kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вода - универсальный растворитель. Интегрированный урок (химии и физика. 8 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Методическая разработка урока по теме: "Вода – универсальный растворитель" к учебнику О.С. Габриелян Химия 8 класс. Конспект предложенного урока соответствует требованиям ФГОС, содержит все этапы деятельности учителя и учеников на уроке. В приложении представлен дифференцированный тест, включающий учебный материал по химии и физике, а также ключи к тесту. Свойства воды как универсального растворителя рассматриваются с позиции базовых знаний физической и химической науки, что способствует целостному восприятию свойств самого удивительного вещества на Земле, а также окружающего мира. На уроке используется мультимедийная презентация, включающая наглядный материал по теме и инструкция к проведению лабораторной работы.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вода - универсальный растворитель. Интегрированный урок (химии и физика. 8 класс) »

Дереглазова О.П. - учитель химии,

высшая квал. кат.


Интегрированный урок по физике и химии.

8 класс.


Тема: «Вода - универсальный растворитель»

Цель урока: актуализировать знания о физических свойствах воды;

на основе имеющихся знаний рассмотреть свойства воды как растворителя;

показать роль воды в природе как растворителя, значение растворов;

воспитывать бережное отношение к водным источникам своей местности;

развивать навыки работы с химическими реактивами.


Задачи: Образовательные: - Сформировать представление о физических и химических свойствах воды. – Научить обнаруживать эти свойства в окружающем мире.

Развивающие: - Совершенствовать интеллектуальные умения. – Выдвигать гипотезы, обосновывать и проверять их достоверность.

Воспитательные: - Учить видеть практическую пользу знаний. - Воспитывать бережное отношение к окружающему миру. - Продолжать формирование познавательного интереса к предметам «Физика» и «Химия»

- Совершенствовать интеллектуальные способности и мыслительные умения учащихся, коммуникативные свойства речи; развитие кругозора школьников.


Оборудование: компьютер и мультимедиа - проектор, презентация Power Point, штатив с муфтой, стакан с водой, образцы веществ (Р; М; Н), таблица растворимости, спички, раствор бриллиантовой зелени, тесты, листы бумаги с изображением капли воды.

Ход урока.

  1. Орг. момент. (Задача: создание благоприятного психологического настроя).



  1. Актуализация опорных знаний. (Задача: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся; форма организации познавательной деятельности – фронтальная; метод обучения - репродуктивный)





(Эту часть урока ведет учитель физики)

Учитель: Ребята, сегодня мы проведём интегрированный урок, тему которого вы определите самостоятельно, разгадав загадку. Послушайте загадку: (СЛАЙД) Я и туча, и туман, И ручей, и океан. И летаю, и бегу И стеклянной быть могу…( вода)

Учитель: Правильно, речь идет о воде.

Поэтому тема нашего урока: « Вода - универсальный растворитель».(СЛАЙД) Цель урока: на основе имеющихся знаний о физических свойствах воды, откроем для себя новые свойства этого вещества. Пронаблюдаем явление (смешивание воды с бриллиантовой зелени).

Фронтальная беседа.

Вопросы: 1)Что это за явление? 2) Дайте определение диффузии.

А вы помните, как рисовали красками? Опускали измазанную красками кисточку в чистую воду и в ней растекалось красивое облачко причудливой формы... Помните?) Посмотрите, как красиво это может выглядеть!

3)Назовите виды диффузии. 4)От чего зависит скорость протекания диффузии? 5)Сравните диффузию в твёрдых телах, жидкостях и газах.

Задание 1. Из данных физических величин составьте формулы, характеризующие процессы, связанные с водой и назовите их. (На столах лежат карточки с заданиями и бланк для ответа) (СЛАЙД)

Задание 2. Рассмотрите график зависимости температуры вещества от времени наблюдения. (СЛАЙД)

- Для какого вещества он составлен? Почему?

- Назовите начальную температуру? Какое это состояние воды?

- Назовите конечную температуру. Какое это состояние воды? Задание: Назовите процессы к указанным участкам графика и запишите формулу количества теплоты им соответствующую .(1 вариант-1 и 2; 2 вариант-3 и4).


Задание 3.(экспериментальная задача) На ваших столах имеется оборудование: штатив, пробирка с 10 г воды, спички. Предложите способ практического подсчёта количества теплоты. (выслушиваются ответы учащихся) Рассчитайте количество теплоты, получаемое водой при сжигании 2-ух спичек.(2 ученика выполняют у доски) Техника безопасности при работе. Обсуждение результатов эксперимента, выяснение причин расхождения.

ВЫВОД. Мы рассмотрели физические свойства воды, давайте познакомимся с её свойствами с точки зрения процессов растворения.

  1. Изучение нового материала. (Эту часть урока ведет учитель химии.)

Учитель: Что общего в словах (СЛАЙД)

  • АКВАланг

  • АКВАриум

  • АКВАрель

  • АКВАтория

Ответы учащихся.


Учитель: Подобно тому, как алфавит начинается с буквы «А», так и жизнь начинается с воды. Именно вода была той великой колыбелью, в которой зародилась жизнь на Земле. Наша планета – единственная хранительница огромных водных запасов. А потому, ученым до сих пор так и не удалось обнаружить следов жизни на других планетах Солнечной системы. Жизнь зародилась в первичном океане, который представлял собой смесь веществ, растворенных в воде. Все процессы, которые мы наблюдаем в живой природе, осуществляются с ее участием. Вода содержится в клетках всех живых организмов и уходит из них только вместе с жизнью. Значение воды невозможно переоценить. (СЛАЙД)

Восточная легенда гласит: в пустыне шел караван, медленно покачивались путники на усталых верблюдах. Нещадно палило солнце. На пути они встретили лежавшего на раскаленном песке человека, умирающего от жажды. Равнодушно проследовал караван мимо. И только старик остановил своего верблюда, спешился и наклонился над юношей. «По повязке на твоей руке вижу я, что мы кровные враги, но в пустыне все равны. Пей! Пей и живи!» Старик усадил путника на верблюда, отдал запасы воды и велел догонять караван. «А как же ты?» - забеспокоился юноша. «Ты молод, а я стар.» - ответил старик, завернулся в белое покрывало и лег на песок. Через некоторое время караван возвращался домой. О, чудо! Перед глазами изумленных путников появился оазис; журчащий ручей наполнял его живительной влагой, а по берегам его, словно покрывало, росли белые цветы. Мудрость легенды заключается в следующем:

(СЛАЙД) Где добро – там вода, а где вода – там жизнь…»


Просачиваясь сквозь горные породы, вода растворяет в себе различные минералы.

Вопрос: Как вы думаете, процесс растворения физическое явление или химическое?

Учащиеся отстаивают свою точку зрения.

(СЛАЙД)

ВЫВОД: Растворение – это физико - химический процесс. Растворы – это однородные системы, состоящие из частиц растворителя, растворенного вещества и продуктов их взаимодействия.


Учитель: Как вы думаете, все ли вещества одинаково растворяются в воде?

Лабораторный опыт по изучению способности веществ растворятся в воде. Даны образцы веществ, например: поваренная соль, негашеная известь, оксид меди.

(СЛАЙД)

ВЫВОД: Вещества в воде могут хорошо растворяться (Р), мало растворяться (М) и не растворяться (Н). Работа по таблице растворимости, графику растворимости в зависимости от температуры. Определение растворимости веществ при определенной температуре.


Работа по учебнику (самостоятельно):

Вопрос:

- Какие растворы называются насыщенные? Ненасыщенные? Перенасыщенные?

- В какое время года следует добывать соль из озер?

- Как изменяется растворимость газов в зависимости от температуры?

- Почему у теплое Черного моря беднее органический мир, чем у морей Северного ледовитого океана?


  1. Закрепление изученного на уроке.

Учащиеся отвечают на вопросы теста(ПРИЛОЖЕНИЕ)


  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Учащиеся высказывают свои мнения о том, что нового узнали на уроке. Выставляются оценки .

  1. Домашнее задание.

П. 34, упр.5, 7.


































ПРИЛОЖЕНИЕ

Оценки: «5»-10

«4»-9-7

«3»- 5-6

«2»- меньше 5

ТЕСТ

1.В каких веществах происходит диффузия:

А) только в газах Б) только в жидкостях

В)только в твёрдых телах Г) во всех телах.

2.Растворение– это процесс, относящийся:

А) к химическим явлениям Б) к физическим явлениям

В) к физико-химическим явлениям Г) верного ответа нет

3.Какие из перечисленных свойств принадлежат жидкостям:

А) имеют определённый объём Б) занимают весь предоставленный объём

В) принимают форму сосуда Г)мало сжимаются

Д) легко сжимаются

4. С повышением температуры растворимость веществ: А) увеличивается Б) уменьшается

В) температура не влияет на растворимость.

5.Что можно сказать о внутренней энергии 1кг водяного пара, взятого при температуре 100oС и 1кг воды, взятой при температуре 100 oС: А) одинаковые Б) пар имеет большую внутреннюю энергию

В) вода имеет большую внутреннюю энергию. 6. Раствор, в котором при данной температуре вещество больше не растворяется, называется:

А) перенасыщенным Б) ненасыщенным В) насыщенным. 7. Чем можно объяснить тот факт, что вблизи водоёмов лето не бывает очень жарким, а зима очень холодной? А) теплоёмкость воды очень высокая, зимой вода остывает и отдаёт большое количество теплоты

Б) теплопроводность воды очень хорошая и она быстро нагревается и быстро охлаждается

В) теплоёмкость воды низкая, она медленно нагревается и медленно остывает. 8. Вещество хлорид натрия относится А) к хорошо растворимым Б) нерастворимым В) малорастворимым. 9. В каких единицах измеряется удельная теплоёмкость и количество теплоты? А) Дж, Дж/кг oС Б) Дж/кг, Дж

В) Дж/кг oС , Дж Г) Дж/кг oС, кал. 10.Если к насыщенному раствору прилить дистиллированную воду, то раствор станет А) более концентрированным Б) менее концентрированным

В) концентрация не изменится



КЛЮЧ К ТЕСТУ 1-Г, 2-В, 3-А,В.Г, 4-А, 5-Б, 6-В, 7-А . 8-А. 9-В. 10-Б.






































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Вода - универсальный растворитель. Интегрированный урок (химии и физика. 8 класс)

Автор: Дереглазова Ольга Петровна

Дата: 09.01.2015

Номер свидетельства: 152351


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1540 руб.
2370 руб.
1530 руб.
2350 руб.
1700 руб.
2620 руб.
1370 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства