kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока содержит полностью готовый сценарий урока по данной теме, включая задания и критерии оценивания

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"»

Технологическая карта урока информатики

Предмет: Информатика
Класс: 7
Тема урока: «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»
Тип урока: Урок открытия новых знаний.

1. Планируемые результаты

Личностные (ЛР)

Метапредметные (МПР)

Предметные (ПР)

Формирование ответственного отношения к информационной безопасности.

Регулятивные (Р): Умение ставить цель урока, планировать свои действия, осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Знать:
- что такое компьютерный вирус;
- типы компьютерных вирусов;
- способы заражения вирусами;
- признаки заражения ПК;
- что такое антивирусная программа.

Осознание важности соблюдения правил «компьютерной гигиены».

Познавательные (П): Развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, работать с информацией из разных источников.

Уметь:
- классифицировать компьютерные вирусы;
- называть основные пути заражения;
- формулировать правила профилактики заражения;
- работать с антивирусной программой.

Понимание правовых и этических аспектов создания и распространения вредоносных программ.

Коммуникативные (К): Умение работать в группе, слушать собеседника, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Применять:
- полученные знания для безопасной работы на компьютере;
- базовые навыки использования антивирусного ПО.

2. Основное содержание урока

  • Понятие «компьютерный вирус».

  • Классификация вирусов (по среде обитания, по способу заражения).

  • Признаки заражения компьютера.

  • Антивирусные программы: принципы работы, виды.

  • Меры профилактики и правила «компьютерной гигиены».

3. Дидактическая структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Время

1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку, создание положительного эмоционального настроя.

Готовят рабочее место, настраиваются на работу.

К: готовность к учебному сотрудничеству.

1 мин.

2. Мотивация и целеполагание (Создание проблемной ситуации)

Задает проблемные вопросы:
• «Поднималась ли у кого-нибудь из вас когда-нибудь температура, болели гриппом?»
• «А что такое "заболеть" для компьютера?»
• «Слышали ли вы о "компьютерных вирусах"? Что это такое?»
Подводит учащихся к формулировке темы и целей урока.

Отвечают на вопросы, делятся личным опытом (если был). Высказывают свои предположения. Формулируют вместе с учителем тему и цели урока.

Познавательные: актуализация личного опыта.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: целеполагание.

4 мин.

3. Актуализация опорных знаний

Блиц-опрос:
- Что такое программа?
- Какие виды программ вы знаете? (прикладные, системные)
- Все ли программы полезны?

Отвечают на вопросы, вспоминают ранее изученный материал.

П: актуализация знаний, установление причинно-следственных связей.

3 мин.

4. Открытие нового знания

Часть 1: «Что такое вирус?»
Объясняет понятие «компьютерный вирус» (программа, создающая свои копии, мешающая работе ПК). Проводит аналогию с биологическим вирусом.

Часть 2: «Какие бывают вирусы?» (Работа в группах)
Класс делится на 3 группы. Каждая получает карточку с описанием одного типа вирусов:
1. Файловые вирусы.
2. Макровирусы.
3. Сетевые черви.
Задача: изучить материал и подготовить краткий рассказ от имени «вируса» («Я – файловый вирус, я живу в...»).

Часть 3: «Как защититься?»
После выступлений групп, учитель задает вопросы:
- Как вирусы попадают на компьютер? (флешки, email, интернет)
- Каковы признаки заражения?
Подводит к необходимости защиты. Объясняет принцип работы антивирусных программ (проверка по базам сигнатур, эвристический анализ). Называет виды антивирусов (Dr.Web, Касперский, Avast и др.).

Слушают, конспектируют основные определения в тетради.

Работают в группах: изучают материал, распределяют роли, готовят краткое выступление. Представляют результаты классу.

Участвуют в беседе, предлагают пути заражения, формулируют признаки. Записывают в тетрадь названия и принципы работы антивирусных программ.

П: анализ, синтез, классификация; К: планирование сотрудничества, умение с достаточной полнотой выражать мысли; Л: формирование границ собственных знаний.

20 мин.

5. Первичное закрепление

Проводит интерактивное задание «Верно/Неверно» или «Найди пару» на интерактивной доске.
Примеры утверждений:
1. Вирус – это полезная программа. (Неверно)
2. Файловые вирусы заражают документы Word. (Неверно, это макровирусы)
3. Антивирус нужно регулярно обновлять. (Верно)
4. Открывать вложения от незнакомцев безопасно. (Неверно)

Учащиеся индивидуально или в парах выполняют задание, аргументируя свой ответ.

П: применение новых знаний в стандартной ситуации; Р: контроль и коррекция.

5 мин.

6. Практическая работа

Задание: «Составьте памятку «Правила компьютерной гигиены для школьника»».
Учащиеся работают в парах за компьютерами (или на листах). Используют текстовый редактор (Блокнот, Word). Учитель оказывает консультативную помощь.

В парах обсуждают и создают памятку, включающую 5-7 пунктов (напр.: «Не открывай подозрительные письма», «Проверяй флешку антивирусом», «Не заходи на сомнительные сайты» и т.д.). Сохраняют файл.

П: структурирование знаний, использование ИКТ; К: умение договариваться; Л: усвоение правил безопасности.

8 мин.

7. Рефлексия. Подведение итогов.

Организует обсуждение:
- Что нового узнали на уроке?
- Что было самым интересным?
- Как вы будете применять эти знания в жизни?
Обобщает сказанное учащимися, оценивает работу класса.

Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями, проводят самооценку своей деятельности на уроке. Сдают памятки или отправляют файл учителю.

К: умение с достаточной полнотой выражать мысли; Р: самооценка, осознание уровня усвоения материала.

3 мин.

8. Домашнее задание

Базовый уровень: Выучить конспект, знать определения.
Повышенный уровень: Подготовить небольшое сообщение или презентацию (3-4 слайда) об одном из известных компьютерных вирусов (например, «I Love You», «Чернобыль»).

Записывают задание в дневник, задают уточняющие вопросы.

П: развитие навыков самостоятельной работы с информацией.

1 мин.

4. Средства обучения

  • Оборудование: Компьютеры для учащихся, компьютер учителя, проектор, интерактивная доска.

  • Программное обеспечение: Презентация к уроку, текстовый редактор, доступ к интернету (опционально).

  • Раздаточный материал: Карточки с описанием типов вирусов для групповой работы.

5. Критерии оценивания

  • Оценка «5» (отлично): Ученик активно работал на всех этапах, давал точные и полные ответы, успешно справился с групповой работой и практическим заданием, может аргументировать свою точку зрения.

  • Оценка «4» (хорошо): Ученик понимал материал, участвовал в обсуждениях, выполнил практическую работу с незначительными недочетами.

  • Оценка «3» (удовлетворительно): Ученик усвоил основные понятия, но испытывал затруднения в ответах и практической работе, нуждался в помощи учителя.

Учитель: _________________ / [Ваша Фамилия И.О.] /




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Автор: Василенко Екатерина Сергеевна

Дата: 16.12.2025

Номер свидетельства: 679159


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства