РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
  В настоящее время происходит переход от индустриального общества к информационному. В этом обществе открываются возможности для развития человека, более эффективного решения профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем. Однако использовать эти возможности смогут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями и умениями, позволяющими им ориентироваться в новом информационном пространстве. Именно поэтому в современном образовании появилась идея компетентностного подхода.  
  Компетентностный подход позволяет согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся, облегчить труд учителя за счет постепенного повышения самостоятельности и ответственности учащихся в учении, разгрузить учащихся за счет повышения доли самообразования, не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов.
  Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность».  
  Компетенция – это обобщенный способ действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности, это способность человека реализовывать на практике свою компетентность. 
  Компетентность – обладание человеком соответствующей компетенцией, готовность к выполнению определенных функций, а компетентностный подход в образовании - это ориентация учебного процесса на формирование определенных компетенций.  
  Классификация ключевых компетенций ученого А.В. Хуторского [5]  
  Компетентностный подход предполагает комплексное овладение знаний и умений, устанавливает подчиненность знаний умениям. Информатика как наука и учебный предмет играет в этом процессе важную роль, так как компетентности, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов. Одной из основных целей изучения учебного предмета «Информатика» является формирование информационно-коммуникационной компетентности обучающихся. Эту компетентность можно рассматривать как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее, моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты.  
  В рамках существующих учебных программ можно вести обучение информатике на основе компетентностного подхода, разработав задачи, содержащие большой объем текстовой информации, и информации, представленной в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем; задачи, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действия или информацию; задачи, содержащие избыточную информацию или «лишние» данные; задачи, с большим числом заданий разной тематики и разных форматов, требующих разных форм записи ответа; задачи на оптимизацию решений.  
  Урок информатики отличается от других учебных дисциплин наличием специальных технических средств – персонального компьютера, оргтехники, мультимедийных устройств; каждый учащийся имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой – доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках. Это создает особые условия для развития коммуникативных компетентностей. На уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом.  
  Рассмотрим какие виды деятельности учитель может организовать в рамках учебного предмета «Информатика» для развития ключевых компетенций.
     |    Коммуникативная компетенция   |  
  |   Устный диалог   |    Постановка вопросов собеседнику; конструирование ответа на вопрос   |  
  |   Диалог в письменной форме   |    Использование электронной почты для переписки   |  
  |   Коллективная дискуссия   |    Работа с помощью чат-технологий   |  
  |   Диалог «человек» - «техническая система»     |    Понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды   |  
  |   Языковая, лингвистическая компетенции   |    Понимание факта многообразия языков (формальных языков, систем кодирования); владение языками программирования   |  
  |   Владение стилевыми приемами оформления текста   |    Создание текстовых документов по шаблону, использование правил подачи информации в презентации   |  
  |   Работа в группе   |    Работа над совместным проектом, взаимодействие в Сети, совместная работа приложений и т.д.   |  
  |   Толерантность 
      |    Существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками   |  
  |   Информационная компетенция   |  
  |   Поиск информации   |    Поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах   |  
  |   Систематизация, анализ и отбор информации   |    Проектирование баз данных; работа с разными видами сортировки; использование фильтров и запросов; структурирование файловой системы   |  
  |   Преобразование информации   |    Преобразование информации из графической в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п.   |  
  |   Работа с различными устройствами информации   |    Владение навыками работы с мультимедийными справочниками, электронными учебниками, Интернет-ресурсами, и т.п.   |  
  |   Выделение главного, оценивание степени достоверности информации.
      |    Оценивание релевантности запроса   |  
  |   Применение информационных и телекоммуникационных технологий   |    Применение информационных и телекоммуникационных технологий для решения широкого класса учебных задач   |  
  |   Преобразование информации   |    Преобразование информации: из графической в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п   |  
  |   Социально-трудовая компетенция   |  
  |   Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности   |    Требование к программному обеспечению, функциональность базы данных и т.п   |  
  |   Анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта   |    Проектирование разного типа, обучение офисным технологиям     |  
  |   Этика трудовых и гражданских отношений   |    Виды лицензирования программного обеспечения, информационная безопасность, правовая ответственность за нарушение законодательства, авторские права т. д.   |  
  |   Ценностно-смысловая компетенция   |  
  |   Формулировка собственной учебной цели   |    Формулирование цели изучения информатики, изучения темы, создании проекта, выборе темы доклада   |  
  |   Принятие решения, ответственности на себя 
      |    Лидерство в групповом проекте, принятие решения в случае нестандартной ситуации   |  
  |   Общекультурная компетенция   |  
  |   Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя   |    Проектирование дизайна сайта и приложения, создание макетов полиграфической продукции, коллажей   |  
  |   Понимание места данной науки в системе других наук, еe истории и путей развития   |    Тенденции развития языков программирования, эволюция вычислительной техники, адекватная оценка состояния единиц техники, уровня продукта и другое   |  
  |   Компетенция личностного совершенствования   |  
  |   Создание комфортной здоровьесберегающей среды   |    Знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время   |  
  |   Создание условий для самопознания и самореализации   |    Компьютер как средство самопознания - тестирование в режиме on-line, тренажеры, публикация работ, получение авторитета в сетевом сообществе и другое   |  
  |   Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы   |    Выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и так далее   |  
  |   Наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области   |    Участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности   |  
  |   Учебно-познавательная компетенция   |  
  |   Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности   |    Планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием   |  
  |   Умение работать со справочной литературой, инструкциями   |    Знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе   |  
  |   Умение оформить результат своей деятельности, представить их на современном уровне   |    Построение диаграмм и графиков, использование средств создания презентаций   |  
  |   Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат     |    Моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент и другое   |  
 
  Компетентностный подход делает акцент на применении знаний и умений во внеучебных, жизненных ситуациях. К наиболее типичным методам формирования и развития ключевых компетенций, пригодных к использованию на учебных занятиях и во внеурочной деятельности, относятся: обращение к прошлому опыту учащихся, обсуждение новых знаний, решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций, дискуссии, игровая деятельность, проектная деятельность.
  Компетентностный подход позволяет направить педагогическую деятельность на вовлечение учащихся в активную, осознанную деятельность, на развитие информационных, коммуникативных, учебно-познавательных компетенций и развитие личностного потенциала, позволяет добиваться лучших результатов в образовательном процессе.