kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Диссоциация воды. Протонная теория

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Дисииоциация воды. Водородный показатель.

Вода как слабый электролит в незначительной степени диссоциирует на ионы Н + ОН, котрые находятся в равновесии с недисоциированыым молекулами7 Произведение концентрации ионов водорода и гидроксид-ионов в воде называется – ионным произведением воды.  

Чтобы избежать неудобств, связанных с применением чисел с отрицательными показателями степени, концентрацию водородных ионов принято выражать через водородный показатель, обозначаемый символом рН

Водородный показатель- десятичный логарифм концентрации водородных ионов, взятый с обратным знаком.

С помощью рН реакция растворов характеризуется так:

Нейтральная рН- 7

Кислая рН меньше 7

Щелочная рН больше 7.

реда

Формулы солей

нейтральная

KCl, NaNO3, Ba(NO3)2, K2SO4,

кислотная

NH4NO3, Al(NO3)3, BeCl2, FeSO4

щелочная

K3PO4, Na2S, K2SO3

  1. Протолитическая теория кислот и основании.

Протолитическая теория кислот и основании, предложена в 1923 году, независимо датским ученым Бренстедом и анг ученым Лоури.

 Кислотами являются вещества, молекулы или ионы, отщепляющие при данной реакции протоны. Основаниями являются вещества, молекулы или ионы, просоединяющие протоны. Как те, так и другие получили общее название протолитов.

В 1939 году Михаил Усанович предлагает новую теорию.  Кислота- частица которая может отдать катион или присоединить аниона основание- частица которая отдает анионы- электроны или присоединить катион- протоны.

Образование солей- относится к реакции нейтрализаций.. Любая соль состоит из катиона – кислоты и аниона- основание.

3. Гидролиз солей. В рамках классической теории для объяснения этих фактов используют представления о гидролизе солей, причём под гидролизом понимают процесс обменного взаимодействия соли с водой, сопровождающийся изменением среды раствора, и рассматривают его как реакцию, обратную нейтрализации:
нейтрализация

кислота + основание ↔ соль + вода

гидролиз. Возможность и характер гидролиза зависят от природы соли, точнее – от природы кислоты и основания, при взаимодействии которых соль образовалась.
Опыт №1 
Возьмите пробирку, прилейте 4-5 мл воды и добавьте 1-2 капли лакмуса. Запишите цвет индикатора лакмуса в нейтральной среде. Используйте пробирку, как эталон, для сравнения.
Опыт №2

 В две пустые пробирки насыпьте немного хлорида натрия и сульфата натрия, добавьте 4-5 мл воды, растворите соли и добавьте 1-2 капли лакмуса в каждую пробирку. Запишите цвет индикатора в растворах хлорида натрия и сульфата натрия. Напишите ионные уравнения. Вывод: соли, образованные катионом сильного основания и анионом сильной кислоты, гидролизу не подвергаются, и их растворы имеют нейтральную среду:
NaCl + H2O≠ 
Na2SO4+ H2O≠

Примечание 1 Сильные электролиты – сильные кислоты: HClO4. H2SO4, HNO3, HI, HBr, HCl (соли, образованные анионами этих кислот никогда не подвергаются гидролизу); сильные основания – щёлочи, растворимые соли.
Примечание 2 Слабые электролиты – слабые кислоты: H3PO4, HNO2, H2SO3, H2CO3, H2SiO3, раствор аммиака в воде – NH4OH и малорастворимые основания, кроме Сa(OH)2, вода.

