kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарии уроков по теме "Арены"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемые разработки могут быть использованы как при работе в профильных классах, так и при изучении на базовом уровне.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарии уроков по теме "Арены"»

Тема урока: Строение, изомерия и номенклатура аренов.


Цель урока: Изучить электронное и пространственное строение молекулы бензола. Развивать понятие об эффекте сопряжения. Познакомить учащихся с гомологическим рядом аренов, изомерией и номенклатурой аренов.


Оборудование: бензол, раствор перманганата калия, бромная(иодная) вода, демонстрационный штатив, модель молекулы бензола, мультимедийная презентация «Арены» (Приложение №1)


ХОД УРОКА

1. История открытия и изучения строения бензола.

Бензол был открыт еще в 1649 г. Иоганном Глаубером. Однако, тогда еще ничего не было известно о его составе. Во второй раз бензол был «открыт» Майклом Фарадеем. Он выделил его из светильного газа в 1825 году и тогда же был установлен его состав – С6Н6. Позже было выделено большое количество соединений содержащих бензольный цикл и большинство из них имели приятный запах, поэтому в 1860 г. А.Кекуле предложил для них название «ароматические углеводороды». Это название сохранилось до сих пор, а пол систематической номенклатуре этот класс углеводородов называется арены. Исходя из того, что основой аренов является бензол определение этого класса углеводородов следующее:

Арены - это углеводороды с общей формулой СnH2n - 6 в молекулах которых есть одно или несколько бензольных колец. (слайд№1)

Наличие цикла в молекуле бензола предположил еще Иоганн Лошмидт. Позже путем реакции дегидрирования циклогексана А.Зелинский получил бензол, а П.Сабатье прогидрировав бензол получил циклогексан. Таким образом, вопрос о циклической структуре бензола был решен.


2. Электронное и пространственное строение бензольного кольца.

Судя по составу, бензол является непредельным соединением. И в 1865 году А Кекуле предложил структурную формулу бензола, шестичленный цикл с чередующимися одинарными и двойными связями. (слайд №2)

Вопросы учащимся:

  • Что означает термин «непредельные углеводороды»?

  • Какие реакции наиболее типичны для непредельных углеводородов? (присоединения, окисление с помощью окислителей)

  • Какие качественные реакции на непредельные соединения вам известны? (реакции обесцвечивания бромной воды и раствора перманганата калия)

Проведем эксперимент. К раствору перманганата калия и бромной воде прильем немного бензола. Что наблюдаем?


*Возможна замена демонстрационного эксперимента на видеофрагмент из презентации к уроку

(слайд №3)

Вопрос учащимся:

Возникает проблема. Как объяснить результаты эксперимента? Какие противоречия возникают между формулой Кекуле и результатами эксперимента?


Изучением природы двойных связей в бензоле занимались многие химики и современные представления о структуре бензола были сформулированы Л.Полингом. Согласно современным представлениям молекула бензола имеет строение плоского шестиугольника с равными сторонами. Атомы углерода в бензоле находятся в состоянии sp2 - гибридизации. При этом гибридные орбитали образуют обычные - связи, а негибридная - перекрывается с двумя другими негибридными орбиталями соседних углеродных атомов. В результате образуется единое облако делокализованных - электронов. В результате такого равномерного перекрывания 2р - орбиталей всех шести углеродных атомов происходит "выравнивание" простых и двойных связей, то есть в молекуле бензола отсутствуют классические двойные и одинарные связи (слайд №4). Для того чтобы подчеркнуть выравненность - электронной плотности в молекуле бензола предложена следующая структурная формула:

*Лекционное изложение может быть заменено на демонстрацию видеофрагмента из презентации к уроку (слайд №4)




(слайд №5)



3. Классификация аренов. Гомологический ряд аренов. Изомерия и номенклатура аренов.

(сообщение учителя)

1. Арены классифицируют исходя из количества бензольных колец в молекуле. Различают одноядерные и многоядерные арены:








(слайд № 6)


2. Бензол является родоначальником гомологического ряда аренов. Гомологи бензола образуются при замене одного или нескольких атомов водорода в бензольном кольце на углеводородный радикал (слайд № 7).

По систематической номенклатуре арены рассматривают как производные бензола. Названия образуются от названий радикалов боковых цепей с добавлением окончания бензол.

В случае если в бензольном кольце имеется два заместителя, то они могут отличаться своим взаимным расположением в кольце. Так, при замещении двух водородных атомов на метильные радикалы могут образоваться три изомера (орто-, мета- и пара-) (слайд №8). Нумерацию бензольного кольца ведут таким образом, чтобы сумма цифр была наименьшей. Многие арены имеют тривиальные названия, которые применяются очень часто (метилбензол - толуол; диметилбензол - ксилол). Изомерия в гомологическом ряду бензола может быть связана как числом и строением заместителей, так и с их положением в бензольном кольце.

Для закрепления выполняются упражнения №6 и №9 из раздаточного дидактического материала к уроку (Приложение №2). Проверка выполненных заданий может проводится в двух вариантах:

а) Фронтально, когда выполненные в тетради задания сканируются и с помощью проектора демонстрируются на экране. Все возможные ошибки выявляются и корректируются в процессе проверки.

б) Задание может быть выполнено на интерактивной доске на заранее подготовленном шаблоне для составления формул. (Приложение № 3 )


Тема урока: Способы получения и физические свойства аренов.


Цель урока: Изучить основные лабораторные и промышленные способы получения аренов. Сформировать понятие каталитического риформинга алканов. Познакомить с важнейшими физическими свойствами аренов.


Оборудование: бензол, этанол, дистиллированная вода, хлороформ, растительное масло, демонстрационный штатив, пробирки, стеклянные палочки, кристаллизатор со льдом или другой охлаждающей смесью, мультимедийная презентация «Арены» (Приложение №1)



ХОД УРОКА


1. Способы получения аренов. (лекционное изложение материала учителем)


  1. В промышленности 90 % получаемого бензола выделяют при переработке каменноугольной смолы при ее фракционировании. Другим источником получения аренов является нефть, которые выделяют из нее простой перегонкой, пиролизом, а также каталитическим крекингом.

  2. Ароматизация парафинов (каталитический риформинг): (слайд №10)

СН3 СН3



Pt, 350o C




метилциклогексан метилбензол


При дегидрировании циклогексана подобным образом образуется бензол.


  1. Гомологи бензола могут быть получены по реакции Фриделя - Крафтса (см. раздел свойства бензола).

  2. Синтез из солей ароматических карбоновых кислот:



С 6Н5 СООNa + NaO H t C6H6 + Na2CO3



5. Синтез из ацетилена. Реакция Зелинского. (слайд №11)


3 СН СН



* Материал выделенный курсивом предлагается учащимся профильных классов.


2. Физические свойства аренов. (сообщение учителя + демонстрационный эксперимент)


Низшие члены гомологического ряда бензола - чаще всего жидкости, обладающие характерным запахом (демонстрируются образцы аренов: бензол, толуол, ксилол). Углеводороды, в состав которых входит не более одного бензольного кольца, как правило, легче воды. Арены в воде нерастворимы, но хорошо растворяются в органических растворителях, и сами являются таковыми.

Учитель демонстрирует эксперименты:

  • Растворимость бензола в воде, этаноле, хлороформе.

  • Растворение масел в бензоле.

* Демонстрационный эксперимент может быть заменен на демонстрацию видеофрагментов с аналогичными экспериментами (слайд №12, 13)


3. Решение задач и упражнений на закрепление темы.


Для закрепления материала о способах получения аренов учащимся предлагается решить расчетные задачи №1 и №5 из раздаточного дидактического материала к уроку (Приложение №2).

Ниже приведены условия этих задач:


  1. Из ацетилена объемом 3,36 л (н.у.) получили бензол объемом 2,5 мл. Определите выход продукта, если плотность бензола равна 0,88 г/мл.

  2. Какой объем водорода (н.у.) образуется при циклизации и дегидрировании н-гексана объемом 200 мл и плотностью 0,66 г/мл? Реакция протекает с выходом 65 %.


Тема урока: Химические свойства аренов.


Цель урока: Изучить важнейшие химические свойства аренов на примере бензола и ближайших гомологов. На примере толуола рассмотреть взаимное влияние атомов в молекуле.


Оборудование: бензол, азотная кислота, серная кислота, водяная баня, толуол, ксилол, подкисленный раствор перманганата калия, демонстрационный штатив, пробирки, фильтровальная бумага, пинцет, чашка для выпаривания веществ, мультимедийная презентация «Арены» (Приложение №1)


1. Контроль домашнего задания.

А) Составьте формулы веществ: хлорбензол; 1,4 - диметилбензол; 1,4 - диметил 3 - бромбензол; бутилбензол; 1,4 - динитробензол. Задание может выполняться на интерактивной доске с использованием готового шаблона ( Приложение №3).

Б) Контрольный тест (10 минут)


2. Химические свойства бензола.

А) Вводная беседа с учащимися с целью актуализации опорных знаний:

  • Какие типы реакции характерны для предельных и непредельных углеводородов?

  • В чем особенности электронного и пространственного строения бензола?

  • Существуют ли реально в молекуле бензола чистые одинарные и двойные связи?

  • Предположите, какой тип реакций будет характерен для аренов?


Б) Изучение свойств бензола (лекционное изложение материала с элементами беседы).


Несмотря на формальную непредельность для бензола более характерны реакции замещения. Это объясняется особенностями строения бензольного кольца. В присутствии катализаторов FeBr3, AlCl3 может идти замещение атомов водорода в молекуле бензола на атомы галогенов. Эти реакции идут практически в обычных условиях (слайд №14).


C6H6 + Br2 FeBr3 C6H5Br + HBr

(* По ходу объяснения материала учащимся задается вопрос о том имеет ли значение какой атом водорода бензольного кольца будет замещаться на галоген? Почему?)


При взаимодействии с бензола азотной кислотой в присутствии концентрированной серной кислоты в качестве водоотнимающего средства идет образование нитробензола (слайд №15).


C6H6 + HNO3 50 C C6H5NO2 + H2O

(* По ходу объяснения материала учащимся задается вопрос о том какова роль серной кислоты в этой реакции? Параллельно идет демонстрация нитрования бензола. Методика эксперимента описана в Приложении №4)


В присутствии безводного хлорида алюминия в качестве катализатора может протекать реакция алкилирования бензола (Реакция Фриделя - Крафтса). В результате к бензольному кольцу присоединяется углеводородный радикал.



AlCl3

Н + Cl CH3 СН3 + HCl




Поскольку бензольное кольцо насыщено электронами, то частица, которая будет атаковать бензольное кольцо должна иметь дефицит электронов, то есть быть электрофилом. Отсюда, реакции замещения у аренов протекают по механизму который носит название электрофильного замещения.

Реакции присоединения менее характерны для бензола, но они есть. Так, каталитическое гидрирование бензола идет в присутствии никелевых (150о) или платиновых (50о) катализаторов. Бензол при этом превращается в циклогексан.

Pt

С6Н6 + 3Н2 С6Н12


При сильном освещении (УФ - облучение) в отсутствие кислорода бензол способен присоединять хлор, образуя производное циклогексана - гексахлорциклогексан (гексахлоран).


С6Н6 + 3Cl2 hv C6H6Cl6


В реакциях присоединения происходит разрушение ароматической системы.


В) Химические свойства гомологов бензола (лекционное изложение материала с элементами беседы).

Гомологи бензола химически более активны чем сам бензол. Это объясняется влиянием углеводородного радикала на бензольное кольцо. Радикалы являются электродонорными заместителями, то есть они подают электроны в бензольное кольцо, нарушая равномерное распределение электронной плотности в кольце в орто - и пара – положениях (слайд №17). В этих положениях повышается электронная плотность и облегчается вхождение заместителей. Так, например, толуол (метилбензол) нитруется очень легко, даже без нагревания. При этом идет образования тринитротолуола (слайд № 18).


C 6H6 + HNO3 H2SO4 (конц) C6H5NO2 + H2O


Галогенирование гомологов бензола идет по-разному в зависимости от условий реакции. При освещении галоген замещает водород в радикале, а в присутствии катализатора - встраивается в бензольное кольцо:

Г) Окисление аренов (лекционное изложение с демонстрационным экспериментом и элементами беседы).


Бензол и его гомологи горят на воздухе коптящим сильно пламенем (слайд №.19).


6Н6 + 15О2 12СО2 + 6Н2О

(* Демонстрируется опыт горения пропитанной бензолом фильтровальной бумаги(Тяга!!!). Параллельно сжигается кусочек фильтровальной бумаги не пропитанный бензолом.

Учащимся задается вопрос о причине такого характера сгорания бензола и его гомологов.)


Бензол устойчив к действию окислителей, однако его гомологи окисляются очень легко. Известно, что влияние атомов и групп атомов в молекулах органических веществ взаимно. Поэтому в молекулах гомологов бензола не только радикалы влияют на активность бензольного кольца, но и кольцо влияет на активность радикалов. В частности снижают устойчивость радикалов к окислению. Если, например, прилить раствор перманганата калия к толуолу и нагреть смесь, то фиолетовая окраска раствора постепенно исчезнет. Это происходит вследствие окисления метильной группы. В реакции окисления толуола перманганатом калия метильная группа окисляется в карбоксильную - образуется бензойная кислота (слайд №20). Подобным образом окисляются и другие гомологи бензола. Радикал независимо от его длины и типа «сгорает», образуя карбоксильную группу.

(* Демонстрируется опыт окисления толуола и ксилола кислым раствором перманганата калия. Методика проведения демонстрации описана в Приложении №4)


3. Решение задач и упражнений на закрепление темы.


Для закрепления материала о способах получения аренов учащимся предлагается решить упражнения №7 (1 уровень) и №8 (2 уровень) расчетные задачи №2 и №3 из раздаточного дидактического материала к уроку (Приложение №2).




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Сценарии уроков по теме "Арены"

Автор: Федорищев Сергей Николаевич

Дата: 12.03.2021

Номер свидетельства: 575221

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "урок в 5 и 6 классах по теме "Площадь прямоугольника. Единицы площади. Равновеликие фигуры" "
    ["seo_title"] => string(102) "urok-v-5-i-6-klassakh-po-tiemie-ploshchad-priamoughol-nika-iedinitsy-ploshchadi-ravnovielikiie-fighury"
    ["file_id"] => string(6) "136092"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417025196"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Разработка урока для  3 класса  по теме: "Художник в цирке" "
    ["seo_title"] => string(61) "razrabotka-uroka-dlia-3-klassa-po-tiemie-khudozhnik-v-tsirkie"
    ["file_id"] => string(6) "196081"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427995691"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "презентация к сценарию воспитательного часа«Наши в Сочи» "
    ["seo_title"] => string(67) "priezientatsiia-k-stsienariiu-vospitatiel-nogho-chasa-nashi-v-sochi"
    ["file_id"] => string(6) "140366"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417947080"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока на тему "Құтты болсын Жаңа жыл""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt_uroka_na_tiemu_k_u_tty_bolsyn_zhan_a_zhyl"
    ["file_id"] => string(6) "452003"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1516724656"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока по теме "Образы сказочных героев. Э. Успенский "Чебурашка". "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-po-tiemie-obrazy-skazochnykh-ghieroiev-e-uspienskii-chieburashka"
    ["file_id"] => string(6) "101330"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402413955"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1270 руб.
2110 руб.
1570 руб.
2620 руб.
1410 руб.
2350 руб.
1420 руб.
2370 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства