| Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 9 |
| Место урока (по тематическому планированию ПРП) | Урок первый в теме 4 «Подгруппа углерода» |
| Тема урока | Углерод. Его строение, аллотропные видоизменения и свойства. |
| Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | Базовый уровень |
| Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений |
| Планируемые результаты(по ПРП): знать: нахождение углерода в природе; его аллотропные модификации; понятие адсорбции; химические свойства углерода; уметь: устанавливать связи между строением вещества, его свойствами и применением. |
| Личностные: принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения, социальных и межличностных отношений. |
| Метапредметные: регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планировать пути достижения цели, владение основами самоконтроля и самооценки; коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, владение письменной речью; познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Используемая технология: |
| Предметные: давать характеристику химическому элементу, отличать физические и химические свойства углерода от свойств других веществ, составлять формулы оксидов углерода, классифицировать их, описывать физические свойства аллотропных модификаций углерода. |
| Ключевые понятия (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): углерод, аллотропия, кристаллические решетки, физические и химические свойства углерода, углерод окислитель, восстановитель |
| |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
| БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
| Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
| интересные факты, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
| Демонстрирую: Простой карандаш, противогаз , модель алмаза. Заслушивается сообщение учащегося о создателе первого противогаза – Николае Дмитриевиче Зелинском Когда в Лондоне получили первые русские противогазы, английские химики просто не поверили в гениальную простоту их конструкции. После испытания они кропотливо исследовали содержимое коробок противогаза в поисках особого «секрета» Зелинского, однако во всех случаях в коробках противогазов они находили чистый древесный уголь. В последующем конструкция русского угольного противогаза 1916 года стала основой для создания всех подобных иностранных конструкций, не исключая и современные угольные фильтры для сигарет. Изобретение Зелинского прочно вошло не только в военную, но и в производственную практику. Пожарные, горно-спасательные команды, рабочие вредных предприятий всего мира пользуются русским изобретением. |
| Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
| Укажите учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового |
| На демонстрационном столе стоят фильтр для воды, цветок, флакон с нефтью, чаша с древесным углем. Что общего в демонстрируемых предметах? Ребята, о каком химическом элементе сегодня мы будем говорить? Определим план изучения темы. |
| Этап 1.3. Целеполагание |
| Сформулируйте способ подведения учащихся к формулированию темы, цели (стратегия успеха) урока: ты узнаешь, ты научишься |
| Определяют цели и задачи урока, знакомятся с планом изучения нового материала: |
| БЛОК 2. Освоение нового материала |
| Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
| Вопросы и задания 1) Охарактеризуйте атом углерода по его положению в ПСХЭ. 2) Рассмотрите электронное строение атома С. Определите высшее и низшее значение степени окисления углерода в соединениях. Демонстрации. Модели кристаллических решеток алмаза, графита и фуллерена. 3) Что общего и в чем различие в строении кристаллических решеток алмаза и графита? 4)Опишите известные вам физические свойства алмаза. 5) Как называются искусственно ограненные алмазы? 6) Кто занимается огранкой алмазов? 7) Как связаны свойства алмаза с областями его применения? 8) Кто изображен на фото? Как человек этой профессии связан с углеродом? На каком свойстве графита основано его применение? 9) Охарактеризуйте известные вам физические свойства сажи и древесного угля. Как вы считаете, каким строением обладают сажа и древесный уголь? Демонстрационный опыт. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Почему исчезает окраска жидкости (подкрасить чернилами) в колбе, если в нее поместить активированный уголь? 10) Где находят применение адсорбционные свойства активированного угля? 11)Соотнесите полученную в тексте информацию со своим жизненным опытом. Что нового вы узнали об этих веществах? Химические свойства углерода. 12) Какими химическими свойствами с точки зрения процессов окисления и восстановления должен обладать углерод? Определи, где углерод является восстановителем, а где окислителем? Предложенные уравнения реакций разделите на две группы. - Какой признак положим в основу деления? AI + C = C + O2 = C + Fе2О3 = H2 + C = 13) Где углерод и его соединения встречаются в природе? Назовите известные вам природные соединения углерода. Охарактеризуйте круговорот углерода в природе, используя рис. учебника (или схему на слайде пр |
| Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
| Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
| Сравните свойства аллотропных видоизменений углерода — алмаза и графита, составив обобщающую таблицу. Как можно химическим путем доказать, что алмаз и графит являются аллотропными видоизменениями одного и того же химического элемента? |
| БЛОК 3. Применение изученного материала |
| Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
| Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
| Демонстрационный эксперимент. Докажите, что углерод проявляет свойства восстановителя металлов из их оксидов на примере оксида меди. |
| |
| БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
| Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
| Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания (взаимопроверка/самопроверка) |
| Получения металлической меди в ходе опыта. |
| БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
| Этап 5.1. Рефлексия |
| Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
| Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 1.сегодня я узнал... 2.было интересно… 3.было трудно… 4.понял, что… 5.выполнял задания… 6.теперь я могу… 7.почувствовал, что… 8.научился… 9.у меня получилось 10.я смог… 11.я попробую… 12.меня |
| Этап 5.2.Домашнее задание |
| Введите рекомендации по домашнему заданию. |
| Параграф 24, 25, стр. 76-82, упр. 1,2,4,5,7- устно, 8- письменно. |