Познакомить учащихся с искусством мозаики. Сформировать навыки и умения создания художественного образа в декоративной работе. Воспитательная:
Воспитывать творческую и познавательную активность, нравственно – эстетическое отношение к миру и искусству, к истории, культуре. Развивающая :
Развивать творческий интерес, познавательную активность, фантазию, навыки работы с художественными материалами,
Задачи:
Вызвать интерес к творческой деятельности.
Выполнить работу в технике имитации мозаики.
1 вариант: разработать эскиз композиции с соблюдением цветового решения.
2 вариант: составить эскиз на сюжетную композицию.
Развивать художественные навыки при выборе цветового решения в составлении мозаики.
Вызвать потребность заняться поисковой деятельностью в области мозаичного искусства.
Прогнозируемый результат
Личностные результаты:
В ценностно-эстетической сфере – художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
– способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
– навыки использования различных художественных материалов для работы; стремление использовать художественные умения для создания работы имитирующей мозаику.
Метапредметные результаты:
– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания выразительных средств, произведений искусства;
– активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов;
– выбирать средства для реализации художественного замысла при создании своей творческой работы;
– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества;
В ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер и эмоциональное состояние, осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной деятельности;
В коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты.
Оборудование и материалы:
Фотографии с изображением мозаик древностии современных мозаичных полотен.
Работы старшеклассников, имитирующие мозаичные полотна, от эскиза до завершенной работы.
Художественные материалы: белая бумага бумага для ксероксаА4 раскрашенная гуашевыми красками в 4 тона, , клей ПВА, гуашь , кисти ,ватман А3, тряпочки.
Презентация «Мозаика»
Музыкальный ряд: музыка А.Моцарта и П.И Чайковского..
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
2. Формирование новых знаний.
На экране появляется первая заставка презентации, тихо звучит музыка, учитель начинает свою беседу.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим об одном из монументальных искусств, мозаика. Работа, имеющая большие размеры и предназначенная для украшения зданий, то это произведение монументального искусства. К ним относятся: мозаика и витраж.
Презентация.
Мозаика — это вид монументальной живописи, в котором изобразительные и орнаментальные композиции создаются из маленьких элементов, называемых тессерами, изготовленных из природных материалов (например, галька, раковины, природный камень) или искусственных материалов (таких как смальта, эмаль). В отличие от инкрустации, мозаика характеризуется униформностью элементов. Мозаикой украшают полы, потолки, стены, опоры, а иногда даже предметы декоративно-прикладного искусства. В некоторых случаях мозаика использовалась для создания произведений изобразительного искусства, таких как мозаичные иконы и портреты.
Мозаика — техника, при которой создаются художественные изображения или декоративные орнаменты на различных поверхностях путём закрепления множества мелких кусочков твёрдых материалов к основе. Термин «мозаика» также употребляется для обозначения произведений искусства, выполненных с использованием этой старинной техники.Искусство мозаики зародилось в древние времена, когда цивилизации стали улучшать свою окружающую среду. Стремление к прекрасному всегда присуще людям. Уже в IV веке до н. э. шумеры осознали, что серые дома выглядят уныло и не привлекательно. Они начали украшать стены домов глиняными палочками с разноцветными наконечниками, вбивая их в стены и создавая узоры из наконечников. Таким образом появились первые примеры мозаичного искусства.
Со временем орнаменты стали появляться на полах, но для их создания уже использовали не глиняные палочки, а натуральную гальку. Этот способ создания мозаики дошёл до наших дней. Его часто используют дизайнеры при оформлении ландшафтов, особенно популярен в Англии..
Первые примеры галечных мозаик относятся к V веку до н. э. Они были обнаружены во время раскопок в Древнем Коринфе. На этих мозаиках изображены животные, люди и мифические существа, украшены растительными узорами и геометрическими фигурами. В древности мозаичное искусство становилось всё более популярным, мастера разрабатывали новые методики. Скоро они начали применять кусковой камень и разноцветное стекло. Благодаря этим материалам их работы становились более реалистичными и яркими. В Древнем Риме мастера, хотя и создавали мозаичные композиции, называли их по-другому — литостроты. Это были полы и стены, украшенные изображениями из мелкой гальки или мраморных фрагментов. Кусочки камня, используемые для литострат, называли тессерами
.
Одним из величайших шедевров того времени является картина «Битва Александра Македонского с Дарием». Она состоит из миллионов разноцветных камешков и занимает площадь более 15 квадратных метров. Эту работу можно увидеть в Неаполе, она экспонируется в Национальном археологическом музее.
Вопрос учащимся: Где вы встречали мозаику?
Ответы учащихся: о своих встречах с витражным искусством.
(Приводят примеры зданий своего города, где можно увидеть мозаичные полотна).
Рассмотреть фотографии современных интерьеров с мозаичными полотнами.
Учитель:
Объяснение предстоящей работы.
Изготовить настоящее мозаичное полотно в условиях школьного урока не представляет возможности, а вот сделать его имитацию цветными кусочками окрашенной бумаги.
Но прежде необходимо выполнить эскиз декоративной композиции. Это может быть изображение несложных пейзажей, марин, различных узоров, и т.д. Композицию лучше всего выбрать не слишком сложную и избегать мелких элементов. . При составлении эскиза нужно не забыть, что в настоящем мозаичном полотне остаются промежутки между кусочками смальты или камешками, которые впоследствии заполняются затирочными средствами. Мы будем отрывать кусочки крашенной бумаги пальцами и место отрыва будет имитировать затирочный слой. ( Показ работ ребят прошлых лет.)
Практическая работа
Задание: выполнить эскиз декоративной композиции для техники мозаики.
Просмотр, корректировка эскизов. Показ наиболее удачных работ. Важно избегать мелких элементов в рисунке, так как их невозможно заполнить их мозаикой(кусочками бумаги)
Во время самостоятельной работы ,учащиеся сотрудничают
с учителем
Анализ работ.
Задание на дом. Закончить работу над мозаикой (есть возможность продолжить на занятиях кружка «Наши руки не для скуки». Оформить работу для выставки.