kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме: "Химические свойства спиртов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Химические свойства одноатомных  спиртов .

Урок открытия новых знаний и построения системы знаний

  1. содержательная:

 - оказать, что химические свойства спиртов будут в первую очередь связаны с наличием в их молекуле  

   функциональной гидроксильной группы;

- убедить учащихся в том, что реакции окисления у спиртов протекают легко;

- совершенствовать знания о конкуренции двух процессов нуклеофильного замещения и элиминирования;

-  расширение понятий о типах химических реакций : этерификации, дегидратации, одновременно протекающей  

    реакции дегидрирования и дегидратации.

  1. деятельностная (формирование умений новых способов действий):
  1. формировать у обучающи[ся умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  2. формировать у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, выбирать  
  3. основания и критерии для сравнения свойств веществ, устанавливать причинно-следственные связи, строить  

        логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать,

  1.  формировать у обучающихся умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять    

          контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с  

          изменяющейся ситуацией,

  1. формировать у обучающихся умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

         возможности по ее решению,

  1. формировать у обучающихся способность владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и  

         осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности,

  1. формировать у обучающихся способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию и к                              

         преодолению препятствий.

Задачи:

  1. обеспечить взаимодействие школы и семьи в процессе образовательной деятельности,
  2. обеспечить использование системы приемов организации образовательной деятельности обучающихся с разными      

         источниками информации

Содержание учебного материала: прогнозирование реакционной способности  спиртов, химические свойства спиртов: кислотно-основные  свойства ( реакции нуклеофильного замещения). Окисление спиртов (в кислой и нейтральной среде), реакции  отщепления (элиминирования):  дегидратация ( правило Зайцева).Реакция дегидрирования и дегидратации ( реакция С.В.Лебедева). Реакция этерификации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: "Химические свойства спиртов" »


ПЛАН-КОНСПЕКТ


урока химии (2 часа)


Химические свойства одноатомных спиртов .


Урок открытия новых знаний и построения системы знаний


Класс 10 (профильный)

Никитина Н.Н ,

учитель химии высшей категории, Почетный работник РФ

Цели урока:

  • содержательная:

- оказать, что химические свойства спиртов будут в первую очередь связаны с наличием в их молекуле

функциональной гидроксильной группы;

- убедить учащихся в том, что реакции окисления у спиртов протекают легко;

- совершенствовать знания о конкуренции двух процессов нуклеофильного замещения и элиминирования;

- расширение понятий о типах химических реакций : этерификации, дегидратации, одновременно протекающей

реакции дегидрирования и дегидратации.

  • деятельностная (формирование умений новых способов действий):

  • формировать у обучающихся умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

  • формировать у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, выбирать

  • основания и критерии для сравнения свойств веществ, устанавливать причинно-следственные связи, строить

логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать,

  • формировать у обучающихся умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять

контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с

изменяющейся ситуацией,

  • формировать у обучающихся умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

возможности по ее решению,

  • формировать у обучающихся способность владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности,

  • формировать у обучающихся способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию и к

преодолению препятствий.



Задачи:

  • обеспечить взаимодействие школы и семьи в процессе образовательной деятельности,

  • обеспечить использование системы приемов организации образовательной деятельности обучающихся с разными

источниками информации


Содержание учебного материала: прогнозирование реакционной способности спиртов, химические свойства спиртов: кислотно-основные свойства ( реакции нуклеофильного замещения). Окисление спиртов (в кислой и нейтральной среде), реакции отщепления (элиминирования): дегидратация ( правило Зайцева).Реакция дегидрирования и дегидратации ( реакция С.В.Лебедева). Реакция этерификации.



Дидактическое сопровождение урока:


ЦОР – одноатомные спирты - строение, химические свойства. Тест. Проектор. Набор реактивов и лабораторного оборудования для демонстрационных и лабораторных опытов. Таблица - спирты – строение молекулы. Опорные конспект, тестовые задания, дополнительная информация – раздаточный материал для учащихся.







Ход урока

Действия учеников

УУД, Планируемые результаты

Мотивационный

Особенности строение молекулы спирта и предполагаемые свойства спиртов.

Краткий экскурс в историю .

Анализ новой информации о спиртах.

Теоретическое обоснование возможных свойств спиртов.

Информационные сообщения учащихся.


Обобщение уже сформированных знаний, новые знания.

Постановка цели

Формировать умения прогнозировать химические свойства нового класса веществ, работать с источниками информации ( учебник , опорный конспект, ЦОР – схема), аргументировать суждения по изучаемому вопросу .Подтвердить прогноз экспериментально. Сделать вывод .




Учащиеся самостоятельно выбирают из предложенного текста информацию, которая могла послужить отправной в изучении химических свойств одноатомных спиртов .


Поиск и выделение информации, анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений, установление причинно-следственных связей.

Оперирование знаниями и способами деятельности

в стандартных и нестандартных ситуациях

Демонстрация и обсуждение опытов, ответы на вопросы, выдвижение гипотез.



  • Опыт1. Растворение этанола в воде.



  • Вопрос: Этанол горит, в результате реакции образуется… Продолжите утверждение.





  • Опыт: Взаимодействие этанола с индикатором- универсальным зеленым.

  • . Вопрос – измениться окраска индикатора?


Лекция:

  • гипотеза – для одноатомных спиртов возможны реакции отщепления (элиминирования)

и нуклеофильного замещения.


  • введение новых терминов

- алкоголяты

- абсолютный спирт

- реакция этерификации










  • Спирты могут взаимодействовать с сильным

окислителями – раствором

КМnО4,

а так же нагретым СuО

  • введение новых терминов

- карбонильные соединения

- альтернативное топливо

- метаболизм


  • . Вопрос – возможны ли реакция одновременного дегидрирования дегидратации?

  • Введение новых терминов

- реакция Лебедева С.В.

- Правило Зайцева

Эвристическая беседа, выдвигают идеи и экспериментально воспроизводят:







  • наблюдают за демонстрацией опыта, делают вывод.




  • Проводят лабораторный опыт – поджигают в фарфоровой чашке этанол.







  • отвечают на вопрос.





Выдвигают идеи, экспериментально проверяют . Демонстрационный эксперимент ( взаимодействие этанола с металлическим натрием).

Учащиеся выполняют лабораторный опыт – взаимодействие этанола с гидроксидом натрия (добавляя индикатор фенолфталеин)


Выдвигают идеи, экспериментально проверяют – демонстрационный эксперимент.


Учащиеся предлагают варианты механизм реакции этерификации.



Знакомятся с новым материалом.


Учащиеся выполняют лабораторный опыт – взаимодействие этанола с предварительно нагретой медной спиралью (СuО).





Учащиеся выдвигают свои суждения.


Использование наглядных моделей, предвосхищение результата, выдвижение гипотез и их обоснование.




Вывод: этанол хорошо растворяется в воде.


Вывод: Этанол горит – в результате образуется углекислый газ и вода.

( в состав молекулы входит углерод, водород и кислород).

Этанол горит с выделением теплоты, значит, его можно использовать как альтернативное топливо.



Предположение - изменения окраски индикатора , так как в этаноле есть гидроксильная группа, но…

Вывод: окраска индикатора не изменилась– у этанола слабые кислотные и основные свойства.




Вывод: Спирты проявляют кислотные свойства


Вывод : окраска не изменилась, кислотные свойства у спиртов слабее, чем у воды.



Вывод: в результате реакции этерификации образуются сложные эфиры.










Вывод: спирты окисляются до карбонильных соединений (первичные спирты до альдегидов и далее до карбоновых кислот). Изменение цвета спи ралли после опыта и появление характерного запаха.




Вывод : возможны внутримолекулярная и межмолекулярная дегидратация. В первом случае образуется простой эфир, а во втором сложный эфир.

Конкуренция двух процессов: элиминирования и нуклеофильного замещения.

Подведение итогов и формулирование выводов

Подведение итогов урока:

Предельные одноатомные спирты – химически активные вещества. Их активность обусловлена в первую очередь наличием гидроксильной группы ОН. Для спиртов характерны кислотно-основные свойства. Реакции окисления ( в различных условиях). Реакции дегидратации. Одновременного дегидрирования и дегидратации.

Домашнее задание с открытым ответом.
Обсудите на форуме: http://old.internet-school.ru/demo/530732?page=7
Этиловый и метиловый спирты прекрасно горят и используются в некоторых странах в качестве горючего, целесообразно ли это? А что может препятствовать широкому применению этанола и метанола в этом качестве?

Альтернативное домашнее задание:

  • составить цепочку химических превращений от предельных углеводородов до альдегидов;

  • подготовить тест для одноклассников: химические свойства спиртов;

  • опережающие задание – разработать опорный конспект по теме: Многоатомные спирты.




Анализируют и обобщают пройденный материал.













Обучающиеся работают с интернет ресурсами















Обучающиеся самостоятельно выбирают домашнее задание и выполняют его.


Общий вывод: Предельные одноатомные спирты химически активные вещества. Можно использовать как альтернативное топливо. Губительного влияют на организм человека.











Ответ на поставленный вопрос обсуждают на форуме и готовят для обсуждения в классе.















Подготовка альтернативных заданий по данной теме для одноклассников , (работа в группах ) –взаимопроверка

На следующий урок







Рефлексия

Обсуждение результатов урока, ответы на вопросы:

Что Вас сегодня удивило на уроке?

Что Вы открыли на уроке?

Чему Вы научились сегодня?

Чем Вам это может помочь?

В какой части урока Вы работал лучше всего?

Что помогло Вам включиться в работу?

Что Вам на уроке показалось трудным?



Обсуждают и анализируют свою работу на уроке



Самостоятельная оценка итогов урока, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Используемая литература:

1.Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 кл. М.: Дрофа, 2006 г.

2.Интернет - Телешкола - химия. Спирты.

3.Коллекция Секреты химического мастерства СГТУ. Энгельский технологический институт.

4. Настольная книга учителя. Химия 10 класс \ О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. - М.: Дрофа; 2009. - 480 с.

5. Химия 10 класс – профильный уровень\ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М.: Олма; 2010.

6.. ЦОР. Интернет- ресурсы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок по теме: "Химические свойства спиртов"

Автор: Никитина Надежда Николаевна

Дата: 19.06.2014

Номер свидетельства: 107315

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Презентация к уроку химии в 10 классе по теме "Химические свойства спиртов" "
    ["seo_title"] => string(85) "priezientatsiia-k-uroku-khimii-v-10-klassie-po-tiemie-khimichieskiie-svoistva-spirtov"
    ["file_id"] => string(6) "216791"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1433154065"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Методическая разработка урока химии  с использованием информационно - коммуникационных технологий в 10классе по теме «Химические свойства спиртов» "
    ["seo_title"] => string(160) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-khimii-s-ispol-zovaniiem-informatsionno-kommunikatsionnykh-tiekhnologhii-v-10klassie-po-tiemie-khimichieskiie-svoistva-spirtov"
    ["file_id"] => string(6) "216786"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433152959"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Химические свойства спиртов. "
    ["seo_title"] => string(31) "khimichieskiie-svoistva-spirtov"
    ["file_id"] => string(6) "190760"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427214544"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок по теме "Физические и химические свойства спиртов" "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-po-tiemie-fizichieskiie-i-khimichieskiie-svoistva-spirtov"
    ["file_id"] => string(6) "152142"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420810287"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "УРОК ПО ХИМИИ в 10 классе ТЕМА: «Химические свойства и применение спиртов. Физиологическое воздействие спиртов на организм человека»."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_po_khimii_v_10_klasse_tema_khimicheskie_svoistva_i_primenenie_spirtov_fizio"
    ["file_id"] => string(6) "527616"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1574110962"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1530 руб.
2350 руб.
1700 руб.
2620 руб.
1540 руб.
2370 руб.
1700 руб.
2620 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства