 
 Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №38  г.Шахты Ростовской области» 
 
 
Исследовательская работа 
 « Осторожно: КИБЕРБУЛЛИНГ!» 
 
 
 
 
 
Выполнили: Соловьева Анастасия, 
Таратута Софья, 
ученицы 8 «Б» класса 
Руководитель: Румянцова Л.В., 
 учитель информатики 
     
Практическая значимость работы: 
– привлечение внимания общественности к выявленной проблеме 
– использование предложенных рекомендаций в работе с детьми и их родителями 
– использование результатов исследования для проведения воспитательных мероприятий 
– использование результатов исследования для обучения подростков защите от кибербуллинга 
     
Цель исследования: 
исследование признаков и проявлений кибербуллинга, с которыми сталкиваются обучающиеся 
Объект исследования: 
межличностные коммуникации в информационной среде Интернет 
Предмет исследования: 
ключевые характеристики кибербуллинга как вида коммуникации и особенности поведения участников данной коммуникации 
     
Исследовательские задачи: 
– изучить понятие и сущность кибербуллинга 
– изучить и охарактеризовать виды кибербуллинга на порталах Интернет-пространства 
– выявить причины кибербуллинга 
– разработать анкету, соответствующую поставленным целям работы 
– провести исследование среди учащихся нашей школы 
– проанализировать полученные данные 
– разработать предложения по методам противостояния кибербуллингу 
     
Гипотеза: 
Кибурбуллинг как явление существует в школьной среде. Большинство учащихся нашей школы постоянно сталкиваются с электронным феноменом кибербуллинга, но не знают четкого алгоритма действий в ситуации с столкновения с ним 
     
Кибербуллинг – это: 
преднамеренное, повторяющееся враждебное поведение отдельных лиц или групп, намеревающихся нанести вред другим, используя информационные и коммуникационные технологии 
     
 
 
 
 
 
 
 
Клевета 
Нападки, постоянные изнурительные атаки 
Самозванство, перевоплощение в определенное лицо 
виды кибербуллинга 
Надувательство, выманивание конфиденциальной информации и ее распространение 
Киберпреследование 
Отчуждение (остракизм, изоляция) 
Хеппислепинг 
Перепалки, или флейминг 
     
     
мобильная связь 
игровые порталы, виртуальные миры 
чат 
технологии кибербуллинга 
e-mail 
социальные сети 
веб-камера 
     
Технологии кибербуллинга 
Мобильная связь 
- Систематически осуществлять анонимные звонки и отправлять оскорбляющего или угрожающего рода сообщения. 
- Съемка компрометирующих фото- и видеоматериалов, публикация их в сети Интернет. 
Чат 
-  Отправлять анонимные угрозы или оскорбления. 
-  Создавать группы, в которых намеренно игнорируются определенные люди. 
-  Выстраивать фальшивые дружеские или родственные отношения (чтобы узнать личную, интимную информацию). Возможные последствия: распространение слухов, психологический террор. 
 
Технологии кибербуллинга 
E-mail 
-  Рассылать злые и негативные сообщения. 
-  Рассылать непристойные материалы (видео, картинки или компьютерные вирусы). 
-  Взламывать другой аккаунт, для использования личного E-Mail для рассылки различной информации или для его удаления. 
Веб-камера 
-  Снимать и рассылать непристойное видео. 
-  Убеждать или принуждать молодых людей к непристойным действиям. 
-  Публиковать в Интернете личные фото и видео материалы после расставания, чтобы опозорить экс-друга/экс-подругу. 
-  Непристойное, компрометирующее, позорящее другого человека видео публиковать в Интернете. 
 
Технологии кибербуллинга 
Социальные сети 
-  Писать обидные комментарии к фотографиям, к видео, на стене пользователя, в сообществах. 
-  Распространять непристойное видео и фото. 
-  Взламывать чужой аккаунт, для его редактирования с целью очернить другого человека (например, рассылка сообщений с этого аккаунта, дополнение лживой информации). 
-  Создать намеренно группы, для выражения ненависти и травли определенного человека. 
-  Создать фальшивый профиль для третирования другого человека. 
Игровые порталы, виртуальные миры 
- Опытные игроки заведомо выбирают себе слабых соперников и убивают их персонажей. 
- Намеренное удаление игрока из группы или игровых событий. 
 
 
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
субъективное чувство неполноценности 
низкий уровень эмпатии 
стремление к превосходству 
индивидуально-личностные характеристики индивида 
проблемы в семье 
причины кибербуллинга 
отсутствие умениярешать конфликты 
зависть 
конформизм 
месть 
развлечение 
     
Результаты социологического исследования 
Место проведения: МБОУ СОШ № 38 г.Шахты 
Респонденты: обучающиеся 5-10 классов 
Время проведения: февраль 2019 года 
 
     
  Анкета «Кибербуллинг в жизни школьников» 
Класс______________Возраст________________Пол______ 
1. Зарегистрированы ли Вы в социальных сетях? Да/Нет 
2. Сталкивались ли Вы с агрессивным поведением в киберпространстве? Да/Нет 
3. Подвергались ли Вы когда-либо оскорблениям в интернете? Да/Нет 
4. Оскорбляли ли Вы кого-то в сети? Да/Нет 
5. Как Вы считаете, почему ваши сверстники занимаются кибербуллингом? 
- Это кажется им забавным. 
- Они это делают, чтобы отомстить. 
- Это безопасный способ выразить свои чувства и выяснить отношения, чтобы об этом не знали взрослые. 
- Того кого оскорбляют в сети этого заслуживают, потому что они хронические неудачники. 
- Другая причина___________________________________________________ 
6. Какие вы знаете возможные варианты как можно себя защитить в случае, если столкнулись с проявлениями кибербуллинга?____________________________________________________________________________________________________________________________ 
     
класс 
5в 
Зарегистрированы в социальных сетях 
94% 
7а 
Не зарегистрированы 
100% 
7б 
Сталкивались с агрессивным поведением в интернете 
6% 
7в 
100% 
Не сталкивались с агрессивным поведением 
0% 
56% 
100% 
60% 
8а 
44% 
0% 
Подвергались оскорблениям 
9в 
28% 
0% 
74% 
40% 
100% 
Не подвергались оскорблениям 
75% 
72% 
64% 
26% 
100% 
Оскорбляли сами 
0% 
65% 
36% 
25% 
Не оскорбляли сами 
81% 
0% 
17% 
35% 
67% 
19% 
36% 
83% 
71% 
Забавно 
33% 
64% 
81% 
56% 
29% 
Месть 
65% 
33% 
19% 
14% 
35% 
Чтобы никто не знал 
28% 
32% 
57% 
67% 
86% 
44% 
24% 
Заслужено 
67% 
61% 
50% 
60% 
0% 
Своя причина 
33% 
0% 
70% 
58% 
0% 
48% 
Знают как защититься 
100% 
22% 
33% 
Не знают как защититься 
57% 
28% 
16% 
14% 
35% 
Учащиеся, столкнувшиеся с проявлениями кибербуллинга, но не знающие как себя защитить. 
29% 
22% 
57% 
84% 
72% 
8% 
16% 
17% 
14% 
13% 
61% 
10% 
71% 
39% 
4% 
7% 
48% 
22% 
29% 
48% 
29% 
17% 
52% 
86% 
43% 
14% 
0% 
     
Способы/варианты защиты в случае столкновения с проявлениями кибербуллинга 
     
Причины существования кибербуллинга 
     
Рекомендации 
фильтр списка друзей 
перенастройка приватности 
сохранение спокойствия 
игнорирование кибербуллера 
решительные действия 
методы противостояния кибербуллингу 
прямое противостояние 
сохранение доказательства 
поделиться переживаниями с близкими 
подача 
жалобы 
блокировка кибербуллера 
     
И обязательно: 
- Обязательно занимайтесь каким-нибудь активным видом спорта и меньше проводите время в Интернете. 
- Играйте по принципу «Поиграл и хватит» – не больше одного часа в день. 
- Всегда помните мудрость: «Всё мне позволено, но не всё полезно и законно». 
 
Спасибо за внимание!