kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Cплавы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится в 10 классе. Направлен на расширение и углубление знаний по данной теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Cплавы»

Тема урока сплавы

Цели: Расширить и углубить знания о сплавах, развить познавательный интерес, используя межпредметные связи.

Реализовать умения классифицировать и систематизировать материал о сплавах, используя учебник, презентацию. Закрепить навыки исследования свойств металлов и сплавов опытным путём.

Раскрыть значимость сплавов в современных условиях, обогатить научным и историческим опытом.

Знать: свойства отдельных сплавов и их отличие от чистых металлов.
Уметь:
выделять главное, сравнивать и обобщать; развивать представления о причинно – следственных связях явлений, познаваемости мира.


Тип урока: усвоение новых знаний.

Методы обучения: частично поисковые, исследовательские, объяснение, рассказ, беседа, самостоятельная работа с учебником

Форма организации: групповая, индивидуальная

Оборудование и материалы: Коллекции сплавов. Компьютер, мультимедийный

проектор.


Ход урока: 1.Орг. момент готовность к уроку наличие ручек. тетрадей самочувствие детей.

Здравствуйте садитесь.

В век компьютерных технологий так не хватает живого общения, поэтому повернитесь друг к другу, улыбнитесь пожелайте друг другу удачи и добра. А теперь посмотрите на меня улыбнитесь и пожелайте удачи.

На прошлых уроках вы познакомились с принципами химических производств, понятием металлургии. Представим ,что класс это большая химическая лаборатория, в которой будут работать 4 исследовательских отдела. За нашей с вами работай будет следить экспертная группа.

Дидактическая задача: Проверить знания по данным темам, а также умение работать самостоятельно.

На ваших столах оценочные листы, вам нужно выбрать руководителя, который будет заносить результаты труда и оценивать вашу работу.

Перед вами листы с тестами подпишите их и ответьте на вопросы (6 мин.)

Тест. Выберите верный ответ:

1. Металл – жидкость: А. Ртуть б.Олово в.Медь г. Иридий

2. Самый тугоплавкий металл: А.Кальций б. Барий в.Вольфрам г. Марганец

3. В чем растворился натрий, если продукт – щелочь: А. В кислоте б. В спирте в. В сиропе г. В воде

4. В цепочке превращений Ca - ….. – CaCO3 пропущено вещество, какое:

а. Оксид кальция б. Соляная кислота в. Аммиак г. Карбонат кальция

5. Физические свойства металлов обусловлены:

А. Типом химической связи б. Положением в периодической системе

В. Число электронов на внешнем электронном уровне г. Способом получения металла

6. Пользуясь знаниями о свойствах металлов предположите, между какими из попарно взятых веществ произойдет реакция. А. Cu и HCl б. Zn и Pb(NO3)2 в. Fe и ZnCl2 г. Hg и H2SO4 д. Cu и FeSO4

7. Особенностью металлической связи является наличие: А. общей электронной пары б. ионы

в. атом – ионы г. электронов в атоме

8.Вещество с металлической связью является: А) оксид азота (V); Б) хлор; В) алюминий; Г)хлорид бария.

1.а . 2.в, 3.г. 4.а. 5 .в. 6.б, 7.в. 8.в.


А теперь приступаем к взаимопроверке . Обменяйтесь тестами ,коды правильных ответов записаны на доске. А теперь используя критерии оценок расставьте баллы. Руководители лабораторий не забывайте вносить оценки в оценочные листы.

Тема сегодняшнего урока сплавы. Мы должны уметь определять сплав по известной массе навески, изучить их свойства применения, классификацию. В каждый отдел лаборатории поступили конверты с задачами, решив которые вы определите сплав находящийся на ваших столах. Для более точного определения названия сплава можете пользоваться таблицей на стр. 293 таб 9.2. А теперь приступаем к работе.


1задача Масса навески 200 грамм из них 160 грамм меди и 40 грамм олова. Какой это сплав? (бронза)


2 задача.Масса сплава 400 грамм из них 240 грамм меди и 160 грамм цинка. Определите какой это сплав? ( латунь)


3 задача. 600 грамм сплава состоит из 420 грамм меди и 180 грамм никеля. Найдите, что это за сплав? (мельхиор)


4 задача. 500 грамм сплава состоит из 430 грамм алюминия и 70 грамм кремния. Найдите, что это за сплав? ( силумин)


Ознакомьте, пожалуйста, с результатами своей работы. Слушаю 1,2,3,4 группу. Отметить какой отдел справился быстрее. Руководители не забывайте оценивать ваших лаборантов.

И так вы определи сплавы теперь необходимо подумать и дать определение сплавам

( учащиеся предполагают)

Сплав-это материал с характерными свойствами, состоящие из двух или более компонентов, из которых по крайней мере один металл.( запишите в тетрадь)

Чем же отличается сплав от металла? ( металлы не такие твёрдые……)

00000000000Смотрим видео сюжет.000000000000000000000

Какими свойства обладает бронза в отличии от олова и меди?

Так какими же характерными свойствами должен обладать сплав?

Откройте учебник стр 292 2 абзац и прочитайте какими характерными свойствами обладают сплавы.

Слушаю 1 группу.( твёрдый, прочный, коррозиестойкие…)

Дидактическая задача: По дополнительному источнику найдите информацию о классификации сплавов составьте кластер и защитите его. Руководители не забывайте оценивать ваших сотрудников.


Большое число всевозможных Сплавы (металлов) требует их классификации. Для неё существует теоретический и практический подход. В первом случае с точки зрения термодинамики химической (и фаз правилаСплавы (металлов)классифицируют: а) по числу компонентов — на двойные, тройные и т. д.; б) по числу фаз — на однофазные (твёрдый раствор или интерметаллид) и многофазные (гетерофазные), состоящие из двух и более фаз. Этими фазами могут быть чистые компоненты, твёрдые растворы, фазы со структурой a-, b-, g-, e-латуни, b-вольфрама, типа Cu5CaNiAs, CaF2, сигма-фазы, фазы Лавеса (названы по имени нем. учёного Ф. Лавеса), фазы внедрения и др. Особенно ценны Сплавы (металлов) с очень тонкой гетерогенностью (см. Дисперсноупрочнённые материалыСтарение металлов); можно считать, что они лежат на границе между твёрдыми растворами и многофазными Сплавы (металлов) По практическому получению и применению принята следующая классификация Сплавы (металлов): а) по металлам — либо являющимся основой Сплавы (металлов) (Сплавы (металлов) чёрных металлов и Сплавы (металлов) цветных металлов, а также алюминиевые сплавыжелезные сплавыникелевые сплавы и т. п.), либо по добавленным в небольших количествах и придающим особо ценные свойства легирующим компонентам (бериллиевая бронза, ванадиевая,вольфрамовая и др. стали); б) по применению (для изготовления конструкций или инструментов) и свойствам — антифрикционные, жаропрочные, жаростойкие, износостойкие, лёгкие и сверхлёгкие, легкоплавкие, химически стойкие и многие другие, а также Сплавы (металлов) с особыми физическими свойствами — тепловыми, магнитными,электрическими (см. Прецизионные сплавы); в) по технологии изготовления изделий — на литейные (отливка жидкихСплавы (металлов) в формы); деформируемые (в холодном или горячем состоянии путём ковки, прокатки, волочения, прессования, штамповки); полученные методами порошковой металлургии (см. Спечённые материалы). 
  Свойства большинства Сплавы (металлов) определяются как составом, так и структурой Сплавы (металлов), зависящей от условий кристаллизации и охлаждения, термической и механической обработки. При нагреве и охлаждении изменяется структура Сплавы (металлов) (см. МакроструктураМикроструктура), что обусловливает изменение механических, физических и химических свойств и влияет на поведение Сплавы (металлов) при обработке и эксплуатации. Выяснение (с помощью диаграмм состояния) возможных фазовых превращений в Сплавы (металлов)даёт исходные данные для анализа важнейших видов термической обработки (закалки, отпуска металлов, отжига, старения). Например, перед отжигом углеродистых сталей исходной структурой чаще всего является феррито-карбидная смесь; основное превращение, происходящее при нагревании, — это переход перлита в аустенит при температуре выше 727 °С («точка A1»); закалка позволяет сохранить аустенитную структуру (т. н. закалка без полиморфного превращения, при которой происходит повышение прочности при сохранении пластичности Сплавы (металлов)). Типичный пример подобного поведения для алюминиевых Сплавы (металлов) — закаленный дуралюмин Д16. Реже встречаютсяСплавы (металлов), у которых при закалке снижается прочность и сильно возрастает пластичность по сравнению с отожжённым состоянием. Типичный пример — бериллиевая бронза Бр. Б2 или нержавеющая хромоникелевая сталь X18H9. изменять свои свойства. 

Спрашиваю 2 группу у доски выходят и составляют кластер. Есть ли дополнения к данной классификации.?

Показываю свой слайд с характеристикой.

А где же применяются сплавы?

Учащиеся предполагают.

Действительно применение сплавов огромно, они применяются и в машиностроение и сельском хозяйстве, а также своё применение нашли сплавы и в архитектурных памятниках. В этом можно убедиться совершим экскурс в историю.

Слайд царь пушка - Царь-пушка —  изготовлена из бронзы средневековое артиллерийское орудие памятникрусской артиллерии и литейного искусства, в 1586 году русским мастером Андреем Чоховым на Пушечном дворе. Длина пушки — 5,34 м, наружный диаметр ствола — 120 см, диаметр узорного пояса у дула —134 см, калибр 890 мм (35 дюймов), масса — 39,31 т (2400 пудов).

, царь колокол

Царь-ко́локол— изготовлен из чугуна сплав железа с углеродом,памятник русского литейного искусства XVIII века.

«Рабо́чий и Колхо́зница» —изготовлен из нержавеющей хромоникелевой стали выдающийся памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи»

Байтерек — металлическая конструкция сделана нержавеющей хромоникелевой стали ,монумент в столице Казахстана Астане, одна из основных достопримечательностей города. Карагандинского завода металлоизделий.

Мухтар Ауэзов- памятник казахскому писателю, драматургу и учёному. Академик АН Казахской ССР, председатель Союза писателей. изготовлен из бронзы.

Действительно применение сплавов огромно, например сплавы железа применяют в художественной ковке. Сплавы применяют для изготовления ювелирных изделий. Например при покупки изделия из золота нам сообщают сколько грамм золота там находиться. Я предлагаю вам посмотреть на слайд , и решить задачу.

Ювелирное изделие изготовленное из сплава золота ,состав которого определяют числом граммов золота в 1000 г сплава данной пробы. Определите, сколько граммов золота содержится в кольце массой 4,00 г. Изготовленного из сплава пробы № 585.


Дано: Решение : сами решают потом сверяемся.

m сплава = 1000 г.

m кольца = 4.00 г.

проба № 585 1. Найдите массу золота в кольце массой 4,00 грамм

Найдите сколько 1000 г.------------- 585 г.

грамм содержится 4,00 г.------------- х г.

в кольце-?

Х=585 *4,00 / 1000 =2,34 г.

Слайд на доске объясняю.


Решите задачу на стр. 294 з № 6.

Спрашиваю ход решения у второй группы. Слайд показать с решением. Руководители групп не забывайте записывать результаты.

Иногда мы с вами приобретаем ювелирные изделия из золота и серебра и некоторые производители для увеличения массы изделия добавляют железо. Так вот можно не прибегая к экспериментам узнать есть ли там данный металл .Вот посмотрите к этому кольцу действие магнита отрицательно следовательно изделие из чистого золота, а вот на это кольцо магнит действует положительно и кольцо прилипает.

Работа лаборатории закончена спасибо отделам за помощь в решении задач урока.

Оценки итоговые будут выставлены после изучения оценочных листов ваших руководителей.

Домашнее задание параграф 9.4 стр 294 упр.4,7,8

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Cплавы

Автор: Гаер Ирина Александровна

Дата: 15.05.2016

Номер свидетельства: 326782


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1410 руб.
2350 руб.
1270 руб.
2110 руб.
1420 руб.
2370 руб.
1570 руб.
2620 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства