kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование экологической культуры при изучении курса химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы по формированию экологической культуры при изучении курса химии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование экологической культуры при изучении курса химии»

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ХИМИИ –

ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ


Даллакян Т. Е.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска «Средняя школа №10 имени

Героя Советского Союза И.П. Громова»


Аннотация. В статье рассматриваются вопросы экологического воспитания детей в рамках занятий внеурочной деятельности «Химический мониторинг окружающей среды». Автором предложены мероприятия по развитию экологической культуры учащихся старших классов на основе интегрированного курса, но с превалирующей ролью химии – школьным предметом который обладает потенциалом убедительно продемонстрировать как негативные стороны вмешательства человека в природную среду, так и возможные пути оптимизации антропогенных влияний на неё. Перечисленные мероприятия включают в себя простые, доступные и целесообразные для мониторинга состояния окружающей среды исследования, основанные на средовом, комплексном и биомониторинговом подходе, а также химическом методе качественного анализа ионов и биоиндикации. Отмечается важность исследовательской деятельности в которой соединяются теоретические и практические основы изучения экологии.

Ключевые слова: химический мониторинг, экологический мониторинг, окружающая среда, природная среда, экология, химия, исследование, внеурочная деятельность, качественный анализ, характерные реакции.


Устойчивое развитие цивилизации подошло к порогу, за которым требуется изменение поведения людей на Земле, заключающееся в переосмыслении системы ценностей, усвоении новых знаний, осознании необходимости перемен в сложившихся стереотипах отношений человека и природы. Безусловно, данные изменения нужно формировать и воспитывать с детства. Поэтому весомым элементом современного школьного естественнонаучного образования, определяющим характер и качественный уровень взаимоотношений общества и природы, выступают экологическое обучение и воспитание экологической культуры личности. Бесспорно, сегодня образованному человеку не обойтись без экологических знаний.

Школьники, особенно учащиеся старших классов, способны эффективно усваивать экологические знания, включенные в содержание традиционных школьных предметов, таких как: биология, география и в особенности химия. Данный предмет открывает широкую возможность для разъяснения тех знаний, которые представлены современной глобальной экологией: можно ярко и убедительно продемонстрировать как негативные стороны вмешательства человека в природную среду, так и возможные пути оптимизации антропогенных влияний на неё.

Однако следует констатировать существующее противоречие между большим потенциалом школьного курса химии по формированию экологических знаний и практических умений учащихся и недостаточной степенью интеграции естественнонаучных предметов в рамках школьной программы.

Вышеозначенная проблема в школе №10 города Ульяновска имеет своё оригинальное решение. Здесь в течение четырех лет реализуется программа внеурочной деятельности «Химический мониторинг окружающей среды», которая даёт представление о том, насколько тесной сегодня является связь между экологией и химией. Отличительной чертой программы является её простота, доступность, целесообразность. Познание закономерностей причинно-следственных связей между различными видами человеческой деятельности и изменениями, происходящими в природной среде, даётся через экологизацию и интеграцию школьных естественнонаучных предметов: биологии, географии, физики, но приоритет принадлежит химии, так как химический аспект в основном касается качественного и количественного состава химических загрязнений и их превращений в окружающей среде. Необходимо иметь в виду, что в основе процессов жизнедеятельности, как и в основе изменения химического состава окружающей среды, лежит химический акт, представляющий собой превращение исходных веществ в продукты их трансформации. Соответственно, для описания состояния экосистем в условиях вырастающих масштабов человеческой деятельности необходимо знание химических механизмов взаимодействия между человеком, средой обитания и отдельными экологическими подсистемами.

Под химическим мониторингом понимают систему наблюдений за химическим составом (природного и антропогенного происхождения) атмосферы, осадков, поверхностных и подземных вод, вод океанов и морей, почв, донных отложений, растительности, животных и контроль динамики распространения химических загрязняющих веществ. Мониторинг состояния окружающей среды важен для человечества как в глобальном, общепланетарном масштабе, так и в местном – на уровне городов и даже отдельных микрорайонов. Наиболее доступным и целесообразным подходом к организации химического мониторинга окружающей среды в условиях общеобразовательной школы силами учащихся нам представляется средовой – изучение отдельных компонентов природной среды (воздух, почва, вода), комплексный – использование уже известных и новых методик для всестороннего изучения явления или объекта и биомониторинг – определение присутствия в окружающей среде того или иного загрязнителя по наличию или состоянию определенных организмов, наиболее чувствительных к изменению экологической обстановки.

Задачей химического мониторинга является определение фактического уровня загрязнения окружающей среды высокотоксичными веществами.

Данный курс разделён на два уровня в соответствии с возрастными категориями учащихся: 8-9 класс и 10-11 класс, что в свою очередь имеет логическое объяснение.

Программа для учащихся 8-9 класса включает вопросы по экологии в рамках изучения неорганической химии. Ребята вполне успешно справляются с практическими заданиями и могут проводить мониторинговые исследования по определению состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, запыленности воздуха в помещении, содержания в воздухе углекислого газа, загрязненности воздуха аммиаком; состава атмосферных осадков; водородного показателя (рН) и жесткости воды, обнаружению хлоридов, сульфатов, нитратов, тяжелых металлов в анализируемых образцах воды и почвы.

Программа для учащихся 10-11 классов включает вопросы в рамках изучения органической химии. Старшеклассники проводят исследования на идентификацию и обнаружение в объектах окружающей среды спиртов, альдегидов, фенолов, кислот, аминов. Изучают влияние токсических веществ и тяжелых металлов на органические соединения. Определяют содержание витаминов, белков, жиров и углеводов в продуктах питания. Знакомятся с разнообразием, свойствами, классификацией моющих и чистящих средств, используемых в быту и способами их утилизации.

Все исследования проводятся на ключевых участках с характерными для микрорайона школы природными и антропогенными условиями.

Ребята усваивают данные о том, как ведут себя, какие испытывают превращения, к каким последствиям приводят те или иные химические вещества, попадающие в биосферу. При этом используются традиционные методы физико-химического и биологического анализов для оценки состояния природных экосистем.

В проведении исследований в основном используются рекомендации, предлагаемые автором-составителем ТЯ. Ашихминой в учебно-методическом пособии «Экологический мониторинг», авторами Бесковым С.Д. и Слизковской О.А. в пособии «Аналитическая химия. Качественный и количественный анализ» др. Описанные в пособиях методики оказались наиболее интересными и доступными в условиях школьной химической лаборатории и способствовали решению задач исследований.

В основном используется метод качественного анализа катионов и анионов, основанный на так называемых характерных реакциях. Характерными реакциями называются такие реакции, которые с данным видом ионов образуют продукты с особо характерными внешними признаками: 1) ярко выраженной структурой или цветом осадка, 2) совершенно отчетливым изменением окраски раствора, 3) выделением какого-либо газа и т.д.

Как показывает опыт, наибольший интерес у школьников всегда вызывают исследования природной среды, связанные с биоиндикацией. Животные и растения являются важнейшими объектами экологического мониторинга, они чутко реагируют на изменения природной среды, а многие из них способны к накоплению и концентрации загрязняющих элементов. Для этих целей чаще всего нами используются проростки семян гороха и кресс-салата.

Экологическая культура личности, осознанное, ответственное отношение учащихся к природе и, соответственно, к своему здоровью, а в конечном итоге – улучшение качества окружающей среды формируются путем активного участия школьников в исследовательской и практико-ориентированной деятельности. Нашими учащимися были подготовлены и представлены на конференциях различного уровня работы по химическому мониторингу окружающей среды. Среди ряда работ можно выделить следующие: «Исследование почвы на содержание в ней противогололёдного реагента», «Определение влияния засоления почвы противогололёдными реагентами на растения», «Использование мха гипнум кипарисовый в качестве природного фильтра, поглощающего соединения свинца», «Сравнительный анализ воды из источника Белый Ключ и городского водопровода».

Результаты, полученные в ходе исследований в рамках школьного химического мониторинга, могут быть использованы при формировании экологических понятий на уроках химии, биологии, географии, физики, технологии, ОБЖ, а также при проведении факультативных занятий, при подготовке статей, выступлений на научных конференциях школьников, экологической пропаганде и популяризации основ здорового образа жизни, при составлении экологической карты района школы, города.

Реализация данного курса способствует расширению кругозора учащихся, формированию экологических знаний и умений, более глубокому пониманию ими существа экологических проблем, возникновению убежденности в необходимости их решения. Рассмотрение вопросов современной экологии даётся с максимальным приближением к материалу программы по химии для средней школы: формируется система научных понятий, представлений и позиций о веществе и процессах, экологических явлениях, усовершенствуются и закрепляются знания, развиваются практические умения и навыки, формируется интерес к знаниям и активному мышлению, и в то же время происходит знакомство с некоторыми приемами научно-технических исследований, повышается усвояемость теоретического материала, развиваются наблюдательность и познавательная активность.

Программа внеурочной деятельности «Химический мониторинг окружающей среды» стала составной частью системы экологического образования в школе №10 города Ульяновска и предназначена для формирования экологических знаний, умений, навыков и мировоззрения учащихся 8-11 классов на базе практической деятельности, включающей программные наблюдения за состоянием окружающей среды района проживания. В ходе реализации программы соединяются теоретические и практические основы изучения экологии, что позволяет добиваться не только положительных результатов в освоении учащимися методик химического анализа в изучении пришкольной и ряда иных территорий микрорайона проживания, но и способствует формированию экологического сознания и устойчивых ценностных отношений к окружающей природной среде.


Список литературы:

  1. Кузьменок Н.М., Стрельцов Е.А., Кумаечев А.И. Экология на уроках химии. – Мн.: Изд. ООО «Красико-принт, 1996. – 208 с.

  2. Скурлатов Ю.И., Дука Г.Г., Мизити А. Введение в экологическую химию: Учебное пособие для химических и химико-технологических специальностей вузов. – М.: Высшая школа., 1994. – 400 с.

  3. Титов А. Ф., Таланова В. В., Казнина Н. М. Физиологические основы устойчивости растений к тяжелым металлам: учебное пособие; Институт биологии КарНЦ РАН. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2011. 77 с.

  4. Цитович И.К. курс аналитической химии: Учебник для с.-х. вузов. – 6-е изд., испр. И доп. – М.: Высшая школа 1994. – 495 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Формирование экологической культуры при изучении курса химии

Автор: Даллакян Татьяна Евгеньевна

Дата: 31.08.2023

Номер свидетельства: 636200

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Доклад "Формирование экологической культуры на уроках химии и биологии""
    ["seo_title"] => string(67) "dokladformirovaniieekologhichieskoikulturynaurokakhkhimiiibiologhii"
    ["file_id"] => string(6) "265711"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450014919"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Формирование экологической культуры учащися при обучении биологии "
    ["seo_title"] => string(77) "formirovaniie-ekologhichieskoi-kul-tury-uchashchisia-pri-obuchienii-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "108134"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403586272"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Статья по теме "Формирование экологической культуры учащихся при обучении биологии" "
    ["seo_title"] => string(97) "stat-ia-po-tiemie-formirovaniie-ekologhichieskoi-kul-tury-uchashchikhsia-pri-obuchienii-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "108138"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403587036"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Экологическое воспитание на уроках биологии "
    ["seo_title"] => string(50) "ekologhichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "125124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414916238"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   по учебному предмету «ХИМИЯ», 9 класс "
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaia-programma-po-uchiebnomu-priedmietu-khimiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "131242"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416125682"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1270 руб.
2110 руб.
1570 руб.
2620 руб.
1410 руб.
2350 руб.
1570 руб.
2620 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства