Конспект урока «Общие химические свойства металлов. Ряд активности металлов»
Конспект урока «Общие химические свойства металлов. Ряд активности металлов»
Урок по теме:
«Общие химические свойства металлов. Ряд активности металлов».
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: мультимедийный
Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8,9 классов, выявить особенности протекания реакций металлов со сложными веществами, подчеркнуть химическую функцию металлов как восстановителей.
Задачи урока:
развивать умения пользоваться опорными знаниями, закреплять умения и навыки выполнения химического эксперимента;
сформировать понимание практического значения металлов в жизни человека;
Развивать познавательный интерес при выполнении теоретических и практических заданий.
Оборудование и реактивы:
на столах учащихся: раствор соляной кислоты (НCl), CuSO4 (раствор), металлы: цинк, медь, железо ( железные гвозди на ниточках), пробирки, штатив для пробирок, емкость для слива, спиртовка, щипцы, спички.
На столе учителя: предметный столик, спички, спиртовка, вата, шпатель, асбестовая прокладка, порошок магния, натрий, эксикатор с водой, фенол-фталеин.
Оснащение урока.
Компьютер, мультимедиапроектор, экран, таблицы « Растворимость кислот, солей и оснований в воде», « Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», «Электрохимический ряд напряжений металлов», рабочие листы учащихся.
Ход урока:
I.Орг. момент (готовность учащихся к уроку) (1 мин.)
Сообщение темы урока слайд №1,2.
II.Проверка опорных знаний (10 мин.).
1. Вопросы классу:
По каким свойствам мы узнаём простые вещества металлы (слайд № 3).
Где находятся в ПСХЭ химические элементы металлы.
Является ли деление элементов на металлы и неметаллы условным?
Почему?
2. Программированный опрос
(учащимся предлагается тест из 5 вопросов (2 варианта)).
III. Изучение нового материала. ( 27 мин.- 30 мин.)
Постановка цели урока. Актуальность изучения данной темы.
Учитель: Мир вокруг нас – это совокупность физических и химических превращений веществ. Как ведут себя металлы в этом мире, с какими веществами они взаимодействуют и каким должно быть их практическое применение. слайд№5
Почему одни металлы можно хранить в обычном состоянии, а другие либо в запаянном сосуде, либо под слоем керосина? слайд№6
Примечание: результат работы учащихся – конспект, включающий схему-опору по определённым свойствам металлов и уравнения реакций в качестве примера.
Химические свойства металлов делятся на две группы – с простыми веществами и сложными слайд№7
1) Взаимодействие металлов с простыми веществами. слайд№8
Вопрос: Как называются продукты взаимодействия металлов с кислородом, галогенами, серой, азотом (учащиеся дают ответы, сверяют их с записью на слайдах).
Техника безопасности
Лабораторный опыт №1. Прокаливание медной пластинки в пламени спиртовки. слайд№9
Наблюдения, уравнения реакций записывают в рабочем листе.
Демонстрационный опыт (видеоклип): горение магния в кислороде. слайд№9
Вопрос: Как вы можете объяснить этот опыт? Где подобный процесс мог применяться?
( В прошлом веке использовался фотографами для улучшения освещения)
Ученик у доски: Составляет уравнение реакции горения магния в кислороде, определяет окислитель и восстановитель.
Демонстрационный опыт (видеоклип): Взаимодействие сурьмы с хлором. слайд№10
Ученик у доски: Составляет уравнение реакции взаимодействия сурьмы с хлором, определяет окислитель и восстановитель.
Закрепление. Допишите уравнения реакций взаимодействия металлов с другими неметаллами. слайд№10, 11
Металлы средней активности(Mg – Pb) + вода → оксид металла + Н2↑
Неактивные металлы (Bi – Au) + вода → не реагируют
«Как вы думаете ?»… имеет ли смысл фраза, которую мы часто слышим в сказках: «К морю синему пошли и море синее зажгли?».
слайд №13.
Демонстрационный опыт: «Активные металлы и вода».(видеоклип)
Ученик у доски: Составляет уравнения реакции взаимодействия натрия с водой. Фиксирует признаки химической реакции, определяет окислитель и восстановитель.
Закрепление. Допишите уравнения возможных реакций взаимодействия металлов водой. Слайд№14
Al + H2O →
Zn + H2O →
Ag + H2O →
Проблема: почему алюминий не реагирует с водой? Это свойство имеет практическое значение, т.к. для изготовления посуды не берут калий, натрий, а именно алюминий, цинк, железо.
3) Взаимодействие металлов с кислотами. слайд №15.
Лабораторный опыт №2. Взаимодействие цинка, железа, меди с соляной кислотой. ТБ
1 вариант - Zn + HCl
2 вариант - Cu + HCl
3 вариант – Fe + HCl
Учитель: контролирует правила ТБ при выполнении опытов, навыки и умения экспериментальной работы.
Запись в тетрадях уравнений реакций, наблюдения
Zn + HCl → ZnCl2 + H2
Fe + HCl → FeCl2 + H2
Cu + HCl → не идёт
Это свойство используется для получения водорода в лаборатории.
Объясните результаты опыта.
Вывод. Металлы, стоящие в ряду активности до водорода вытесняют его из растворов кислот, а после водорода - не вытесняют. . слайд №16
Но для этой реакции есть несколько поправок.
Если образуется растворимая соль;
Кроме щелочных и щелочно-земельных металлов;
Кроме концентрированной серной и азотной кислот.
Взаимодействие металлов с солями. слайд №17
Лабораторный опыт № 3. Взаимодействие железа с хлоридом меди и меди с хлоридом железа.
Учитель: контролирует правила ТБ при выполнении опытов, навыки и умения экспериментальной работы.
Запись в тетрадях уравнений реакций, наблюдения
Fe + CuCl2 → FeCl2 + Cu
FeCl2 + Cu → не идет
Для этой реакции тоже есть поправки, которые совпадают с первой и второй поправкой для кислот
Объясните результаты опыта.
Вывод. Более активные металлы вытесняют менее активные из растворов их солей.
Закрепление. Допишите уравнения возможных реакций. слайд №18
С какими из веществ будут реагировать предложенные металлы при нормальных условиях? Выбрать правильные ответы.
Ответить на вопросы.
С какими веществами реагируют металлы?
Чем являются металлы в реакциях – окислителями или восстановителями?
Какие поправки вводятся для реакций металлов с водой, кислотами, солями?
Для чего нужно изучать химические свойства металлов? Где их можно использовать?
Где применить полученные знания?
Ответ: Металлы широко используются человеком в технике, медицине, различных отраслях промышленности, но при использовании надо учитывать их свойства: взаимодействие с кислородом, водой, различными солями.
V.Итоги урока Учитель озвучивает оценки и выставляет их в журнал.
VI. Домашнее задание.
§8, упр. 7,8 (письменно)
Литература:
Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений / О.С.Габриелян. – 14-е изд., испр. – М. : Дрофа, 2008
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Общие химические свойства металлов. Ряд активности металлов» »
Урок по теме:
«Общие химические свойства металлов. Ряд активности металлов».
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: мультимедийный
Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8,9 классов, выявить особенности протекания реакций металлов со сложными веществами, подчеркнуть химическую функцию металлов как восстановителей.
Задачи урока:
развивать умения пользоваться опорными знаниями, закреплять умения и навыки выполнения химического эксперимента;
сформировать понимание практического значения металлов в жизни человека;
Развивать познавательный интерес при выполнении теоретических и практических заданий.
Оборудование и реактивы:
на столах учащихся: раствор соляной кислоты (НCl), CuSO4 (раствор), металлы: цинк, медь, железо ( железные гвозди на ниточках), пробирки, штатив для пробирок, емкость для слива, спиртовка, щипцы, спички.
На столе учителя: предметный столик, спички, спиртовка, вата, шпатель, асбестовая прокладка, порошок магния, натрий, эксикатор с водой, фенол-фталеин.
Оснащение урока.
Компьютер, мультимедиапроектор, экран, таблицы « Растворимость кислот, солей и оснований в воде», « Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», «Электрохимический ряд напряжений металлов», рабочие листы учащихся.
Ход урока:
I.Орг. момент (готовность учащихся к уроку) (1 мин.)
Сообщение темы урока слайд №1,2.
II.Проверка опорных знаний (10 мин.).
1. Вопросы классу:
По каким свойствам мы узнаём простые вещества металлы (слайд № 3).
Где находятся в ПСХЭ химические элементы металлы.
Является ли деление элементов на металлы и неметаллы условным?
Почему?
2. Программированный опрос
(учащимся предлагается тест из 5 вопросов (2 варианта)).
III. Изучение нового материала. (27 мин.- 30 мин.)
Постановка цели урока. Актуальность изучения данной темы.
Учитель: Мир вокруг нас – это совокупность физических и химических превращений веществ. Как ведут себя металлы в этом мире, с какими веществами они взаимодействуют и каким должно быть их практическое применение. слайд№5
Почему одни металлы можно хранить в обычном состоянии, а другие либо в запаянном сосуде, либо под слоем керосина? слайд№6
Примечание: результат работы учащихся – конспект, включающий схему-опору по определённым свойствам металлов и уравнения реакций в качестве примера.
Химические свойства металлов делятся на две группы – с простыми веществами и сложными слайд№7
1) Взаимодействие металлов с простыми веществами.слайд№8
Вопрос:Как называются продукты взаимодействия металлов с кислородом, галогенами, серой, азотом (учащиеся дают ответы, сверяют их с записью на слайдах).
Техника безопасности
Лабораторный опыт №1. Прокаливание медной пластинки в пламени спиртовки.слайд№9
Наблюдения, уравнения реакций записывают в рабочем листе.
Демонстрационный опыт (видеоклип): горение магния в кислороде. слайд№9
Вопрос: Как вы можете объяснить этот опыт? Где подобный процесс мог применяться?
( В прошлом веке использовался фотографами для улучшения освещения)
Ученик у доски: Составляет уравнение реакции горения магния в кислороде, определяет окислитель и восстановитель.
Демонстрационный опыт (видеоклип): Взаимодействие сурьмы с хлором.слайд№10
Ученик у доски: Составляет уравнение реакции взаимодействия сурьмы с хлором, определяет окислитель и восстановитель.
Закрепление.Допишите уравнения реакций взаимодействия металлов с другими неметаллами. слайд№10, 11
Металлы средней активности(Mg – Pb) + вода → оксид металла + Н2↑
Неактивные металлы (Bi – Au) + вода → не реагируют
«Как вы думаете ?»… имеет ли смысл фраза, которую мы часто слышим в сказках: «К морю синему пошли и море синее зажгли?».
слайд №13.
Демонстрационный опыт:«Активные металлы и вода».(видеоклип)
Ученик у доски: Составляет уравнения реакции взаимодействия натрия с водой. Фиксирует признаки химической реакции, определяет окислитель и восстановитель.
Закрепление.Допишите уравнения возможных реакций взаимодействия металлов водой. Слайд№14
Al + H2O →
Zn + H2O →
Ag + H2O →
Проблема: почему алюминий не реагирует с водой? Это свойство имеет практическое значение, т.к. для изготовления посуды не берут калий, натрий, а именно алюминий, цинк, железо.
3) Взаимодействие металлов с кислотами.слайд №15.
Лабораторный опыт №2.Взаимодействие цинка, железа, меди с соляной кислотой. ТБ
1 вариант - Zn + HCl
2 вариант - Cu + HCl
3 вариант – Fe + HCl
Учитель: контролирует правила ТБ при выполнении опытов, навыки и умения экспериментальной работы.
Запись в тетрадях уравнений реакций, наблюдения
Zn + HCl → ZnCl2+ H2
Fe + HCl → FeCl2 + H2
Cu + HCl → не идёт
Это свойство используется для получения водорода в лаборатории.
Объясните результаты опыта.
Вывод.Металлы , стоящие в ряду активности до водорода вытесняют его из растворов кислот, а после водорода - не вытесняют. .слайд №16
Но для этой реакции есть несколько поправок.
Если образуется растворимая соль;
Кроме щелочных и щелочно-земельных металлов;
Кроме концентрированной серной и азотной кислот.
Взаимодействие металлов с солями.слайд №17
Лабораторный опыт № 3. Взаимодействие железа с хлоридом меди и меди с хлоридом железа.
Учитель: контролирует правила ТБ при выполнении опытов, навыки и умения экспериментальной работы.
Запись в тетрадях уравнений реакций, наблюдения
Fe + CuCl2 → FeCl2 + Cu
FeCl2 + Cu → не идет
Для этой реакции тоже есть поправки, которые совпадают с первой и второй поправкой для кислот
Объясните результаты опыта.
Вывод. Более активные металлы вытесняют менее активные из растворов их солей.
Закрепление. Допишите уравнения возможных реакций.слайд №18
С какими из веществ будут реагировать предложенные металлы при нормальных условиях?Выбрать правильные ответы.
Ответить на вопросы.
С какими веществами реагируют металлы?
Чем являются металлы в реакциях – окислителями или восстановителями?
Какие поправки вводятся для реакций металлов с водой, кислотами, солями?
Для чего нужно изучать химические свойства металлов? Где их можно использовать?
Где применить полученные знания?
Ответ: Металлы широко используются человеком в технике, медицине, различных отраслях промышленности, но при использовании надо учитывать их свойства: взаимодействие с кислородом, водой, различными солями.
V.Итоги урока Учитель озвучивает оценки и выставляет их в журнал.
VI. Домашнее задание.
§8 , упр. 7,8 (письменно)
Литература:
Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений / О.С.Габриелян. – 14-е изд., испр. – М. : Дрофа, 2008