Формирование представления об алгоритме как последовательности действий, приводящих к заданному результату.
Ознакомление учащихся с основными исполнителями алгоритмов.
Развитие умения формулировать алгоритм решения простых задач.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: понимание сущности понятия «алгоритм»; умение различать исполнителей алгоритмов.
Метапредметные: развитие способности анализировать последовательность действий; формирование познавательного интереса к изучению процессов управления и программирования.
Личностные: осознание значимости правильного выбора исполнителя и точности задания последовательных шагов для достижения результата.
Основные понятия урока:
Алгоритм
Исполнитель
Система команд исполнителя
Управляющие структуры (линейные, ветвления, циклы)
Ход урока:
I. Организационный этап
Приветствие учеников, проверка готовности класса к уроку.
II. Актуализация знаний
Обсуждение понятий ранее изученных тем («Информационные процессы», «Кодирование информации»).
Вопрос классу: «Что такое инструкция?»Пример инструкций: рецепты приготовления блюд, правила игры, порядок действий по ремонту техники.
III. Изучение нового материала
1. Что такое алгоритм?
Алгоритм — чёткая пошаговая инструкция, выполнение которой гарантированно приводит к решению поставленной задачи.
Исполнитель — объект или субъект, способный воспринимать команды и точно исполнять их согласно своей системе команд.Примеры исполнителей:
Человек
Робот
Компьютерная программа
Природные объекты (например, муравьи выполняют определённые действия)
Система команд исполнителя ограничена набором операций, которые исполнитель способен выполнить. Важно правильно выбрать исполнителя исходя из специфики решаемой задачи.
3. Типы управляющих структур
Различают три основные формы организации алгоритмов:
Линейный алгоритм (последовательность действий выполняется последовательно одна за другой);
Ветвящийся алгоритм (использование условий и альтернативных путей выполнения);
Циклический алгоритм (неоднократное повторение одних и тех же действий).
IV. Закрепление материала
Практическое задание: составить простой линейный алгоритм приготовления бутерброда с колбасой и сыром.
Затем предлагается усложнить задачу добавлением условия («если хлеб свежий») и цикла («повторять пока не закончатся ингредиенты»).
Рассмотреть пример простейших алгоритмов, выполняемых компьютером (сложение чисел, вывод текста на экран).
V. Подведение итогов урока
Проверка понимания учащимися ключевых понятий. Ответы на вопросы учеников.
Домашнее задание: привести собственный пример простого алгоритма (записывать числа от 1 до 10 в тетрадь). Составить описание исполнителя выбранного алгоритма.
Список литературы:
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь для 8 класса.