Опыт № 3 В пробирку насыпьте немного карбоната натрия, прилейте 4-5 мл воды, растворите соль и разделите раствор пополам на две пробирки. В одну добавьте 1-2 капли лакмуса, а в другую- 1-2 капли фенолфталеина. Запишите цвет индикатора в каждой пробирке, сделайте вывод о среде раствора соли карбоната натрия. Напишите ионные уравнения реакции между карбонатом натрия и водой.Вывод: водные растворы солей, образованных катионом сильного основания и анионом слабой кислоты, имеют щелочную среду. Такие соли гидролизуются по аниону.Уравнения гидролиза в молекулярном виде:Na2CO3 + H2O↔ NaHCO3 + NaOH

Опыт № 4  пробирку насыпьте немного хлорида алюминия, прилейте 4-5 мл воды, растворите соль и добавьте 1-2 капли лакмуса. Запишите цвет индикатора в растворе хлорида алюминия. Напишите ионные уравнения реакции между хлоридом алюминия и водой. Вывод: водные растворы солей, образованных катионом слабого основания и анионом сильной кислоты, имеют кислотную среду. Такие соли гидролизуются по аниону.Уравнение гидролиза в молекулярном виде:AlCl3 + H2O↔AlOHCl2 + HClОпыт № 5 пробирку насыпьте немного сульфида алюминия, прилейте 4-5 мл воды, растворите соль и добавьте 1-2 капли лакмуса. Запишите цвет индикатора в растворе сульфида алюминия. Напишите ионные уравнения реакции между сульфидом алюминия и водой.
Вывод: в наибольшей степени протекает гидролиз солей, образованных катионом слабого основания и слабой кислоты. Реакция растворов солей может быть нейтральной, слабокислотной или слабощелочной. Это зависит от констант диссоциации двух слабых электролитов – кислоты и основания, которые образуются в результате гидролиза.
Гидролиз сульфида алюминия можно рассматривать как практически необратимый процесс.
Уравнение гидролиза в молекулярном виде:
Al2S3 + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2S↑
Гидролизу (т.е. разложению под действием воды) подвергаются неорганические соединения многих классов: галогениды, нитриды, карбиды и т.д.
Применение гидролиза:

  1. В значительных масштабах это явление используется в системах очистки воды.
  2. В больших масштабах осуществляется гидролиз древесины (получение гидролизного спирта из непищевого сырья).
  3. Гидролиз полисахаридов в живых организмах..
  4. В результате гидролиза алюмосиликатов (минералов) происходит разрушение горных пород.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Диссоциация воды. Протонная теория »

План учебного занятия № 9

Дата Предмет химия группа

Ф.И.О. преподавателя: Кайырбекова И.А.

І. Тема занятия: Диссоциация воды. Протонная теория. Обобщенная теория кислот и оснований. Реакции гидролиза

Тип занятия: Урок усвоение новых знании

Цель: Знать протолитическую теорию кислот и основнии. Уметь писать реакции гидролиз солей в полном молекулярном и ионном виде. Усвоение нового понятия – гидролиз соли.

Задачи:

Образрвательные:

  1. Отработать умения осуществлять экспериментальное определение среды в растворах солей.

  2. Формировать умения теоретически обосновать результаты эксперимента по гидролизу соли.

  3. Формировать умения составлять уравнение гидролиза солей.

Развивающие:

  1. Развивать умение ставить не сложные проблемы, проводить опыты и формулировать гипотезы;

  2. Совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами;

  3. Продолжить формирование умений оформления результатов эксперимента;

  4. Развивать способность к адекватному само- и взаимоконтролю;

  5. Развивать умение участвовать в проблемном диалоге.

Воспитательные:

  1. Продолжить формирование научного мировоззрения учащихся;

  2. Воспитывать культуру общения через работу в парах, а также наблюдательность, пытливость, инициативу.

ІІ. Ожидаемые результаты:

А) Учащиеся должны знать: понятие гидролиз солей, диссоциация

Ә) Учащиеся должны уметь:применять теоретические знания в практике

б) учащиеся должны владеть: дополнительной информацией о протонной теории

ІІІ. Метод и приемы каждого этапа занятия:

Проектирование, беседа, разбор проблемной ситуаций, проведение эксперимента; лабораторная работа, фронтальный опрос, самостоятельная работа с текстом, взаимопроверка результатов самостоятельной работы в парах, выставление отметок, работа с наглядными средствами - таблица растворимости солей, кислот, оснований и карточки.

IV. Средства: Оборудование и реактивы:

растворы солей: хлорид алюминия, карбонат натрия, хлорид натрия; индикаторы - лакмус, фенолфталеин, универсальная индикаторная бумажка; соляная кислота, гидроксид натрия, вода.
Таблица растворимости солей, кислот, оснований. Карточки ТБ и заданий. Мультимедийное устройство

Ход урока

І. Организационная часть Проверить посещяемость учащихся. Озна комление с целью и задачами сегодняшнего занятия. Постановка цели урока.

ІІ. Повторение и обобщение знании

Проверить упражнение на доске

Фронтальный опрос:

Классификация химических реакции. Привести примеры.

ІІІ. Объяснение нового материала

  1. Дисииоциация воды. Водородный показатель.

Вода как слабый электролит в незначительной степени диссоциирует на ионы Н + ОН, котрые находятся в равновесии с недисоциированыым молекулами7 Произведение концентрации ионов водорода и гидроксид-ионов в воде называется – ионным произведением воды.

Чтобы избежать неудобств, связанных с применением чисел с отрицательными показателями степени, концентрацию водородных ионов принято выражать через водородный показатель, обозначаемый символом рН

Водородный показатель- десятичный логарифм концентрации водородных ионов, взятый с обратным знаком.

С помощью рН реакция растворов характеризуется так:

Нейтральная рН- 7

Кислая рН меньше 7

Щелочная рН больше 7.

реда

Формулы солей

нейтральная

KCl, NaNO3, Ba(NO3)2, K2SO4,

кислотная

NH4NO3, Al(NO3)3, BeCl2, FeSO4

щелочная

K3PO4, Na2S, K2SO3

  1. Протолитическая теория кислот и основании.

Протолитическая теория кислот и основании, предложена в 1923 году, независимо датским ученым Бренстедом и анг ученым Лоури.

Кислотами являются вещества, молекулы или ионы, отщепляющие при данной реакции протоны. Основаниями являются вещества, молекулы или ионы, просоединяющие протоны. Как те, так и другие получили общее название протолитов.

В 1939 году Михаил Усанович предлагает новую теорию. Кислота- частица которая может отдать катион или присоединить аниона основание- частица которая отдает анионы- электроны или присоединить катион- протоны.

Образование солей- относится к реакции нейтрализаций.. Любая соль состоит из катиона – кислоты и аниона- основание.

3. Гидролиз солей. В рамках классической теории для объяснения этих фактов используют представления о гидролизе солей, причём под гидролизом понимают процесс обменного взаимодействия соли с водой, сопровождающийся изменением среды раствора, и рассматривают его как реакцию, обратную нейтрализации:
нейтрализация

кислота + основание ↔ соль + вода

гидролиз. Возможность и характер гидролиза зависят от природы соли, точнее – от природы кислоты и основания, при взаимодействии которых соль образовалась.
Опыт №1 
Возьмите пробирку, прилейте 4-5 мл воды и добавьте 1-2 капли лакмуса. Запишите цвет индикатора лакмуса в нейтральной среде. Используйте пробирку, как эталон, для сравнения.
Опыт №2

В две пустые пробирки насыпьте немного хлорида натрия и сульфата натрия, добавьте 4-5 мл воды, растворите соли и добавьте 1-2 капли лакмуса в каждую пробирку. Запишите цвет индикатора в растворах хлорида натрия и сульфата натрия. Напишите ионные уравнения. Вывод: соли, образованные катионом сильного основания и анионом сильной кислоты, гидролизу не подвергаются, и их растворы имеют нейтральную среду:
NaCl + H2O≠ 
Na2SO4+ H2O≠

Примечание 1 Сильные электролиты – сильные кислоты: HClO4. H2SO4, HNO3, HI, HBr, HCl (соли, образованные анионами этих кислот никогда не подвергаются гидролизу); сильные основания – щёлочи, растворимые соли.
Примечание 2 Слабые электролиты – слабые кислоты: H3PO4, HNO2, H2SO3, H2CO3, H2SiO3, раствор аммиака в воде – NH4OH и малорастворимые основания, кроме Сa(OH)2, вода.

Опыт № 3 В пробирку насыпьте немного карбоната натрия, прилейте 4-5 мл воды, растворите соль и разделите раствор пополам на две пробирки. В одну добавьте 1-2 капли лакмуса, а в другую- 1-2 капли фенолфталеина. Запишите цвет индикатора в каждой пробирке, сделайте вывод о среде раствора соли карбоната натрия. Напишите ионные уравнения реакции между карбонатом натрия и водой.Вывод: водные растворы солей, образованных катионом сильного основания и анионом слабой кислоты, имеют щелочную среду. Такие соли гидролизуются по аниону.Уравнения гидролиза в молекулярном виде:Na2CO3 + H2O↔ NaHCO3 + NaOH

Опыт № 4 пробирку насыпьте немного хлорида алюминия, прилейте 4-5 мл воды, растворите соль и добавьте 1-2 капли лакмуса. Запишите цвет индикатора в растворе хлорида алюминия. Напишите ионные уравнения реакции между хлоридом алюминия и водой. Вывод: водные растворы солей, образованных катионом слабого основания и анионом сильной кислоты, имеют кислотную среду. Такие соли гидролизуются по аниону.Уравнение гидролиза в молекулярном виде:AlCl3 + H2O↔AlOHCl2 + HClОпыт № 5 пробирку насыпьте немного сульфида алюминия, прилейте 4-5 мл воды, растворите соль и добавьте 1-2 капли лакмуса. Запишите цвет индикатора в растворе сульфида алюминия. Напишите ионные уравнения реакции между сульфидом алюминия и водой.
Вывод: в наибольшей степени протекает гидролиз солей, образованных катионом слабого основания и слабой кислоты. Реакция растворов солей может быть нейтральной, слабокислотной или слабощелочной. Это зависит от констант диссоциации двух слабых электролитов – кислоты и основания, которые образуются в результате гидролиза.
Гидролиз сульфида алюминия можно рассматривать как практически необратимый процесс.
Уравнение гидролиза в молекулярном виде:
Al2S3 + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2S↑
Гидролизу (т.е. разложению под действием воды) подвергаются неорганические соединения многих классов: галогениды, нитриды, карбиды и т.д.
Применение гидролиза:

  1. В значительных масштабах это явление используется в системах очистки воды.

  2. В больших масштабах осуществляется гидролиз древесины (получение гидролизного спирта из непищевого сырья).

  3. Гидролиз полисахаридов в живых организмах..

  4. В результате гидролиза алюмосиликатов (минералов) происходит разрушение горных пород.

IV. Закрепление знаний: Закрепление № 5 упр 87 стр

Диктант: № 5 упр 79 стр., 3 упр 82 стр

Закрепление: № 7 упр. № 6 84 стр

Какие из солей, формулы которых FeSO4, Na2S, AlBr3, NaNO3, KCl подвергаются гидролизу? Укажите среду раствора и тип гидролиза. Используйте таблицу растворимости.

V. Домашнее задание Домашнее задание № 3,6,7 упр 87 стр.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Диссоциация воды. Протонная теория

Автор: Кайырбекова Индира Амангазиевна

Дата: 14.06.2014

Номер свидетельства: 104801

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Среда водных растворов. "
    ["seo_title"] => string(93) "eliektrolitichieskaia-dissotsiatsiia-sil-nyie-i-slabyie-eliektrolity-srieda-vodnykh-rastvorov"
    ["file_id"] => string(6) "197307"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428232626"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "«Интеллектуальные игры по химии» "
    ["seo_title"] => string(35) "intielliektual-nyie-ighry-po-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "211652"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431666315"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1570 руб.
2620 руб.
1410 руб.
2350 руб.
1420 руб.
2370 руб.
1570 руб.
2620 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства