kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Алгоэвристическая программа для самостоятельного изучения учащимися темы «Галогены»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Алгоэвристическая программа для самостоятельного изучения учащимися темы «Галогены»

Cl

F

F

Br

At

I

Мы изучим непременно, 
Элементы галогены
(А по-русски – солероды), 
Все от фтора и до йода. 
Даже новенький астат 
Быть в семействе этом рад.

Тема урока: Галогены. 

В  одно время галогены называли солеродами. Почему такое название дано этим веществам? Как это название соотносится с названием поваренной соли?
В 1811 г. И.К.Швейгер предложил химикам называть эти элементы галогенами («галос» – соль, «генес» – рождаю).
Как вы думаете с чего необходимо начинать изучение любых химических элементов?

  1. Характеристика  химического элемента.

Заполни таблицу.

1.Положение в периодической системе Д.И.Менделеева.

символ

Название элемента

№ периода

№ группы

Ar

F

Cl

Br

I

At

2. Строение (схема электронного строения) и свойства

символ

Число е на внеш.слое

Число эл.слоев

R атома

неМе

ЭО

Окислительная способность

F

Cl

Br

I

At


 

Что общего в строении всех атомов галогенов?
– Чем отличаются атомы галогенов по строению?
Почему  возрастает атомный радиус в группе?
Какие возможные степени окисления могут быть у галогенов?
– Почему фтор является самым электроотрицательным элементом?

Вставь пропущенные по смыслу слова.

В подгруппе сверху вниз заряд ядра _________________, общее количество электронов в атоме_____________, количество электронов на последнем уровне ____________.

Окислительные свойства _____________________.

Угадай элемент!

& Открытие данного вещества  произошло в 1826г. Антуаном Баларом, двадцатичетырехлетним  лаборантом  химии.

& Пары этого вещества очень ядовиты.

& Его соединения применяют в фотографии в качестве светочувствительного вещества.

  • Многие соединения обладают успокоительным действием

 

2.Физические свойства

Заполни таблицу

Формулы простых веществ

Агрегатное состояние

Цвет

Запах

Растворимость в воде

t0

плав.

t0

кип.





 

– Какую закономерность вы выявили при изменении агрегатного состояния и цвета веществ?
– Какова закономерность при изменении температур плавления и кипения?

Угадай элемент!

  •      Данное вещество  впервые было получено  шведским химиком К. Шееле в 1774 г.
  • Во время первой мировой войны это вещество применяли в качестве боевого отравляющего средства. При содержании этого вещества в воздухе количеством 0,9 мл/л смерть наступает в течении пяти минут.
  • Его слабый запах можно ощущать в  водопроводной воде (им об еззараживают воду)  и при применении отбеливателя

3.Химические свойства

Взаимодействие с металлами

С хлором непосредственно могут соединяться все металлы. Если металлы могут иметь различную степень окисления, то при реакции с хлором они обычно проявляют высшую:

Cu0+Cl20 =Cu+2 Cl2 -1

Запишите уравнения реакций   хлора с металлами.

Вывод: галогены _________ в реакции с металлами.

Взаимодействие с водородом  

H2 + F2  = 2HF + Q (со взрывом)
H2 + Cl2  = 2HCl  + Q (на свету)
H2 + Br2 = 2HBr + Q
H2 + I2  = 2HI – Q

Что можно сказать о скорости химических реакций?  Какой фактор химической реакции оказывает влияние на скорость?

  •  

Угадай элемент!

В 1811г. Б.Куртуа, сыном известного селитровара,  из золы морских водорослей было  получено это вещество.

  • Молекулы этого вещества обладают уникальной способностью проникать в организм даже через неповрежденную кожу. Поэтому спиртовую настойку этого вещества применяют для лечения внутрикожных воспалений.
  • Каждый пользовался спиртовой настойкой  этого вещества как кровоостанавливающим и обеззараживающим средством

Взаимодействие с солями

Хлор хвалился: “Нет мне равных!”,
Галоген я самый главный.
Зря болтать я не люблю:
Все на свете отбелю!”

Йод своей красой гордился,
Твердым был, но испарился.
Фиолетовый, как ночь,
Далеко умчался прочь.

Бром разлился океаном,
хоть зловонным, но - румяным,
Бил себя он грозно в грудь:
“Я ведь бром! Не кто-нибудь…”.

Фтор молчал и думал: “Эх!.
Ведь приду – окислю всех ….”

Помогите им решить их спор.

Выполнение эксперимента.

Правила по ТБ:

1. Наливать небольшие количества реактивов, не более 1 мл.

2. Запах определять, направляя ладонью к себе поток воздуха.

Экспериментальная работа “Окислительные свойства галогенов”

Порядок выполнения:

1. В пробирки налейте небольшое количество иодида натрия и бромида натрия.

2. Добавьте хлорную воду и крахмал.

3. Опишите наблюдаемые явления.

4. Запишите уравнения реакции и составьте СЭБ.

NaI + Cl2 —> …….

NaBr + CL2 —> ……

5. Сделайте вывод._________________________________________________________

Учитель:

- А как же будет фтор проявлять себя в растворах солей?

Наиболее активные галогены вытесняют из растворов солей менее активные галогены.

Окислительная способность галогенов снижается в ряду Cl2 –  Br2  –  I2
Наиболее активные галогены вытесняют из растворов солей менее активные галогены.

Почему для фтора эта реакция нехарактерна?

Фтор  взаимодействует с  водой, вытесняя из нее кислород.

2F2  +  2H2O  =   4HF  +  O2 

 Какие образуются вещества в реакции?

NaCl+ F2 =

KBr +F2 =

NaI + F2 =

(Значит самый главный и важный галоген - фтор, затем хлор, бром и йод).

 Сделайте вывод:_________________________________________________________

 

 

Угадай элемент!

 

  • В свободном состоянии это очень ядовитый газ. Некоторые ученые, когда получали и изучали его свойства, поплатились своим здоровьем.

&  В 1886 году А. Муассан  (Нобелевская премия) впервые получил это вещество  в свободном состоянии

& Этот химический элемент входит в состав костной ткани и зубной эмали.

  • Его соединения добавляют в зубную пасту
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Алгоэвристическая программа по химии»

Алгоэвристическая программа для самостоятельного изучения учащимися темы «Галогены»

Cl

F

F





Мы изучим непременно, 
Элементы галогены
(А по-русски – солероды), 
Все от фтора и до йода. 
Даже новенький астат 
Быть в семействе этом рад.

Br

At

I





Тема урока: Галогены. 



– В одно время галогены называли солеродами. Почему такое название дано этим веществам? Как это название соотносится с названием поваренной соли?
В 1811 г. И.К.Швейгер предложил химикам называть эти элементы галогенами («галос» – соль, «генес» – рождаю).
Как вы думаете с чего необходимо начинать изучение любых химических элементов?


  1. Характеристика  химического элемента.

Заполни таблицу.

1.Положение в периодической системе Д.И.Менделеева.

символ

Название элемента

№ периода

№ группы

Ar

F





Cl





Br





I





At






2. Строение (схема электронного строения) и свойства

символ

Число е на внеш.слое

Число эл.слоев

R атома

неМе

ЭО

Окислительная способность

F







Cl







Br







I







At









– Что общего в строении всех атомов галогенов?
– Чем отличаются атомы галогенов по строению?
Почему  возрастает атомный радиус в группе?
Какие возможные степени окисления могут быть у галогенов?
– Почему фтор является самым электроотрицательным элементом?

Вставь пропущенные по смыслу слова.

В подгруппе сверху вниз заряд ядра _________________, общее количество электронов в атоме_____________, количество электронов на последнем уровне ____________.

Окислительные свойства _____________________.

Угадай элемент!



  • Открытие данного вещества  произошло в 1826г. Антуаном Баларом, двадцатичетырехлетним  лаборантом  химии.

  • Пары этого вещества очень ядовиты.

  • Его соединения применяют в фотографии в качестве светочувствительного вещества.

  • Многие соединения обладают успокоительным действием





2.Физические свойства

Заполни таблицу

Формулы простых веществ

Агрегатное состояние

Цвет

Запах

Растворимость в воде

t0

плав.

t0

кип.

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 



 

 

 

 

 



 

 

 

 

 










– Какую закономерность вы выявили при изменении агрегатного состояния и цвета веществ?
– Какова закономерность при изменении температур плавления и кипения?


Угадай элемент!



  • Данное вещество  впервые было получено  шведским химиком К. Шееле в 1774 г.

  • Во время первой мировой войны это вещество применяли в качестве боевого отравляющего средства. При содержании этого вещества в воздухе количеством 0,9 мл/л смерть наступает в течении пяти минут.

  • Его слабый запах можно ощущать в  водопроводной воде (им об еззараживают воду)  и при применении отбеливателя


3.Химические свойства

Взаимодействие с металлами

С хлором непосредственно могут соединяться все металлы. Если металлы могут иметь различную степень окисления, то при реакции с хлором они обычно проявляют высшую:

Cu0+Cl20 =Cu+2 Cl2 -1

Запишите уравнения реакций хлора с металлами.

Вывод: галогены _________ в реакции с металлами.

Взаимодействие с водородом  

H2 + F2  = 2HF + Q (со взрывом)
H2 + Cl2  = 2HCl  + Q (на свету)
H2 + Br2 = 2HBr + Q
H2 + I2  = 2HI – Q

– Что можно сказать о скорости химических реакций?  Какой фактор химической реакции оказывает влияние на скорость?








  • В 1811г. Б.Куртуа, сыном известного селитровара,  из золы морских водорослей было  получено это вещество.

    Угадай элемент!

  • Молекулы этого вещества обладают уникальной способностью проникать в организм даже через неповрежденную кожу. Поэтому спиртовую настойку этого вещества применяют для лечения внутрикожных воспалений.

  • Каждый пользовался спиртовой настойкой  этого вещества как кровоостанавливающим и обеззараживающим средством


Взаимодействие с солями

Хлор хвалился: “Нет мне равных!”,
Галоген я самый главный.
Зря болтать я не люблю:
Все на свете отбелю!”

Йод своей красой гордился,
Твердым был, но испарился.
Фиолетовый, как ночь,
Далеко умчался прочь.

Бром разлился океаном,
хоть зловонным, но - румяным,
Бил себя он грозно в грудь:
“Я ведь бром! Не кто-нибудь…”.

Фтор молчал и думал: “Эх!..
Ведь приду – окислю всех ….”

Помогите им решить их спор.

Выполнение эксперимента.

Правила по ТБ:

1. Наливать небольшие количества реактивов, не более 1 мл.

2. Запах определять, направляя ладонью к себе поток воздуха.

Экспериментальная работа “Окислительные свойства галогенов”

Порядок выполнения:

1. В пробирки налейте небольшое количество иодида натрия и бромида натрия.

2. Добавьте хлорную воду и крахмал.

3. Опишите наблюдаемые явления.

4. Запишите уравнения реакции и составьте СЭБ.

NaI + Cl2 — …….

NaBr + CL2 — ……

5. Сделайте вывод._________________________________________________________

Учитель:

- А как же будет фтор проявлять себя в растворах солей?

Наиболее активные галогены вытесняют из растворов солей менее активные галогены.

Окислительная способность галогенов снижается в ряду Cl2 –  Br2  –  I2
Наиболее активные галогены вытесняют из растворов солей менее активные галогены.

– Почему для фтора эта реакция нехарактерна?

Фтор  взаимодействует с  водой, вытесняя из нее кислород.

2F2  +  2H2O  =   4HF  +  O2 


Какие образуются вещества в реакции?

NaCl+ F2 =

KBr +F2 =

NaI + F2 =

(Значит самый главный и важный галоген - фтор, затем хлор, бром и йод).

Сделайте вывод:_________________________________________________________



Угадай элемент!


  • В свободном состоянии это очень ядовитый газ. Некоторые ученые, когда получали и изучали его свойства, поплатились своим здоровьем.

  •  В 1886 году А. Муассан  (Нобелевская премия) впервые получил это вещество  в свободном состоянии

  • Этот химический элемент входит в состав костной ткани и зубной эмали.

  • Его соединения добавляют в зубную пасту






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Алгоэвристическая программа для самостоятельного изучения учащимися темы «Галогены»

Автор: Цебрик Лада Анатольевна

Дата: 09.02.2016

Номер свидетельства: 290877


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1700 руб.
2620 руб.
1540 руб.
2370 руб.
1530 руб.
2350 руб.
1700 руб.
2620 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства