Просмотр содержимого документа
«Урок в 7 классе по теме "Природные зоны Евразии"»
Технологическая карта урока географии
Класс: 7 А
Тема урока: Евразия. Зональные и азональные природные комплексы.
Учебник: География. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ А.И.Алексеев и др. – М.: Просвещение, 2021. Серия «Полярная звезда».
Тип урока по дидактической цели: комбинированный урок (получения новых знаний и их применения в разных учебных ситуациях).
Цель дидактическая: выработать умение применять знания в схожей и новой ситуации при работе разными источниками информации: географической картой, наглядными материалами, текстовым компонентом.
Цель предметная: формирование и расширение представлений о природных зонах Евразии за счёт включения в понятийную базу знаний о разнообразии природных зон Евразии и особенностями их размещения.
Задачи урока:
Обучающие: рассмотрение общих особенностей размещения природных зон Евразии и подтверждение проявления широтной зональности; ознакомление обучающихся с особенностями природы и типичными представителями растительного и животного мира природных зон Евразии; повышение естественнонаучной грамотности обучающихся.
Развивающие: совершенствование умения раскрывать связи и взаимосвязи между компонентами природы отдельных зон, составление краткого описания природных зон, навыков работы с различными источниками информации, умения анализировать и передавать информацию.
Воспитывающие: формирование целостного эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира.
Программное обеспечение: мультимедийная презентация учителя, мультимедийный проектор и экран, карты физические и природных зон Евразии; атласы, таблицы природных зон, контурные карты, листы с заданиями.
Задачи
Планируемые результаты
Закрепить понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность»
Дают определение понятиям «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность», опираясь на ранее полученные знания
Изучить карту природных зон Евразии
Называют группы природных зон
Называют природные зоны Евразии (с севера на юг)
Называют природные зоны по величине занимаемой территории
Определить особенности размещения природных зон Евразии
Перечисляют основные черты размещения природных зон Евразии
Определить особенности каждой природной зоны Евразии и представителей животного и растительного мира
Выявляют, опираясь на текст и карты атласа, природные особенности каждой природной зоны и типичных представителей растительного и животного мира.
Определить значение природных зон в природе
Рассказывают о роли природных зон в природе.
Способствовать формированию ценностей географических знаний на примере изучаемой темы
Осознание ценностей географического знания для использования в повседневной жизни
Развивать умения работать в группе со информационным материалом и географическими данными из карт атласа, способствовать формированию географической культуры, развитие кругозора, памяти, логики, воображения и интеллекта
Познавательные УУД: находить достоверные сведения в источниках географической информации и формулировать выводы, определять термины и понятия, строить логически обоснованные рассуждения;
Регулятивные УУД: определять цель, проблему в учебной деятельности, планировать учебную деятельность;
Коммуникативные УУД:излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, понимать позицию другого
- предметные
- личностные
- метапредметные
Курсивом выделены предметные результаты «выпускник получит возможность научиться»
Технологии: технология развития критического мышления, проблемное обучение, технология построения индивидуального образовательного маршрута.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная
ХОД УРОКА
Этап урока
Время
Планируемые результаты
Деятельность педагога
Деятельность учеников
Организационный момент
1 мин
Личностные: смыслообразование (я должен подготовиться к уроку).
Метапредметные:
Регулятивные: волевая саморегуляция;
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Приветствие:
Прозвенел для нас звонок – начинается урок.
Дружно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
- умение описывать и обобщать результаты образовательного опыта, связанного с содержанием темы.
Метапредметные:
Познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать факты.
Регулятивные:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
Коммуникативные: вступать в речевое общение, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Введение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Существует утверждение – если разнообразны климатические условия, то богат и разнообразен растительный и животный мир. Согласны ли мы с этим утверждением, мы ответим на этот вопрос в конце нашего урока.
Исходя из данного утверждения, что мы будем изучать сегодня?
Правильно! Записываем тему в тетрадь «Природные зоны Евразии»
Какова будет цель нашего урока?
Что мы должны сделать для достижения поставленной цели? Задачами нашего урока будут являться:
Нам необходимо подвести к уроку научную базу, поэтому проведем словарную работу.
Мы должны вспомнить, что называется природной зоной, широтной зональностью и высотной поясностью.
Дайте определение:
Что такое природная зона? (Природная зона - крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительного и животного мира.)
-Что называется широтной зональностью? (Широтная зональность закономерная смена природных зон от экватора к полюсам по мере уменьшения солнечного тепла и неравномерного увлажнения.)
-Что называется высотной поясностью? (Высотная поясность – это закономерная смена природных условий, природных зон, ландшафтов в горах)
Отвечают на вопрос. Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке.
Записывают тему урока в тетрадь.
Целью нашего урока будет являться изучение природных зон Евразии и их особенностей.
Задачи урока:
Вспомнить понятия, связанные с темой урока.
Определить природные зоны Евразии;
Выделить основные особенности природных зон Евразии.
Ответы учащихся на вопросы
Основная часть урока
18 мин
Личностные:
понимать значимость знаний о природных зонах; осознавать необходимость понимать и читать карту.
Предметные:
знание понятий и терминов «природная зона», виды природных зон на территории Евразии; умение называть и показывать природные зоны Евразии.
Метапредметные:
Познавательные:
анализировать текстовую информацию; анализировать, сравнивать и обобщать факты.
Регулятивные:
организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной целью, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.
Коммуникативные:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Выполняем задание:
Используя карту Евразии «Природные зоны», определите природные зоны и подпишите их на ваших контурных картах.
Проанализируйте карту «Природные зоны Земли» на странице 82 учебника.
Назовите природные зоны материка Евразии с севера на юг.
А теперь ответьте на вопрос: «В чем уникальность материка Евразия с точки зрения размещения природных зон?»
Назовите причины смены природных зон на материке Евразия.
Групповая работа «Знакомство с особенностями природных зон Евразии».
Предлагаю посмотреть особенности природных зон Евразии в презентации, работая в группах, заполнить таблицу с пропусками (выдаются карточки с заданиями) Приложение 1.
Подписывают на своих контурных картах с заранее выделенными границами «Природные зоны Евразии» зоны по порядку.
Отвечают на вопрос: на материке Евразия, в отличие от других материков, распространены все природные зоны.
Основной причиной смены природных зон с севера на юг на материке является изменение количества поступающего тепла по мере удаления от экватора – широтная зональность, и уменьшение количества влаги во внутренних участках территории по мере удаления от океанов (записи в тетрадях основных тезисов урока)
Учащиеся разделены на группы. Каждой группе дается раздаточный материал с текстом. Группы самостоятельно изучают материал и заполняют таблицу с «пропусками».
Аудиоминутка
2 мин
Предупреждение утомления и повышение работоспособности учеников;
Кратковременный, но эффективный отдых органов зрения, испытывающих повышенную нагрузку;
Активизация внимания учащихся, повышение способности к восприятию учебного материала.
Мы определили все природные зоны Евразии и их ключевые особенности. А сейчас мы проведем аудиопутешествие, в ходе которого немножко отдохнем! Просто закройте глаза и слушайте звуки. А то, где вы окажетесь во время нашего путешествия, зависит только от вашей фантазии))) Аудиофайл
Учащиеся с закрытыми глазами слушают аудио физкультминутку и отдыхают.
Применение полученных знаний, закрепление
3 мин
Личностные:
понимать значимость знаний о природных зонах; осознавать необходимость понимать и читать карту.
Предметные:
знание понятий и терминов «природная зона», виды природных зон на территории Евразии; умение называть и показывать природные зоны Евразии.
Метапредметные:
Познавательные:
анализировать текстовую информацию; анализировать, сравнивать и обобщать факты.
Регулятивные:
организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной целью, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.
Коммуникативные:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Задание на закрепление:
Собери паззл. Приложение 2.
Задания на интерактивной доске (презентация). Приложение 3.
Выполнение заданий:
Групповая работа
Рефлексия. Подведение итогов урока
3 мин
Личностные:
самоопределение, самосознание.
Предметные: использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной деятельности
Метапредметные:
Регулятивные:
самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале;
проговаривать результаты действий на уроке;
осуществлять самоконтроль.
Познавательные:
определение основной и второстепенной информации;
анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
учет разных мнений;
планирование работы учебного сотрудничества.
Что мы сегодня узнали за урок?
Чему мы научились?
Молодцы! Все сегодня работали хорошо!
Выставление оценок за урок (листы оценивания). Приложение 4.
Прием «Дерево Блоба» для определения своего отношения к уроку в целом. Приложение 5.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов.
Обмениваются мнениями.
Домашнее задание
1 мин
Уровень А: выполнить задание на соответствие природной зоне ее особенностей
Уровень В: Ответить на проблемный вопрос «Какие природные зоны Евразии являются «лёгкими» планеты Земля?». В защиту своего ответа приведите два аргумента.
Работа с картой в какой природной зоне располагаются: о. Калимантан, п-ов Индокитай, п-ов Аравийский, о. Исландия, о. Врангеля, о. Крит, о Сахалин
Приложение 6.
Записывают домашнее задание в дневник. Получают листы с домашним заданием.
Приложение 1. Групповая работа «Природные зоны Евразии»
Приложение 6. Домашнее задание по теме «Природные зоны Евразии»
1 вариант
Уровень А: Выполнить задание на соответствие природной зоны и характерного признака зоны:
Природная зона
Характерные признаки
А) Арктические пустыни
1. Занимают острова на юго-востоке Евразии. Очень жарко, много осадков.
Б) Тундра и лесотундра
2. Зона состоит из хвойных деревьев.
В) Тайга
3. На территории зоны произрастают такие деревья как дуб, граб, бук.
Г) Смешанные и широколиственные леса
4. Характерны мхи и лишайники, а также произрастают кустарнички.
Д) Степи
5. Преобладают плодородные почвы, произрастают различные злаки.
Е) Пустыни и полупустыни
6. Растительность очень скудная, местами отсутствует, типичное растение - саксаул.
Ж) Саванны
7. Занимают острова Северного Ледовитого океана.
З) Муссонные леса
8. Деревьев растет очень мало, преобладают травы.
И) Экваториальные леса
9. Различаются сухой и влажный сезоны
К) Жестколистные вечнозеленые леса
10. Выращивают виноград и цитрусовые.
Впишите ответы в таблицу (1 балл)
Таблица для ответа:
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Уровень В: Ответить на проблемный вопрос «Какие природные зоны Евразии являются «лёгкими» планеты Земля?». В защиту своего ответа приведите два аргумента (2 балла)
Работа с картой: в какой природной зоне располагаются: о. Калимантан, п-ов Индокитай, п-ов Аравийский, о. Исландия, о. Врангеля, о. Крит, о Сахалин (3 балла)
Домашнее задание по теме «Природные зоны Евразии»
2 вариант
Уровень А: Выполнить задание на соответствие природной зоны и характерного признака зоны:
Природная зона
Характерные признаки
А) Арктические пустыни
1. Обитают грызуны и копытные. В почве много солей.
Б) Тундра и лесотундра
2. Выращиваются зерновые культуры, подсолнечник.
В) Тайга
3. Обитают белые медведи, растений почти нет.
Г) Смешанные и широколиственные леса
4. Наибольшая по площади природная зона материка.
Д) Степи
5. Деревья имеют плотные, блестящие листья.
Е) Пустыни и полупустыни
6. Обитают львы, много трав.
Ж) Саванны
7. Сильные ветры, низкие температуры препятствуют росту деревьев.
З) Муссонные леса
8. Обитают человекообразные обезьяны, дикие быки.
И) Экваториальные леса
9. Деревья в сухой период сбрасывают листву.
К) Жестколистные вечнозеленые леса
10. Почвы плодороднее, климат теплее, чем в тайге.
Впишите ответы в таблицу (1 балл)
Таблица для ответа:
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Уровень В: Ответить на проблемный вопрос «Какие природные зоны Евразии являются «лёгкими» планеты Земля?». В защиту своего ответа приведите два аргумента (2 балла)
Работа с картой: в какой природной зоне располагаются: о. Калимантан, п-ов Индокитай, п-ов Аравийский, о. Исландия, о. Врангеля, о. Крит, о Сахалин (3 балла)
Приложение 5. Рефлексия по итогам урока
Прием «Дерево Блоба»
Описать свое состояние в начале и в конце урока.
Приложение 4. Лист оценивания
Фамилия, имя учащегося ___________________________________________