kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов химического и биологического профилей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс «Химическая и биологическая защита растений».

Пояснительная записка

Обеспечение населения нашей страны сельскохозяйственной продукцией является одной из важнейших задач агропромышленного комплекса на современном этапе. Важнейшая роль принадлежит химизации и защите урожая от вредителей, заболеваний растений, так как внедрение индустриальных технологий практически не возможно без проведения защиты растений от посева до сбора урожая. Сбор больших урожаев овощей и фруктов зависит в значительной мере от умелого и своевременного использования средств борьбы с вредителями и заболеваниями растений, убытки от которых бывают значительными.

 Рост производства и обеспечение сельскохозяйственных предприятий высокоэффективными средствами защиты растений, использование их более масштабно среди населения требует подготовки специалистов, знающих правила безопасного применения этих средств с  учетом обеспечения охраны окружающей среды.

Изучение элективного курса «Химическая и биологическая защита растений» взаимосвязана с курсами органической и неорганической химии, а также с ботаникой и зоологией.

Программа курса раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны использования химических и биологических знаний. Изучение программы элективного курса требует от учащихся базовых знаний:

- общая характеристика растворов и способы выражения их составляющих;

- классификация и характерные реакции катионов и анионов;

- методы общего анализа;

- умение и навыки обращения с химической посудой и лабораторным оборудованием;

- знать строение насекомых,  их развитие, общие сведения о физиологии растений, особенности их дыхания, ассимиляции, нарушения жизненных процессов растений.

 Большое значение при изучении элективного курса «Химическая и биологическая защита растений» отводится формированию у учащихся системы главных понятий, которые состоят из четырех этапов:

- первый этап начинается с изучения понятий: строение органических и неорганических веществ, их свойств; насекомые и растения, их морфологические и систематические признаки. Эти понятия должны изучаться до прохождения элективного курса по химии, зоологии, ботаники;

- второй этап предполагает более глубокое раскрытие основных понятий об особенностях строения вредителей, заболеваний растений; изучения метода количественного анализа органических и неорганических веществ;

- на третьем этапе даются сведения о химической и биологической защите растений, состав и применение пестицидов;

- четвертый этап предполагает изучение таких понятий, как исследовательское использование пестицидов при обработке растений и основные правила обработки растений пестицидами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов химического и биологического профилей.»





УВК «Школа-коллегиум»№14 Симферопольского городского совета







Программа элективного курса

для учащихся 10-11 классов

общеобразовательных учебных заведений

химического и биологического профилей







Автор программы элективного курса

Учитель химии высшей категории

Голубятникова Ирина Сергеевна

УВК «Школа-коллегиум»№14 г. Симферополя

Элективный курс «Химическая и биологическая защита растений».

Пояснительная записка

Обеспечение населения нашей страны сельскохозяйственной продукцией является одной из важнейших задач агропромышленного комплекса на современном этапе. Важнейшая роль принадлежит химизации и защите урожая от вредителей, заболеваний растений, так как внедрение индустриальных технологий практически не возможно без проведения защиты растений от посева до сбора урожая. Сбор больших урожаев овощей и фруктов зависит в значительной мере от умелого и своевременного использования средств борьбы с вредителями и заболеваниями растений, убытки от которых бывают значительными.

Рост производства и обеспечение сельскохозяйственных предприятий высокоэффективными средствами защиты растений, использование их более масштабно среди населения требует подготовки специалистов, знающих правила безопасного применения этих средств с учетом обеспечения охраны окружающей среды.

Изучение элективного курса «Химическая и биологическая защита растений» взаимосвязана с курсами органической и неорганической химии, а также с ботаникой и зоологией.

Программа курса раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны использования химических и биологических знаний. Изучение программы элективного курса требует от учащихся базовых знаний:

- общая характеристика растворов и способы выражения их составляющих;

- классификация и характерные реакции катионов и анионов;

- методы общего анализа;

- умение и навыки обращения с химической посудой и лабораторным оборудованием;

- знать строение насекомых, их развитие, общие сведения о физиологии растений, особенности их дыхания, ассимиляции, нарушения жизненных процессов растений.

Большое значение при изучении элективного курса «Химическая и биологическая защита растений» отводится формированию у учащихся системы главных понятий, которые состоят из четырех этапов:

- первый этап начинается с изучения понятий: строение органических и неорганических веществ, их свойств; насекомые и растения, их морфологические и систематические признаки. Эти понятия должны изучаться до прохождения элективного курса по химии, зоологии, ботаники;

- второй этап предполагает более глубокое раскрытие основных понятий об особенностях строения вредителей, заболеваний растений; изучения метода количественного анализа органических и неорганических веществ;

- на третьем этапе даются сведения о химической и биологической защите растений, состав и применение пестицидов;

- четвертый этап предполагает изучение таких понятий, как исследовательское использование пестицидов при обработке растений и основные правила обработки растений пестицидами.

Программа курса рассчитана на 34 часа: теоретических- 15 часов; практических- 19 часов. Занятия рекомендую начинать, когда учащиеся уже ознакомлены с органической химией.





Учебный план элективного курса «Химическая и биологическая защита растений».

№ занятий

Тема занятий

Часы теоретические

Часы практические

1

Способы защиты растений в общей системе способов борьбы с вредителями, заболеваниями сельскохозяйственных культур и сорняками.

1

1

2

Вредители, болезни сельскохозяйственных культур и сорняки.

2


3

Насекомые-вредители садовых культур.


2

4

Методы борьбы с вредителями, болезнями растений, с сорняками.

1


5

Практическая работа №1. Основные правила техники безопасности при работе с химическими и биологическими средствами защиты растений.


1

6

Практическая работа №2. Исследование свойств формальдегида


1


7

Практическая работа №3. Протравливание семян.


1


8

Влияние пестицидов на окружающую среду и санитарно-гигиеническое применение пестицидов.

1



9

Химические способы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур.

2



10

Практическая работа №4.Качественное и количественное определение хлорофоса.


2



11

Биологические способы борьбы с вредителями: синтетические биопрепараты и препараты растительного происхождения.

2



12

Практическая работа№5.Способы приготовления и применение препаратов из растений.


1


13

Практическая работа №6.Приготовление растворов для опрыскивания растительных культур.


1

14

Заболевания растений и борьба с ними.

3


15

Практическая работа №7.Приготовление растворов медного и железного купоросов и их анализ.


3

16

Практическая работа №8.Приготовление раствора бордовской смеси и ее анализ.


3

17

Практическая работа №9.Приготовление серно-известнякового отвара и определение его концентрации.


1

18

Гербициды - способ борьбы с сорняками.

1


19

Обработка растений пестицидами и другими средствами защиты растений.

1



20

Основные правила обработки растений пестицидами и другими средствами защиты растений.

1


21

Практическая работа №10.Определение действий хлоридгидроксида меди на листья растений.


1

22

Конференция «Что летом уродилось, то зимой пригодилось».


2




15

19



Всего:

34 ччччачаса



Рекомендации химических и биологических исследований занятий элективного курса «Химическая и биологическая защита растений».



Тема занятий

Исследования

Исследование свойств

Формальдегида.

1.Качественные реакции на формальдегид:

А) цветная реакция с резорцином;

Б) реакция с фуксиносероводородной кислотой;

2.Окисление формальдегида:

А) аммиачным раствором гидроксида серебра;

Б) гидроксидом меди.

Протравливание семян.

1.Приготовление раствора перманганата калия заданной концентрации.

2.Проведение протравливания семян.


Качественное и количественное определение хлорофоса.

1.Приготовление раствора хлорофоса.

2.Качественный анализ хлорофоса:

А) реакция с гидроксидом натрия

Б) реакция с раствором нитрата серебра.

3.Количественный анализ хлорофоса методом нейтрализации.

Способы приготовления и использования препаратов из растений.

1.Приготовление настоев из растений:

А) лука;

Б) табака;

В) ромашки;

Г) чеснока.

Изготовление ловушек и их использование.

1.Изготовление ловушек на основе химических средств борьбы с вредителями.

2. Сравнение химического метода борьбы с другими методами.

Приготовление и анализ растворов медного и железного купоросов.

Приготовление растворов:

А) медного купороса;

Б) железного купороса.

2. Качественный анализ раствора медного купороса:

А) реакция с раствором аммиака;

Б) реакция с хлоридом бария.

3. Качественный анализ раствора железного купороса;

А) реакция с гексоцианофератом (111)калия;

Б) реакция с хлоридом бария.

Количественный анализ растворов:

А) медного купороса методом йодометрии;

Б) железного купороса методом перманганатометрии.

Приготовление раствора бордовской смеси и ее анализ.

  1. Приготовление раствора бордовской смеси.

  2. Определение наличия ионов меди.

  3. Определение прилипания бордовской смеси.


Приготовление известково - серного отвара.

1.Приготовление известково-серного отвара и определение его плотности и концентрации.

Изучение воздействия хлороксида меди на листья растений.

1.Приготовление раствора хлороксида меди нужной концентрации.

2.Изучение действия раствора хлороксида меди на листья растений.






Основные требования к знаниям и навыкам учащихся после изучения элективного курса «Химическая и биологическая защита растений»:

  1. Требования к знанию теоретического материала:

а) знать основные признаки царства Фауны, сведения о строении, процессы жизнедеятельности и многообразие видов животных;

б) понимать взаимосвязь между особенностями строения и процессами жизнедеятельности животных, а также с их средой обитания;

в) знать основные группы вредителей растений, часто встречающиеся заболевания сельскохозяйственных культур и их причины, а также сорняки;

г) Владеть знаниями основных методов аналитической химии, общей характеристикой растворов и способами выражения их составляющих; суть классификации катионов и анионов и методы их определения; знать методы количественного анализа, значение каждого из них;

д) уметь пользоваться понятиями эквивалент, молярная масса, титр; знать химические и биологические средства защиты растений, их особенности и регламент применения.

2.Требования к выполнению химического эксперимента:

А) знать правила техники безопасности при работе с химическими веществами и лабораторным оборудованием;

Б) иметь навыки пользования лабораторными весами, мерной посудой, владеть методом титрования, приготовления растворов нужной концентрации, уметь выполнять нужные расчеты;

В) знать качественные реакции на катионы и анионы, и органические соединения.

3. Требования к выполнению биологического эксперимента:

А) проводить наблюдения за живыми организмами в природе;

Б) уметь определять виды живых организмов, пользуясь определенными таблицами.

4. Требования к знаниям химии:

А) уметь составлять уравнения реакций, характеризующие свойства органических и неорганических веществ.























Учебно – тематическое планирование.

Тема

Всего часов

Аудиторных Аудиторных

Внеаудиторных

Практических

Формы контроля

Способы защиты растений в об-

щей системе борьбы с вредителями

ми и болезнями растений.

1

1



Устный опрос

Вредители, болезни сельскохозяйственных культур и сорняки.

2

2



Устный опрос

Насекомые - вредители садовых

культур.

2


экскурсия


Отчет по экскурсии

Методы борьбы с вредителями и болезнями растений.

1

1



Устный опрос

Практическая работа№1.Правила ТБ при работе с химическими и биологическими средствами защиты растений.

1


1

Устный опрос

Практическая работа№2.Иссле

дование свойств формальдегида.

1


1

Оформление таблицы

Практическая работа№3. Про-

травливание семян.

1



1

Отчет

Влияние пестицидов на окружающую среду, использование пестицидов.

1

1



УО


Химические способы борьбы с вредителями.

2

2



УО


Практическая работа№4.Качест

венное и количественное опре-

деление хлорофоса.

2



2

Оформление таблицы

Биологические способы борьбы с вредителями.

2

2



УО


Практическая работа№5.Способы приготовления и использования препаратов из растений.

1



1

Отчет о практической работе.


Практическая работа№6.Изготовление ловушек и их применение.

1



1

Изготовить ловушку для насекомых.


Заболевания растений и борьба с ними.

3

2

1


Устный опрос


Практическая работа№7. Приготовление растворов медного и железного купоросов, их анализ.

3


1

2

Отчет о практической работе.

Практическая работа№8.Приготов

ление раствора бордовской смеси

3


1

2

Отчет о практической работе


Практическая работа№9.Приго-

товление известково-серного отва-

ра и определение концентрации.


1



1

Отчет о практической работе.




Гербициды как средство борьбы с

сорняками.

1

1




Обработка растений пестицидами

И другими средствами защиты растений.

1

1

1


Устный опрос

Основные правила обработки

растений по защите от вредителей

1

1





Практическая работа№10.Определение действия хлорокиси меди на листья растений.

1



1

Отчет о практической работе

Итоговая конференция.

2



2

Задания к рефератам.





































Список рекомендованной литературы

1.Альманах сад и огород.- М. , Агропромиздат, 1991.- 65с.

2.Афанасьев А.И., Груздев Г.С., Дмитриев Л.Б. Практикум по химической защите растений. – М.Колос,1983.- 223с.

3.Волевачев В.Н. Применение пестицидов сократилось.//Защита растений.- 1995.- №9.- с.12-13.

4. Груздев Г.С., Зинченко В.С., Калинин В.А. Химическая защита растений. - М. Колос, 1980.-448с.

5.Грапов А.Ф. Пестициды разумный риск.// Химия и жизнь.- 1991.- №1.- С.8-14.

6.Давидов В.Д., Черкесова Д.И.В саду, на огороде, пасеке.- К. Урожай, 1992.-228с.

7.Держаков В.Д. Сад и огород любителя. Донецк: Литера, 1991.-336с.

8.Коппел Х., Мертинс Дж. Биологическое подавление вредных насекомых.- М. , Мир,1980.-500с.

9.Корчагин В.Н. Защита растений от вредителей и болезней на садово-огородном участке.- М., Агропромиздат,1988.-317с.

10.Логвинов Н.Я., ВоскресенскийА.Г. Аналитическая химия.- М., Просвещение,1991.

11.Савковский П.П. Атлас вредителей плодовых и ягодных культур. К., 1990.

12.Смолина Т.А., Васильева Н.В.Практические работы по органической химии. - М., Просвещение.

13. zarip-ovosch.ru/bolezni. Защита растений от болезней и вредителей.

14.sibbio.ru/products/protect. Биологические средства защиты растений.

15.agromagistral.ru/protection. Средства защиты растений.

16.landart.ru/03- uhod/b – sovet/03boszr1.htm. Средства защиты растений от болезней, вредителей и сорняков.

17.chem 21.info. Средства и методы защиты растений, борьба с вредителями.

18.cnshb.ru/akdil/0038/base/k123.shtm. Насекомые вредители.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Голубятникова Ирина Сергеевна

Дата: 15.12.2015

Номер свидетельства: 266345

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Элективный курс Клетки и ткани 10-11 класс "
    ["seo_title"] => string(44) "eliektivnyi-kurs-klietki-i-tkani-10-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "132468"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416337169"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "Мы в мире химии", 9 класс "
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia-programma-eliektivnogo-kursa-my-v-mirie-khimii-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "225457"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439659690"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Элективный курс по химии "В мире минеральных Удобрений" ( 9 класс) "
    ["seo_title"] => string(67) "eliektivnyi-kurs-po-khimii-v-mirie-minieral-nykh-udobrienii-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "243208"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445668026"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Авторская программа элективного предмета по химии "Химия на 100 баллов" "
    ["seo_title"] => string(78) "avtorskaia-proghramma-eliektivnogho-priedmieta-po-khimii-khimiia-na-100-ballov"
    ["file_id"] => string(6) "209949"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1431344847"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по учебному предмету «ХИМИЯ»   Вводный курс. 7 класс "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-programma-po-uchiebnomu-priedmietu-khimiia-vvodnyi-kurs-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "131313"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416136774"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1570 руб.
2620 руб.
1570 руб.
2620 руб.
1420 руб.
2370 руб.
1270 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства