- электронное приложение к учебнику Габриеляна О.С. Химия. 8 класс;
  - дидактический материал для обучающихся – таблица кислот и кислотных остатков; таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде;
  - анкеты (для рефлексии).  
        |    №   |    Этап урока   |    Деятельность учителя   |    Деятельность ученика   |    Формируемые УУД   |  
  |   1   |    2   |    3   |    4   |    5   |  
  |   1   |    Самоопределение к деятельности. Организационный момент     |    Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку       |     Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места   |    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.   |  
  |   2   |    Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности   |    Какую тему мы изучали на протяжении нескольких последних уроков? Какие соединения химических элементов мы изучили? (слайд 1)
                                     Создает проблемную ситуацию путем предложения задания:      1 задание (слайд 2)  H2SO4, MgO, NaOH, N2O5, Zn(OH)2, K2O, HCl, SiO2, Ba(OH)2, H3PO4  Распределить предложенные вещества по классам, дать определения известных классов     |    Обучающиеся отвечают на вопросы.  Двое обучающихся загадывают загадки:  1. Если в паре элементов Кислород вторым стоит,  Ты же знаешь, эта пара Называется … (оксид)  2. Если формулы начало Представляется с металла, ОН – красуется затем, Вещества знакомы всем. Не надо придумывать им название, Ведь эти вещества…(основания)  Выполняют задание – выделяют 2 группы веществ по признакам классов: оксиды,    основания; вещества третьей группы неизвестны.  Дают определения оксидов, оснований       |    Познавательные:    логические – анализ объектов с целью выделения признаков;  Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.       |  
  |   3   |    Постановка учебной задачи   |    Создает условия для формулирования темы, цели и задач урока.  К какой группе веществ мы отнесем H2SO4, HCl, H3PO4? Изучали ли мы подобные вещества?    Для того чтобы ответить на этот вопрос и сформулировать тему урока, учитель предлагает обучающимся выполнить контекстные задания в группах.                                                                          На основе прослушанной информации учитель предлагает сделать вывод, о каком веществе идет речь?  Мы нашли название группы веществ 3 класса. Какова будет тема урока? Цель? Что мы можем узнать о кислотах?   |            Высказывают предположения          Работа обучающихся в 3 группах – смысловое чтение материала:  1. В составе кока-колы присутствует данное вещество. Популярный напиток широко применяется для очистки канализации, заржавевших болтов.  2. Это вещество, выделяемое муравьями в момент опасности, служит сигналом для всех остальных особей этого вида и является средством защиты при нападении хищников.  3. С древнейших времен люди разводили виноград и запасали впрок виноградный сок. При хранении в сосудах сок бродил, получалось вино. Иногда вино скисало и превращалось в уксус. Впоследствии его научились использовать как лекарство, приправу к пище, растворитель красок.  Представитель от каждой группы зачитывает информацию обучающимся.      Отвечают на вопрос.            Формулируют тему урока, цель и задачи (слайд 3)   |    Регулятивные: целеполагание;  Коммуникативные: постановка вопросов;  Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.   |  
  |   4   |    Построение проекта выхода из затруднения   |    Организует работу по исследованию класса кислот.  2 задание   Определить состав кислот, воспользовавшись формулами из 1 задания          3 задание   Воспользовавшись текстом параграфа 21, модулем ФЦИОР «Состав и классификация кислот» (http://fcior.edu.ru/card/9472/sostav-i-klassifikaciya-kislot.html) изучить названия и классификацию кислот по наличию кислорода в кислотном остатке, по основности и по растворимости в воде.   Объясняет алгоритм нахождения степени окислении элементов-неметаллов в кислотах, нахождение зарядов ионов кислотных остатков.   Демонстрирует видеофрагмент «Действие кислот на индикаторы»  (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5a6-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_01.swf)   |            Определяют состав вещества:  Н n(КО) m (слайд 4). Формулируют определение класса кислот, записывают в тетрадь      Самостоятельно изучают новый материал в форме индивидуальной деятельности.    Работают с таблицей растворимости кислот, солей и оснований в воде              Делают записи в тетрадь.              Наблюдают эксперимент, оформляют результаты в таблицу «Окраска индикаторов в кислой среде»   |    Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;  Регулятивные: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия;  Познавательные:    общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания;    логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез.   |  
  |   5   |    Первичное закрепление   |    Организует работу по отработке умений находить степени окисления элементов в формулах кислот.  Организует работу по отработке умений устанавливать соответствия: формула кислоты – формула оксида.   |     Работают с таблицей кислот и кислотных остатков, тренажером (электронное приложение к учебнику Химия О.С. Габриеляна):   1. Определение степени окисления элементов в формулах кислот;  2. Сопоставление формулы кислоты и формулы соответствующего ей оксида.   |     Регулятивные:     контроль, оценка, коррекция;  Познавательные: общеучебные.   |  
  |   6   |    Самостоятельная работа   |    Организует деятельность по применению новых знаний, анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность.   |    Работают с электронным приложением к учебнику Химия О.С. Габриеляна:  1. Соотнесение формул и названий кислот;  2. Классификация кислот по основности, наличию кислорода в кислотном остатке, растворимости.    Осуществляют самопроверку заданий. Оценивают результаты своей работы.   |    Регулятивные:    контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;  Личностные: самоопределение.   |  
  |   7   |    Рефлексия деятельности  (итог урока)   |     Организует рефлексию в форме анкетирования (слайд 5):   1. На уроке я работал(а):     активно/пассивно   2. Своей работой на уроке я:   доволен/ не доволен   3. Урок для меня показался:   коротким/ длинным   4. За урок я:     не устал(а)/ устал(а)   5. Мое настроение:   стало лучше/ стало хуже   6. Материал урока мне был:   понятен/ не понятен   полезен/ бесполезен  интересен/ скучен   |    Заполняют анкету.  Осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока   |    Познавательные:    рефлексия  Личностные: смыслообразование  Коммуникативные:    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.   |  
  |   8   |    Домашнее задание   |    Формулирует задание, комментируя его по необходимости:  параграф 21, вопросы 1 – 2, составить кроссворд по теме «Кислоты».   |    Фиксируют задание.   |         |