотивационно-целевой этап

На большей части бывшей Российской империи в декабре 1922 г. возникло новое государство — Союз Советских Социа­листических Республик. В Декларации об его образовании под­черкивалось, что СССР является не преемником Российской империи, а «новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Советскую Социалистическую Республику». Об этом свидетельствовал и герб нового государства с изображением земного шара. Однако фактически СССР стал преемником Российской империи, и впоследствии именно так воспринимался как мировым сообществом, так и собственными гражданами.

План урока

  1. Предпосылки и значение образования СССР.

  2. Дискуссии о принципах создания единого советского го­сударства.

  3. Образование СССР.

  4. Политика «коренизации» и национально-государственное строительство.

  1. Актуализация знаний

Вопросы и задания к классу

  1. Раскройте смысл понятий: НЭП, продналог, концессия, кооперация, нэпман, комсомол, пионерия.

  2. Какие национальные окраины бывшей Российской импе­рии к 1922 г. стали независимыми государ­ствами, а на каких установилась советская власть?

  3. Введение в новый материал

Провозгласив лозунг «Право наций на самоопределение вплоть до образования самостоятель-ного государства!», больше­вики смогли одержать победу над «буржуазными» национальны­ми движениями и утвердить свою власть на большей части быв­шей Российской империи. Множество народов России получили автономии в составе РСФСР, а часть национальных окраин стали формально независимыми советскими республиками.

Работа с картой. К 1921 г. политическая карта бывшей Российской империи выглядела следующим образом:

Зона советской власти – формально независимые советские социалистические республики: РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Грузия, Армения, Дальневосточная республика, Среднеазиатская народная республика – Хорезмская и Бухарская.

Суверенитет у Латвии, Литвы, Эстонии, Финляндии, Польши. 

Все республики были связаны военно-политическим, дипломатическим союзами, единой Красной армией, партийным руководством, общей экономикой по плану ГОЭЛРО. Власть осуществляла единая КП, руководимая ЦК из Москвы.

Работа в парах: записать простой план по теме: «Предпосылки и причины образования СССР

Предпосылки и причины образования СССР:

  1. необходимость восстановления хозяйственного единства советских республик для успешного экономического раз­вития;

  2. память о недавней принадлежности к единому государству;

  3. необходимость координации действий республик в ди­пломатической сфере.

Дискуссии о принципах создания единого советского государства

Проект объединения советских республик в единое государ­ство было поручено разработать наркому по делам националь­ностей РСФСР Иосифу Виссарионовичу Сталину. Однако против данного проекта резко выступил В.И. Ленин. В это время лидер большевиков был уже тяжело болен, отошел от непосредственного исполнения обязанностей главы государ­ства, но сохранял непререкаемый авторитет в партии.

Работая с текстом учебника (стр. 169-170): выделите отличия плана Сталина и Ленина.

Словарная работа.

30 декабря 1922 г. в Москве представителями четырех совет­ских республик - РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской СФСР — были подписаны Договор и Декларация об образовании СССР. В тот же день открылся I Всесоюзный съезд Советов, ратифицировавший эти документы.

Этапы образования СССР

1924 г. в СССР вошли Туркмения и Узбекистан (Таджикистан был тогда его частью);

1929 г. Таджикистан вошел в состав СССР как союзная республика;

1936 г. ЗСФСР разделилась на союзные республики – Грузию, Армению, Азербайджан;   

1936 г. – присоединены Казахстан и Киргизия (11 союзных республик закрепила Конституция «победившего социализма» 1936 г.);

1940 г. - в СССР вошли Литва, Латвия, Эстония, Молдавия.

Январь, 1924 г. - II Всесоюзный съезд Советов принял Конституцию нового го­сударства.

«Коренизация» - политика, ориентированная на подготовку, выдвижение и использование в национальных образованиях национальных кадров для работы в государственных, обществен-ных органах, в хозяйственных учреждениях и учреждениях культуры

Работа со схемой (п. 2 § 15 (стр.171), структура высших органов власти согласно первой Конституции СССР.

Работа с документом (стр. 176-177): ответьте на вопросы 1 и 2.

Политика «коренизации» и национально-государственное строительство

В первое десятилетие после создания СССР происходил про­цесс национально-территориаль-ного размежевания - создания новых союзных республик и автономий. В наибольшей степени этот процесс затронул Среднюю Азию, на территории которой к концу 1930-х гг. возникло пять новых союзных республик.

Какие последствия имело это направление для развития СССР?

  1. Закрепление изученного: тестовое задание

1. Договор и Декларация об образовании Союза Советских Социалистических республик были утверждены 30 декабря

а) 1921 г. б) 1922 г. в) 1924 г.

2. Центральный исполнительный комитет состоял из:

а) двух палат б) трех палат в) четырех палат

3. Первая Конституция СССР была принята:

а) 7 апреля 1921г. б) 10 июня 1927г. в) 31 января 1924г.

4. Какие республики участвовали в объединении деятельности в 1920-1921г.?

5. Признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении их в Союз Советских Социалистических Республик с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава Союза…

Проект, фрагмент которого был приведен выше, был предложен:

а) И.В. Сталиным б) В.И. Лениным в) М.С. Грушевским

6. Высшим органом законодательной власти в СССР в соответствии с первой Конституцией СССР стал:

а) Всесоюзный съезд Советов

б) Центральный исполнительный комитет

в) Совет Союза

7. Каким термином обозначалась политика, ориентированная на подготовку, выдвижение и использование в национальных образованиях национальных кадров для работы в государственных, общественных органах, в хозяйственных учреждениях и учреждениях культуры?

  1. Подведение итогов урока

Вывод. Гибкая политика большевиков в национальном вопросе позволила им собрать большую часть территории бывшей Российской империи в единое государство - Союз Совет­ских Социалистических Республик. СССР был основан как федерация равноправных суве­ренных республик, хотя советская политическая система не позволила осуществиться этому равнопра- вию.

В 1920-е гг. советское руководство провозглашало в национальных республиках политику «коренизации». Результатом такой политики стал как расцвет на­циональных культур, так и рост межнациональных проти­воречий.

Проблемный вопрос: Подумайте, какое влияние оказало образование СССР на иностранные государства?

  1. Рефлексия

ТАБЛИЦА ДЕ БОНО

«+» — все новое, что узнал каждый из вас на уроке

«-» — все, что показалось бесполезным, скучным и не увлекательным

«!» — что привлекло, заставило задуматься и вызвало новые вопросы. Например, был ли в полной мере реализован принцип федерализма?

  1. Домашнее задание (дифференцированное»:

  1. Обязательное – изучить § 15, вопр.2 - 4 (стр.176). Выполнить задание на контурной карте «Образование СССР»

  2. Составить таблицу «Национально государственная политика большевиков: принципы и реальность».

  3. Найдите в дополнительных источниках информации различные оценки создания СССР. В чем Вы видите значение образования СССР?























Приложение 1


Динамика национальной политики в начале XX века


1899 г.

Ограничение прав финского сейма

1901 г.

Делопроизводство в государственных учреждениях Финляндии переводилось на русский язык (русификация) бойкот финских чиновников.

1903 г.

Волнения армянского населения на Кавказе из-за указа о передаче имущества армяно-григорианской церкви в ведение властей.

1903 г.

Еврейский погром в Кишиневе.


РУСИФИКАТОРСКАЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА – распространение среди населения присоединенных к Российскому государству, земель русского языка, культуры, хозяйственного уклада, православной веры.

Смягчение национальной политики после революции 1905-1907 гг.:

Расширены конституционные права Финляндии;

Разрешено применять родной язык в национальных школах.

П.А.Столыпин: основная цель реформ - создание «Великой России». Лозунг предполагал прочность и единство Российской империи при главенстве русской нации. Правительство стремилось ликвидировать те немногие уступки, которые были вырваны национальными окраинами во время революции.

1907 г.

Новый избирательный закон в 3 раза сократил польское представительство в Думе.

1907-1908 гг.

Закрыты все национальные культурно- просветительные общества и учреждения в Польше.

Ограничено представительство поляков- помещиков в земском самоуправлении

1908 г.

Введены жесткие ограничения приема евреев в учебные заведения. Численность студентов евреев в столичных ВУЗах не должна превышать 3%, в других городах вне черты оседлости – 5% и 10% - в черте.

1909 г.

В Государственной думе создана фракция «русских националистов» с целью дать отпор «инородческому засилью», противопоставить националистическое мировоззрение социалистическому.

1910 г.

Законопроект «О порядке издания законов, касающихся Финляндии»: законы должны приниматься только Государственной думой и Государственным советом, мнение финляндского сената и сейма могло не учитываться. Финляндская автономия фактически ликвидировалась.

Россия вступила в Первую мировую войну не имея национального согласия.

После Февральской революции 1917 г.: активизация национального движения, национальная элита стремилась к политической самостоятельности в условиях свободы.

Март 1917 г.

Обращение Временного правительства «К полякам»: обещание предоставить Польше независимость.

Восстановлена автономия (?) Финляндии, но пресекаются попытки перехода полноты законодательной и исполнительной власти к сейму.

Июнь 1917 г.

Провозглашение автономии Украины (Центральная рада).

Июль 1917 г.

Образование Белорусской рады. Задача – добиться автономии Белоруссии в рамках Российской республики.




Приложение 2

Из «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа»:

«Советская Российская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация Советских национальных республик».

«III съезд Советов приветствует политику Совета Народных Комисса­ров, провозгласившего полную независимость Финляндии, начавшего вы­вод войск из Персии, объявившего свободу самоопределения Армении».

«...Стремясь создать действительно свободный и добровольный, а, следовательно, тем более полный и прочный союз трудящихся классов всех наций России, III съезд Советов ограничивается установлением коренных начал федерации советских республик России, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное решение на своем собственном полномочном съезде: желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и в остальных федеральных со­ветских учреждениях».

Вопрос:

Какие принципы национальной политики лежат в основе документа?




Приложение 3.

Текст выступления И.В.Сталина на Х Всероссийском съезде Советов 26 декабря 1922 г.:

«Существуют три группы обстоятельств, определивших неизбежность объе­динения советских республик в одно союзное государство.

Первая группа обстоятельств - это факты, касающиеся нашего внутрен­него хозяйственного состояния.

Во-первых, скудость наших хозяйственных ресурсов, оставшихся в распо­ряжении республик в результате семилетней войны - скудость, которая за­ставляет нас объединять эти скудные средства для более рационального их ис­пользования и развития главных отраслей хозяйства ...

Во-вторых, сложившееся исторически естественное разделение труда ... На­пример, север снабжает юг и восток мануфактурой; юг и восток снабжают се­вер хлопком, топливом и т.д. Вот это разделение труда, установившееся между областями, не может быть вычеркнуто одним росчерком пера: оно создано ис­торически всем ходом хозяйственного развития федерации.

В-третьих, единство основных средств сообщений по всей федерации, со­ставляющих нерв и фундамент всякого возможного объединения.

Вторая группа обстоятельств, определивших объединение республик, - это факты, связанные с нашим внешним положением. Я имею в виду наше военное положение. Следует, товарищи, помнить, что, несмотря на счастливый выход наших республик из состояния гражданской войны, опасность нападения извне не исключена. Эта опасность требует того, чтобы наш военный фронт был аб­солютно единым, ... могущим обеспечить внешнюю безопасность республики.

Наконец, третья группа фактов, тоже требующих объединения и связан­ных с характером строения Советской власти, с классовой природой Советской власти. Советская власть построена так, что она, интернациональная по своей внутренней сущности, всячески культивирует в массах идею объединения, са­ма толкает их на путь объединения.

В мире Советов, где власть не на капитале, а на труде, где власть построена не на частной собственности, а на собственности коллективной ... сама природа власти располагает к тому, чтобы трудящиеся массы естественно стремились к объединению в одну социалистическую семью».

Вопрос:

Какие факторы способствовали сближению республик в первые годы по­сле Октября 1917?





Приложение 4

ПРОЕКТ РЕЗОЛЮЦИИ О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ РСФСР

С НЕЗАВИСИМЫМИ РЕСПУБЛИКАМИ


Проект резолюции о взаимоотношениях РСФСР и независимых советских республик был подготовлен членом комиссии Оргбюро ЦК РКП(б) И.В. Сталиным. (т.н. план автономизации)

1. Признать целесообразным формальное вступление независимых Советских республик: Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии и Армении в состав РСФСР…

2. Признать целесообразным формальное распространение компетенции ВЦИКа, СНК и СТО РСФСР на соответствующие центральные советские учреждения перечисленных в п. 1-м республик.

3. Внешние дела (Индел, Внешторг), военные дела, железнодорожные, финансовые и др. упомянутых в пун. 1-м независимых республик объединить с таковыми РСФСР.

(…)

5. Остальные наркоматы упомянутых в п. 1-м республик как-то: юстиции, просвещения, внутренних дел, земледелия, рабоче-крестьянской инспекции, народного здравия и социального обеспечения считать самостоятельными.

11 августа 1922 г.




Приложение 5

ОБ ОБРАЗОВАНИИ СССР


Резолюция В.И. Ленина для членов политбюро ЦК РКП (Б) (т.н. план федерализации)

… вместо «вступления» в РСФСР — «Формальное объединение вместе с РСФСР в союз советских республик Европы и Азии». -|

… РСФСР признает себя равноправной с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входит в новый союз, новую федерацию, «Союз Советских Республик Европы и Азии».

… Важно, чтобы мы не давали пищи «независимцам», не уничтожали их независимости, а создавали еще новый этаж, федерацию равноправных республик.

… Признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских рес­публик и РСФСР об объединении их в Союз Советских Социалистических Республик с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава Союза...


Написано 26 сентября 1922 г.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока "Образование СССР"

Автор: Олинкнвич Галина Васильевна

Дата: 26.11.2025

Номер свидетельства: 677848

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока истории "Образование СССР""
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-istorii-obrazovaniie-sssr"
    ["file_id"] => string(6) "308097"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458497979"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Конспект урока на тему "Образование СССР""
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekturokanatiemuobrazovaniiesssr"
    ["file_id"] => string(6) "339094"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1470940727"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "План-конспект урока по теме: Образование СССР""
    ["seo_title"] => string(48) "plan_konspiekt_uroka_po_tiemie_obrazovaniie_sssr"
    ["file_id"] => string(6) "383430"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485281002"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "конспект урока истории в 9 классе "Битва за Москву" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-istorii-v-9-klassie-bitva-za-moskvu"
    ["file_id"] => string(6) "218677"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433866364"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "конспект урока по окружающему миру "Я - гражданин России", 3 класс "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-ia-ghrazhdanin-rossii-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "106710"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403074020"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства