kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс по химии для учащихся 9 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс разработан для повышения уровня знаний учащихся по предмету химия и популяризации химии как общественно необходимой науки. Курс способствует закреплению теоретических знаний на практике, предусмотренной в ходе проведения элективного курса. План проведения элективного курса составлен в соответствии с требованиями нормативны документов. Особый упор при разработке выше указанного курса сделан на те темы которые требуют более детального разъяснения, чем этому отводится времени на уроках в течении учебного года. Считаю что курс является достаточной помощью учителям стремящимся повысить интерес учащихся к своему предмету и хорошим инструментом для повышения качества знаний учащихся по предмету химии. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по химии для учащихся 9 классов »

Элективный курс по химии для учащихся 9 классов.

Вещества вокруг нас.

Одним из направлений модернизации современного образования является переход к профильному обучению в старшей школе. Введение предпрофильной подготовки через организацию элективных курсов является необходимым условием создания образовательного пространства основной школы.

В данном пособии представлена программа элективного курса по химии «Вещества вокруг нас», предназначенная для учащихся 9 классов.

В курсе представлены сведения, которые позволяют осознать процессы в окружающем нас мире, информация о необычных свойствах известных веществ, затрагивается проблема экологии, химический практикум.

Курс направлен на расширение и углубление знаний по химии, на развитие общеучебных умений и навыков, расширения кругозора.

Данная программа построена по общей схеме. В пояснительной записке охарактеризованы особенности курса, конкретизированы его цели и задачи. Приведено поурочное планирование. Сформулированы требования к уровню достижений ученика по окончании изучения курса, предложен список рекомендуемой учителю литературы и мультимедийных средств обучения. Приложение содержит пример конспекта проведения урока, практической работы.


Пояснительная записка.

Элективный курс рассчитан на 34 часа, рекомендован для учащихся 9 классов, проявляющих интерес к естественнонаучным дисциплинам, в целях организации предпрофильной подготовки.

Курс является несистематическим и может изучаться параллельно с традиционным школьным курсом химии (любая программа). Базируется на знаниях, получаемых при изучении основного курса химии, и не требует знаний теоретических вопросов, выходящих за рамки стандарта.

Цели курса:

Ориентирование учащихся на продолжение образования в классах естественнонаучного профиля, расширение и углубление знаний по химии, расширение кругозора, формирование экологического мышления.

Задачи курса:

  • Развитие и укрепление интереса к предмету

  • Раскрытие химизма окружающего мира

  • Ознакомление учащихся с действием химических веществ на организм человека

  • Углубление, расширение и систематизация знаний о строении, свойствах, применении веществ

  • Совершенствование умений обращения с химическими приборами, посудой, веществами; решения экспериментальных задач

  • Сформировать представление о профессиях, связанных с химией


Содержание курса.

Введение (1 час). Ознакомление учащихся с целями и задачами данного курса. Краткий экскурс по программе.

Тема 1 Простые вещества.(3 часа)

Кислород, озон, азот. Получение, применение, круговорот в природе, биологическая роль. Углерод, его аллотропные видоизменения: алмаз, графит, фуллерены. Воздух. Экология воздушного бассейна. Инертные газы.

Тема 2 Вода. (8 часов)

Состав. Строение молекулы воды. Свойства воды. Изотопы водорода. Тяжелая вода. Роль тяжелой воды. Биологическая роль тяжелой воды.

Аномалии воды: высокая температура кипения, расширение при замерзании, лед, изменение плотности в зависимости от температуры. Живая вода.

Вода в живых организмах. Биологическая роль воды и ее функции в организме человека, животных и растений.

Вода – универсальный растворитель. Кривая растворимости. Способы выражения концентрации растворенного вещества: процентная, молярная, нормальная. Приготовление растворов с заданной концентрацией. Жесткость воды и способы ее устранения.

Тема 3 Оксиды и их роль (7 часов)

Оксид углерода (IV).Получение углекислого газа, его свойства и применение. Физиологическое значение. Явление кашля и зевоты. Вред курения, состав сигареты. Химический состав растений. Фотосинтез. Сущность, продукты фотосинтеза: глюкоза, крахмал, кислород.

Оксид углерода (II), способы получения, свойства. Физиологическая активность угарного газа. Оксид углерода (II) как химическое сырье в органическом синтезе. Оксид кремния (IV). Распространенность в природе, биологическое значение кремния: эпителиальные клетки, эластин. Применение оксида кремния (IV). Оксиды азота.

Тема 4 Основания и их роль (3 часа)

Основания в быту. Гашеная известь, применение. Щелочи: гидроксид натрия, гидроксид калия. Мыла. Водородный показатель среды раствора. Кислотно-щелочной баланс.

Тема 5 Кислоты и их роль (4 часа)

Соляная кислота. Открытие соляной кислоты. Соляная кислота как составляющая желудочного сока человека и млекопитающих. Синтез соляной кислоты. Соединения серы: сероводород, серная кислота. Образование в природе, действие на организмы, применение. Качественные реакции на соляную, серную, сероводородную кислоты.

Уксусная кислота. Уксусная кислота как одно из снадобий в древние времена. Получение в настоящее время. Применение. Приготовление столового уксуса из уксусной эссенции.

Тема 6 Соли и их биологическая роль (5 часов)

Хлорид натрия. Поваренная соль в истории развития цивилизаций. Нахождение в природе, добыча. Биологическое значение поваренной соли. Пищевая сода, получение, применение. Глауберова соль, открытие, значение в медицине. Карбонат кальция. Нахождение в природе, добыча, применение.

Гидролиз солей. Качественные реакции на соли.

Тема 7 Вещества в домашней аптечке (2 часа)

Активированный уголь. Адсорбция угля.

Йод. История открытия, строение, физические и химические свойства, применение.

Пероксид водорода. Строение, свойства, получение. Противомикробное и обесцвечивающее действие пероксида водорода.

Перманганат калия. Состав, свойства, применение в медицине.

Витамины. Виды, необходимость применения витаминов.

Ртуть. Токсичность паров ртути.

Опасность самолечения.


Требования к результатам обучения.

После изучения элективного курса «Вещества вокруг нас» учащиеся должны:

Знать строение и свойства простых и сложных веществ, которые окружают нас в природе и быту, знать их биологическое значение, основные способы их получения, обработки, использование человеком; знать правила работы и обращения с лабораторным оборудованием;

Уметь производить простейшие измерения (массы, плотности, объема); готовить растворы с заданной массовой долей растворенного вещества; определять процентную концентрацию растворов кислот, щелочей, солей по табличным значениям плотностей; сравнивать, выделять главное, делать выводы и обобщения; организовывать свой учебный труд, пользоваться дополнительной литературой, использовать в процессе обучения ИКТ; работать с лабораторным оборудованием; составлять уравнения химических реакций и производить расчеты по ним (количества вещества, массы, объема); использовать полученные знания в повседневной жизни и в практической деятельности.







Планирование уроков элективного курса

«Вещества вокруг нас».


п/п

Тема урока Плановые сроки прохождения Скорректированные сроки прохождения

1.

Введение



2.

Простые вещества. Кислород, озон, азот.



3.

Углерод.



4.

Воздух.



5.

Вода.



6.

Состав воды.



7.

Аномалии воды.



8.

Вода в живых организмах.



9.

Вода как растворитель.



10.

Вода как растворитель.



11.

Практическая работа. Приготовление растворов заданной концентрации.



12.

Жесткость воды и способы ее устранения.



13.

Оксиды и их роль. Оксид углерода (IV).



14.

Вред курения.



15.

Фотосинтез.



16.

Практическая работа. Получение и свойства углекислого газа.



17.

Оксид углерода (II).



18.

Оксид кремния (IV).



19.

Оксиды азота.



20.

Основания и их роль. Основания в быту.



21.

Водородный показатель среды раствора.



22.

Практическая работа. Определение рН некоторых бытовых растворов.



23.

Кислоты и их роль. Соляная кислота.



24.

Соединения серы.



25.

Лабораторная работа.



26.

Уксусная кислота.



27.

Соли и их биологическая роль. Хлорид натрия. Карбонат натрия.



28.

Глауберова соль. Карбонат кальция.



29.

Практическая работа. Качественные реакции на соли.



30.

Гидролиз солей.



31.

Гидролиз солей.



32.

Вещества в домашней аптечке.



33.

Вещества в домашней аптечке.



34.

Конкурс творческих работ. (Презентации учеников)





Приложение. Урок 22. Пример практической работы.

Определение рН некоторых бытовых растворов.


Цель работы: Закрепить понятие о водородном показателе растворов. Установить рН предложенных растворов.

Даны реактивы: дистиллированная вода, лимонный сок, раствор питьевой соды, раствор мыла Dove, раствор хозяйственного мыла, раствор СМС, раствор шампуня Pantene, известковая вода, универсальная индикаторная бумага. Индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин.


Ход работы:


Опыт 1.Изменение окраски кислотно-основных индикаторов в зависимости от рН растворов.


Несколько капель каждого из растворов поместите в чашку для микрореакций. Добавьте в каждый раствор по одной капле лакмуса, метилового оранжевого и фенолфталеина.

Результаты наблюдений о характере среды оформите в виде таблицы:


Исследуемый раствор

Индикатор

Окраска

Приблизительный рН






Для определения рН воспользуйтесь следующими данными:


Индикатор

Окраска

Интервал рН изменения окраски

Метиловый оранжевый

Лакмус

Фенолфталеин

Красная – желтая

Красная – синяя

Бесцветная - малиновая

3,1 – 4,0

5,0 – 8,0

8,2 – 10,0



Опыт 2. Определение рН раствора с помощью универсальной индикаторной бумаги.


Для приближенного определения рН раствора используйте универсальную индикаторную бумагу, пропитанную смесью нескольких индикаторов с различными областями перехода. На прилагаемой к ней цветной шкале указано, при каких значениях рН индикаторная бумага окрашивается в тот или иной цвет.

Стеклянной палочкой перенесите 2-3 капли исследуемого раствора на универсальную индикаторную бумагу. Сравните окраску еще сырого пятна с цветной шкалой. Сделайте вывод о приближенном значении рН раствора.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Элективный курс по химии для учащихся 9 классов

Автор: Чувасов Максим Сергеевич

Дата: 09.07.2014

Номер свидетельства: 109697

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Элективный курс "Химия в задачах" "
    ["seo_title"] => string(36) "eliektivnyi-kurs-khimiia-v-zadachakh"
    ["file_id"] => string(6) "168080"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423165311"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ХИМИЯ В ЗАДАЧАХ", 11 КЛАСС "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-programma-eliektivnogo-kursa-khimiia-v-zadachakh-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "225452"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439658539"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Рабочая программа элективного курса "Химия. История. Искусство" "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-khimiia-istoriia-iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "127679"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415361505"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Элективный курс " Мир органических веществ", 10 класс "
    ["seo_title"] => string(59) "eliektivnyi-kurs-mir-orghanichieskikh-vieshchiestv-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "113012"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1409062500"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Элективный курс «Основы и концепции современной химии» "
    ["seo_title"] => string(59) "eliektivnyi-kurs-osnovy-i-kontsieptsii-sovriemiennoi-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "187851"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426590580"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1270 руб.
2110 руб.
1570 руб.
2620 руб.
1420 руб.
2370 руб.
1570 руб.
2620 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства