kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок "Элементы VA группы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Важнейшие соединения азота и фосфора, специфические свойства.

Цель: Проследить связь важнейших соединений азота, роль аммиака, азотной кислоты в окислительно-восстановительных процессах, специфические свойства нитратов и фосфатов.

Место в теме: Обобщающий урок после изучения элементов V А группы

Технология: групповая работа ДЖИГСО

Оборудование: на столах учащихся учебники химии 9 класса, пособия, справочники, рабочие тетради, на демонстрационном столе: H2SO4конц., Cu, AgNO3, NaOH, K3PO4, NH4NO3кр., спиртовка.

Подготовка: карточки с вопросами для экспертных групп, тестовые задания для контроля репродуктивного уровня.

Класс разделен на 4 группы (экспертные).

1 группа Окислительно-восстановительные реакции, роль NH3 и HNO3 в них.

2 группа Взаимосвязь соединений азота, цепочка превращения.

3 группа Химические свойства аммиака и солей аммония.

4 группа Качественные реакции на катион NH4+; анионы NO3-; PO43-

I. Проблематизация, постановка задач.

II. Контроль репродуктивного уровня – тест (приложение 1)

III. Создание и работа экспертных групп

1 группа  Рассмотреть реакции с позиций ОВР:

CuO + NH3 → Cu + N2 + H2O

H2S + HNO3 → H2SO4 + NO2 + H2O

2 группа  Составить химические  равнения по схеме:

N2 → NH3 → NO → NO2 → HNO3 → Cu(NO3)2 → CuO

3 группа  Закончить практически осуществимые реакции:

1) NH4Cl + AgNO3 →                                     5) (NH4)2CO3 + HCl →

2) AgCl + NH4NO3 →                                     6) NH3 + HNO3 →

3) (NH4)2SO4 + NaOH →                                7) NH4Cl + CO2 →

4) NH4Cl →

4 группа  Провести качественные реакции на NH4+; NO3-; PO43-

IV. Возвращение учащихся в группы обучения – каждый учащийся «эксперт» доводит до группы свой вопрос. После работы каждого эксперта – контрольный вопрос.

Какие вопросы остались непонятными?

V. Контроль уровня усвоения материала

Составить химические уравнения по цепочке превращений. Химическую реакцию №2 рассмотреть с позиций ОВР.

В.1   N2 → NH3 → NO                  

В.2   N2 → NO → NO2

В.3   NO2 → HNO3 → NO2

В.4   HNO3 → Cu(NO3)2 → NO2

VI. Итог урока

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок "Элементы VA группы" »

Тема: Важнейшие соединения азота и фосфора, специфические свойства.

Цель: Проследить связь важнейших соединений азота, роль аммиака, азотной кислоты в окислительно-восстановительных процессах, специфические свойства нитратов и фосфатов.

Место в теме: Обобщающий урок после изучения элементов V А группы

Технология: групповая работа ДЖИГСО

Оборудование: на столах учащихся учебники химии 9 класса, пособия, справочники, рабочие тетради, на демонстрационном столе: H2SO4конц., Cu, AgNO3, NaOH, K3PO4, NH4NO3кр., спиртовка.

Подготовка: карточки с вопросами для экспертных групп, тестовые задания для контроля репродуктивного уровня.


Класс разделен на 4 группы (экспертные).

1 группа Окислительно-восстановительные реакции, роль NH3 и HNO3 в них.

2 группа Взаимосвязь соединений азота, цепочка превращения.

3 группа Химические свойства аммиака и солей аммония.

4 группа Качественные реакции на катион NH4+; анионы NO3-; PO43-


I. Проблематизация, постановка задач.


II. Контроль репродуктивного уровня – тест (приложение 1)


III. Создание и работа экспертных групп

1 группа Рассмотреть реакции с позиций ОВР:

CuO + NH3 → Cu + N2 + H2O

H2S + HNO3 → H2SO4 + NO2 + H2O

2 группа Составить химические равнения по схеме:

N2 → NH3 → NO → NO2 → HNO3 → Cu(NO3)2 → CuO

3 группа Закончить практически осуществимые реакции:

1) NH4Cl + AgNO3 → 5) (NH4)2CO3 + HCl →

2) AgCl + NH4NO3 → 6) NH3 + HNO3

3) (NH4)2SO4 + NaOH → 7) NH4Cl + CO2

4) NH4Cl →

4 группа Провести качественные реакции на NH4+; NO3-; PO43-


IV. Возвращение учащихся в группы обучения – каждый учащийся «эксперт» доводит до группы свой вопрос. После работы каждого эксперта – контрольный вопрос.

Какие вопросы остались непонятными?


V. Контроль уровня усвоения материала

Составить химические уравнения по цепочке превращений. Химическую реакцию №2 рассмотреть с позиций ОВР.

В.1 N2 → NH3 → NO

В.2 N2 → NO → NO2

В.3 NO2 → HNO3 → NO2

В.4 HNO3 → Cu(NO3)2 → NO2


VI. Итог урока


Задания экспертным группам

1 группа

Расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.

1) CuO + NH3 → Cu + N2 + H2O

2) H2S + HNO3 → H2SO4 + NO2 + H2O

3) C + HNO3 → CO2 + NO + H2O (дополнительная)


2 группа

Составьте уравнения реакций, соответствующих схеме

N2 → NH3 → NO → NO2 → HNO3 → Cu(NO3)2 (→ CuO – дополнительная)


3 группа

Запишите уравнения практически осуществимых реакций:

1) NH4Cl + AgNO3 → 5) (NH4)2CO3 + HCl →

2) AgCl + NH4NO3 → 6) NH3 + HNO3

3) (NH4)2SO4 + NaOH → 7) NH4Cl + CO2 →(дополнительная)

4) NH4Cl →


4 группа

Опытным путём докажите, что исследуемое вещество:

А) нитрат аммония (2 реакции)

Б) ортофосфат калия


Контроль репродуктивного уровня

Вариант 1.

1. Азотная кислота не реагирует с

а) Ca(OH)2; б) Na2CO3; в) SiO2; г) Ag


2. Высшая степень окисления азота в соединениях

а) +5 б) -3 в) 0 г) +2


3. Соли аммония в качественной реакции определяют по выделению

а) сильного основания б) аммиака в) аммиака и воды г) новой соли


Вариант 2.

1. Высшая степень окисления азота в соединениях

а) -3 б) 0 в) +5 г) +2


2. Оксид фосфора (V) не реагирует с

а) водой б) оксидом кальция в) гидроксидом кальция г) оксидом серы (VI)


3. Соли аммония в качественной реакции определяют по выделению

а) новой соли б) аммиака в) сильного основания г) аммиака и воды



Вариант 3.

1. Высшая степень окисления азота в соединениях

а) 0 б) +5 в) -3 г) +3


2. Аммиак в окислительно-восстановительных процессах всегда

а) окислитель б) восстановитель в) не меняет степени окисления


3. Оксид фосфора (V) не реагирует с

а) оксидом кальция б) водой в) оксидом серы (VI) г) гидроксидом натрия


Вариант 4.

1. Азотная кислота в окислительно-восстановительных процессах

а) окислитель б) восстановитель в) и окислитель, и восстановитель


2. Соли аммония в качественной реакции определяют по выделению

а) аммиака и воды б) новой соли в) сильного основания г) аммиака


3. Высшая степень окисления азота в соединениях

а) -2 б) +5 в) -3 г) 0

Вариант 5.

1. Фосфорная кислота не реагирует с

а) KOH б)Mg в)CO2 г) р-р AgNO3


2. Высшая степень окисления азота в соединениях

а) +5 б) -3 в) 0 г) +3


3. Соли аммония в качественной реакции определяют по выделению

а) новой соли б) сильного основания в) аммиака и воды г) аммиака


Задания экспертным группам

1 группа

Расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.

1) CuO + NH3 → Cu + N2 + H2O

2) H2S + HNO3 → H2SO4 + NO2 + H2O

3) C + HNO3 → CO2 + NO + H2O (дополнительная)


2 группа

Составьте уравнения реакций, соответствующих схеме

N2 → NH3 → NO → NO2 → HNO3 → Cu(NO3)2 (→ CuO – дополнительная)


3 группа

Запишите уравнения практически осуществимых реакций:

1) NH4Cl + AgNO3 → 5) (NH4)2CO3 + HCl →

2) AgCl + NH4NO3 → 6) NH3 + HNO3

3) (NH4)2SO4 + NaOH → 7) NH4Cl + CO2 →(дополнительная)

4) NH4Cl →


4 группа

Опытным путём докажите, что исследуемое вещество:

А) нитрат аммония (2 реакции)

Б) ортофосфат калия



Итоговый контроль

Вариант 1

N2 → NH3 → NO (реакцию 2 разобрать с позиций ОВР)



Вариант 2

N2 → NO → NO2 (реакцию 2 разобрать с позиций ОВР)



Вариант 3

NO2 → HNO3 → NO2 (реакцию 2 разобрать с позиций ОВР)



Вариант 4

HNO3 → Cu(NO3)2 → NO2 (реакцию 2 разобрать с позиций ОВР)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Обобщающий урок "Элементы VA группы"

Автор: Зайцева Татьяна Александровна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 101660

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Контрольно-обобщающий урок ИЗО: "Стилевые направления в архитектуре" "
    ["seo_title"] => string(79) "kontrol-no-obobshchaiushchii-urok-izo-stilievyie-napravlieniia-v-arkhitiekturie"
    ["file_id"] => string(6) "113798"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411052340"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Повторно-обобщающий урок-викторина «Электрические явления» "
    ["seo_title"] => string(70) "povtorno-obobshchaiushchii-urok-viktorina-eliektrichieskiie-iavlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "184256"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426010659"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Повторительно – обобщающий урок по теме: «Показательные, логарифмические уравнения и неравенства». "
    ["seo_title"] => string(111) "povtoritiel-no-obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-pokazatiel-nyie-logharifmichieskiie-uravnieniia-i-nieravienstva"
    ["file_id"] => string(6) "123586"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414516483"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Обобщающий урок по информатике в 7 классе по теме "Алгоритмы и исполнители" "
    ["seo_title"] => string(86) "obobshchaiushchii-urok-po-informatikie-v-7-klassie-po-tiemie-alghoritmy-i-ispolnitieli"
    ["file_id"] => string(6) "129393"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415702207"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Обобщающий урок по теме «Ядерная физика» "
    ["seo_title"] => string(50) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-iadiernaia-fizika"
    ["file_id"] => string(6) "173340"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423980798"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1420 руб.
2370 руб.
1570 руб.
2620 руб.
1270 руб.
2110 руб.
1570 руб.
2620 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства