kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа курса по выбору для 9-х классов "Химия вокруг нас"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса по выбору "Химия вокруг нас" предназначена для учащихся 9-х классов в рамках предпрфильной подготовки. Данный курс готовит учащихся к изучению органической химии и химической промышленности. В курс включено знакомство с профессиями: химик - технолог, лаборант, косметолог, строитель, фармоцевт, врач, агроном что позволяет формировать у учащихся систему технологических знаний. Все темы дополняют и расширяют знания учащихся; реализуют возможность межпредметных связей с биологией, экологией; полученные знания позволяют учащимися видеть роль химических знаний в развитии материальной культуры человечества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса по выбору для 9-х классов "Химия вокруг нас"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 33

СТАНИЦЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН










Программа курса по выбору для учащихся 9- х классов в рамках предпрофильной подготовки разработана учителем химии МБОУ СОШ № 33 ст. Архангельской Карабак Т.Е.



















2015 год


 Пояснительная записка

Программа курса  по выбору «Химия вокруг нас»     предназначена для учащихся  9 класса средней общеобразовательной школы, рассчитана на 17 часов.

      Химия - одна из фундаментальных наук, раскрывающих объективную картину развития материального мира, составляет неотъемлемую часть общечеловеческой культуры.

    Этот курс «Химия вокруг нас» углубляет и расширяет содержание курса  химии, систематизирует знания учащихся по биологии, химии и физике.

    Химия является важной частью процесса цивилизации; без современной химической науки и химического производства человек не может существовать на Земле. Однако, в связи с ухудшением экологической обстановки на планете возникла серьезная опасность для здоровья людей. Для глубокого понимания современной экологической ситуации, каждый человек должен знать химические аспекты основ и причин всех процессов, происходящих вокруг нас.

    Содержание курса раскрывает основные  направления  использования химических веществ: в  быту,  сельском хозяйстве, медицине, строительстве и живописи в целом  и на личном приусадебном участке в частности. Понятие о составе пищевых продуктов, о различных видах  бытовой химии, о строительных материалов  о различных видах удобрений, о косметических веществах и их значений в жизнедеятельности.

    Этот курс является ориентационным выборочным курсом.  Современной  молодежи непросто ориентироваться в море профессий и выбрать нужную из них. Поэтому целесообразно, чтобы выпускники владели информацией о перспективных потребностях рынка труда, об основных характеристиках профессий, о профессионально важных качествах, о необходимых знаниях и умениях.

   Данный курс готовит учащихся к изучению органической химии и химической промышленности. В курс включено знакомство с профессиями: химика – технолога, лаборант, косметолог, строитель, фармацевт, врач, агроном что позволяет формировать у учащихся систему технологических знаний. Курс построен таким образом, что каждое занятие должно включать в себя теоретические знания по изучаемой теме, презентации составленные учителем и учащимися, материалы из интернета, демонстрационный опыт и обязательное практическое занятие, один раз в каждом разделе.

Все темы дополняют, расширяют знания учащихся; реализуют возможность межпредметных связей с биологией, экологией; полученные знания позволяют учащимся видеть роль химических знаний в развитии материальной культуры человечества. Для опытов отобраны знакомые для школьников вещества, применяемые в быту, жизни, что позволяет выявлять и развивать способности учащихся к экспериментированию с веществами.

Занятия по курсу  выбора можно проводить в виде лекций, бесед, сопровождающимися демонстрацией опытов, лабораторных и практических работ; подготовки докладов, рефератов, исследовании исторических и теоретических материалов. По окончании занятий проводится конференция, которая подведёт итог всей работе учащихся.

 

Цели и задачи  курса по выбору

Цели курса:

 - Развитие способностей учащихся самостоятельно приобретать знания в соответствии с возникающими жизненными потребностями.

 - Формирование понимания значимости общечеловеческих ценностей – целостности Природы, Жизни, Здоровья  человека.

 -  Воспитание у школьников экологической культуры, потребности в здоровом образе жизни и выработки индивидуального способа сохранения здоровья.

 - Активизировать теоретические и научно – познавательные способности учащихся, углубить знания о здоровом образе жизни и сохранении их жизнедеятельности, сделать осознанный выбор профиля для изучения предмета на следующей ступени, создать условия для подготовки к экзаменам по выбору.

  - Сообщить дополнительное знания  по химии с использованием новых информационных технологий.

 

Задачи курса:

 - Изучив данный курс, школьники должны знать о составе и свойствах химических веществ, окружающих их в повседневной жизни, уметь проводить химический эксперимент, соблюдать правила техники безопасности.

-  Сообщить дополнительное знания:  о пищевых продуктах и их кулинарной обработке, косметических веществах, о  моющих средствах.  

 - Данный курс по химии предусматривает заинтересовать учащихся  наукой; раскрыть  возможности  для  внедрения здорового образа жизни  ( чистота, красота) в деятельность;

  - Формирование умений организовать свой труд, пользоваться дополнительной литературой и  уметь применять новых информационных технологий  для расширения знаний в своей жизнедеятельности.

 - Научить учащихся применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

 

Требования к уровню усвоения курса по выбору:

 

в  результате изучения данного курса учащиеся должны :

знать :

способы оказания первой помощи при бытовых отравлениях,

химические элементы входящие в состав питательных веществ,

виды и свойства чая, кофе, соки, минеральная вода   и их действие на организм,  

правила  безопасного применения важнейших лекарственных препаратов и веществ бытовой химии,

многообразие, свойства и области применения различных строительных материалов,

уметь: 

приготовить раствор для питательных смесей;

оказать первую помощь при бытовых отравлениях;

приготавливать растворы заданной концентрации в бытовых условиях;

анализировать информацию на торговых этикетках и определять безопасность продуктов питания;

Содержание курса:

Раздел I. Химия и питание. (8 ч.)

Тема 1. Химические элементы,  входящие в состав питательных веществ и их роль (1ч).

Химический  элемент.  Элементный состав организма человека (%). Микроэлементы: ионогенные, биомикроэлементы, остеотропные, микроэлементы, входящие в состав лекарственных средств, биологически индифферентные (радиоактивные элементы).

Тема 2. Основные проводники жизнедеятельности человека:  белки, жиры, углеводы (3ч).

Белки, жиры, углеводы в продуктах животного и растительного происхождения. Калорийность пищи. Диеты. Пищевая аллергия: причины, способы лечения. Алкоголь, его роль и пагубное значение. Основные принципы рационального питания. Современный этап развития пищевой промышленности – создание искусственной пищи.

 Тема 3. Классификация и значение витаминов(2ч).

Витамины как незаменимая часть пищевого рациона. Классификация: водорастворимые и водонерастворимые. Авитаминоз. Гиповитаминоз. Полигиповитаминоз. Гипервитаминоз. Значение витаминов.

Тема 4. Напитки: чай, кофе, минеральная вода, соки. Состав и их значение в жизнедеятельности человека ( 2ч).

 Чай: история появления напитка, состав и  свойства. Кофе: история, состав. Кофеин. Консерванты. Минеральная вода: состав, значение.


Раздел II. Химия и жизнь. (9 ч.)

Тема 5. Предметы бытовой химии. Моющие средства (1ч).

Мыло душистое и хозяйственное. Основные компоненты различных сортов мыла. Процесс производства мыла  Стиральные порошки: состав и их значение. Отбеливатели: оптические и химические.

Тема 6.  Косметика. Искусственная и натуральная косметика (2ч).

Гигиена. Искусственные и натуральные косметические вещества.  Пудра. Лак ногтей. Губная помада: состав, применение. Носители запаха. Красители для волос  (отбеливающие, химические, физические, натуральные: хна,  басма). Дезодоранты.

 Тема 7. Химия в повседневной жизни: медицине, сельском хозяйстве (минеральные удобрения), живописи (3ч).

Химия в медицине. Лекарства и яды в древности. Антидоты. Средства дезинфекции. Домашняя аптечка. Антибиотики. Физиологический раствор.

  Химия в сельском хозяйстве. Минеральные удобрения. Виды удобрений. Питательный раствор Кнопа. Пестициды и их виды. Экологические проблемы, связанные с использованием удобрений и пестицидов.

  Химия и живопись. Техника живописи в древности и сегодня. Энкаустика - древнейшая техника живописи. Темпера – живопись эмульсионными красками. Масляная живопись. Виды растительных масел,  применяемых  в живописи, и их химический состав. Акварель и гуашь. Химический состав красок.

 Тема 8. Строительные  материалы и их химический состав.(3ч).

Строительные растворы. Известь: гашеная и негашеная.  Мел. Песок. История стекла. Цветное стекло. Искусство мозаики. Хрустальное стекло. Химический состав окрашенных стекол. Кирпичи. Фарфор и фаянс. Древесина – уникальный строительный материал. Виды бумаги и их использование.


Тематическое планирование.

п/п

№ по теме

Тема занятия

Коли чество часов

Форма занятия



Раздел I. Химия и питание.

8




Тема 1. Химические элементы,  входящие в состав питательных веществ и их роль.

1


1.

1.

Химические элементы, входящие в состав питательных веществ и их роль. 


Лекция с элементами беседы



 Тема 2. Основные проводники жизнедеятельности человека:  белки, жиры, углеводы .


3


2.

1.

Основные проводники жизнедеятельности человека: белки.


Лекция с элементами беседы

3.

2.

Основные проводники жизнедеятельности человека: жиры.


Лекция с элементами беседы

4.

3.

Основные проводники жизнедеятельности человека: углеводы.


Лекция с элементами беседы



Тема 3. Классификация и значение витаминов.

2


5.

1.

Витамины как незаменимая часть пищевого рациона. Классификация: водорастворимые и водонерастворимые.


Лекция с элементами беседы

6.

2.

Авитаминоз. Гиповитаминоз. Полигиповитаминоз. Гипервитаминоз. Значение витаминов.


Презентация  по теме «Витамины»




 Тема 4. Напитки: чай, кофе, минеральная вода, соки. Состав и их значение в жизнедеятельности человека.

2


7.

1.

 Чай, кофе, консерванты, минеральная вода: состав, значение.



Лекция

8.

2.

Обобщающий урок по разделу I «Химия и питание».


Зачет



Раздел II. Химия и жизнь.

9




 Тема 5. Предметы бытовой химии. Моющие средства.

1


9.

1.

Основные компоненты различных сортов мыла. Стиральные порошки и отбеливатели: состав и их значение.


Лекция



  Тема 6.  Косметика. Искусственная и натуральная косметика.

2


10.

1.

Гигиена. Искусственные и натуральные косметические вещества.  


Лекция

11.

2.

 Пудра. Лак ногтей. Губная помада. Носители запаха. Красители для волос.  Дезодоранты.


Презентация  по теме « Косметические вещества»



 Тема 7. Химия в повседневной жизни: медицине, сельском хозяйстве (минеральные удобрения), живописи.


3


12.

1.

Химия в медицине.


Лекция с элементами беседы

13.

2.

Химия в сельском хозяйстве. 



14.

3.

Химия и живопись.


Лекция с элементами беседы



 Тема 8. Строительные  материалы и их химический состав.

3


15.

1.

Строительные растворы. Известь: гашеная и негашеная.  Мел.


Лекция с элементами беседы

16.

2.

Песок. История стекла. Кирпичи. Фарфор и фаянс. Древесина – уникальный строительный материал.


Презентация  по теме «Стекло».


17.

3.

Обобщение по разделу II « Химия и жизнь».


Зачет


Литература.

Зуева М.В. Обучение учащихся применению знаний по химии: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1987.

В.Г. Денисова. Химия. Система подготовки к итоговому экзаменационному тестированию

( разбор типичных заданий, тематические и итоговые тесты). 9 классов. - Волгоград: Учитель, 2007.

Егоров А.С. Все типы расчетных задач по химии для подготовки к ЕГ'Э. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.

Дзудзова Д.Д. Окислительно- восстановительные реакции .- М.: Дрофа, 2007.

Аликберова Л.Ф. Полезная химия: задачи и истории,- М.: Дрофа, 2006.

Новошинский И.И. Переходные элементы и их соединения: теория, упражнения, тесты, задачи, решения: пособие для старшиклассников и абитуриентов,- Краснодар: Совет.Кубань, 2006.

Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. 8- 11 кл.: Учеб пособие для общеобразоват. учреждений - М: ООО «Издательский дом « ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство « Мир и Образование», 2012.

Внеклассная работа по химии. 8-11 класс. Под. ред. Злотникова Э.Г. 

М: Владос. 2005.

Нетрадиционные уроки по химии. 8-11 класс. Авт.-сост. Игнатьева С.Ю.  М: Владос. 2005.

Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992.

Нечаев А.П., КочетковаА.А., Зайцев А.Н. Пищевые добавки. – М.; Колос, 2001.

 Королевец А.А. Концерванты в пищевой промышленности // химия в школе. – 2007 - №1.- С. 7.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Программа курса по выбору для 9-х классов "Химия вокруг нас"

Автор: Карабак Татьяна Евгеньевна

Дата: 22.01.2016

Номер свидетельства: 281088

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Программа курса по выбору для 9-х классов "Химия вокруг нас""
    ["seo_title"] => string(55) "proghrammakursapovyborudlia9khklassovkhimiiavokrughnas1"
    ["file_id"] => string(6) "281089"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453466937"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Методическая разработка "Химия вокруг нас""
    ["seo_title"] => string(47) "mietodichieskaia_razrabotka_khimiia_vokrugh_nas"
    ["file_id"] => string(6) "408739"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1492000191"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1540 руб.
2370 руб.
1370 руб.
2110 руб.
1700 руб.
2620 руб.
1530 руб.
2350 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства