| 1. Организационный момент | Приветствие, проверка готовности к уроку, создание положительного эмоционального настроя. | Готовят рабочее место, настраиваются на работу. | К: готовность к учебному сотрудничеству. | 1 мин. |
| 2. Мотивация и целеполагание (Создание проблемной ситуации) | Задает проблемные вопросы: • «Поднималась ли у кого-нибудь из вас когда-нибудь температура, болели гриппом?» • «А что такое "заболеть" для компьютера?» • «Слышали ли вы о "компьютерных вирусах"? Что это такое?» Подводит учащихся к формулировке темы и целей урока. | Отвечают на вопросы, делятся личным опытом (если был). Высказывают свои предположения. Формулируют вместе с учителем тему и цели урока. | Познавательные: актуализация личного опыта. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: целеполагание. | 4 мин. |
| 3. Актуализация опорных знаний | Блиц-опрос: - Что такое программа? - Какие виды программ вы знаете? (прикладные, системные) - Все ли программы полезны? | Отвечают на вопросы, вспоминают ранее изученный материал. | П: актуализация знаний, установление причинно-следственных связей. | 3 мин. |
| 4. Открытие нового знания | Часть 1: «Что такое вирус?» Объясняет понятие «компьютерный вирус» (программа, создающая свои копии, мешающая работе ПК). Проводит аналогию с биологическим вирусом. Часть 2: «Какие бывают вирусы?» (Работа в группах) Класс делится на 3 группы. Каждая получает карточку с описанием одного типа вирусов: 1. Файловые вирусы. 2. Макровирусы. 3. Сетевые черви. Задача: изучить материал и подготовить краткий рассказ от имени «вируса» («Я – файловый вирус, я живу в...»). Часть 3: «Как защититься?» После выступлений групп, учитель задает вопросы: - Как вирусы попадают на компьютер? (флешки, email, интернет) - Каковы признаки заражения? Подводит к необходимости защиты. Объясняет принцип работы антивирусных программ (проверка по базам сигнатур, эвристический анализ). Называет виды антивирусов (Dr.Web, Касперский, Avast и др.). | Слушают, конспектируют основные определения в тетради. Работают в группах: изучают материал, распределяют роли, готовят краткое выступление. Представляют результаты классу. Участвуют в беседе, предлагают пути заражения, формулируют признаки. Записывают в тетрадь названия и принципы работы антивирусных программ. | П: анализ, синтез, классификация; К: планирование сотрудничества, умение с достаточной полнотой выражать мысли; Л: формирование границ собственных знаний. | 20 мин. |
| 5. Первичное закрепление | Проводит интерактивное задание «Верно/Неверно» или «Найди пару» на интерактивной доске. Примеры утверждений: 1. Вирус – это полезная программа. (Неверно) 2. Файловые вирусы заражают документы Word. (Неверно, это макровирусы) 3. Антивирус нужно регулярно обновлять. (Верно) 4. Открывать вложения от незнакомцев безопасно. (Неверно) | Учащиеся индивидуально или в парах выполняют задание, аргументируя свой ответ. | П: применение новых знаний в стандартной ситуации; Р: контроль и коррекция. | 5 мин. |
| 6. Практическая работа | Задание: «Составьте памятку «Правила компьютерной гигиены для школьника»». Учащиеся работают в парах за компьютерами (или на листах). Используют текстовый редактор (Блокнот, Word). Учитель оказывает консультативную помощь. | В парах обсуждают и создают памятку, включающую 5-7 пунктов (напр.: «Не открывай подозрительные письма», «Проверяй флешку антивирусом», «Не заходи на сомнительные сайты» и т.д.). Сохраняют файл. | П: структурирование знаний, использование ИКТ; К: умение договариваться; Л: усвоение правил безопасности. | 8 мин. |
| 7. Рефлексия. Подведение итогов. | Организует обсуждение: - Что нового узнали на уроке? - Что было самым интересным? - Как вы будете применять эти знания в жизни? Обобщает сказанное учащимися, оценивает работу класса. | Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями, проводят самооценку своей деятельности на уроке. Сдают памятки или отправляют файл учителю. | К: умение с достаточной полнотой выражать мысли; Р: самооценка, осознание уровня усвоения материала. | 3 мин. |
| 8. Домашнее задание | Базовый уровень: Выучить конспект, знать определения. Повышенный уровень: Подготовить небольшое сообщение или презентацию (3-4 слайда) об одном из известных компьютерных вирусов (например, «I Love You», «Чернобыль»). | Записывают задание в дневник, задают уточняющие вопросы. | П: развитие навыков самостоятельной работы с информацией. | 1 мин. |